Монеточка, как зеркало поколения Z в призме панк-культуры



9-13 минут

Монеточка — дива тип-попа и девочка-мемчик, которой как юродивому в царской России дана индульгенция говорить любые срамные вещи от лица поколения детей выросших Вконтакте.

Это поколение тотального панка. Постмодерн стёр все границы моральных ориентиров и общественных устоев. И будто приплясывая на могиле нерушимой морали и духовных скреп, Монеточка с полными залами поёт: «Мы такие пост-пост, мы такие мета-мета».

Как говорил Лёха Никонов: «Если поэт отразил эпоху в творчестве, значит — гений».

Монеточке это удалось. Она — пост-ирония и метамодернизм в коктейле из музыкальных зарисовок. Монеточка — стенд-ап комик от мира музыки. Наш Тим Минчин в лёгком платье и детским голосом. Чтобы образ сложился окончательно, Лизе осталось только сняться в кино, что не за горами, учитывая уровень её популярности. Это голос поколения, который использует смех как универсальный инструмент.

«Психоделический клауд рэп», 2016 год, 16 минут

Дебютный альбом записан в формате «альбома Вконтакте», с 9 треками и картинкой для привлечения внимания.

Альбом сыгран на синтезаторе под простые минорные переборы клавиш. Акцент делается на тексте, что приближает её ещё больше к панку. Монеточка мало уделяет внимания музыке, ставя на первую ступень посыл и подачу, а не форму повествования.

Первый альбом полон коротких зарисовочек, в форме скетчей, которые не выходят за рамки трёх минут. В работе чувствуются первые проблески таланта. Лиза записала его ещё в школьном возрасте. В 18 лет она показала первые песни одноклассникам. Видимо, узрев себя в куплетах и вдоволь насмеявшись, они наставили словесных лайков и дали заряд вдохновения для нового творчества.

После прослушивания создаётся ощущение, что за 16 минут успел поговорить с Лизой обо всём. Альбом насыщен образами и историями. Истории рассказаны с позиции стороннего наблюдателя за обществом и окружением. Это комедия формата кухни хрущёвки, где в тусклом свете лампы обнажаются любые откровения.

В песне «За деньги» затронута тема низменного пресмыкательства перед пороками ради купюр. А «Я Лиза» — самоироничный сторителлинг о том, зачем друзья в сложном мире подростка нулевых, когда есть интернет и сохранённые картинки.

Альбом напоминает сборник детских песенок, фольклорные истории которых навевают мотивы колыбельных с их причудливыми героями и угасающими во сне звуками. Они простые для восприятия и легко ложатся на слух. Сразу вспоминается, как в пору тоталитаризма писатели выбирались из пут запретов за счёт басен и сказок. Монеточка, как и Салтыков-Щедрин говорит о проблемах социума в форме сатиры.

Эти песни дарят улыбку и смех, потому что в них узнаёшь себя. Особенно если ты родился в 90-х. Смешно, когда в первом куплете она поёт про тебя, а в припеве:

Я простая экзальтированная дама

Я слагаю в стихи свои банальные чувства

Я простая экзальтированная дама

Я возрождаю русское искусство

А ты в зеркале видишь парня 24 лет. И вот стоишь, свесив наушники, недоумевая, что с этим теперь делать.

Песня о парне анархо-коммунисте возвращает нас к роли панк-культуры в современной музыке. Легко было бы приписать сюда личную историю Лизы, но не стоит забывать о лирическом герое. У Монеточки не герой, а целый театр. И она там не режиссёр и даже не зритель, а так, мимо проходила, решила постоять посмотреть, чем люди в свободное от работы время занимаются.

Об увиденном весь дебютный альбом. И ещё немного монологов, в антрактах спектакля:

Не надо, Лиза, не майся ерундой,

Есть способы получше стать крутой звездой.

Зачем стихи и песни, когда всегда с тобой

Варианты интереснее как стать крутой звездой?

«Я Лиза» EP, 2017 год, 20 минут

В самом начале альбома на переизданном треке «Я Лиза» появляется фанк. Это интро к будущей Монеточке с «Раскрасок для взрослых». На этом альбоме фанк переливается только со следующим треком в духе синтвейва и синтипопа «Виктор Дробыш». Остальные 4 трека мини-альбома написаны в привычном минималистичном звучании на фоне холодных клавиш.

Здесь у Монеточки появилось больше тем для разговоров. И в песнях стало больше самой Лизы. Она будто получила фундамент в виде сцены, чтобы показать себя публике.

Альбом полон самоиронии и уже привычного стёба над поколением Z. На втором треке голос маленькой девочки призывает Виктора Дробыша позвонить ей, чтобы наконец-то выбраться из образа тин-поп звёзды и возрасти на пьедестал повыше:

Позвони мне, Виктор Дробыш, позвони

Я тебе всегда отвечу

Перспективная певица из сети

Ждёт и плачет каждый вечер

Я люблю тебя, Виктор

Твой продюсерский центр

Обжигает сердце огнём

Хочешь, буду Мадонной

Хочешь, буду Шакирой

Только набери телефон


Сразу считывается аллюзия на советский шлягер из фильма «Карнавал».

Забавно, что в песне «Завод» она продолжает линию анархо-коммунизма, воспевая рабочую жизнь на заводе и призывает парней бросить блогинг, чтобы вернутся в строй за железные станки.

