Представления о мироустройстве древних славян



IV краевой конкурс  учебно-исследовательских работ «Муравьишка»

для обучающихся 1-6 классов

 

Направление: историческое краеведение


Тема:

«НАЛИЧНИКИ И ДОМОВАЯ РЕЗЬБА СЕЛА КЫН-ЗАВОД КАК ТЕКСТ»

 


Гринкевич Анна
Кыновская ООШ, Лысьвенского р-на Прмского края
6 класс

 

Научный руководитель:
учитель Гринкевич С.А.

 

 

г. Пермь, 2014\2015 учебный год

 

   Аннотация

Данная работа посвящена исследованию символики деревянной домовой резьбы старинного уральского села Кын-Завод. Автор собрала и классифицировала домовую резьбу XIX-  начала ХХ вв., сохранившуюся на избах села и , опираясь на научную литературу, истолковала комплексы домовой резьбы как тексты-заклинания.

 

 

Оглавление

Введение____________________________________________2

Происхождение и функции наличников и домовой резьбы__3

Облик  русской избы__________________________________3                          

Представления о мироустройстве древних славян_________5

Символика домовой резьбы и наличников _______________5

Наличники и домовая резьба села Кын-Завод_____________9

А) Символика резьбы на углах домов____________________9

Б) Символика дверных запоров_________________________10

В) Символика резьбы на воротах________________________11

Г) Символика резьбы на причелинах и подзорах домов_____11

Д) Символика кыновских наличников____________________12

Заключение__________________________________________13

Литература___________________________________________14

Приложение__________________________________________15

 

Введение

Идешь по деревенской улице и удивляешься: вроде бы все дома построены одинаково, по сходному плану, но у каждого дома свое лицо, свой характер. И первое, что бросается в глаза - это деревянная резьба, украшающая наличники, ворота, а иногда и стены домов. Некоторые узоры уникальны, а некоторые повторяются, но даже повторяющиеся узоры деревянной резьбы имеют свои особенности.

 

Проблема.

На одних домах присутствует резьба, их окна обрамлены  резными наличниками, ворота и запоры украшены узорами, а другие дома лишены этих элементов. Случайно ли это? Только ли для украшения предназначена домовая резьба?

Может быть, узоры наличников имеют символический смысл? Символы наличников обращены к человеку, или от человека  к кому-то еще?

Гипотеза: Наличники - это текст. Они несут какую-то информацию и выполняют определенную функцию.

Цель работы: прочесть текст, зашифрованный в деревянной резьбе наличников.

Задачи:

- сфотографировать наличники и деревянную домовую резьбу нашего села;

- изучить историю домовой деревянной резьбы на Руси;

- понять символику узоров домовой резьбы;

- классифицировать домовую резьбу по смыслу символов;

- прочесть тексты, зашифрованные в узорах наличников и домовой резьбы.

 

Предмет исследования: наличники и домовая резьба  села Кын-Завод

Объект исследования: символика наличников и домовой резьбы

Методы исследования: наблюдение, анализ, классификация, обобщение, аналогия.

 

Происхождение и функции наличников и домовой резьбы

 

Домовая резьба имеет глубокие исторические корни. Во время раскопок в Новгороде Великом фрагменты досок с резьбой были найдены в слоях 9-15 веков. Деревянной резьбой в древнем Новгороде украшались ворота и столбы, подзоры и причелины домов. В те времена избы топились по-черному, окошки были маленькими и закрывались ставнями или задвижками. Узорная резьба на ставнях и оконных задвижках и положила начало традиции наличников (3).

Наличники современного типа появились после того, как оконные стекла стали доступны и размеры окон увеличились (3). Это произошло во второй половине ХIХ века. Наличники вошли в моду и стали «визитной карточкой» русской избы в конце ХIХ века.

Резные наличники и домовая резьба в нашем селе украшают только старинные дома. Время постройки этих домов- середина ХIХ - начало ХХ века. Дома, построенные в советский период, не имеют наличников и домовой резьбы. И только в ХХI веке наличники появляются вновь. Я думаю, это связано с тем, что у наших современников пробудилась тяга к старине и желание сделать свой дом красивым. Возникла мода на наличники. Если раньше наличники изготавливались местными мастерами, то сейчас , чаще всего, их покупают уже готовыми в магазинах. Возможно,  старинные наличники несут глубокую символику, а новые предназначены только для украшения дома.

