В рассматриваемый период выдающимися зодчими России были созданы архитектурные творения, являющиеся достоянием не только России, но и всего мира.



Ранний русский классицизм:

Здание Академии Художеств( Ж.-Б. Валлен-Деламот, А.Ф. Кокоринов, Ю.М. Фельтен)

 Иван Егорович Старов (1745—1808):

Таврический дворец

Д. Кваренги (1744-1817):

Академия наук,

Смольный институт

Ч.Камерон (1745-1812): Камеронова галерея в Царском Селе, Дворец в Павловске

А. Ринальди (1709-1794): Гатчинский дворец

В. Бренна (1747-1820), В.И. Баженов: Михайловский (Инженерный) замок

Москва:

Василий Иванович Баженов (1737/38 – 1799:

Дворцово-парковый ансамбль в Царицыно под Москвой (1775 – 1785),

Дом П.Е. Пашкова (1784 – 1786; Баженов)

Матвей Федорович Казаков (1738 – 1812):

Петровский путевой дворец (1775 – 1782),

Большой Царицынский дворец,

Здание Сената в Московском Кремле (1776 – 1787),

Зал Благородного собрания (1780-е; Казаков)

В 1760-х годах в России произошла смена архитектурно-художественного стиля. Декоративное барокко, достигшее своего апогея в творчестве величайшего представителя этого направления - зодчего Ф.Б.Растрелли, уступило место классицизму, быстро утвердившемуся в Петербурге и Москве, а затем распространившемуся по всей стране.

Классицизм (от лат.- образцовый) - художественный стиль, развивающийся путем творческого заимствования форм, композиций и образцов искусства античного мира и эпохи итальянского возрождения.

Для архитектуры классицизма характерны геометрически правильные планы, логичность и уравновешенность симметричных композиций, строгая гармония пропорций и широкое использование ордерной тектонической системы.

Развитие архитектуры обусловлено экономическими и социальными факторами. Из-за расширения обширного внутреннего рынка и активизации внешней торговли,  возникла необходимость возведения казенных и частновладельческих сооружений, зачастую государственного значения.

В городах стали строить много казенных административных зданий: губернаторские дома, больницы, тюремные замки, казармы для военных гарнизонов. Интенсивно развивались культура и просвещение, что вызвало необходимость в строительстве многих зданий, учебных заведений, различных академий, институтов - пансионатов для дворянских и мещанских детей, театров и библиотек. Быстро росли города, прежде всего за счет жилой застройки усадебного типа.

В соответствие с возникновением и развитием классицизма на смену регулярной французской системе садово-паркового искусства приходит пейзажная (английская система), распространившаяся в Западной Европе и прежде всего в Англии.

Ранний русский классицизм:

Здание Академии Художеств( Ж.-Б. Валлен-Деламот, А.Ф. Кокоринов, Ю.М. Фельтен)

Здание Академии художеств относится к ряду старейших построек города на Неве, которые хорошо сохранились до наших дней. Примечателен необычный и несколько аскетичный двор Академии, мощёный брусчаткой и имеющий выходы только через двери. Стилевую строгость композиции оживляет памятник основателю ВУЗа — графу Шувалову.

Сегодня это федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования под названием "Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина при Российской академии художеств".
Данный образовательный институт был учреждён Указом Правительствующего Сената от 6 (17) ноября 1757 г. Художников тут обучают до сих пор.

 Высшая школа мастеров русского искусства и центр художественной жизни страны — "Академия трех знатнейших художеств" была основана по инициативе И. И. Шувалова и М. В. Ломоносова указом Сената в 1757 г.

Занятия начались в 1758 году сразу в нескольких классах — живописном, скульптурном, архитектурном и медальерном.

А через 6 лет — 4 ноября 1764 году высочайшим указом императрицы Екатерины II были утверждены "Привилегия и Устав Императорской Академии трех знатнейших художеств" — законодательное признание правительством самоценности и самостоятельности художественной деятельности.

Уже в первые годы в Академии сложилась и в дальнейшем совершенствовалась строго последовательная система обучения. Начинали с рисования — на первых порах постигали простое черчение без линейки, затем переходили к копированию образцов: гравюр с картин лучших мастеров или рисунков; гипсовых античных образцов и, наконец, рисунок с обнаженной натуры.

Параллельно с рисованием живописцы начинали писать с обнаженной натуры, скульпторы — лепить ее, а архитекторы занимались изучением ордеров, обмерами, отмывкой архитектурных элементов, проектированием небольших декоративных и парковых сооружений, а затем и созданием масштабных объемно-пространственных композиций.

Наряду с этим в Академии преподавали пластическую анатомию, архитектурную графику, общеобразовательные предметы, языки. Заканчивали курс исполнением достаточно сложной композиционной работы по избранной специальности. Наиболее одаренные, чьи произведения отмечались золотыми медалями первого или второго "достоинства" отправлялись в "пенсионерскую" поездку для усовершенствования мастерства, как правило, в Италию и Францию.

Знаменитые ученики Академии

Воспитанники Академии прославили русское искусство, создав образы глубокой мысли, воспевавшие красоту русского человека и благородство его стремлений. В Академии художеств в Санкт-Петербурге учились:
Художники
А. П. Лосенко, Ф. С. Рокотов, Д. Г. Левицкий, О. А. Кипренский, В. А. Тропинин, С. Ф. Щедрин, К. П. Брюллов, А. А. Иванов, П. А. Федотов, И. Н. Крамской, В. И. Суриков, В. А. Серов, И. Е. Репин, И. И. Бродский, И. Э. Грабарь, М. Б. Греков
Здесь же получил образование великий украинский поэт и художник — Т. Г. Шевченко.
Архитекторы
В. И. Баженов, И. Е. Старов, А. Д. Захаров, В. П. Стасов
Ваятели:
Ф. И. Шубин, М. И. Козловский, И. П. Мартос, С. С. Пименов, В. И. Демут-Малиновский, П. К. Клодт, М. М. Антокольский и многие другие.