Как во всяком сложном и многослойном меме в какой-то момент уже перестаёшь отличать юмор от искренности, а реальность от вымысла. Монеточка — точка пересечения всех граней, которая объединяет всё. От песни к песне пропорции стёба и провокации скачут как битрейт.

Например, в песне «Капитал», где рассказ ведётся от лица девушки, которая решила создать капитал, вложив деньги в себя: на силикон и косметику. Эта песня, как эпитафия анархо-коммунизму. Пластмассовый мир победил, и похоже, никакого красного праздника в мире Монеточки мы не дождёмся.

В «Козырном тузе» под её ироничный прицел попал даже шансон. Но слушать это так же невыносимо, как и каких-нибудь Вороваек.

«Раскраски для взрослых», 2018 год, 33 минуты

Третий альбом Монеточки — танцевальный. «Раскраски для взрослых» стал моментально культовым. Монеточка будто призывает нас на танцпол, воспеть её успех. Слушатели вняли приглашению и сделали солд-аут на премьере в Москве.

На альбоме совсем новый уровень звука и поэтики. Чувствуется влияние трэпа и нью-вейва 80-х: от рефлексивного «Русского ковчега» о пути России до кичливого аутро «Пост-пост» в духе ранней Монеточки, с её лоу-фау звучанием и комнатной акустикой.

Под новый альбом невозможно устоять на месте. Я честно пытался, но не вышло. Ноги под эту музыку живут другой жизнью, где-то в мире Монеточки.

«Раскраски для взрослых» настолько цельный, что звучит как один поп-хит. Монеточка вгрызается в слух и не отпускает до конца, будь это песня по радио или прослушивание альбома. Неудивительно, что он моментально занял чарты и головы меломанов своими попсовыми напевами. Это эталонная попса с приставкой инди, поэтому она интересна как детям, так и аудитории 30+. Каждый считает свой уровень текста и музыки. На этом альбоме есть чем полакомиться каждому.

Топовый трек «Каждый раз» берёт въедчивым мотивом и неожиданным панчлайном в сторону бывших. Песня, как ода френдзоне:

Если б мне платили каждый раз

Каждый раз, когда я думаю о тебе

Я бы бомжевала возле трасс

Я бы стала самой бедной из людей

<…>

Если б ты не любил стихи, превратилась бы в звонкий ямб

Если б был наркотою ты, фитоняшкой бы стала я


После выступления на «Урганте» она задержалась у меня на репите ещё 17 раз и 3 дня. Фирменные минималистичные клавиши, как точечные выстрелы бьют прямо в сердце. А тёплые синты создают гармонию, которой хочется подпевать.

«Раскраски для взрослых» — гипертекст, который считает не каждый. Она говорит на языке тех, кто вырос в поп-культуре нулевых. Для тех, кто свободен от трендов, язык будет понятен не сразу. Но альбом вполне сойдёт за энциклопедию в форме дайджеста о современной культуре. Стоит только начать вчитываться в текст и читать между строк Гугла. Если вам интересно узнать, что на душе у поколения Z, то добро пожаловать в новый дивный мир.

Здесь минорные клавиши обливают душу прохладным Блейзером, настоянном на сермяжной тоске в песне о нимфоманке. А в кульминационный момент трубы придут на помощь и запоют саксофоном в рефрене песни о закончившимся пиве в ларьке.

Среди всего этого не менее дико смотрятся славянские напевы в песне «Кумушки» о буднях скучающего и релаксирующего подростка в томном состоянии посреди пустой комнаты.

Почти к концу альбома звучит весёлая песня о детстве в 90-х, списанная со слов «дяди и бати». А в «Запорожце», наконец-то, чувствуется неподдельная радость и искренность в чувствах от встреч с любимыми людьми. Эта песня о тех дурацких выходках и чувствах, что преподают на юность. В такие моменты трэп и бэйс разыгрываются вволю. Всё играет красками, а мир становится намного приятней.

Эти темы привычны для Монеточки, но не для рядового слушателя «Нового Радио». За это и любим. Панк для того и нужен, чтобы дать встряску обществу и глоток свежего воздуха, в виде кричащих из переулков злободневных тем.

Панк подстёгивает общество оторвать лица от средств массовой информации, осмотреться по сторонам и задуматься. Монеточка недолго думая, заливается заразительным смехом, что предлагает сделать и нам.

На последнем треке нашлось место и для той минималистичной, искромётно-ироничной и смелой Монеточки.

«Раскраски для взрослых» — калейдоскоп образов и смыслов, смесь всего на что сумел и посмел покуситься постмодерн. А смелости у него хватает. Загляните через призму и посмотрите, что выпадет вам.

Рецепт успеха Монеточки:

— 1 новенький Макбук

— Ирония на фоне злободневных тем

— Шепотка, нет, горсть, въедающихся мотивов в каждой песне

Всё творчество Монеточки строится на сторителлинге. В последнем альбоме истории стали более размыты и легко подстраиваются под расфокус в глазах слушателя. «Раскраски для взрослых» не обошёлся без лавстори и рассуждений на тему смерти. Как ни крути, это нетипичная поп-музыка. Монеточка вышла из инди-сцены и забралась на верхушку чартов, даже без Дробыша.

Евгений Борисихин
для radiopotok.ru

 


Дата добавления: 2020-04-25; просмотров: 145; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!