Живопись, архитектура, скульптура



В развитии живописи и архитектуры в постсоветской России можно выделить два основных направления новый традиционализм, или неотрадициоиализм, т.е. применение уже апробированных стилистических приемов при современном техническом обеспечении, и новое искусство, тяготеющее к экспериментам с формой и материалом, к переосмыслению опыта общения художника со зрителем и с самим объектом творчества.

К неотрадиционализму можно отнести получившее широкую известность творчество президента Академии художеств Российской Федерации З.К. Церетели. Его монументальные скульптурные композиции в Москве и других городах России внесли новые черты в городской ландшафт и вызвали в середине 1990-х гг. ожесточенную дискуссию. Традиции самобытности в русском изобразительном искусстве отстаивали И.С. Глазунов — автор исторических композиций и портретов и A.М. Шилов, создатель портретной галереи современников. В близкой к реализму манере работали скульпторы О.К. Комов, B.М. Клыков, А.И. Рукавишников и др.

В живописи и скульптуре развивается постмодернистское направление. В 1990-е гг. в галереях и выставочных залах широкое распространение получили новые формы творчества. Среди них: инсталляции - художественные объекты, сконструированные из самых разных материалов, в том числе и предметов быта; перформансы — формы общения художника и зрителя при помощи различных художественных средств (элементы театрального действия, музыка, организация пространства).

Используя эти средства, художник пытается донести свой замысел до аудитории. Искусство художников-постмодернистов рассчитано на быстрый эффект, эмоциональную, часто на грани эпатажа, зрительскую реакцию. Их художественная среда создавалась с помощью электронной музыки, света, элементов живой природы (деревья, кусты, вода и др.) и различных предметов быта (мебель, бумага, газеты и др.).

В 2005 г. в Москве прошла Первая международная биеннале (выставочный проект, организуемый один раз в два года) современного искусства, состоялись масштабные выставки современного искусства «Москва — Берлин, 2004». Под выставочные комплексы переоборудовались объекты городского хозяйства (вестибюли метро, крытые мосты — переходы), неиспользуемые заводские помещения, цеха и склады.

Полем художественного творчества становились городское пространство и природная среда (ленд-арт). В привычный элемент городской среды превратились граффити- вид самодеятельного художественного высказывания, быстрого по исполнению и не требующего особых художественных навыков (хотя в этой технике работали и профессиональные художники).

Громко заявило о себе технотронное искусство, превращавшее в объекты изображения новейшие технические достижения - калькулятор, компьютер, микросхему и др. Сами произведения искусства создавались с помощью современнейших технических средств, которые, в свою очередь, дали начало видеоарту (видеоискусству), компьютерной графике и анимации. Таким образом, техника выступала и как объект изображения, и как средство его создания.

Архитектурное творчество развивалось по двум основным направлениям. Первое было связано с поисками путей возврата к традиционному образу города, к лучшим достижениям прошлого. Символом воссоздания архитектурной среды стал храм Христа Спасителя в Москве, пропорции и внутреннее убранство которого до деталей воспроизводили облик разрушенного храма - памятника победы России в Отечественной войне 1812 г.

Строительство в Москве и других крупных городах постепенно отходило от безликой типовой застройки последних советских десятилетий. Важным его импульсом стало частное финансирование. Широкую известность приобрели, например, работы А.Е. Харитонова и Е.Н. Пестова в Нижнем Новгороде, воспроизводившие архитектурные образы эпохи модерна (здание банка «Гарантия» и др.).

Другое направление архитектурного творчества, напротив, искало пути для создания городской среды, созвучной эпохе высоких технологий. Целый ряд новаторских проектов был осуществлен в столице. Например, жилой дом и Малом Левшинском переулке (арх. М.Э. Лабанов и Л.Л. Савин) и жилой дом в Молочном переулке (арх. Ю.Л. Григорин). Здание Московской межбанковской валютной биржи (арх. Л.Л. Скоков) получило признание как одна из лучших отечественных построек последнего десятилетия XX в.

 


Дата добавления: 2020-11-15; просмотров: 88; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!