Зачем нужны наличники? В литературе я нашла мнение о том, что наличники предназначены для предохранения окна от дождя и ветра, что они препятствуют потере тепла домом (4). На мой взгляд, это мнение не соответствует действительности. Как может резная доска сохранить тепло или препятствовать дождю? Вокруг нас много домов, чьи окна прекрасно обходятся без резных наличников.

 Тогда зачем они нужны? Неужели затраты труда, денег, материалов, времени на изготовлению деревянного кружева делались только для того, чтобы украсить свое жилище?

Резные наличники связаны по стилистике и смыслу с резными карнизами и причелинами, резьбой на углах изб, резьбой на воротах и столбах, с резными железными запорами. В древности деревянная резьба на жилище играла ту же роль, что вышитый орнамент на одежде. То, что мы сейчас воспринимаем как декоративные элементы, для наших предков имело другой смысл: символы, вырезанные на дереве, должны были охранить жилище и его обитателей от многообразного зла: злых духов, злых стихий, злого помысла, злого взгляда. Для этого надо было привлечь на защиту жилища добрые силы. Вот почему в первую очередь защищались входы в жилище: ворота, запоры, окна, а также стыки конструкций: карнизы, фронтоны, причелины, углы.

 

 

Облик русской избы

 

Для того, чтобы понять роль домовой резьбы, надо осознать, что такое дом для наших предков. Для современного горожанина дом, квартира - это «машина для жизни». Он должен быть удобным, функциональным. Но в далеком прошлом отношение к дому было иным.

«Дом - мель­чай­шая час­ти­ца, не­дели­мый атом древ­не­го об­щес­тва был весь про­низан ма­гичес­ко-зак­ли­натель­ной сим­во­ликой, с по­мощью ко­торой семья каж­до­го сла­вяни­на стре­милась обес­пе­чить се­бе сы­тость и теп­ло, бе­зопас­ность и здо­ровье… Эс­те­тичес­кое на­чало дав­но зас­ло­нило со­бой ар­ха­ич­ный смысл, и толь­ко ро­ман­ти­ка дав­ней ста­рины (ко­торая вхо­дила сос­тавной частью в эс­те­тичес­кий ком­плекс) и бе­реж­ное от­но­шение к род­ным тра­дици­ям поз­во­лили рус­ской по­рефор­менной де­рев­не сох­ра­нить язы­чес­кие сю­жеты в сос­то­янии, при­год­ном для на­уч­ной рас­шифров­ки.

Чем же бы­ли за­щище­ны хо­ромы от пов­се­мес­тно раз­ли­того "на злых вет­рах" гу­битель­но­го на­чала? Это преж­де все­го доб­ро­жела­тель­ные язы­чес­кие сим­во­лы, раз­ме­щен­ные на са­мых у­яз­ви­мых учас­тках жи­лища и дво­ра: изоб­ра­жения сол­нца, "гро­мовые зна­ки", фи­гура бо­гини на вер­ши­не стро­ения, кон­ские го­ловы… , под­ко­вы у две­рей и т. п.»( Б.А.Рыбаков Язычество древней Руси стр.361) (2).

 

 

1- крыльцо; 2 - пилястра; 3 – ставни; 4 – обшивка; 5 – наличник; 6 – кронштейн (консоль); 7 – кисть причелины; 8 – балкон; 9 – причелина (левая); 10 – фриз; 11 – кисть полотенца; 12 – слуховое окно; 13 – карниз; 14 – скат (вальма) 15 – конек

Наличник состоит из навершия, фризовой доски, карниза, боковин и подоконной доски.

Очелье, кокошник - навершие наличника, выступающее вперед. Боковые поверхности - полотенца наличника - часто завершаются кистями. Фартук (карниз) - отделяет навершие от фризовой доски. Подоконная доска - нижняя часть наличника.

Узоры домовой резьбы это не просто фантазия мастеров, а священная символика, призванная защитить дом от вторжения зла и темных сил. Вход в дом, окно, углы дома, крыша – самые уязвимые места для ветра и зла. На защитные доски в таких местах и стали наносить сакральные знаки : на причелины и подзоры домов, наличники, карнизы, столбы ворот и сами ворота. А иногда резьбой украшались углы домов и стены.. Каждый хозяин старался обеспечить семье сытость, тепло, благополучие, здоровье, безопасность. Комплекс священных символов являлся обращением к тем или иным языческим богам и силам природы.