При Российской Академии художеств был открыт первый российский публичный музей, возведенный в ранг научно-исследовательских, что представляет собой явление во всех смыслах уникальное и неординарное.

Музей Российской академии художеств — один из старейших музеев России, является первым художественным музеем, который был возведён в ранг научно-исследовательского.

Исторический фонд включает эскизы, гравюры и другие бесценные работы русских живописцев, графиков, скульпторов и архитекторов.

 

Строительство и особенная архитектура здания

 

Здание Академии художеств было построено в стиле раннего классицизма 1764-1788 гг. Оно представляет собой гениальное творение 3-х архитекторов, таких как Жан-Батист Валлен-Деламота, Александр Филиппович Кокоринов и Юрий Матвеевич Фельтен.

Академия представляет собой составленный из четырех корпусов прямоугольник со сторонами 140 и 125 метров, внутрь которого вписан кольцеобразный корпус («циркуль»), которым образован внутренний круглый двор диаметром 55 метров.

Кроме главного, круглого двора есть еще четыре маленьких световых двора по внутренним углам здания.

Обращенный к Неве главный фасад здания оформлен тремя ризалитами.

Центральный ризалит выделен дорическим портиком с треугольным фронтоном над ним.

Прямые линии портика центрального ризалита смягчены плавными линиями его боковых частей, карниза и аттика под высокой изогнутой кровлей.

Между колоннами портика установлены скульптурные копии с античных статуй Геркулеса и Флоры. Они созданы по моделям скульптора И. П. Прокофьева.

На месте вестибюля первоначально был проезд во двор. В 1817 году он был заложен. Над входом помещена надпись «Свободным художествам. Лета 1765 года».

Центральная часть здания была увенчана статуей Минервы, покровительницы ремесел и искусств, в окружении трех гениев художеств. Статуя была выполнена по проекту архитектора Прокофьева и установлена на куполе главного корпуса в 1786 году.

В 1910-х годах в здании произошел крупный пожар, после которого сильно поврежденную статую пришлось демонтировать. По сохранившимся чертежам и моделям скульптуры она была воссоздана скульптором Михаилом Аникушиным и его учениками и установлена на прежнем месте к 300-летию Санкт-Петербурга (в 2000 годах).

Во двор из здания ведут 4 двери, над которыми значатся 4 основные направления деятельности школы: Живопись, Скульптура, Архитектура, Воспитание.


 Архитектура строгого классицизма (1780-1800 гг.)

В рассматриваемый период выдающимися зодчими России были созданы архитектурные творения, являющиеся достоянием не только России, но и всего мира.

 

Одним из наиболее одаренных и прославленных мастеров архитектуры второй половины 18 столетия был Иван Егорович Старов (1745—1808), имя которого связано со многими постройками Петербурга и провинции.

Крупнейшим произведением Старова, если говорить о дошедших до нас сооружениях мастера, является Таврический дворец, выстроенный в 1783—1789 гг. в Петербурге недалеко от Смольного монастыря и Смольного института и получивший свое название по имени первого владельца князя Г.Потемкина-Таврического.

 

 

Простое и величественное здание выдержано в стиле русского классицизма. Оно стало эталоном облика русских дворянских усадеб.

Таврический дворец с его приземистым про­тяженным фасадом, с двумя выступающими впе­ред флигелями, образующими парадный дворик, с четко выделенным главным корпусом, украшенным портиком и увенчанным куполом, - одна из первых и наиболее значительных построек русского класси­цизма.

По решению внутренних помещений это не только жилой дворец-усадьба, но и резиденция, предназначенная для торжественных приемов, празднеств и увеселений. Центральная часть дворца выделена куполом и шестиколонным римско-дорическим портиком, расположенным в глубине широко открытого наружу парадного двора. Значительность центральной части здания оттеняется низкими одноэтажными боковыми крыльями дворца, оформление которых, так же как и боковых корпусов, очень строго. Торжественно решены внутренние помещения дворца. Расположенные прямо против входа гранитные и яшмовые колонны составляют в целом подобие внутренней триумфальной арки. Из вестибюля вошедшие попадали в монументально оформленный купольный зал дворца, а затем в так называемую Большую галерею с торжественной колоннадой, состоящей из тридцати шести колонн ионического ордера, поставленных в два ряда по обе стороны зала.

Дворец имеет сравнительно небольшую высоту (всего 12 метров).  Очень богато было внутреннее оформление дворца. Вестибюль украшен яшмовыми и гранитными столпами. В следующем, купольном, зале - прекрас­ныe колонны, фаянсовые печи, украшенные лазорью и золотом. Этот пышно оформленный зал как бы подготавливал к восприятию великолепного, колос­сальных размеров Екатерининского зала и помеще­ния зимнего сада, в центре которого, под куполом ротонды из восьми колонн, возвышалась на поста­менте мраморная статуя Екатерины II работы вели­кого русского скульптора Ф. И. Шубина.

Сооружение дворца длилось шесть лет, и было закончено в 1789 г.

