Современный литературный процесс



Тема 3.3. Искусство и культура России в начале XXI в.

1. Изменения в духовной жизни

2. Современный литературный процесс

3. Театр, музыка, кино

4. Живопись, архитектура, скульптура

5. Образование, религия

 

Изменения в духовной жизни

Переход страны к рыночной экономике и радикальные перемены в политической и социальной жизни происходили в условиях информационной открытости. Исчез идеологический диктат государства и с ним цензура. Быстрыми темпами насыщался рынок информационных услуг. Граждане получили свободный доступ к глобальной сети коммуникаций Интернету. Число его пользователей составило в 2003 г. около 11,5 млн человек.

В начале 1990-х гг. резко сократились государственные расходы на развитие культуры. Закрывались клубы и творческие центры, выставочные залы и кинотеатры, спортивные и туристические базы. Упали тиражи литературно-художественных журналов и газет, некогда имевших огромные аудитории.

В условиях рыночной экономики наиболее динамично развивались лишь те сферы культуры, которые пользовались коммерческим успехом за счет популярности у массовой аудитории. Появились многочисленные частные издательства. Стремительно насыщался рынок книжной продукции и периодики, прежде всего изданиями развлекательного характера.

На экраны и в печать широким потоком хлынула продукция зарубежной массовой культуры, порой не лучшего художественного качества. Популярными у потребителя стали такие символы западного повседневного быта, как ресторан быстрого питания «Макдоналдс», как продукция известных торговых марок «Кока-кола» и «Рибок» и др.

В отечественной молодежной культуре выделились субкультурные группы, ориентированные на заимствованные из зарубежного повседневного опыта стили поведения и одежды, подражание героям массовой культуры.

Популярными формами молодежного досуга стали развлекательные центры - клубы, дискотеки, воспроизводящие западные стандарты. Тенденция вестернизации (заимствования западных образцов) молодежной культуры рельефно отражала те процессы, которые происходили в массовой культуре в условиях ее быстрого распространения.

Во второй половине 1990-х гг. возросло предложение массовой культурной продукции отечественного образца. Стремительно развивалась сфера досуга. Появились отечественные телесериалы и коммерческие киноленты, видеоклипы и рекламные ролики. В результате ориентированная на потребителя индустрия развлечений превратилась в один из наиболее динамичных секторов национальной экономики. Книгоиздание и телевидение, производство и тиражирование аудиовизуальной продукции, шоу-бизнес, строительство новых и переоборудование старых объектов культуры оказались в центре внимания отечественного бизнеса. Продолжая традиции российского меценатства, крупнейшие компании и банки оказывали материальную поддержку музыкальным и театральным коллективам, издательским, образовательным и реставрационным проектам.

Своего рода ответом на коммерциализацию массовых форм досуга стал рост интереса к отечественному культурному и духовному наследию, к религиозным и светским традициям. Верующим были возвращены сотни православных храмов и многие мечети. Повысилось внимание к культуре и традициям православия, ислама, буддизма, иудаизма и других вероисповеданий. Развивалась сфера религиозного образования и воспитания - от воскресных школ до семинарий, духовных академий и университетов, а также издательское дело.

В поисках устойчивых ценностных ориентиров люди обращались к историко-культурному наследию страны. Появились новые формы освоения отечественного наследия историко-культурные инсценировки, воссоздающие эпизоды крупнейших исторических событий - Куликовской битвы, Бородинского сражения и др., пользующиеся неизменным успехом у зрителя.

Культурный туризм становился одним из перспективных направлений экономического развития российских территорий вокруг памятников исторического наследия. Всего на конец истекшего столетия в России насчитывалось около 2000 государственных музеев, в том числе 90 заповедников.

Особенности духовной жизни страны во многом определились динамикой социальных и культурных перемен, происходивших в российском обществе.

