Графической формой алфавита буквенно-звуковой системы письма является шрифт. Особенности рисунка знаков данного шрифта определяются почерком писца или художником.



Группа : Т-7

Дисциплина: МДК 02.01 «Техника шрифтовых работ в художественном оформлении.»

Дата: 21.10.2020

Срок выполнения: 22.10.2020г.-23.10.2020     

Контакты: https://vk.com/id514442593, +380721481376 +380668201860

Урок №1 Введение

Типографика – это и ремесло и искусство, которое придаёт человеческому языку долговечную визуальную форму ,каждый шрифт есть произведение искусства и имеет свои стилевые особенности. Буква обладает рядом пространственных и цветовых признаков и отношений, являясь, независимо от своего условного значения, зрительным образом. Этот образ, прежде чем он будет вырезан и отлит (или размножен каким-либо иным способом), должен быть нарисован художником.

Стиль шрифта не есть нечто случайное и незакономерное, он обусловлен общим стилем изобразительного искусства той или иной эпохи.

Основная цель нашей работы – это рассмотреть эстетические возможности рукописных шрифтов в рукописной графике.

Урок №2 Шрифты и генезис их форм.

Взаимосвязь формы буквенных знаков с технологией их воспроизведения, инструментами и материалами, с помощью которых делалась надпись

Возникновение письменности

Считается, что первыми такими знаками, которые человек использовал для передачи информации, были рисунки – т.н. называемое пиктографическое письмо (от латинского pictus - нарисованный и от греческого grapho - пишу). То есть "рисую-пишу" (пиктографическим письмом и в наше время еще пользуются некоторые американские индейцы).

В IV-III тысячелетиях до н. э. в Древнем Шумере (Передняя Азия), в Древнем Египте, а потом, во II, и в Древнем Китае возник другой способ письма: каждое слово передавалось рисунком, иногда конкретным, иногда условным. Такие египетские рисунки греки назвали иероглифами: "иеро" - "священный", "глифы" - "высеченный на камне". Текст, составленный иероглифами, выглядит как серия рисунков. Это письмо можно назвать: "пишу понятие" или "пишу идею" (отсюда научное название такого письма - "идеографическое") (Г. Ф. Кликушин, «Шрифты: для художников-оформителей»).

. Поэтому «можно считать, что египетское иероглифическое письмо родоначальником буквенных алфавитов» (Шрифты: для художников-оформителей, 1979).

В Средней Азии получило распространение т.н. клинописное идеографическое письмо. Шумерское письмо было частично пиктографическим и частично напоминало древнеегипетскую иероглифику. В последствии, шумерская письменность была заимствована вавилонянами, которые писали трехгранной палочкой, которая оставляла на глиняной доске характерные клинообразные знаки, отсюда и название – клинопись.

От финикийцев - жителей восточного побережья Средиземного моря, морских торговцев и путешественников - буквенно-звуковое письмо перешло к грекам. От греков данный принцип письма проник в Европу. А от арамейского письма, как считают исследователи, свое происхождение ведут почти все буквенно-звуковые письменные системы народов Азии.

Шрифт - это графический рисунок начертания букв (литер), цифр и знаков, составляющих единую стилистическую и композиционную систему; это система визуального отображения информации при помощи условных символов.

Письменность, как и звуковая речь, есть средство общения между людьми и служит для передачи мысли на расстояние и закрепления её во времени.

История мировой письменности знает четыре основных вида письма:

· пиктографическое (картинное) самое древнее письмо в виде наскальных рисунков первобытных людей;

· идеографическое (иероглифическое) - письмо эры ранней государственности и возникновения торговли (Египет, Китай). Знаки идеографического письма - идеограммы (иероглифы) - представляют собой, как правило, отдельные слова или даже целые понятия. Идеографические элементы имеют семантический характер;

· слоговое (один письменный знак - слог) - письмо некоторых народов Индии; в Японии оно применялось наряду с китайскими иероглифами;

· буквенно-звуковое (фонематическое) - письмо, выражающее фонематический состав языка. Фонемы обозначают отдельные звуки речи и в зависимости от произношения могут вирироваться. Буквенно-звуковая система письма - основа письма многих народов мира, языковая специфика которых нашла отражение и в фонографическом составе их алфавитов. Так, например, русский алфавит имеет 33 знака, тогда как фонематический строй языка состоит из 39 фонем; в латинском алфавите - 23 знака, в итальянском - 21, чешском - 38, армянском - 39 и т. д.

Шрифт, независимо от техники его исполнения, представляет собой графическую форму определенной системы письма; рисунок шрифта непосредственно взаимодействует с данной системой письма.

В известной мере рисунок шрифта зависит от назначения и вида рукописи или печатного издания (книга, журнал или газета, литургическая книга или светская), от техники исполнения шрифта (кисть, перо, резец, способ типографского набора), от художественных требований и стилистических особенностей искусства данного исторического периода.

Графической формой алфавита буквенно-звуковой системы письма является шрифт. Особенности рисунка знаков данного шрифта определяются почерком писца или художником.

Каждая система буквенно-звукового письма имеет свои различные графические формы: почерки или шрифты. Готический шрифт и шрифт антиква воспроизводят, например, одну и ту же систему письма, построенную на латинском алфавите. Эта система письма в разные эпохи имела различную графическую форму: в эпоху средневековья - готическую, в эпоху Возрождения - форму антиквы.

На рисунок типографского шрифта оказывает влияние также характер его воспроизведения (техника гравирования, особенности способа печати издания). Наряду с производственно-техническими к шрифту предъявляются и экономические требования (он должен быть в определенной мере емким).

 


Дата добавления: 2020-11-15; просмотров: 57; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!