Жанр «Пассионы» в творчестве И.С.Баха и их мировое значение в истории музыкальной культуры последующих времен. От Баха до наших дней.



Расцвет жанра Страстей связан с распространившейся в XVIII веке ораториальной формой — с участием солистов, хора и оркестра, нередко органа. Основоположником этой формы стал Генрих Шютц, однако не в своих Страстях, написанных в традиционной манере, а в «Рождественской истории» (Weihnachtshistorie), где повествование евангелиста прерывается интермедиями, в которых новозаветный сюжет разыгрывается различными персонажами; при этом партии ангелов, волхвов, первосвященников и Ирода сопровождаются разными составами инструментов[2].

В этой форме написаны Страсти Г. Ф. Генделя и Г. Ф. Телемана (автора 44 пассионов) и целого ряда более поздних композиторов; однако вершинными достижениями считаются Страсти И. С. Баха[3].

Текст Страстей постепенно отходил от собственно евангельского: уже в начале XVIII века на основе Нового Заветатексты для Страстей писали известные поэты и оперные либреттисты. Так, Райнхард Кайзер в 1704 году вместо библейского текста использовал стихи Кристиана Фридриха Хунольда; текст страстной оратории, написанный в 1712 году поэтом и либреттистом Бартольдом Брокесом, положили на музыку Г. Ф. Гендель, Г. Ф. Телеман и тот же Кайзер[2]; И.С. Бах для своих Страстей использовал, кроме Брокеса, тексты Соломона Франка, Пикандера и других поэтов; во II половине XVIII века несколько композиторов написали Страсти на либретто Пьетро Метастазио, в том числе Йозеф Мысливечек («Страсти Иисуса Христа», 1773)[5] и Антонио Сальери («Страсти господа нашего Иисуса Христа», 1776)[6].

В XIX веке интерес к жанру «Страстей» постепенно угас — композиторы-романтики предпочитали более свободные формы. Интерес возродился в XX веке; так, ещё в 30-х годах немецкий композитор-лютеранин Хуго Дистлер создал хоральные Страсти на основе текстов всех четырёх евангелистов («Choralpassion nach den 4 Evangelien der Heiligen Schrift»). Обращаются к жанру Страстей и современные композиторы, в частности:

§ Кшиштоф Пендерецкий — «Страсти по Луке»

§ София Губайдулина — «Страсти по Иоанну»

§ Арво Пярт — «Страсти по Иоанну»

§ Митрополит Иларион (Григорий Валериевич Алфеев) — «Страсти по Матфею»

§ Фредрик Сикстен — «Страсти по Марку» (на швед. )

Месса и ее значение в эпоху барокко. Мессы в творчестве И.С.Баха.

 Ярчайшим представителем этого времени стал И. С. Бах. Месса в его
творчестве приобрела черты кантаты с её самостоятельными, законченными
как хоровыми, так и сольными номерами, ярким оркестровым
сопровождением, многоплановостью фактуры («Высокая месса» h-moll)

 


Дата добавления: 2020-11-15; просмотров: 150; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!