По какой причине Орфей поместил любовь в лоно хаоса 3 страница



30 Платон. Федр, 247 а; Тимей, 29 е.

31 «Книга Иова», XXXII, 8.

32 Тимофей— греческий поэт (450—360 до н. э.). Thimotheus, IV, 12.

33 Пропeрций. Элегии, кн. 3, 1, строки 5—6 (рус. перев. Спб., 1898).

34 Портик—символическое название философской школы Аристотеля.

35 Иоанн Дум Скот—английский философ и теолог (1265—1308). Фома Аквинский— крупнейший средневековый философ и теолог (1225—1274), систематизировал ортодоксальную схоластику, положив начало томизму. Вел решительную борьбу с аверроистским толкованием Аристотеля. Основные сочинения—«Сумма теологии», «Сумма против язычников». Эгидий—Эджидио Романо, итальянский философ и теолог (1243—1316), ученик и

 

К оглавлению

==300


 

последователь Фомы Аквинского. Франкмск-Франческо из Мейронн—итальянский философ и теолог (ок. 1288—1325), комментатор Аристотеля. Альберт—Альберт фон Болыцтедт (Альберт Великий)—немецкий философ и теолог (1198—1280), представитель ортодоксальной схоластики. Вел активную борьбу с аверроистами. Генрих—Анри ди Ганд— французский философ и теолог (1217 или 1223—1293). Аверроэс—Ибн Рошд (1126—1198)— арабский философ, комментатор Аристотеля. Развивал мистическое толкование философии Аристотеля, сочетал его учение с неоплатонизмом. Авемпас—Ибн Баджа—арабский ученый и философ (кон. XI в.—1138), основатель арабо-испанской рационалистической философии, построенной на учении Аристотеля. Фараби—Абу Наср Фараби, арабский ученый и философ (870—950), основоположник аристотелизма на Ближнем и Среднем Востоке. Авиценна—Ибн-Сина. Симплиций—греческий философ (ум. 549), представитель неоплатонизма. Пытался примирить систему Платона с учением Аристотеля. Темистий— Фемиетий Пафлагонский—греческий философ (ок. 317—388), сторонник учения перипатетиков. Александр Афродизийский—греческий философ (кон. II—нач. III в.)— комментатор и последователь Аристотеля. Теофраст—греческий философ (ок. 370—288 до н. э.), ученик Платона, принял учение Аристотеля. Аммоний—греческий философ (вторая полов. VI в.), представитель александрийской школы неоплатонизма. Комментировал Платона и Аристотеля. Порфирий—греческий философ (232/33—301/304)—последователь неоплатонизма. Ямвлих—греческий философ (ок. 280—330), основатель сирийской школы неоплатонизма, автор «Свода пифагорейских учений», комментатор Платона. Выработанный им метод комментирования сочинений Платона с позиций неоплатонизма привлекал особое внимание Пико.

36 Дамаский—греческий философ (VI в.), принадлежал к афинской школе неоплатонизма. Олимпиодор—греческий философ (VI в.), представитель александрийской школы неоплатонизма.

37 Платон. Письма, VII, 341 с-о.

38 Сенека—римский философ (ок. 4—65), представитель стоического платонизма.— Сенека. Луций Анней. Нравственные письма к Луцилию. M., 1977, 33, 7.

39 Боэций—римский философ, богослов и политический деятель (480—524), комментировал сочинения Аристотеля и Порфирия. Автор «Утешения философией», в котором учение Аристотеля сочетается с принципами неоплатонизма, стоицизма и христианской теологии.

40 Augustini. Contra Academicos, III, 19 (42).—In: Patrologia Latina, XXXII, 956.

41 Иоанн Грамматик—греческий философ (VI в.), комментатор Аристотеля, был близок к неоплатонизму.

42 Аглаофам—представитель орфического учения, учитель Пифагора.

43 Филолай—греческий философ (V в. до н. э.), впервые изложил пифагорейскую доктрину.

44 Платон. Послезаконие, 677 и след.

45 Аристотель. Проблемы, XX, 6, 955.

46 Абуназар—Абу Наср Фараби.

47 Авензоар Вавилонский—Ибн Зохр (XII в.)—арабский ученый-медик.

48 Платон. Государство, 525 в.

49 Porphirii. De abstinentia, IV, 16—Opuscula. Ed. A. Nauck. Lipsiae, 1886, p. 253.

50 Платон. Первый Алкивиад, 121 с—122 а (Творения Платона).