Возросло многообразие форм творчества. Разные направления, стили, школы и художественные индивидуальности получили возможность выразить собственные взгляды и реализовать свой потенциал. Многие из них не только вступали в творческие споры и конфликты друг с другом, но и вызывали ожесточенные дискуссии в обществе. Продолжался процесс духовного переосмыслении прошлого и поисков своего места в глобализирующемся мире. Культурная жизнь открывалась навстречу влияниям и заимствованиям из иных культур и одновременно искала пути обновления собственных традиций. Первоочередной задачей становилось накопление интеллектуального капитала - главного ресурса развития современного мира, совершенствования качества и уровня образования. По мере углубления социального расслоения главным источником удовлетворения культурных потребностей у значительной части населения стало телевидение (средняя продолжительность просмотра телепередач составляла около 3-3,5 ч в день). Часть россиян, имевшая высокий уровень доходов, напротив, ориентировалась на элитарную индустрию досуга - платные телеканалы, доступ к Интернету, дорогие клубы и зарубежный туризм.

В первое послеперестроечное десятилетие возможность приобщения к достижениям мировой и отечественной культуры была ограниченной. Это объяснялось многими обстоятельствами, в том числе недоступными ценами на билеты, неудовлетворенностью состоянием культурной сферы, неприятием новых тенденций в современном искусстве. Но во многом такое падение интереса было связано с ростом влияния телевидения, в изобилии предлагавшего информационные и развлекательные программы. Огромную аудиторию стали собирать игровые развлекательные телевизионные проекты и нескончаемые сериалы. Широкое распространение на радио и ТВ получили многочисленные заимствованные из западной практики интерактивные формы взаимодействия с аудиторией. На российский рынок хлынул поток зарубежных потребительских товаров и культурной продукции, причем в основном низкого качества. Но они имели коммерческий успех, так как спрос на них долгое время искусственно сдерживался, и требовалось время, чтобы насытить рынок. Быстрыми темпами стала развиваться индустрия досуга— коммерческие развлекательные центры и ночные клубы появились в больших и малых городах. Шоубизнес превратился в одну из самых динамичных и прибыльных сфер новой экономики. Ответом на пропаганду здорового образа жизни стали разнообразные коммерческие фитнесцентры; в то же время закрывались спортшколы и клубы, резко сократились возможности для бесплатных занятий спортом.

Массовая культура в первые послеперестроечные годы ориентировалась почти исключительно на заимствованные образцы. В кинопрокате успех имели в основном кассовые американские фильмы («Парк юрского периода», «Годзилла», «Звездные войны» и др.). Лидерами книжных продаж стали переводные зарубежные издания, рассчитанные на массовую аудиторию. В молодежной культуре распространилась мода на западные музыкальные стили и модели поведения. Панков и металлистов быстро потеснили рэперы и готы.

 

Современный литературный процесс

Большое влияние на развитие отечественной культурной жизни оказал постмодернизм. В нашей стране он сложился под влиянием современного западного искусства, традиций русского авангарда и неформального советского искусства времен «оттепели».

Характерными чертами постмодернизма являются фрагментарность, признание относительности любых ценностей, эклектическое сосуществование взаимоисключающих идей и концепций, ирония. Ему свойственны цитатность и повторение известных идей в новом художественном оформлении. Постмодернизм утверждает принципы всеобщей равнозначности всех явлений и сторон жизни, отсутствие иерархии ценностей, стилей и вкусов. Его отличает «всеядность» относительно, каких бы то ни было творческих проявлений.

В России постмодернизм стал своеобразным вызовом идеологизированным ценностям советского общества и поиском миропонимания в новых условиях развития страны.

Изменились роль и место литературы в общественной жизни. Она перестала быть центром общественных дискуссий. В литературном процессе произошло расслоение на произведения для массового читателя с откровенным поиском коммерческого успеха (детективы, любовные романы, стилизации в стиле фэнтези, документально-исторические хроники) и произведения для ценителей словесности.

Влияние писателей на формирование общественного мнения заметно упало, хотя многие из них публично выражали свои политические пристрастия и принимали активное участие в полемике. Произведения А.И. Солженицына были изданы массовыми тиражами, однако попытки писателя говорить об «обустройстве России» не находили широкого читательского отклика. Продолжали выходить в свет произведения таких известных писателей советского периода, как В.Г. Распутин, В.И. Белов, Ч.Т. Айтматов, ФА. Искандер, Ю.М. Поляков, уделявших внимание традиционной для русской литературы социальной проблематике. За счет развития коммерческого книгоиздания стал удовлетвориться читательский спрос на произведения популярных авторов последнею советского десятилетия - В.С. Токарева, Л.М. Петрушевской, С Д. Довлатова.

