Музыка — это самое совершенное



проявление любой философии…

В музыке живет вечное,

Неоконченное, неуловимое.

Бетховен — ключевая фигура западной классической музыки в период между классицизмом и романтизмом, один из наиболее уважаемых и исполняемых композиторов в мире. Он писал во всех существовавших в его время жанрах, включая оперу, балет, музыку к драматическим спектаклям, хоровые сочинения. Самым значительным в его наследии считаются инструментальные произведения: фортепианные, скрипичные и виолончельные сонаты, концерты для фортепиано, для скрипки, квартеты, увертюры, симфонии.

Людвиг ван Бетховен (1770-1827)

Вы хорошо помните черты его лица?

Волосы тучей нависающие над лицом. Они придают облику что-то демоническое. Лицо? Да, пожалуй, некрасивое. Широкое, обветренное, со следами оспы. Но в лице подкупает выражение душевной стойкости, воли, прямоты. Наверное, лоб, характерный высокий мощный лоб. И уж конечно, глаза. Они на редкость притягательные, умные, добрые, а в самой глубине их затаилось страдание.

Неистовый темперамент проявляется во всем: в жестах, в походке, в манере говорить. Ни тени аристократической утонченности, артистизма. Он – плебей. И этого не скрывает. Недаром одному из своих великосветских покровителей он однажды скажет:

“Князь, тем, чем вы являетесь, вы обязаны случайности рождения, тем, чем являюсь я, я обязан самому себе. Князей было и будет много, Бетховен – один”.

Бетховен родился в Бонне, предположительно 16 декабря 1770 (крещен 17 декабря). Его семья была очень музыкальной, отец и дед композитора пели в хоре.

Отец композитора, Иоганн взял в жены Марию Магдалену Лайм, дочь повара. У них родилось семеро детей, из которых в живых остались трое сыновей; Людвиг, будущий композитор, был старшим из них.

Бетховен вырос в нищете. Отец пропивал свое скудное жалованье; он занимался с сыном игрой на скрипке и фортепиано в надежде, что тот станет вундеркиндом, новым Моцартом, и обеспечит семью. Играл на клавесине, скрипке, органе.

Людвиг впервые выступил перед публикой на концерте в Кельне когда ему было восемь лет.

До 10 лет учителями музыки у Людвига были знакомые его отца. В 1780 году он начинает заниматься у талантливого педагога Готлиба Нефе.

В 13 лет Бетховен зачислен помощником органиста.

Несмотря на домашние неурядицы, музыкальный дар Бетховена расцветал, и мальчик в 1787 году был отправлен в Вену – в то время музыкальную столицу Европы. Ему было тогда 17 лет.

Австрийская столица - европейский центр музыки и культуры – открыл Бетховену новый мир. В течение нескольких месяцев, проведенных там, он, вращаясь в высших кругах общества и следуя последней моде, стал любимцем молодых светских дам.

Знакомство с Моцартом позволило Людвигу взять несколько уроков музыки, но это плодотворное общение продлилось всего две недели. По рассказам, Моцарт, послушав игру юноши, высоко оценил его импровизации и предрек ему большое будущее. Но вскоре Бетховен должен был вернуться домой – его мать лежала при смерти.

Вена. 1792–1802.

1792 года Бетховен живет в Вене, одном из крупнейших культурных центров того времени. Он выступает в аристократических салонах как блестящий импровизатор, учится у прославленных мастеров – Гайдна, Антонио Сальери. Охватывая все основные жанры эпохи, композитор создает за 1795-1803 годы более ста сочинений: первую и вторую симфонии, сонаты, квартеты, трио, оперу “Фиделио”.

К 1800 году он стал самым популярным композитором в Вене. Он зарабатывал намного больше, чем большинство композиторов того времени, его слава распространилась далеко за пределы Австрии.

Приближение глухоты.

Уже в 1795 году Бетховен почувствовал первые признаки глухоты. Недуг, подступавший медленно, но неумолимо, в корне изменил жизнь композитора. Он был на грани нервного срыва, из-за болезни ухудшились его и без того непростые отношения с окружающими.

Все обследовавшие врачи сошлись в едином мнении – болезнь неизлечима, и однажды он станет абсолютно глухим.

Для человека, который доверял звуку свое благосостояние и самые глубокие чувства, это был самый жестокий приговор.