51 Платон. Хармид, 156 а-е (Творения Платона, т. 1. M., 1889).

52 Дамигерон—один из основоположников магии. Во II в. было известно его сочинение о свойствах камня.

53 Аполлоний Тиаский—греческий философ (I в.), сторонник пифагорейского учения.

54 Останес—родоначальник древнеперсидской магии, последователь зороастризма.

55 Дардан—мифический отец троянцев, считался основателем самофракийских мистерий и магии.

56 Замысел «Поэтической теологии» остался неосуществленным.

57 Евдокс—Евдокс Киндский—греческий астроном, математик, врач и философ (ок. 408—ок. 355 н. э.), сторонник учения Платона.

 

==301


58 Гермипп—Гермипп из Смирны—греческий философ (III—II вв. до н. э.), сторонник перипатетического учения.

59 Алкинд Араб—Аль Кинди—арабский ученый и философ (800—879), считал основой философии математику.

60 Роджер Бэкон—английский философ и ученый (ок. 1214—1249), критиковал ортодоксальную схоластику, основу познания видел в опыте.

61 Гвилельм Парижский—Гильом из Оверни—французский теолог (ок. 1180—1249), комментировал Аристотеля с позиций, близких к Авиценне.

62Plotini Enneades, IV, 4, 42—43.

63 Porphyrii vita Plotini, 10.

64 Исайя, VI, 3.

65 Третья книга Ездры. XIV, 44—47.

66 Иларий—христианский теолог (ум. 368), Hilarii. Tractatus Psalmi II.—In: Patrologia latina, 9, 262, с1-2б.Ча.

67 Ориген—греческий философ и теолог (185—253). Origenis, In Evangelium Joannis, XIX, 2.

68 Матфей, VII, 6.

69 «Первое послание к коринфянам», II. 6—13.

70 Платон. Письма, II, 312 d, e (Соч. в 3-х т., т. 3 (2).

71 Origenis In Evangelium Joannis, XIX, 2.

72 Третья книга Ездры, XIV, 45—48.

73 Сикст IV—папа римский (1471—1484), покровительствовал искусствам.

74 Иннокентий VIII—папа римский (1484—1492).

75 Павел—апостол (I в.), автор 14 посланий, явившихся систематизацией христианского богословия.

76 Дионисий—Дионисий Ареопагит.

77 Иероним—римский церковный писатель (ок. 340—419/20), его перевод Библии на латинский язык был признан католической церковью в качестве официального.

78 Антонио (Хроник Винчигверра Антонио)—венецианский дипломат и писатель.

79 Дактиль Еврей—один из учителей Пико.

80 Jamblichi. De vita Pythagorica liber. Ed. A. Nauck. Petropolis, 1894, XXVIII, 145.

КОММЕНТАРИИ К КАНЦОНЕ О ЛЮБВИ ДЖИРОЛАМО БЕНИВЬЕНИ

1 Плотин—греческий философ (203/4 или 204/5—269/70), основатель неоплатонизма, критически относился к платонизму стоиков, пытался примирить Платона с Аристотелем. Сочинения Плотина были объединены его учеником Порфирием в так называемые «Эннеады». Учение о «едином», о котором идет речь у Пико, изложено в «Эннеадах» (VI, 2—5, 9).

2 Дионисий Ареопагит—афинский епископ (I в.), ему приписывалось авторство ряда трактатов, так называемых Ареопагитик—«О небесной иерархии», «О церковной иерархии», «О божественных именах», «Таинственное богословие». Идеи Ареопагитик (об излиянии бога в материю в виде световых эманации, о триедином строении мира, о ступенях бытия, различающихся по степени совершенства) оказали большое влияние на философию Возрождения—Николая Кузанского, Марсилио Фичино, Джованни Пико делла Мирандола.

3 Прокл—греческий философ (410—485), представитель афинской школы неоплатонизма, ученик Сириана, руководивший после него Платоновской Академией. Основные сочинения Прокла—«Элементы теологии», «О богословии Платона», комментарии к некоторым диалогам Платона—содержат изложение неоплатонизма как философской системы.

 

==302


4 Гермия—греческий философ (IV—V вв.)—представитель александрийской школы неоплатонизма, комментатор сочинений Платона и Аристотеля.

5 Сириан Александрийский—греческий философ (ум. ок. 450 г.), один из основателей афинской школы неоплатонизма. Комментировал Платона и Аристотеля, доказывал согласие их систем. Рассматривал «ум» как множественность и потому как категорию менее совершенную, чем «единое».