В развивавшейся в русле постмодернизма литературе отмечались эксперименты с новыми формами литературного творчества. В основе исканий представителей «новой» литературы оказались отношения писателя не с жизнью, как в творчестве реалистов, а с текстом. В их прозе смещены границы реального и ирреального, прошлого и будущего. Особенно показательна в этом смысле проза В.О. Пелевина.

Широкой популярностью пользовались «бытийные» романы Л.Е. Улицкой. Произведения Т.Н. Толстой сочетали приемы реалистической прозы и гротеска, мифологизации, переклички с литературным текстом прошлого.

Появились новые литературно-критические издания («Новое литературное обозрение» и др.), печатающие концептуальные работы и мемуары. Публикация воспоминаний деятелей отечественной истории и культуры и новых документов из открывшихся архивных фондов стала одним из самых ярких событий культурной жизни последнего десятилетия.

Театр, музыка, кино

«Расползание» массовой культуры создавало в постсоветском обществе культурное пространство непривычного качества, в котором мерилом творческого успеха оказывался успех коммерческий. Процессы коммерциализациибыстро выплеснулись за рамки той сферы, где господствовал масскульт. Они захватили в первую очередь рассчитанные на массового зрителя зрелищные искусства. В первые постсоветские годы театр и кино потеряли значительную часть своей аудитории ввиду роста цен на билеты и конкуренции теле и видеопродукции.

Театр искал пути вживания в новую реальность. В результате родились театральные антрепризы— временные творческие коллективы, создаваемые под конкретную постановку, экспериментальные студии и разнообразные фестивальные проекты. Появились новые формы общения со зрителем. Спектакли ставились в реальных исторических декорациях (опера «Борис Годунов» М.П. Мусоргского в исполнении труппы Мариинского театра прозвучала на Соборной площади Московского Кремля в мае 2003 г.). В театральных постановках стали широко использоваться приемы документального жанра, когда в текст вводились интервью или подслушанные на улице разговоры (в этой технике ставит, например, московский Театр.doc). Драматургия спектакля строилась на интенсивном общении со зрителем (как, например, в «Снежном шоу» клоуна-мима В. Полунина).

Драматический театр экспериментировал со сценическим дизайном, проектированием пространства с помощью новейших технических средств. Другим направлением поисков стал сценический минимализм, выразившийся в полном отсутствии декораций и оформления. Этот прием позволял сосредоточить внимание зрителей на актерском исполнении, особенностях текста и сценической речи.

Складывался облик нового поколения режиссеров и драматургов, ориентированного на театр с ярким индивидуальным сценическим почерком.

Непрерывность нравственной, духовной и интеллектуальной традиции воплощает отечественное культурное наследие. К концу 1990-х гг. заметно вырос интерес к творческому прочтению этого опыта. К массовому зрителю были обращены экранизации классики русской литературы, лучшие ленты («Идиот» по мотивам романа Ф.М. Достоевского, реж. В. Бортко, 2003, «Мастер и Маргарита» по роману М.А. Булгакова, реж. В. Бортко, 2005) собрали многомиллионную аудиторию. По данным опросов общественного мнения, телеэкранизацию «Идиота» видели 28%, а «Мастера и Маргариты» — 34% взрослых жителей России.

Популярность классики отечественной и мировой драматургии определяла афишу репертуарного театра (самыми востребованными авторами оставались А.П. Чехов, А.Н. Островский, У. Шекспир), постановки отличала авторская интерпретация известных текстов. МХТ им. Чехова осуществил четвертую в истории этого театра постановку «Белой гвардии» М.А. Булгакова (2004).