      В начале ХХ века Таврический дворец превра­тился в арену крупных политических событий. С 1906 по февраль 1917 г. здесь заседала Госу­дарственная дума. В связи с этим зимний сад был превращен в зал заседаний и застроен амфитеатром, дворцовый театр перестроен в библиотеку. Застрой­ка колоннад Екатерининского зала лишила дворец одного из его замечательных качеств - изумитель­ных сквозных перспектив. В 1907 г. журнал «Старые гoды» справедливо назвал эту перестройку актом вандализма, совершенно ненужного и неоправ­данного.

      27 февраля (12 марта) 1917 г. в стенах Тав­рического дворца (в помещениях слева от входа) был образован и начал действовать Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов. С этого дня дворец стал центром притяжения революционных масс, рабочих демонстраций. Совет проработал здесь до августа 1917 г., то есть до своего пере­езда в здание штаба революции - Смольный. В Тав­рическом дворце (в помещениях справа от входа) со 2 (15) марта находилось также и Временное правительство.

      В вестибюле Таврического дворца установлены две мемориальныe доски, рассказывающие о пребы­вании в этом здании Ленина.

Д. Кваренги (1744-1817) Академия наук

Придворный зодчий Кваренги вписал академию в уже существовавшую застройку набережной Невы от Дворцового моста в сторону дворца Меншикова. Она расположилась между строениями первой трети XVIII века — Кунсткамерой и зданием Двенадцати коллегий.

Свободно стоящее здание Академии главным фасадом ориентировано на Большую Неву, а противоположным — на образовавшуюся перед корпусами Двенадцати коллегий просторную площадь. В то время на нее с набережной выходили широкие проезды, к которым были обращены боковые фасады сооружения. Угловое положение постройки обеспечило возможность трехмерного восприятия ее монументальных архитектурных форм.

Четкая, ясная, геометрически выверенная композиция здания довольно проста и выражена единым компактным объемом, вытянутым вдоль набережной. Цоколь мощного портика и примыкающий к нему выступ наружной лестницы с двумя сходами по фронту, вынесены за пределы основной линии фасада с нарушением общей границы застройки. Его пропорции, масштаб, поэтажное членение и фасадная композиция абсолютно не согласованы с архитектурой Кунсткамеры и здания Двенадцати коллегий. Кваренги скорее противопоставил свое классицистическое детище находящимся поблизости творениям в стиле зодчества петровского времени, нежели связал его с ними. Поэтому великолепное само по себе здание Академии выглядит достаточно обособленно, несколько нарушая пространственный ансамбль.

Лестница главного входа, поднимающаяся двумя маршами с разных сторон на площадку при основании колоннады, выглядит несколько архаично. Подобного типа, но не столь массивные, лестницы были характерны для жилой застройки Петербурга более ранней поры.

Ризалит — выступающая часть фасада здания по всей его высоте. Составляет единое целое с основной массой здания.

По проекту Кваренги, портик, отмечающий главный вход, и группировка оконных проемов главного фасада здания позволяли судить о планировочном решении его внутренних пространств. В центральной части располагались парадные помещения, занимавшие второй и третий этажи. Наружная лестница вела с набережной Невы в главный вестибюль, который с двух сторон фланкировался просторными комнатами. Через вестибюль три широкие двери вели в двусветный зал заседаний с полукруглым завершением в торцах. Объем этого зала был выявлен выступом на противоположном фасаде, соответствующим портику главного. Другая гранитная наружная лестница, устроенная со стороны заднего фасада, позволяла попасть в зал заседаний непосредственно с площади перед зданием Двенадцати коллегий. Внутренние двухмаршевые лестницы вели на верхний этаж угловых ризалитов. Планировка расположенных там помещений предполагала вариативное их использование. Они могли стать как служебными комнатами для размещения Управления делами Академии, так и квартирами для ее членов.

 

Смольный институт — здание Смольного института благородных девиц, возведённое не позднее 1806 года в Петербурге по проекту Джакомо Кваренги.

Памятник истории и архитектуры классицизма, резиденция губернатора Петербурга, а также музей.

 

 

По указу Екатерины II от 5 мая 1764 года в России появилось первое учебное заведение для женщин — Воспитательное общество благородных девиц, которое разместили в трехэтажных жилых корпусах Смольного монастыря. В тесных монастырских помещениях Институту благородных девиц было неудобно, поэтому в 1806 году по просьбе заказчиков Кваренги переработал подготовленный проект Вдовьего дома и начал строительство здания для Воспитательного общества. Вдовий дом занял один из корпусов Смольного монастыря.

Здание Смольного института Кваренги поставил южнее монастырского комплекса. Своей легкостью, изяществом и декоративностью архитектурных форм барочный ансамбль Растрелли подчеркивал классицистическую сдержанность и монументальность сооружения Кваренги.

Относительно передних флигелей Смольного монастыря зодчий поместил свое сооружение значительно ближе к Неве. При этом архитектор не использовал эстетические преимущества высокого берега и речного пространства.

В решении центрального и боковых фасадов Вдовьего дома зодчий предполагал использовать ионический ордер. Перерабатывая проект, Кваренги заменил его более торжественным — композитным. Такой ордер подчеркивал статус Воспитательного общества благородных девиц. В отличие от Вдовьего дома это общественное заведение имело привилегированный характер.

Парадный фасад Смольного института Кваренги задумал как завершение перспективы обширного партерного сада, разбитого перед зданием в то же время. Корпуса, обрамляющие красивый двор, зодчий разместил с учетом их обозрения со стороны города и удобства подъезда к Институту. Прозаичный противоположный фасад, обращенный к реке, композиционно не был связан с ландшафтом береговой линии. Сад, расположенный за ним, получил значение его пейзажной декорации.

