Творчество Г.Шютца – основателя жанра «Пассионы».



Генрих Шютц
Heinrich Schütz 1585 - 1672 (87 лет)


Портрет Шютца кисти Кристофа Шпетнера,
ок. 1660

   

Генрих Шютц (нем. Heinrich Schütz; 8 (18) октября 1585, Кёстриц — 6 ноября 1672, Дрезден) — выдающийся немецкий композитор, органист и педагог. Ныне известен, главным образом, как автор духовной хоровой музыки. Генрих Шютц рассматривается как один из наиболее крупных и плодовитых композиторов немецкого барокко.

Биография

Генрих Шютц родился в городе Бад-Кестрице в Тюрингии. Он был старшим сыном из восьми детей Кристофа Шютца и Ефросиньи Бигер. В 1590 году семья переехала в город Вайсенфельс (нем. Weißenfels) в южной Саксонии, где отец стал владельцем трактира.

В 1599 году его музыкальный талант был замечен главой немецкого княжества Гессен-Кассель ландграфом Морицем Гессен-Кассельским, который был музыкантом-любителем, и Генрих Шютц начал петь в Кассельской придворной капелле. В 1609-12 жил в Венеции, где учился у Джованни Габриели. Там же в 1611 Шютц опубликовал свой первый опус — сборник («книгу») пятиголосных мадригалов, главным образом, на тексты Дж. Гварини и Дж. Марино. В целом современные техники и стиль итальянской музыки оказали на Шютца сильное впечатление и отразилась на его позднейшем творчестве. В 1613 вернулся в Кассель, где занял место второго придворного органиста.

В 1627 году в Торгау была исполнена пасторальная трагикомедия «Дафна» на текст Мартина Опица, считающаяся первой немецкой оперой, а точнее, зингшпилем[1] (музыка утеряна).

В числе учеников Шютца были Генрих Альберт, Иоганн Пауль фон Вестхоф, Елизавета София Мекленбургская, Карло Фарина, Иоганн Шелле и др.

Генрих Шютц умер от инсульта в 1672 в возрасте 87 лет. Был похоронен в дрезденской Фрауэнкирхе. В 1727 старое здание Фрауэнкирхе было снесено, а вместе с ним была утрачена и могила композитора. Ныне о нём напоминает лишь врезанная в полу современной Фрауэнкирхе памятная табличка.

Творчество

Генрих Шютц — один из самых известных немецких композиторов XVII века. Он автор многих духовных (преимущественно вокальных) сочинений, среди которых оратории, кантаты, страсти (пассионы), хоровые концерты, мотеты, «Немецкий магнификат». Ряд сочинений Шютца, в том числе, балеты «Орфей и Эвридика» (1638) и «Парис и Елена» (1650), а также две пасторали «с музыкой и танцами» утрачены во время пожара в дрезденской библиотеке в 1760 году.

Рецепция

Шютц отмечен в качестве музыканта в Лютеранском церковном календаре(нем. Evangelische Namenkalender, англ. Lutheran Calendar of Saints) 28 июля с Иоганном Себастьяном Бахом и Георгом Фридрихом Генделем.

Список сочинений (выборка

Титульная страница сб. «Псалмы Давидовы»

Примечание. Вокальные сочинения Шютца — на немецкие тексты, если не указано иное

· Мадригалы. Книга I (Il primo libro de madrigali; Венеция, 1611; на итал.)

· Псалмы Давидовы (Psalmen Davids; Дрезден, 1619)

· История Воскресения Христова (Historia der… Auferstehung… Jesu Christi; Дрезден, 1623)

· Духовные песни (Cantiones sacrae; Фрайберг, 1625; на латыни)

· Музыка к рифмованной Псалтири К.Беккера (Beckerscher Psalter; Фрайберг, 1628; 2-я ред. Дрезден, 1661)

· Духовные симфонии. Книга I (Symphoniae sacrae I; Венеция, 1629; на латыни)

· Поминальная музыка (Musikalische Exequien; Дрезден, 1636)

· Маленькие духовные концерты. Книга I (Kleine geistliche Konzerte; Лейпциг, 1636)

· Маленькие духовные концерты. Книга II (Kleine geistliche Konzerte; Лейпциг, 1639)

· Духовные симфонии. Книга 2 (Symphoniae sacrae II; Дрезден, 1647)

· Духовная хоровая музыка (Geistliche Chor-Music; Дрезден, 1648)

· Духовные симфонии. Книга 3 (Symphoniae sacrae III; Дрезден, 1650)

· Двенадцать духовных песен (Zwölf geistliche Gesänge; Дрезден, 1657)

· Семь слов Иисуса Христа (Die sieben Worte Jesu Christi; ок.1660)

· История Рождества Христова (Historia der… Geburt… Jesu Christi; Дрезден, 1664)

· Страсти по Матфею, Страсти по Иоанну, Страсти по Луке (1666)

· Псалом 119, с приложением Псалма 100 немецкого магнификата (Hundert und Neunzehender Psalm, nebenst dem Anhange des 100. Psalms… und eines deutschen Magnificats: 1671)[2]

 

Хоровое творчество И.С.Баха.

Сочинения с участием хора составляют значительную часть насле-дия Иоганна Себастьяна Баха. В его творчестве представлены все основные жанры эпохи позднего барокко за исключением оперы, хоровое наследие составляют: духовные кантаты (пять циклов таких кантат на каждое воскресенье и на праздники церковного года); из биографии Баха известно о 4 циклах пассионов, из которых нам доступны только два: Страсти по Иоанну (Johannespassion), и Страсти по Матфею (Matthäuspassion); магнификат; оратории – Рождественская, Пасхальная; 6 мотетов, 186 хоралов; кантаты духовные (сохранилось ок. 200) и светские (24) – «Состязание Феба и Пана», «Умиротворенный Эол», «Охотничья», «Крестьянская», «Кофейная» и др.

Среди других жанров, «месса» занимает особое положение в хоровом творчестве Баха. Месса - это многочастное произведение для хора, солистов и оркестра. Музыкальная форма мессы развилась из песнопений церковной службы, она состоит из шести разделов: Kyrye eleison (Господи, помилуй) , Gloria (Слава), Credo (Верую), Sanctus (Свят), Benedictus (Благословен) и Agnus Dei (Ангел Божий).

Кроме четырех коротких месс, состоящих из двух частей — Kyrie и Gloria, Бах создал также полный цикл католической мессы. Это «Высокая месса» или месса «h-moll», которая включает в себя 24 номера. Она принадлежит к высшим достижениям ораториального жанра и является одним из величайших и грандиозных творений Баха.


Дата добавления: 2020-11-15; просмотров: 651; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!