Лидером в освоении оперного и балетного репертуара стал Мариинский театр Санкт-Петербурга. Под руководством главного дирижера и художественного руководителя театра В.А. Гергиева был поставлен цикл опер С.С. Прокофьева и оперная тетралогия Р. Вагнера «Кольцо Нибелуигов». Ежегодный фестиваль «Белые ночи», проходящий на сцене Мариинского театра и других концертных площадках северной столицы, неизменно привлекал лучших отечественных и зарубежных исполнителей. Первые премьеры прошли на сцене открытого в 2002 г филиала Большого театра. Новые здания появились у Новой оперы» (художественный руководитель Е.В. Колобов), Камерного музыкального театра Б.А. Покровского. Заметшими событиями стали музыкальные постановки в российских городах Нижнем Новгороде (опера С.М. Слонимского «Видения Иоанна Грозного», дирижер М.Л. Растропович), Саратове, Самаре. Перми, Казани, Новосибирске.

Для современной отечественной музыки характерно смешение разных видов композиторской техники и языка, что создает основы для развития сугубо индивидуальной манеры ее исполнения. Высший уровень творчества музыкальная общественность по-прежнему связывает с именами А.Г. Шнитке, Э.В. Денисова, С.А. Губайдулиной, Г.А. Канчели и др.

Вновь повысился интерес к классическому исполнительству. Традиции отечественного пианизма продолжали М.В. Плетнев, А.Б. Любимов, Е.И. Кисин, Д. Мацуев. Образцы исполнительского мастерства самого высокого уровня демонстрируют Н.Г. Гутман (виолончель), Ю.А. Башмет (альт), Г.М. Кремер и В.В. Третьяков (скрипка).

Ключевыми проблемами отечественного кинематографа кроме скудного финансирования оказались потеря обратной связи со зрителем из-за развала системы кинопроката, трудностей взаимодействия кинематографа и телевидения, а также медленных темпов внедрения новых технологий в кинопроизводство.

Кинематограф в последние годы стал возвращаться к системе государственных дотаций. Удалось преодолеть тенденцию к сокращению национального кинопроизводства. Среди заметных черт в развитии отечественного кино можно выделить поиски нового героя, будь то в современности («Брат» и «Брат-2», в главной роли С.С. Бодров-мл.) или в героических эпизодах истории («Звезда» Н. Лебедева). Появилось направление в киноискусстве, переосмысливающее историческое прошлое («Хрусталев, машину!» А.Г. Германа и «Русский ковчег» А.Н. Сокурова, «Утомленные солнцем» и «Сибирский цирюльник» Н.С. Михалкова).

Известнейшие литературные произведения были экранизированы в новой манере, развивающем традиции реалистического кино («Муму» К.И. Грымова, «Русский бунт» А.А. Прошкина). Постмодернистские искания в кино пользовались приемами игры, фантасмагории, гротеска и нашли отражение в фильме «Макаров» В.И. Хотиненко. Популярным, как и в литературе, оставался жанр иронического фильма-притчи («Свадьба» И.С. Лунева). Известность получили такие разные по жанрам работы режиссера А.В. Рогожкина, как «Особенности национальной охоты», «Блокпост», «Кукушка». Появились популярные телесериалы российского производства, поставленные молодыми режиссерами («Бригада» А. Сидорова).

В отечественном кино появились коммерческие ленты, эксплуатировавшие общие для мировой кассовой кинопродукции приемы (такие, как «Ночной дозор» или «Турецкий гамбит»). Они вступили в конкурентную борьбу за отечественного зрителя. В начале 2000-х гг. аудитория кино составляла около 50 млн человек, и каждый третий зритель смотрел российские фильмы.

В кино широко использовались не только дорогостоящие спецэффекты и компьютерные технологии, но и приемы съемки в режиме реального времени («Русский ковчег», реж. А. Сокуров, 2002) и подходы документального кино, в том числе в характерном ироническом ключе («Первые на Луне», реж. А. Федорченко, 2005).

В телевизионной документалистике широко использовался прием «исторической реконструкции» реальных событий. Все эти технологии были призваны вовлечь зрителей в действие, сделать их соучастниками происходящего. Современный театр и кино по-своему интерпретировали шекспировскую мысль о том, что «весь мир - театр, и люди в нем - актеры».

 


Дата добавления: 2020-11-15; просмотров: 96; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!