Символика домовой резьбы и наличников



 

Исследователи, изучающие Древнюю Русь, считают, что символические знаки деревянной резьбы имеют священный смысл.

Академик Б.А. Рыбаков в своей книге «Язычество древней Руси» назвал домовую резьбу «овеществлёнными заговорами», возникшими в недрах славянского язычества и перенесёнными через века в наши дни.

Исследователи древнерусского прикладного искусства заметили, что символика домовой резьбы соответствует символике северных крестьянских вышивок-орнаментов и символике росписей прялок и  пасхальных яиц-писанок.

 

Символы земли.

Очень большая часть. Знаки аграрной магии, пожалуй, самые простые, одни из самых распространенных. Ромбики с точками внутри, перекрещивающиеся двойные полосы, квадратики - так рисовали наши предки вспаханное и засеянное поле.

 

 

 

Солнечные знаки символизируют богатство, радость и хорошую судьбу. В давние времена предметы, украшенные символами солнца, имели особенно магическую силу. Они охраняли владельца от болезней, несчастья, злого глаза, оберегали не только отдельных людей, но и весь род от несчастья (5).

 

ХОРС (Хръ­съ, "Ве­ликий Хръс"). Бо­жес­тво сол­нечно­го све­тила (но не све­та). Са­мос­то­ятель­но­го зна­чения, ве­ро­ят­но, не имел, а пред­став­лял со­бою не­кое не­от­де­лимое до­пол­не­ние к об­ра­зу Дажь­бо­га-Сол­нца. Со­ляр­ные зна­ки мог­ли в рав­ной ме­ре обоз­на­чать и Хор­са, как кон­крет­ное днев­ное све­тило ("око све­ту"), и быть сим­во­лами Дажь­бо­га. С име­нем Хор­са (в ос­но­ве по­нятие кру­га, "ко­ло") свя­заны ри­ту­аль­ные "хо­рово­ды" и рус­ское на­речие "хо­рошо" - "сол­нечно". (Ры­баков Б. А. Язы­чес­тво древ­них сла­вян, с. 486-500; 511-512; 521-526.) (1).

 Часто встречающийся символ, напоминающий букву «S». В языческой славянской традиции в большинстве случаев этот символ ассоциируется с лебедем, поскольку он напоминает лебединую шею.  Этот символ, помимо водяного, еще имеет значение "бесконечника". Бесконечник заворачивает злых духов, закручивает их и они не могут проникнуть в дом (6).

На наличниках некоторых изб можно также встретить схематическое изображение головы быка, напоминающее букву V. Бык в славянском язычестве считался священным животным, также связанным с солнцем и огнем. Бык - один из символов бога Велеса.
Крин (лилия) – это трехлепестковый цветок. «Росток-крин» изображался либо в виде такого цветка с листьями, направленными вверх и вниз, либо в виде ростка-трилистника, либо в виде ростка с пятью листиками, напоминающего папоротник.

Изображения немного подросшего ростка – это уже отсылка к Древу Жизни – древнейшему символу, встречающемуся у многих народов, соединяющему три части мира – небесную, земную и подземную.

Растительные орнаменты очень популярны. Изображение отдельных фруктов или растений тоже несли сакральную информацию(6).

Растительный орнамент в виде криниц (ростков), стилизованной буквы "Ж", аналогичен по смыслу Берегиням.
Важным элементом из земных символов для русского наличника является изображение богини плодородия – Макоши, или Берегини. Фигурка женщины с широкими бедрами и раздвинутыми ногами и поднятыми руками символизировала плодовитость и плодородие, и изображалась, как и подобает божеству, на небесной части наличника

Вот так Берегиня изображалась в вышивке.