6 Платон. Федеон, 79 с, e. Платон говорит здесь о двух способностях души— исследовать (мыслить) телесный мир и размышлять о нем в самой себе,—называя эти способности разными терминами—интеллектуальная и интеллигибельная.

7 Порфирий—греческий философ (232/33—301/304)—ученик Плотина и последователь неоплатонизма. Комментировал Плотина, Аристотеля и Платона.

8 Авиценна—Ибн-Сина (ок. 980—1037)—философ, врач, ученый и поэт Средней Азии. Философские взгляды Авиценны опираются на учение Аристотеля и включают элементы неоплатонизма. Основные его сочинения—«Медицинский канон», «Книга знания», «Книга исцеления».

9 Марсилио Фичино—итальянский философ-гуманист (1433—1499), основатель Платоновской академии во Флоренции. Перевел на латинский язык сочинения Платона и многих неоплатоников.

10 Зороастр (Заратуштра)—пророк и реформатор древнеиранской религии, названной по его имени зороастризмом. Наиболее характерная черта религиозно-философской системы зороастризма—дуализм, противопоставление доброго и злого мировых начал.

11Дословно: «Тот, кто рисует образ, не может его воссоздать, если этот образ ему не принадлежит» (то есть если образ не содержится в воображении художника).

12 Аттик—римский философ-платоник (I—II вв.).

13 Плутарх—греческий философ и писатель (ок. 46—ок. 127). Принадлежал к Платоновской академии. В философии Плутарха материальный мир как несовершенное космическое начало противопоставлен трансцендентному богу; посредниками между миром и богом выступают демоны. Наиболее разработана в учении Плутарха этика. Основные сочинения— «О происхождении души по «Тимею» Платона», «Этика», «Пир семи мудрецов».

14 Талмудисты—толкователи талмуда—сврда иудаизма, сложившегося в I в.

15 Кабалисты—толкователи кабалы—тайного учения евреев, возникшего во II в. и включавшего положения гностицизма, пифагореизма и неоплатонизма.

16 Аристотель. Метафизика, XII, 6, 1071 в 7—9.

17 Платон. Филеб, 26 b, с.—Соч. в 3-х т., т. 3/1. М., 1971.

18 Авицеброн—Ибн Гебироль—еврейский философ (1021/22—1050 или 1070), живший в Испании. Главное сочинение—«Источник жизни»—дошло только в латинском переводе. Согласно учению Авицеброна, универсальная материя выступает в двоякой форме— телесной и духовной. Ibn Gebirol. Fons vitae, IV, 5—6.

19 Платон. Тимей, 48 b, с.

20 Гераклит—греческий философ (VI в. до н. э.). Началом сущего считал стихию, природе приписывал постоянное движение, которое рассматривал как единство и борьбу противоположностей.—«Гераклит», фрагмент 12.—В кн.: Материалисты Древней Греции. Собрание текстов Гераклита, Демокрита, Эпикура.

21 «Книга Бытия», I.

22 Платон. Филеб, 30 с, d.

23 Каллиопа—муза, покровительница поэзии, считалась матерью Орфея и Гомера.

24 Платон. Тимей, 41 с, d.

25 Пико имеет в виду публичный диспут в Риме, задуманный им после возвращения из Парижа в конце 1485 г. На этом диспуте Пико предполагал защищать 900 тезисов по вопросам философии и теологии.

26 Ксенократ—греческий философ (вторая полов. IV в до н. э.), сторонник учения Платона.

27 Cneecunn—греческий философ (ок. 395—334 г. до н. э.), последователь Платона.

28 Нумений—римский философ-неопифагореец (II в.).

29 Замысел комментария к «Пиру» Платона осуществлен не был.

 

==303


30 Пиндар—греческий поэт (518 или 522—422 до н. э.). Пиндар. Пифийские оды, 8 (Спб., 1827, с. 206).

31 Эвдем Родосский—греческий философ (IV в. до н. э.), ученик и последователь Аристотеля.

32 Платон. Пир, 201 а, Ь.—Соч. в 3-х т., т. 2. М., 1970.

33 Платон. Федр, 238 с.—Там же.

34 Марсилио—Марсилио Фичино. Очевидно, Пико имеет в виду одно из заседаний Платоновской академии во Флоренции, на котором обсуждалась теория любви Платона.