Здание Смольного института отличается особой строгостью и лаконичностью трактовки крупных архитектурных форм.В решении фасада главного корпуса Смольного института Кваренги развивает палладианский прием сочетания пластичного выразительного центра с гладкой протяженной плоскостью стены. Этот контраст усиливает эффект монументальности в восприятии здания.

Из-за отсутствия в то время канализации со стороны садового фасада были устроены особые пристройки-уборные в виде выступающих башен, расчленяющих фасад.

Внутренняя планировка Смольного института чрезвычайно проста: по сторонам широкого коридора располагались учебные помещения, а на верхнем этаже — жилые комнаты. В торце южного крыла разместился великолепный двусветный актовый зал — один самых совершенных интерьеров, созданных Кваренги.

     В октябре 1917 года институт был переведён в Новочеркасск, после чего в опустевшем здании расположился штаб по подготовке к восстанию большевиков, которым руководил Петроградский военно-революционный комитет.До переноса столицы в Москву именно Смольный служил штаб-квартирой большевистского правительства и лично В. И. Ленина.

В ноябре 1917 года здесь проходил Всероссийский съезд советов, принявший декреты о мире и о земле. С целью подчеркнуть роль Смольного как колыбели революции в середине 1920-х были проведены работы по благоустройству окружающей здание территории: вход оформлен пропилеями (архитекторы В. А. Щуко, В. Г. Гельфрейх), разбит регулярный сквер (Р. Ф. Катцев, А. И. Гегелло), установлен памятник Ленину работы В. В. Козлова (1927).

В 1932 году в саду появились также бронзовые бюсты К. Маркса и Ф. Энгельса.

Впоследствии в Смольный переедет мэрия Ленинграда во главе с мэром города Собчаком.

 С 1996 года Смольный служит официальной резиденцией губернатора Петербурга.

Внутри можно посетить ряд музейных экспозиций, отражающих всю историю здания — Государственный историко-мемориальный Санкт-Петербургский музей.

Чарльз Камерон (1745-1812)  Дворец в Павловске

Государственный художественно-архитектурный дворцово-парковый музей-заповедник (ГМЗ) «Павловск» — дворцово-парковый ансамбль конца XVIII — начала XIX веков, расположенный в Павловске, современном пригороде Санкт-Петербурга.

Ядро комплекса — Павловский дворец, летняя резиденция императора Павла I.

Ко дворцу примыкает Павловский парк площадью около 600 га, раскинувшийся по обоим берегам реки Славянки, что делает его одним из крупнейших пейзажных парков в Европе.

В 1782-1786 годах архитектор Чарлз Камерон построил большой дворец с боковыми колоннадами и служебными корпусами. В короткое царствование Павла I дворец был перестроен и расширен. В 1838 году в Павловск была проложена первая в России железная дорога. Павловский «воксал» дал русскому языку слово «вокзал».

 

 

Во время оккупации 1941-1944 годов внутренняя отделка дворца сильно пострадала. Благодаря тому, что почти всю коллекцию мебели и предметов искусства удалось вывезти, дворец был полностью отреставрирован к 1978 году.

 


В 1779 году в Россию по приглашению императрицы Екатерины II прибыл шотландский архитектор Чарлз Камерон с идеями создания «римских терм» в Царском Селе.

       Камерон непосредственно не работал в Павловске, занятый царскосельскими постройками, он создал общий проект дворца в палладианском стиле.

После 1786 года Камерон, из-за постоянных конфликтов с Павлом Петровичем, а затем и с великой княгиней, которая постоянно вмешивалась в проектирование, вообще отказался от работ в селе Павловское.

 

Согласно проекту Камерона к 1796 году возвели главный корпус дворца кубического объёма с бельведером наверху, колонными портиками западного и восточного фасадов по образцу Виллы Ротонда А. Палладио и двумя циркумференциями (полуциркульными крытыми колоннадами) с боковыми «службами».

Анфилады комнат были разделены на «мужскую» и «женскую» половины. В центре здания — приёмные и танцевальные залы.

С воцарением Павла I в ноябре 1796 года и последующей отставкой Камерона главным архитектором Двора был назначен помощник Камерона, итальянский архитектор Винченцо Бренна.

Император настаивал на увеличении размеров дворца для придания ему большей величественности.

Бренна надстроил созданные Камероном циркумференции (полуциркульные галереи) вторым ярусом лоджий с аркадами и трельяжами между арками, увенчал галереи балюстрадой, вазонами с гирляндами.

Боковые корпуса украсил трофеями (военной арматурой). С западной стороны Бренна пристроил к дворцу так называемую Светлую колоннаду (позднее «Галерея Гонзага»).

Большой дворец, как и малые сооружения парка, был варварски разрушен фашистскими захватчиками в 1941—1944 годах.

 Интерьеры дворца воссоздавали в 1955—1965 годах. Среди них большой Итальянский зал (проект Камерона 1786 года, завершение строительства В. Бренна, 1789, восстановление Воронихина).

Греческий зал с колоннами пышного коринфского ордера облицованными тёмно-зеленым мрамором.

Тронный зал (Столовая, 1797—1798, В. Бренна, скульптуры кариатид по моделям И. П. Мартоса и М. И. Козловского.

Залы дворца и ландшафтные композиции парка украшают первоклассные образцы западноевропейской и русской скульптуры XVIII века - произведения итальянских мастеров, таких как А. Альгарди, П. Баратты, братьев Коллини, К. Альбачини, русских скульпторов М. Козловского, И. Мартоса, Ф. Гордеева, И. Витали.