 

 

Представления о мироустройстве древних славян

 

 «Кос­мо­логи­чес­кая сис­те­ма за­щиты от ду­хов зла пре­дус­матри­вала не толь­ко сол­нце и его путь по не­бу, но и са­мое не­бо, как пред­по­лага­емое вмес­ти­лище дож­де­вой во­ды. Пред­став­ле­ние о вер­хнем кон­ту­ре двус­катно­го фрон­то­на до­ма, как о не­бос­во­де, по ко­торо­му сол­нце со­вер­ша­ет свой днев­ной путь сле­ва (от зри­теля) нап­ра­во, от од­но­го ниж­не­го кон­ца кров­ли вверх к щип­цу кров­ли, к её "ше­лому" "конь­ку" и да­лее вниз к дру­гому ниж­не­му кон­цу кров­ли, под­креп­ля­лось в эт­ногра­фичес­ком (… и в ар­хе­оло­гичес­ком) ма­тери­але изоб­ра­жени­ем звезд и не­бес­ных вод­ных за­пасов…

 Кар­ти­на ми­ра древ­них зем­ле­дель­цев су­щес­твен­но от­ли­чалась от на­шей тем, что они еще не зна­ли ме­хани­ки об­ра­зова­ния об­ла­ков и туч из зем­ных ис­па­рений и пред­по­лага­ли, что дож­де­вая вла­га бе­рет­ся свер­ху, из ка­ких-то не­бес­ных за­пасов во­ды, хра­нящих­ся на уров­не "вер­хне­го не­ба", на­ходя­щего­ся над "сред­ним не­бом", по ко­торо­му дви­жут­ся сол­нце и лу­на. (Ры­баков Б. А. Язы­чес­тво древ­них сла­вян, с. 168-170, 194-197) (1) .

«В славянских поверьях верхний мир был трехуровневым. Верхнее небо - это обиталище высших богов и сил. Вер­хнее не­бо от­де­лено от сред­не­го "твердью не­бес­ной». За­пасы во­ды на не­бе но­сили в древ­не­рус­ском язы­ке на­име­нова­ние "не­бес­ных хля­бей". Силь­ный дождь, ли­вень оп­ре­делял­ся фра­зой: "раз­вер­злись хля­би не­бес­ные", т. е. от­кры­лась, по­лучи­ла сво­боду не­бес­ная во­да и ри­нулась вниз, на зем­лю». ( Б.А.Рыбаков. Язычество древних славян) (1). Верхнее небо изображалось на навершии (очелье, кокошнике) наличника.

«Вер­хний ярус не­бес над твердью - царс­тво Стри­бога (Сва­рога, Ро­да). Ниж­ний ярус с сол­нцем и зем­лею - царс­тво Дажь­бо­га. Оба яру­са вмес­те - "не­беса", т. е. мно­жес­твен­ное чис­ло».Рыбаков Б.А. Язычество древней Руси стр.347. Нижний ярус небес с запасами влаги, солнцем и ветрами изображался на фризовой доске.

Центральная часть - срединный мир- реальный. Он изображался на боковых сторонах наличника - «полотенцах». Полотенце у славян выступало в качестве оберега, знака принадлежности к определенному семейно-родовому коллективу, осмыслялось как предмет, воплощавший души предков «родителей», внимательно наблюдавших за жизнью живых.

Нижняя часть - твердь земная. В земле находятся корни растений, под землей по водам подземным солнце ночью плывет с запада на восток. Под землей обитают могучие подземные боги Мара и Кощей. Там же находятся души предков (2).

 Подведем итог. Мироустройство древних славян , по мнению историков, было следующим.Верхнее небо - твердь небесная - обиталище богов. Нижнее небо - хляби небесные - хранилище небесной влаги. Нижнее небо - пространство, по которому движутся солнце, луна, где живут ветры. Средний мир - место обитания всего живого, а также духов злых и добрых. Нижний мир - место обитания подземных богов и мертвых. Мировое Древо или Древо Рода корнями находится в подземном мире, стволом - в среднем, а кроной - в верхних мирах.

 


Дата добавления: 2020-04-25; просмотров: 170; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!