«На та­ких вы­шив­ках в се­реди­не, во всю вы­соту по­казан­но­го как бы в раз­ре­зе зда­ния, изоб­ра­жал­ся ог­ромный идол Ма­коши с опу­щен­ны­ми к зем­ле ру­ками; ка­лен­дарно эта по­за бо­гини мо­жет быть при­уро­чена к ку­паль­ской об­ряднос­ти (23-29 и­юня), ко вре­мени на­чаль­но­го соз­ре­вания ко­лось­ев и по­яв­ле­ния пер­вых пло­дов это­го го­да (го­рох, бо­бы). Ма­кошь ука­зыва­ет на зем­лю, уже про­из­растив­шую рас­те­ния, тог­да как в вы­шив­ках, свя­зан­ных с ве­сен­ни­ми об­ря­дами, Ма­кошь воз­де­ва­ет ру­ки к не­бу, к вер­ховно­му бо­жес­тву с моль­бой о сол­нце и дож­де для толь­ко что по­се­ян­ных се­мян.( Ры­баков Б. А. Язы­чес­тво древ­них сла­вян, с. 486-500; 511-512; 521-526.)(1)

Боль­шой цен­траль­ный идол Ма­коши соп­ро­вож­ден дву­мя идо­лами ро­жаниц - Ла­ды и Ле­ли, сто­ящи­ми по сто­ронам "Ма­тери Уро­жая" - Ма­коши»

«Связь ку­паль­ских об­ря­дов с аг­рарной ма­ги­ей "ма­куш­ки ле­та" не­сом­ненна. Ана­лиз рус­ской вы­шив­ки по­казал, что к это­му се­зону от­но­сят­ся ри­ту­аль­ные по­лотен­ца с изоб­ра­жени­ем Ма­коши-Ку­палы, где бо­гиня ок­ру­жена сол­нечны­ми зна­ками и всег­да по­каза­на с опу­щен­ны­ми к пло­доно­сящей зем­ле ру­ками; го­лова Ку­палы не­ред­ко уви­та ко­лось­ями, ко­лосья изоб­ра­жались и у ног бо­гини».( Ры­баков Б. А. Язы­чес­тво древ­них сла­вян, рис. на с. 521 и 523 ) (1).

 

Громовой знак - это шести- или восьмиугольная звезда. В давние времена этот символ называли Перуновым (а также коловратом, громовым колесом, Перуновым колесом).



Он считался оберегом от гнева Перуна-Громовержца. Кроме того, «громовой знак» – знак мужества, воинской доблести, был магическим знаком русской дружины. Этот знак можно встретить на шлемах, пластинах доспехов. Его также часто вышивают на мужской рубахе». Кроме того, иногда этот знак означал смену дня и ночи, а потому его относят и к солярным знакам (4).

Символы воды.

Без воды нет жизни .От нее зависит урожай и как следствие, жизнь и благосостояние семьи. Воды бывают небесными (верхняя часть) и подземными (нижняя часть). И все эти знаки есть на наличниках. Волнообразные узоры в верхней и нижней части наличника, бегущие ручейки по его боковым полочкам, капли - это все знаки воды, дающей жизнь всему живому на земле и пути «на тот свет», рубежа между мирами.     

Очень часто наряду с волнистыми линиями изображаются небольшие кружки, очевидно, символизирующие дождевые капли, те «груды», которые, по мнению язычников, являлись причиной жизни на Земле. «Грудие росное» — «капли росы, живительной влаги небесной. Русские язычники полагали в XII–XIII веках, что роса, опадающая с небес в виде тумана-облака, посылается богом неба Родом именно как всерождающая влага жизни» (1).

 

Зооморфные символы.

На наличниках можно встретить относительно реалистичные изображения коней и птиц (лебеди, утки), которые считались «носителями» солнечного диска. Конь в славянской мифологии поднимал солнце на небо с утра, и потому он изображается в верхней части наличника, в то время как его антагонист – птица, уносившая солнце на закате, чаще фигурирует в нижней части.

В представлениях славян конь – это символ света, грома, молнии, ветра, воды

Отдельное место в звериных мотивах занимают змеи, тесно связанные с понятием воды, а значит и плодородия. Культ змей-хранителей, ужей-господариков, имеет глубокие корни.
В Белоруссии и соседних с ней областях домовым считали настоящего ужа (господарик), живущего под печью; хозяйки называли такого ужа господариком и кормили молоком. Обычай держать в домах ужей с глубокой древности известен всем славянам: ужи считались охранителями посевного зерна, потому что их боятся мыши. Изображения ужей археологи встречают на многих предметах (1).

 

 


Дата добавления: 2020-04-25; просмотров: 520; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!