«Вот уже два года, как я не участвую в общественной жизни исключительно потому, что я не могу сказать людям: я глухой,» - писал Бетховен в 1801 году.

Колоритный портрет тридцатилетнего Бетховена рисует выдающийся французский писатель Ромен Роллан, глубоко изучивший этот период жизни композитора:

«...Взгляните на него, на Бетховена, этого тридцатилетнего завоевателя, великого виртуоза, блестящего артиста, салонного льва, которым бредит молодежь..., который вызывает восторги... на Бетховена, плохие манеры которого терпеливо исправляет добрая княгиня Лихновская; который делает вид, что презирает моду, однако высоко поднимает голову над красивым, белым, трижды закрученным галстуком и довольный, гордый (в то же время не совсем спокойный), искоса наблюдает, какое впечатление производит он на окружающих, на Бетховена, у которого хорошее расположение духа, смех во всю глотку, жизнерадостность».

Летом 1802 Бетховен удалился в тихий пригород Вены – Хайлигенштадт. Там появился потрясающий документ – «Хайлигенштадтское завещание», мучительная исповедь терзаемого недугом музыканта. Завещание адресовано братьям Бетховена (с указанием прочесть и исполнить после его смерти); в нем он говорит о своих душевных страданиях: мучительно, когда «человек, стоящий рядом со мной, слышит доносящийся издали наигрыш флейты, не слышный для меня; или когда кто-нибудь слышит пение пастуха, а я не могу различить ни звука». Но тогда же, в письме к доктору Вегелеру, он восклицает: «Я возьму судьбу за глотку!», и музыка, которую он продолжает писать, подтверждает это решение: в то же лето появляются светлая Вторая симфония, ор. 36, великолепные фортепианные сонаты op. 31 и три скрипичных сонаты, ор. 30.

Сочинения второго периода.

В эти годы гениальные творения выходили из-под его пера одно за другим. Основные сочинения композитора, перечисленные в порядке их возникновения, образуют невероятный поток гениальной музыки, этот воображаемый звуковой мир заменяет его творцу уходящий от него мир реальных звучаний. Это было победоносное самоутверждение, отражение напряженной работы мысли, свидетельство богатой внутренней жизни музыканта.

Но беда не приходит одна. В конце 1800 года Бетховен знакомится с юной Джульеттой Гвиччарди.

Ей было шестнадцать лет. Она любила музыку, хорошо играла на рояле и стала брать уроки у Бетховена, с легкостью воспринимая его указания. В ее характере Бетховена привлекали жизнерадостность, общительность, добродушие. В 1801 году угрюмый и нелюдимый композитор полюбил. Полюбил страстно, безрассудно, полюбил так сильно, всем сердцем, что готов был без малейшего промедления отдать жизнь свою за любимую. Кто же она, покорившая сердце гениального творца? Милая, по-весеннему прекрасная, с ангельским личиком и божественной улыбкой, глазами, в которых хотелось утонуть. Бетховен серьёзно влюбился.

Постепенно между Бетховеном и Джульеттой возник роман, и Бетховен покровительствовал Джульетте в обществе. Композитор всерьёз мечтал о женитьбе на этой очаровательной девушке, но вовремя понял, что глухой музыкант – неподходящая пара для кокетливой светской красавицы. Джульетта же была больше польщена, чем тронута вниманием композитора, который проводил многие часы под балконом ее спальни в немом обожании. Она не ответила на его любовь и в 1803 году вышла замуж за человека своего класса композитора-любителя графа Галленберга.

После измены Джульетты Бетховен уехал в имении своего друга. Он искал одиночества. Три дня он бродил по лесу, не возвращаясь домой. Его нашли в отдаленной чаще обессилевшим от голода и страданий. Ни одной жалобы никто не услышал. У Бетховена не было потребности в словах. Все было сказано музыкой «Сонаты вроде фантазии».

Слушание. Лунная соната

Глухота Бетховена стала практически полной. К 1819 ему пришлось целиком перейти на общение с собеседниками с помощью грифельной доски или бумаги и карандаша (сохранились т.н. разговорные тетради Бетховена). Полностью погруженный в работу над Девятой симфонией, он вел себя странно, внушая тревогу посторонним людям: он «пел, завывал, топал ногами, и вообще казалось, что он ведет смертельную борьбу с невидимым противником».