Коллекция западноевропейской живописи представлена итальянской школой XVI-XVIII веков – работами А. Бронзино, Ф. Альбани, Г. Рени, Сассоферато, П. Баттони, Ф. Гварди; голландской и фламандской школой XVI-XVIII веков – картинами А. Остаде, К. Пуленбурга, Марсеуса ван Скрика, П. Рубенса, Д. Тенирса; французской школой XVII-XVIII веков – произведениями Ш. Лебрена, П. Миньяра, Г. Робера.

Из музейных предметов декоративно-прикладного искусства наиболее полно представлена коллекция фарфора ХVIII - начала ХIХ века, как западноевропейского, особенно Севрской фарфоровой мануфактуры, так и русского, производства Императорского фарфорового завода.

Из предметов мебели наиболее интересными являются работы Давида Рентгена из Германии и Анри Жакоба из Франции, а также русская мебель, выполненная по рисункам Андрея Воронихина.

В убранстве залов Павловского дворца большое место занимают произведения французского декоративного искусства ХVIII века – это гобелены, шелка обивок мебели и драпировки, фарфоровые сервизы и гарнитуры, светильники, бра, канделябры и часы художественной бронзы.

В музее имеются коллекции миниатюр, акварелей, рисунка, гравюр, костюмов, тканей, вышивок, кружева, вееров, редкой книги, предметов быта, стекла, изделий из цветного камня, фонд "Особая кладовая".

В настоящее время в фондах музея насчитывается около 60 тысяч единиц хранения музейных предметов. Уникален сам дворец, его интерьеры являются ценнейшими коллекциями.

Убранство выполнили гениальные мастера и зодчие, архитекторы и художники.



Павловский парк

 

Архитектор Чарльз Камерон выбрал пейзажный стиль, чтобы подчеркнуть красоту местной природы. Парадный вход Паульлюста был обрамлён тройной аллеей из липовых деревьев.

К Павловскому дворцу примыкает парк площадью около 600 га. Он раскинулся по обоим берегам реки Славянки, что делает его одним из крупнейших пейзажных парков в Европе. Павловский парк является самым молодым из царских резиденций близ Петербурга.

Ансамбль создавался и формировался в 1780-1820-е годы, причём, в дальнейшем не подвергался существенным изменениям. Его облик отличается необычной целостностью и гармонией. Особенная роль в создании комплекса принадлежит Марии Фёдоровне.

Композиция парка включает 7 ландшафтных районов: Придворцовый, Долина реки Славянки, Большая звезда с долиной прудов, Старая Сильвия, Новая Сильвия, Парадное поле и Белая Берёза.

Украшением парка служат павильоны классического стиля: Храм Дружбы, Колоннада Аполлона, Вольер, Холодная баня, Круглый зал, Розовый павильон; пасторального: Молочня, Пиль-башня; мемориальные: Памятник родителям, Мавзолей "Супругу-благодетелю", мосты над Славянкой, мраморная и бронзовая скульптура. Коллекция русской бронзовой скульптуры входит составной частью в ансамбль Старой Сильвии.

 

Создание парка

Продолжением центральной оси дворца стала Тройная липовая аллея, спроектированная Камероном. Аллея играет чрезвычайно важную роль в композиционном построении всего этого центрального участка дворцово-паркового ансамбля Павловска.          

Вокруг дворца, как бы подготавливая посетителей к волшебной магии пейзажного парка, Камерон распланировал несколько регулярных участков. Один из них он разбил справа от Тройной липовой аллеи. Параллельно ей, отделённый от неё боскетом в виде аркад, зодчий создал регулярный сад с качелями, площадками для игр и забав, с причудливо извивающимся зелёным Лабиринтом, с клумбами и розарием.

Центральную аллею сада Камерон украсил подлинными мраморными бюстами древних философов и полководцев. В конце аллеи он построил Вольер — помещение для певчих птиц — совершённый по форме классический павильон, где в XVIII веке содержались соловьи, малиновки и другие певчие птички.

 

Умудрённый жизнью и многолетним опытом, он сотворил свой последний шедевр — Павильон трёх граций. Композиция павильона проста: строгий прозрачный 16-колонный портик ионического ордера с поэтической скульптурной группой трёх нагих Граций в центре.


Скульптура, изваянная из цельного куска мрамора скульптором Паоло Трискорни, установлена на искусственную террасу на оси центральной аллеи Собственного садика. Созданием Вольерного участка и Собственного садика Камерон отдал дань старым принципам паркостроения.

Однажды супруге Павла I - Марии Фёдоровне пришла в голову мысль посадить на этом месте берёзки в честь каждого из её детей, а их к тому времени было уже шестеро. Счастливая мать могла наблюдать одновременно за ростом, как собственных деток, так и посвящённых им берёзок. Так появилась Семейная роща.

К концу жизни Марии Фёдоровны таких деревьев росло уже 44 и каждое из них напоминало о новом члене царской семьи. Каждое деревцо снабжалось деревянной табличкой с именами малолетних князей и княгинь, годы рождения и иногда бракосочетания. В центре идиллической Семейной рощи Чарльз камерон установил так называемую "Урну судьбы", выполненную из алтайской яшмы.

Миниатюрные мостики и уютные беседки, каменные балюстрады и гранитные ступени, мраморные вазы и чугунные скамьи - придают парковым уголкам редкую живописность и выразительность. Особое место в этом ряду занимают ворота. Они гармонично вписываются в "зелёную архитектуру" и легко сочетаются с каменной. В Павловском парке их много.

