Куррент — готический курсив ; с начала XX в. в качестве стандартного готического курсива принят шрифт Зюттерлина .



                       

Тексту́ра (от лат. textura — ткань, также textura quadrata, Blackletter, Old English) — основная разновидность готического письма.Появилась в начале 13 века. Своё название текстура получила за то, что покрывала страницу равномерно и на определённом расстоянии страница, заполненная таким шрифтом, напоминала текстуру ткани. Характерное отличие шрифтов данного типа — вытянутость букв. Шрифт представлял собой революционные изменения в каллиграфии – после столетий акцента на четкое распознавание письма, отдельные буквы были внезапно подчинены общему текстурному эффекту

 

Фракту́ра (нем. Fraktur — надлом, German letter) — поздняя разновидность готического письма, первые рукописные примеры датируются примерно 15 веком, печатная версия появилась веком позже. Являет собой смесь немецкой скорописи и текстуры. Ранние варианты появились как народные, общеупотребительные написания, и позже были взяты за основу для многих печатных шрифтов.

Швабахер, швабах (нем. Schwabacher) — разновидность готического письма, зародилась в 15 веке. Ломаное письмо с округлёнными очертаниями некоторых букв. Этот шрифт доминировал в Германии с конца 15 до середины 16 века. После чего был заменён на фрактуру, но оставался популярным до 20 века. Похож на текстуру, но более округлую, простую версию.

Роту́нда (итал. rotonda — круглая) — итальянский вариант готического письма (полуготический шрифт), появившийся в XII веке. Отличается округлённостью и отсутствием надломов. Получил начало от каролингского минускула. Готическое влияние на написания восточной Европы между 10 и 13 веками получило сильнейшее сопротивление в Италии.Ротунда явилась уже переходным шрифтом от готики к антикве. На севере Европы, особенно в Германии, шрифты “настоящей готики” постепенно переродились в более широкие и удобочитаемые литеры “поздней готики”.

Урок №5 2.4 Происхождение древнеславянского письма.

Возникновение славянского письма

Вопрос о возникновении славянского и, в частности, русского письма остается одним из еще не разрешенных вопросов. До сих пор не установлено, ни когда появилось письмо у славян, ни что представляло собой первоначальное славянское письмо. Особенно усложняется вопрос тем, что до нас дошли не одна, а две древнейших славянских азбуки — кириллица и глаголица, памятники которых восходят к концу IX — началу X в. Между тем все летописные источники рассказывают о создании византийским миссионером в Моравии Константином Философом на рубеже 60-х годов IX в. какой-то одной славянской азбуки. Кроме того, накоплены факты, свидетельствующие о существовании у славян письма еще до введения азбуки Константина.

                 

По своему алфавитно-звуковому составу две славянские азбуки — кириллица и глаголица почти совпадали. Кириллица в ее начальной редакции, видимо, имела 41 букву (если же считать йотированные «юсы» вариантами нейотированных и букву «ук» лигатурой «он» и «ижицы», то количество букв кириллицы сокращается до 38) Вероятно, позднее к кирилловскому алфавиту были добавлены еще две йотированные буквы и (я) и 1-е (е); в связи с этим количество букв кириллицы достигло 43.

Глаголица имела 40 букв, служивших для передачи тех же звуков, что и в кириллице. Отсутствовали в глаголице заимствованные из греческого буквы «пси», «кси», а также появившиеся в кириллице в более позднее время йотированные «аз», «есть». Кроме того, в глаголице имелась одна буква («дервь»), непредставленная в кириллице.

Одинаковыми были в кириллице я глаголице порядок расположения букв в алфавите и названия букв. Как в кириллице, так и в глаголице буквы имели, кроме звукового, цифровое значение. В глаголице цифровое значение имели первые 28 букв; в кириллице цифровое значение имели только буквы, заимствованные из греческого алфавита.

Сильно разнились кириллица и глаголица по форме букв. Форма букв кириллицы была геометрически простой, четкой и удобной для письма; 24 из 43 букв кириллицы были заимствованы из византийского устава, а остальные 19 построены в большей или меньшей мере самостоятельно, но с соблюдением единого стиля кирилловской азбуки.

Форма букв глаголицы, наоборот, была чрезвычайно сложной и замысловатой, со множеством завитков и петель; зато глаголические буквы были графически оригинальнее кирилловских, гораздо меньше походили на греческие.

Несмотря на значительную разницу, некоторые буквы кириллицы и глаголицы имели сходные графемы. В особенности велико сходство букв глаголицы с теми буквами кириллицы, которые не заимствованы из греческого устава, а созданы для передачи особых звуков славянской речи (например, «есть», «живете», «шта» и др.); одна из этих букв («ша») в глаголице и кириллице совершенно совпадает. Особое внимание исследователей обращало также то, что буквы «ук» и «еры» представляли собой в глаголице и кириллице лигатуры из других букв.

