В 1845 году дом Пашкова был приобретен казной для Дворянского института при Московском университете.
В связи с расширением Моховой улицы в 1930-х годах была снята ограда усадебного сада, выровнены склоны холма, а перед выступающим портиком центрального корпуса устроена полукруглая терраса с балюстрадой, охваченная с двух сторон лестничными спусками. Работы были выполнены по проекту архитектора В.И.Долганова.
Другим великим русским архитектором, работавшим одно время вместе с Баженовым, был
Матвей Федорович Казаков (1738—1812)
Уроженец Москвы, Казаков еще более тесно, чем Баженов, связал свою творческую деятельность с московским зодчеством. Попав тринадцати лет в школу Ухтомского, Казаков на практике постиг искусство архитектуры. Он не был ни в Академии художеств, ни за границей. С первой половины 1760-х гг. молодой Казаков уже работал в Твери, где по его проекту построен ряд зданий как жилого, так и общественного назначения.
В 1767 г. Казаков был приглашен Баженовым в качестве своего непосредственного помощника для проектирования ансамбля нового Кремлевского дворца.
Петро́вский путево́й (подъездно́й) дворе́ц на Тверском тракте (Ленинградский проспект) — путевой дворец на въезде в Москву со стороны Петербурга.
Возведён в 1776—1780-х годах по проекту архитектора Матвея Казакова и представляет собой образец русской неоготической архитектуры.
Екатерина II отдала приказ на строительство дворца в связи с успешным завершением Русско-турецкой войны 1768—1774 годов.Под строительство были выделены пустующие земли, принадлежавшие в те времена Высокопетровскому монастырю.
|
|
Руководство строительством было поручено Василию Баженову, но вскоре передано Матвею Казакову.
Строительством Петровского путевого ансамбля Казаков увековечил себя как крупнейшего представителя русской готики, к формам которой он неоднократно возвращался в своей творческой деятельности.
Большо́й Царицынский дворе́ц — дворец, входящий в комплекс застройки Царицынского дворцово-паркового ансамбля.
Построенный Матвеем Казаковым в 1786—1796 годах на месте разобранных зданий Василия Баженова, дворец стал главной постройкой для несостоявшейся подмосковной резиденции Екатерины II.
Выполненный в характерном для Царицына стиле псевдоготики, Большой Царицынский дворец несёт в себе явные черты классицизма и является ярким памятником архитектуры XVIII века.
За всю свою историю постройке не нашлось достойного применения, уже в начале XIX века она стала превращаться в живописную руину.
В настоящее время дворец используется для размещения экспозиций музея-заповедника «Царицыно», для проведения художественных выставок и концертов.
|
|
Во время своей краткой поездки в Москву в июне 1785 года Екатерина II осмотрела царицынское строительство под руководством Василия Баженова и осталась недовольна сделанной работой. В январе 1786 года Баженов был уволен от возложенных на него должностей.
К февралю 1786 года Матвей Казаков, ученик и товарищ Баженова, подготовил по поручению императрицы проект нового Большого дворца, и он был одобрен Екатериной.
В марте началась разборка трёх корпусов — покоев Екатерины, её внуков и цесаревича Павла; 18 июля был заложен новый дворец «по вновь конфирмованному учинённому архитектором Казаковым плану».
Выбор Казакова в качестве главного архитектора переделки Царицына не был случайным — Екатерина в то время к нему благоволила.
Матвей Казаков в своём проекте попытался по возможности сохранить избранный Баженовым стиль, основанный на традициях московского зодчества XVII века.
Новый Большой дворец приобрёл трёхчастное деление, характерное для классицизма, монументальные пропорции и стал ведущим элементом застройки. В ноябре 1796 года Екатерина Великая скончалась.
К этому моменту строительство Большого царицынского дворца вчерне завершилось, здание было покрыто временной крышей. Велись внутренние отделочные работы: 17 помещений дворца имели паркетные полы и отделку потолков. А новый император Павел I, осматривавший дворец в марте 1797 года, повелел «в селе Царицыне никаких строений не производить».
|
|
В дальнейшем обустройство царицынских построек так и не возобновилось, и жилой императорской резиденцией дворцовый ансамбль, долго и трудно строившийся Василием Баженовым и Матвеем Казаковым, так и не стал.
Архитектурные особенности
Казаковский дворец в чём-то повторяет замысел Баженова: его основу составляют два равных крыла, квадратных в плане, предполагавшихся для покоев Екатерины II (правое крыло) и цесаревича Павла (левое).
Оба крыла соединены средней частью, которая снаружи выглядит главным элементом здания — монументальным и величественным.
Ведущим визуальным элементом дворца, определяющим его силуэт, стали угловые башни; благодаря им готические мотивы в Царицыне стали ещё более выраженными.
В здании, несмотря на его общий готический облик, явно проступают черты классицизма, ставшего к 1790-м годам ведущим направлением русской архитектуры.
Строгая симметрия и трёхчастное деление фасадов определяет спокойствие и уравновешенность пропорций, монументальные каннелированные полуколонны акцентируют углы башен, колоннадой отмечен парадный вход во дворец.
|
|
Во многом Большой Царицынский дворец демонстрирует иной подход к решению задачи постройки загородной резиденции «в готическом вкусе»: по сравнению с баженовским проектом, здесь посредством классицистических решений проявилась «державная мощь» и отсутствуют лёгкость и игривость.
Одно из самых ранних и вместе с тем наиболее значительных и известных сооружений Казакова-
Дата добавления: 2020-11-15; просмотров: 101; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!