Колоннада Аполлона — одно из самых эффектных сооружений Павловского парка, возведённое в 1781–1783 годах по проекту архитектора Чарлза Камерона.

 

 

Первоначально колоннаду установили на том же левом берегу Славянки, но несколько ниже по течению, посреди открытого луга, что полностью соответствовало представлениям древних греков о местоположении храмов, посвящённых Аполлону.

В 1800 году, по настоянию Павла I, желавшего постоянно видеть этот храм из окон дворцовых покоев, колоннаду перенесли на новое место. Камерон решительно воспротивился этой идее, и проект установки колоннады на новом месте пришлось выполнить архитектору Джакомо Кваренги.

 

 

Камеро́нова галере́я — памятник архитектуры в Екатерининском парке Царского Села (с 1937 года город Пушкин) в 23 км к югу от Санкт-Петербурга.

 

 

Здание построено в 1784—1787 годах по проекту шотландского архитектора Чарлза Камерона.

В 1946—1947 годах галерея была восстановлена после разрушений в годы Великой отечественной войны.«Камеронова галерея» представляет собой шедевр искусства архитектуры.

 

С 1780 года  Камерон возводил двухэтажный корпус с Холодными банями на первом этаже, и парадными помещениями — Агатовыми комнатами на втором.

Они были выстроены в новом, невиданном ранее «помпеянском стиле», богато отделаны агатом, яшмой, мрамором, позолоченной бронзой.

 

 

Через овальную лоджию-вестибюль можно было выйти в Висячий сад, устроенный на уровне второго этажа.

 

От Висячего сада под прямым углом к Большому дворцу, построенному ранее в «барочно-рокайльном стиле Б. Ф. Растрелли на высоком цокольном этаже возвышается протяжённая галерея-колоннада.

 

Легкая «греческая» колоннада вознесена на подиум, стилизованный под древнеримскую руину. Нижний ярус галереи облицован тёсаным пудожским камнем, с подчёркнуто грубой фактурой и якобы полустёртыми от времени деталями.

На таком подиуме легко парит белоснежная колоннада ионического ордера с необычно широко расставленными колоннами — редко встречающийся ареостиль, особенный тип колоннад с максимально широким интерколумнием — широко расставленными колоннами, расстояние между которыми составляет не менее, чем три с половиной или четыре нижних диаметра (эмбата) колонны.

Такой приём типичен для ранней этрусской архитектуры с деревянными перекрытиями.

Контраст лёгкой колоннады и массивного цоколя создает мощный живописный эффект.

 

Обрамляющая галерею колоннада состоит из 44 колонн ионического ордера.

В колоннаде Камерон не просто следовал античной традиции, а скопировал любимый им ордер Эрехтейона афинского Акрополя с необычно высокой, стройной капителью.

Опоясанный колоннадой остеклённый павильон, в сущности, представляет собой бельведер.

По этому бельведеру, с которого открывается вид на пейзажный «английский» парк, царскосельский пруд, и далее на Софийский собор, любила прогуливаться императрица. Стены галереи имеют большие арочные окна, расчленённые пилястрами и сдвоенными каннелированными полуколоннами.

С восточной и западной сторон входы на галерею оформлены четырёхколонными портиками с треугольными фронтонами. Такие же портики появляются на северном и южном фасадах.

Полнеющая императрица не терпела лестниц, и архитектор пристроил пологий пандус, поднимающийся прямо к соединенному с галереей «висячему саду».

Весь ансамбль был завершён к 1786 году. В «стеклянной зале» галереи проводили парадные обеды.

На пилонах лестницы в 1787—1788 годах установили бронзовые реплики античных статуй Геркулеса и Флоры Фарнезских, мраморные оригиналы которых находятся в Неаполитанском археологическом музее.

Во время Великой Отечественной войны эти статуи были вывезены в Германию и могли уйти на переплавку, если бы осенью 1947 года не были найдены во дворе медеплавильного завода города Галле. В декабре 1947 года они вернулись на свои исторические места. В 2019-2020 годах впервые за 70 лет на протяжении девяти месяцев велась реставрация фигуры Геракла.

 

Вдоль колоннады второго этажа расставлены бюсты «великих людей древности», составленные «по списку» самой императрицей.

 

 

Часть из них в гипсовых моделях по заказу Камерона, выполнил итальянский скульптор Кончецио Альбани в 1794—1796 годах.

Другие брали из Эрмитажа и ранее построенных павильонов Царского Села

Среди бюстов римских императоров, античных богов и героев, отлитых в мастерской Академии художеств, были портреты Гая Юлия Цезаря, Германика, Марка Аврелия, Адриана, Антиноя, Септимия Севера, Минервы, Аполлона, Вакха, Ареса, Геракла.

Их дополняли портреты философов и драматургов: Гераклита Эфесского, Сократа, Платона, Эпикура, Геродота, Демосфена, Софокла, Феокрита, Овидия, а также М. В. Ломоносова.

Вначале было установлено 11 бюстов, но их количество постепенно увеличивалось.

Все изображения имеют подписи.

Пандус построен в 1780—1787 годах по проекту Камерона.

 

Он опирается на семь постепенно понижающихся арочных сводов, замковые камни которых украшены стилизованными под архаику маскаронами: Зевса, Геры, Марса, Меркурия, Минервы, Диониса…

На парапетах пандуса были установлены бронзовые статуи муз: Евтерпы, Каллиопы, Мельпомены, Полигимнии, Талии, Терпсихоры, Урании и Эрато, а также Венеры Каллипиги, Венеры Медичи, Меркурия и Флоры. Поэтому пандус получил прозвание «Лестницы богов».