В поисках графической основы глаголицы исследователи обращались к самым различным системам письма.

Наиболее распространены три гипотезы.

        

 

Одна из них была выдвинута в 1881 г. И. Тэйлором и затем развита Д.Ф. Беляевым, И.В. Ягичем и др. Согласно этой гипотезе, глаголица выводилась из византийской скорописи IX в., замысловатость же рисунка глаголических букв объяснялась стремлением писцов к украшению письма. Гипотеза эта была подвергнута критике в докладе И.И. Срезневского на археологическом съезде в 1869 г.; в советский период недостатки этой гипотезы разобраны в работах С.М. Кульбакина, Е.Ф. Карского, Е.Э. Гранстрем и др. Действительно, сходство глаголицы с византийской скорописью IX в. отдаленное, разница же очень значительна; в особенности графически далека от округлой греческой скорописи древнейшая «полуугловатая» глаголица.

Принципиальными особенностями скорописи как почерковой разновидности византийского письма были: наличие элементов букв, выступающих за верхнюю и нижнюю линии строки, связность написания букв, частое применение лигатур и использование «петель» с единственной целью ускорения письма; наоборот, для глаголицы характерны: случайность элементов, выступающих за линии строки, раздельное написание букв, редкое применение лигатур и использование «петель» как графических элементов букв.

Кроме того, в Византии IX в. скоропись применялась главным образом для канцелярской переписки и реже для светских книг; книги же богослужебные переписывались уставным почерком (унциалом). Поэтому очень маловероятным представляется, чтобы в качестве образца для славянского письма, призванного обслуживать церковные нужды, был бы взят не устав, а канцелярская скоропись.

Согласно другой гипотезе, глаголица считается искусственным созданием, более поздним и нарочитым усложнением кириллицы; третья гипотеза, получившая широкое распространение в СССР за последние два десятилетия, выводит глаголицу из некоего протоглаголического письма, применявшегося славянами в дохристианский период.

До недавнего времени древнейшим памятником кириллицы была надпись 993 г. на надгробной плите царя Самуила в Македонии. За последние годы в Болгарии и России было найдено несколько еще более древних надписей. Наиболее древняя из них (болгарская) открыта на развалинах Симеоновской церкви в Преславе и, видимо, относится к 893 г.; верхняя строка в ней выполнена глаголицей, две нижние — кириллицей.

К числу древнейших болгарских кирилловских памятников относится также надпись 943 г., найденная в 1950 г. в Добрудже (рис. 85), и надпись X в. на гробнице Мостича в Преславе. К числу древнейших русских кирилловских памятников относится надпись на глиняном сосуде первой четверти X в., открытая Д. А. Авдусиным при раскопках курганов у Смоленска, читаемая, как «гороухша» или «гороушна» (горчичное семя, горчица), а также некоторые из берестяных грамот, найденных А. В. Арциховским в Новгороде.

Древнейшими кирилловскими рукописями являются «Остромирово евангелие» 1056—1057 гг., «Саввина книга» и «Супраельская рукопись» (XI в.). Наиболее древние рукописи, выполненные глаголицей, это — так называемые «Киевские отрывки» X в. и «Зографское евангелие» XI в.

В течение нескольких веков кириллица и глаголица применялись параллельно. При этом кириллица получила распространение у восточных и южных славян, а глаголица — на юго-западе (в Моравии, Хорватии, Далматии). Постепенно более простая и четкая кириллица почти повсеместно вытеснила глаголицу; в частности, на основе кириллицы развилось современное русское, болгарское и сербское письмо. Наоборот, глаголица сохраняла некоторое применение лишь в немногих славяно-католических церковных приходах Далматинского побережья.

 

Известно 3 типа кириллического письма, имевшего хождение на Руси: устав, полуустав и скоропись. Древнейший из них - устав, характерный для рукописей 11-13 вв. Буквы уставного письма отличались прямолинейностью и тщательностью написания, приближались по форме к квадрату.


Полуустав получает распространение с середины 14 в. Это более мелкий и более округлый тип письма, чем устав. В нем имеет место слитность букв (лигатуры), часты надстрочные знаки - титлы, и так называемые "силы" - знаки ударения.      


Скоропись, в основном, получила распространение в деловой переписке и отличалась многообразием начертания одних и тех же букв, связанностью, вытянутостью оконечностей букв за пределы строки, что было вызвано свободным нажимом и взмахом пера.

Существовало также особое декоративное письмо - вязь, отличающееся различными сочетаниями букв, сокращений и орнаментацией, выполненной в определенном стиле".

(источник: Шомракова, И.А. Всеобщая история книги .- СПб.: Профессия, 2005.- 368 с.)

 

Задание: Ознакомиться с материалом и составить миниконспект из материала выделенного жирным курсивом.                                                                                            Срок выполнения: 22.10.2020 -23.10.2020


Дата добавления: 2020-11-15; просмотров: 204; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!