35 Книга Бытия, I, 25.

36 Аристотель. Никомахова этика, I, I, 1094 а (рус. перев.—Этика Аристотеля. Спб., 1908).

37 Теодор—греческий философ (III—IV вв.), неоплатоник, ученик Порфирия.

38 Гераклит, фрагмент 8.—В кн.: Материалисты Древней Греции.

39 Эмпедокл—греческий философ, врач и политический деятель (ок. 490—430 до н. э.). Полагал, что все сущее движут две силы—любовь (притяжение) и вражда (отталкивание); их взаимодействие приводит мир то в состояние полного единства, то в состояние бессвязной множественности. Главное сочинение Эмпедокла—поэма «О природе»—дошло до нас в отрывках.—«Эмпедокл», фрагмент 17 (рус. перев. в кн.: Античные философы. Свидетельства, фрагменты, тексты. Изд-во Киев. ун-та, 1955).

40 Абеназа (Абен Эзра)—Ибн Эзра (1102—1167)—еврейский философ и ученый, сторонник неоплатонизма.

41 Моисей—Маймонид (Моисей бен Маймон)—еврейский философ и теолог (1135—1204), сторонник аристотелизма в его арабской интерпретации.

42 Мусей—мифический певец, ученик (или друг) Орфея, основатель орфизма— религиозно-философского течения в Древней Греции.

43 Пропeрций—римский поэт (ок. 49—15 до н. э.).

44 Платон. Пир, 180 d.

45 Пико имеет в виду канцону о любви Джироламо Бенивьени.

46 Платон. Пир, 180 е.

47 «Книга причин»—сочинение, приписываемое Аристотелю. Liber causis, с. X.—Die pseude-aristotelische Schrift uber das reine Gute bekannt unter dem Name Liber de Causis. Freiburg in Breisgau, 1882, S. 174.

48 Платон. Филеб, 63 с—64 а.

49 Скот—Иоанн Дунс Скот—английский схоласт и теолог (1265—1308); критиковал томизм, аверрАизм и другие схоластические концепции.

50 Эджидио—Эджидио Романо—итальянский схоласт и теолог (1243—1316), ученик Фомы Аквинского, последователь томизма.

51 Парменид—греческий философ (первая полов. V в. до н. э.), представитель элейской школы, был близок пифагорейскому учению.

52 Гесиод—греческий поэт (VIII—VII вв. до н. э.).

53 Платон. Пир, 203 b.

54 Орфей—полулегендарный основатель религиозно-философского течения орфизма, связанного с культом Диониса и Деметры. В теологии орфизма Эрос (или Дионис) несет в себе семена всего сущего.

55 Платон. Тимей, 34 b—36 a.

56 Платон, Тимей, 34 b, с.

57 Исмаилиты—приверженцы шиитской секты в мусульманстве.

58 Платон. Пир, 180 d. Платон считает одну из Венер дочерью Урана, которого Пико вслед за платониками называет Целием.

59 Давид—иудейский царь, ему приписывается авторство псалмов.

60 Ориген—греческий философ и теолог (185—253), автор первого свода догматического христианского богословия, один из основателей неоплатонизма.

61 Георгий Гемист Плифон—византийский философ-платоник (ок. 1355—1452), пытался создать универсальную религиозно-философскую систему, близкую язычеству. Выступал с критикой Аристотеля в книге «О проблемах, по которым Аристотель расходится с Платоном».

==304


62 Платон. Законы, 10, 8, 896 е—897 а.—Соч. в 3-х т., т. 3/2.

63 Платон приводит в «Пире» рассказ Диотимы об Эроте (Пир, 201 е). м Платон. Пир. 195 а, 65 Агафон—участник диалога в «Пире» Платона (Пир, 195 b).

66 Платон. Пир, 195 а, b.

67 Платон. Тимей, 47 е—48 а.

68 Платон. Пир, 195 b, с.

69 Orpheus, fr. 55—Orphei hymni. Ed. G. Quandt, Berolini, 1955.

70 Плотин. Эннеада, III, 5, 2—3 (рус. перев.—Браш М. Классики философии, т. 1. Спб., 1913).

71 Аристотель. О душе, I, 3, 407 в.

72 Апулей—римский писатель (II в.), сторонник платонизма с мистическим уклоном.

73 Платон. Федр, 228 b, с.

74 Каллимах—греческий поэт (305—240 до н. э.).

75 Платон. Пир, 198 с—193 d.