 

Большой Гатчинский дворец Антонио Ринальди является центральной достопримечательностью Дворцового парка в Гатчине, расположенного в 45 км от Санкт-Петербурга.

 

Время строительства Большого Гатчинского дворца приходится на 1766–81 гг. Территория мызы была приобретена Екатериной II у князя Бориса Куракина и подарена за год до начала работ графу Григорию Орлову. Это была одна из благодарностей императрицы за участие ее фаворита в организации дворцового переворота, случившегося в 1762 г.

 

 

Архитектором был выбран итальянский мастер Антонио Ринальди, успевший прославиться своими работами не только на родине, но и в России.

Строительство дворца продвигалось неспешно.

Коробка была возведена в 1768 г., оформление экстерьера закончилось в 1772 г., а внутренняя отделка затянулась до 1781-го.

Кроме замка с башнями, Ринальди воздвиг в парке Чесменский обелиск в честь победы русского флота над турецким в бухте Чесма в 1770 году, колонну Орла (она посвящалась графу Орлову), создал грот «Эхо», завершающий подземный ход от дворца к Серебряному озеру, заключил в гранитную оправу Восьмигранного колодца сильный подземный ключ рядом с Серебряным озером.

В общий комплекс входят: центральный корпус; 2 полуциркулярные галереи; 2 служебных каре с внутренними двориками — Кухонное и Конюшенное (Арсенальное); две 5-тигранные башни — одна с часами, другая (сигнальная) с громоотводом.

 

Особенности здания

 

Архитектор декорировал дворцовое здание гранеными башнями, к пруду вел подземный ход.

К зданию усадьбы пристроили два дугообразных крыла – галереи с лоджиями, по краям которых возвели симметричные прямоугольные здания с закрытыми внутренними дворами, ограничивающими территорию дворца.

Фасад нижних этажей облицован цветными гатчинскими известняками.

На внутреннем фасаде установили две восьмигранные башни и статуи «Война» и «Мир», у главного входа – скульптуры «Справедливость» и «Осторожность».

 

Здание располагается на возвышенности. Северный фасад, выглядящий намного скромнее, обращен к Дворцовому парку и озеру, а южный, более величественный, — выходит на плац и Липовую аллею.

Изогнутые полукружиями галереи изящно соединяют трехэтажный корпус с боковыми каре, внешние углы которых сглажены восьмигранными башнями, подчеркивающими сходство дворца со средневековым замком.

 

Перестройка во времена Павла I

Павел I, получивший наследство после смерти Григория Орлова в 1783 году, перестроил его на свой вкус. Будущий правитель Российской империи пригласил для этого итальянского архитектора Винченцо Бренну, который превратил дворец в военизированное крепостное строение с элементами загородного особняка.

Вместо зеленых лугов рядом появился каменный плац для военных парадов. Перед строением вырыли ров, перебросив через него мост, установили пушки. С 1796 года Гатчинский дворец – официальная императорская резиденция Павла I, а с 1881 года – императора Александра III.

 

Увлечение Павла военным делом отразилось в новом облике построек. Из охотничьего дома гатчинский ансамбль превратился в замок с крепостным рвом и широким плацем для военных парадов. На этом плаце в 1851 году, после смерти императора, поставили ему памятник работы скульптора Ивана Витали.

 

Миха́йловский , или Инженерный за́мок – крупнейший архитектурный памятник, завершающий собою историю петербургского зодчества XVIII века.

 

Своим названием Михайловский замок обязан находящемуся в нём храму Михаила Архангела, покровителя дома Романовых; второе имя — «Инженерный» произошло от находившегося там с 1819 года Главного инженерного училища.

 

Он возведен на месте Летнего дворца императрицы Елизаветы Петровны (арх. Ф.-Б. Растрелли, 1740-е гг.), разобранного по приказу императора Павла I сразу после смерти его матери — Екатерины II. Общий замысел создания замка и первые эскизы его планировки принадлежали самому Павлу Петровичу

Осуществить замысел постройки сын Екатерины II смог только после своего восшествия на престол в ноябре 1796 г. 28 февраля 1797 г. состоялась церемония закладки замка. Его строительство осуществлялось под руководством архитектора Бренны, который переработал первоначальный проект дворца и создал художественную отделку его интерьеров. 8 ноября 1800 г., в день Святого Архангела Михаила, замок был торжественно освящен, но работы по его внутреннему убранству продолжались до марта 1801 г.

Своеобразный облик этого здания, сочетающий в себе противоречивые архитектурные тенденции и стилистические приемы, ставит его особняком в общем русле развития русского классицизма. С западной и южной сторон остров омывался двумя специально прорытыми каналами — Воскресенским и Церковным. Система замковых фортификационных сооружений, окружавшая дворец и расположенную перед ним площадь Коннетабля, включала в себя каналы, полубастионы, подъемные мосты и пушки. В центре площади был установлен памятник Петру I, отлитый в 1745-1747 гг. по модели Б. К. Растрелли, сделанной еще при жизни великого прадеда Павла I.

По распоряжению императора строительство велось днем и ночью (при свете фонарей и факелов), так как он требовал отстроить замок вчерне в тот же год. Число рабочих, трудившихся на стройке, доходило до 6 тыс. человек одновременно.