В 1824 во время исполнения Девятой симфонии с ее хоровым финалом на текст оды Шиллера К Радости (AndieFreude) Бетховен стоял рядом с дирижером. Сам он уже не решается дирижировать последней своей симфонией. Она имела триумфальный успех. Зал был покорен мощной кульминацией в конце симфонии, публика неистовствовала, но Бетховен не оборачивался. Пришлось одному из певцов взять его за рукав и повернуть лицом к слушателям, чтобы композитор поклонился. И он увидел эти рукоплескания! От волнения он лишился чувств.

Этот успех вдохновляет композитора. Но силы его слабеют. В декабре 1826 года Бетховен простудился и слег. Три месяца он тщетно боролся с недугом.

Бетховен скончался в Вене 26 марта 1827 от воспаления легких, осложненного желтухой и водянкой. Слава композитора была так велика, что на его похороны пришли более 20 тысяч человек.

Причины смерти

29 августа 2007 года венский патолог и эксперт судебной медицины Кристиан Рейтер (доцент кафедры судебной медицины Венского медицинского университета) предположил, что неумышленно ускорил кончину Бетховена его врач Андреас Ваврух, который раз за разом протыкал больному брюшину (чтобы устранить вздутия), после чего накладывал на раны примочки, содержавшие свинец. Проведённые Рейтером исследования волос показали, что уровень содержания свинца в организме Бетховена резко возрастал каждый раз после визита врача.

Если даже у самого непросвещённого в классической музыке спросить знаком ли он c 9-ой Симфонией Бетховена, ответ наверняка будет утвердительным. Популярность этого произведения настолько велика, что его заключительная часть стала гимном Евросоюза, а в 2001 году оно было введено в Реестр Памяти мира ЮНЕСКО, как один из выдающихся памятников духовного наследия человечества. А вот ещё интересный факт: при создании первого компакт-диска его вмещающая способность была ориентирована на продолжительность именно 9-ой Симфонии Бетховена.

Об истории сочинения

Симфония была заказана Бетховену Лондонским Филармоническим обществом (ЛФО). Письмо об этом было послано Фердинандом Рисом, одним из директоров ЛФО, учеником и другом композитора. «Предложение о сочинении новой симфонии я принимаю с удовольствием, – писал Бетховен Рису 20 декабря 1822 года, подчеркнув при этом, что ему приятно работать для «первых музыкантов в Европе». Шесть месяцев спустя, в письме к эрцгерцогу Рудольфу от 1 июля 1828, мы узнаём, что работа над новой симфонией полностью завладела композитором: «Я благодарю Его, ‘который выше звезд’, за то что я снова начинаю использовать мои глаза». Слова ‘denuberden Sternen’, очевидно, перекликаются со строкой в стихотворении Шиллера, ‘uber Sternenmusserwohnen’. «К концу июня», – вспоминал ближайший друг и секретарь Бетховенa, Антон Шиндлер, – «были закончены Вариации на тему Диабелли, после чего Бетховен с головой погрузился в работу над симфонией, и сразу же хорошее настроение, при котором он становился таким приятным и доступным, исчезли – все визиты были прекращены, за исключением самых близких друзей».

Обещанный за симфонию гонорар составлял 50 фунтов стерлингов. В дополнительных условиях сообщалось, что симфония должна была быть написана к марту 1823 году и что в течении полутора лет после этого исключительные права на неё будут принадлежать ЛФО. Лишь по истечении указанного срока право распоряжаться исполнением симфонии переходило к автору.
Восьмую и Девятую симфонии отделяли 11 лет, в течение которых Бетховен кропотливо нарабатывал фрагменты для нового крупного произведения. Идея положить на музыку Oду Шиллера «К радости» возникла ещё раньше. Написанная в 1785 году, Ода отражала доктрину Эпохи Просвещения, основополагающим принципом которой являлось достижение совершенной гармонии и социальной справедливости для всего человечества. Набросок первой части симфонии сохранился в записной книжке композитора за 1809 год, а эскиз Скерцо второй части был сделан за восемь лет до создания произведения. Последняя симфония Бетховена посвящена королю Пруссии Фридриху-Вильгельму III, герою национально-освободительной борьбы немецких княжеств против Наполеона.


Дата добавления: 2020-04-25; просмотров: 99; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!