 

==305


DIALOGHI

DI A MORE,

DI LEONE HEBREO MEDICO.

Din nuouo con diligenza cerretti nftampati.

IN VENETIA, M. DC. VIL

ApprefTo Gio.Battifta Bonfadino.

 

==306


00.htm - glava08

ЛЕОН ЭБРЕО

ок. 1461—ок. 1521

О жизни Леона Эбрео—его настоящее имя Иегуда Абарбанель— известно крайне мало. Родился он в Лиссабоне, в аристократической семье: его отец Исаак Абарбанель, видный теолог, был министром при дворе португальского короля Альфонса V. Иегуда получил медицинское образование, но под влиянием отца рано приобщился к изучению талмудических книг, классической философии, арабской, еврейской и латинской схоластики. В 1484 году Иегуда оказался в Испании—отец его занял пост министра при дворе короля Фердинанда Католика,—где имел широкую врачебную практику и стал придворным медиком. Там же появилось его второе имя Леон. Однако в 1492 году семья Абарбанель была вынуждена переселиться в Неаполь, найдя покровительство у короля Альфонса II Арагонского. В 1495 году после взятия Неаполя французами Леон переехал в Геную, а в 1501-м вернулся ко двору неаполитанского короля. К этому времени относится начало его работы над «Диалогами о любви», задуманными как продолжение линии «любовной философии», начатой Марсилио Фичино и Джованни Пико делла Мирандола. К 1506 году были написаны три из предполагавшихся четырех диалогов (последний, по-видимому, так и не был создан). «Диалоги о любви» увидели свет в 1535 году, уже после смерти Леона. Сведения о последних годах жизни философа скудны и отрывочны. Известно, что в 1504—1515 годах он находился в Венеции, в 1516 году в Ферраре, в 1520-м в Пезаро, где публиковал работы отца. В 1521 году он возвратился в Неаполь, заняв должность придворного врача.

Кроме «Диалогов о любви», написанных на итальянском языке, философское наследие Леона Эбрео (под этим именем были опубликованы его диалоги) включало несохранившийся латинский трактат «О небесной гармонии». По свидетельству одного из современников, он был создан Леоном Эбрео по просьбе Джованни Пико делла Мирандола и написан в схоластической манере. Некоторое представление об основных идеях утраченного сочинения дает второй из диалогов о любви, где движение

 

==307


небесных тел рассматривается как гармоническое единство, главным
свойством которого оказывается любовь.

«Диалоги о любви» — единственное сочинение философа, в полной мере
раскрывающее его мировоззрение, выраженное в эстетической концепции
мира. «Диалоги» композиционно строги: основную линию рассказа ведет
Филон—в нем легко угадывается сам автор,—его собеседница София
символизирует мудрость, призванную постоянно сомневаться и возра-
жать. Развитие диалога идет через преодоление Филоном выдвигаемых
Софией антитез, сомнений и отрицаний. В этом структурное отличие
диалогов Леона Эбрео, близких по, форме к сочинениям арабо-еврейских
схоластов, от платоновских, часто служивших образцом для гуманистиче-
ских диалогов второй половины XV века. Первый из трех «Диалогов о
любви» посвящен определению любви и желания, второй—
доказательству универсальности любви и третий—происхождению любви.
Главную концептуальную нагрузку несет третий диалог, во многом
повторяющий сюжетные линии предыдущих и дающий целостное пред-
ставление о философии Леона Эбрео. В исходных позициях эта филосо-
фия продолжает традицию неоплатонизма, сложившуюся в итальянском
Возрождении. Но, в отличие от Пико и Фичино, концепция любви и
красоты у Леона Эбрео приобретает характер строгой и последовательной
системы, имеющей универсальное значение. В этой концепции любовь
являет собой всеобщую связь, оживляющую все сферы вселенной; она
соединяет единичное с общим, земной мир с небесным, душу с телом,
человека с природой и богом, преходящее с вечным, наконец, всю природу
с ее творцом. Смысл этой связи—любви в познании.не столько раци-
ональном, сколько интуитивном—в экстатическом видении через обожание
красоты мира, через любовь самого бога к его творениям. Но если мир,
движимый любовью, устремляется к богу, ожидая в качестве награды
наслаждения в познании, то бог любит свои творения бескорыстно и
щедро, даруя им совершенство во имя их окончательного слияния с его
божественностью.


Дата добавления: 2020-04-25; просмотров: 153; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!