Михайловский замок являлся императорской резиденцией лишь в течение сорока дней. В ночь с 11 на 12 марта 1801 г. император Павел I был убит в своей спальне, став жертвой дворцового заговора. Вскоре после этого события из замка вывезли художественные ценности, а его парадные покои приспособили для разных ведомственных учреждений и роздали под жилые квартиры.

В начале 1820-х гг. здание было передано Главному Инженерному училищу. В феврале 1823 г. оно получило новое название — Инженерный замок.

На протяжении двух веков, когда здесь располагались военно-учебные заведения, а затем различные советские учреждения, неоднократно осуществлялись изменения в планировке всего ансамбля, перестройки входивших в его состав сооружений и интерьеров.

В 1991 г. Михайловский замок вошел в состав архитектурного комплекса Государственного Русского музея.

Архитектура и интерьеры

Основу плановой структуры дворца составляет квадрат со скругленными углами, в который вписан восьмиугольник внутреннего парадного двора. Каждый фасад имеет свое «лицо», что придает зданию особую живописность и позволяет найти множество видовых точек при его обзоре.

Главный фасад отличается особой торжественностью и монументальностью.

 

Мощным аккордом в его архитектуре звучат два мраморных обелиска, декорированные воинскими арматурами и золочеными вензелями Павла I.

Совсем иначе решен обращенный к Летнему саду северный фасад.

 

Характер его скульптурного убранства, широкая пологая лестница, колоннада и балкон — традиционные элементы садового фасада, подчеркивают его обращенность к природе.

Выходящий на Фонтанку восточный фасад замка имеет небольшой полукруглый выступ в центре, завершающийся куполом и башенкой с флагштоком, на котором во время пребывания Павла I в замке развевался императорский штандарт.

 

 

Интерьеры Михайловского замка современники называли «чудом роскоши и вкуса».

Анфилада парадных галерей — зал Антиков, галерея Рафаэля, галерея Лаокоона, галерея Арабесок — располагалась по периметру внутреннего двора и была наполнена первоклассными произведениями искусства из коллекции Павла I. Многие предметы дворцового убранства исполнялись по рисункам Винченцо Бренны и его молодого ученика Карло Росси.

В 1820 году Карл Росси перепланировал территорию вокруг замка. Подъемные мосты были убраны, а каналы засыпаны. В последующие годы замок постепенно терял первозданный облик.

 

Москва:

Баженов Василий Иванович (1737-1799) - Дом Пашкова (1784-1786 гг.),

 

Дом Пашкова — одно из красивейших зданий Москвы.

 

 

Величественный облик созданной усадьбы поразил московских жителей. Толпами стекались они полюбоваться на строгие и одновременно изящные формы колонн и пилястров, на украшенные львиными масками и гирляндами обрамления окон, на легкую ротонду бельведера. Много похвал вызывал и сад, разбитый на склоне холма, обращенном к реке Неглинной (в 20-х годах XIX века заключенной в подземный канал) и Кремлю. Сквозь кованую железную решетку с висячими гирляндами, отделяющую сад от Моховой улицы виднелись пруды, фонтаны и статуи, вдоль дорожек росли экзотические деревья и редкостные цветы.

С именем Баженова связывают становление архитектурного стиля русского классицизма. В то же время, зодчий хорошо знал и любил памятники старой Москвы, в результате чего, в его творчестве органично соединились достижения архитектуры Западной Европы с традициями древнерусского зодчества.

Фасад со стороны Моховой улицы, по существу своему не главный, а садовый, архитектор сумел наделить особыми качествами, поскольку именно этот фасад обращен к городу. Центральный корпус, соединительные галереи и боковые флигели вытянуты в одну линию, за пределы которой выступают только четырехколонные портики. Такую композицию называют фронтальной. Она не случайно напоминает композицию расположенной напротив западной стены Кремля, за пределы которой выступают лишь башни. Внутреннее родство двух памятников дополняется и тем, что фасад дома Пашкова строго параллелен кремлевской стене, и оба сооружения изначально создавали монументальное обрамление долины реки Неглинной (которая когда-то заметно расширялась здесь, перед тем как повернуть к Москве-реке).

Общий силуэт дома Пашкова ступенчатый. Высота зданий нарастает постепенно от одноэтажных галерей к центральному корпусу и затем, через основание круглой смотровой площадки, к бельведеру и его завершению. Также, своеобразный ряд ярусов образуют: цоколь главного портика, сам портик и расположенный над ним бельведер. Тот же принцип подчеркивают стоящие на уровне первого этажа колонны флигелей, поднятые на высоту второго этажа колонны центрального портика и находящиеся еще выше колонны бельведера.

Во время пожара Москвы 1812 года он сильно пострадал: выгорело все внутреннее убранство, оказались уничтоженными кровля и бельведер. Тогда же, сгорел семейный архив Пашковых-Апраксиных, с которым, очевидно, погибли проектные чертежи Баженова. Восстановление дома растянулось на долгие годы: еще в начале 1830-х годов дворец не был восстановлен. После ремонтных работ облик памятника несколько изменился. Вновь выстроенный бельведер (возможно, по проекту О.И.Бове) заметно меньше первоначального, который был окружен свободно стоящими колоннами с пышными коринфскими капителями, а его высокая кровля в форме балдахина служила постаментом для аллегорической скульптуры. В сочетании с гербом Пашковых он образовывал торжественное завершение силуэта дворца. Новый бельведер выглядел гораздо скромнее. Его невысокие ионические колонны, почти прижатые к стене, измельченные детали карниза, менее выразительные очертания кровли все обнаруживает вкусы иного времени, характерные для эпохи позднего классицизма.


Дата добавления: 2020-11-15; просмотров: 259; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!