Фольклор послеоктябрьского времени, его особенности и этапы развития.
Революция, изменившая политический строй России, изменила также мировоззрение русского народа и условия их жизни. Вследствие этих коренных переломов в сознании людей стали создаваться произведения фольклора в совершенно новом ключе.
Основной пафос нового фольклора – пафос непримиримой классовой борьбы, революционности. В новых фольклорных произведениях народ приветствует Октябрь, ответивший на его вечную месту о свободе.
Особенности послеоктябрьского фольклора заключались в этапах ее развития. Во время Гражданской войны фольклор выполнял огромную мобилизующую роль, а в предвоенные годы (ВОВ) распалял народ в ожидании (практически все произведения о мирном труде были забыты, вспомянуты старые революционные песни).
Послеоктябрьский фольклор делится на два этапа: фольклор периода Октябрьской революции и Гражданской войны и период 20-30х годов (остальное в следующем вопросе).
Основные жанры фольклора послеоктябрьского времени. Судьбы традиционных жанров фольклора в советскую эпоху.
В первые годы после революции получают всенародное распространение старые революционные песни.
В первые же дни Советской власти возникают новые частушки, пословицы и поговорки. Все они выражают радость от победы над классовым врагом (Семнадцатый год разогнал всех господ).
Ведущим жанром фольклора в период Гражданской войны становится песня, для которой характерны боевой задор и романтическая приподнятость. В песнях Гражданской войны ярко проявляются такие типологические качества советских песен, как пафос революционности, героичность, народность, глубокое чувство советского патриотизма.
|
|
Во время Гражданской войны и интервенции песня выполняет огромную мобилизующую роль, просит сплотиться рабочих и крестьян для отпора врагу, для защиты народной Советской власти (Мы все на бой пойдем за власть Советов, и как один умрем в борьбе за это).
В годы гражданской войны начал складываться жанр советского рассказа. Конкретные события, изобилующие острыми драматическими конфликтами, давали для развития этого жанра очень большой материал. Судьба сказки была трагична – рассказы вытесняли ее после событий гражданской войны, как более актуальные.
Изгнав интервентов и покончив с войной, страна перешла к мирному строительству. Забота о восстановлении хозяйства стала не только главной заботой партии, но и главной темой народного творчества.
Ведущая тема песен того времени – борьба с разрухой, патриотический труд по восстановлению народного хозяйства. Главным героем становится комсомолец. Основной пафос упирается на пламенную революционность.
|
|
Во второй половине 30х годов создается огромное количество частушек, прославлявших новый колхозный строй (Много сил мы приложили, многое мы вынесли. Кулаки как ни кричали, а колхозы выросли). Однако широкое давление на частушки оказала коллективизация, обострение классовой борьбы (частушка об убийстве кулаками Павлика Морозова).
Песни и частушки предвоенных годов отличают светлые, радостные, жизнеутверждающие тона. В них прославляется наша социалистическая Родина, новая жизнь советских людей, родная коммунистическая партия.
Появление новых пословиц было обусловлено поэтическим осмыслением времени и происходящих с народом событий. Они свидетельствуют о коренных изменениях, произошедших не только в жизни страны, но и в мировоззрении народа.
Народно-поэтическое творчество периода Великой Отечественной войны.
Народное поэтическое творчество в годы ВОВ получает невиданный размах. Песни, частушки, пословицы, поговорки, рассказы в то время создавались везде: на фронте, в тылу, на временно оккупированной территории и у партизан.
Особенно большое развитие получили песенные жанры, где война отразилась необычайно полно (Двадцать второго июня ровно в четыре часа Киев бомбили и нам сообщили, что началася война).
|
|
Центральное место в песнетворчестве занимают песни фронтовиков, в которых отразились все важнейшие этапы и события войны (На стены, под знамя! О Бресте). Заканчивается военно-исторический цикл песнями о победе над врагом, о разгроме фашизма на его собственной территории. В этих песнях получили отражение героизм и мужество советских людей. Трагическое в песнях возвышалось до героического (Шестнадцать бойцов). Основная идея этих песен – бессмертие человеческого подвига. Песни эти были основаны на реальных исторических фактах и нередко слагались очевидцами или участниками. К ним близки партизанские песни, повествующие о партизанском движении (песня о Зое Космодемьяновской).
В советском тылу возникают патриотические песни и частушки, в которых рассказывается о героическом труде советских людей для фронта. Многие девчачьи частушки имели грустный характер, в них говорилось о грустном расставании с милым.
На временно оккупированной фашистами территории возникали плачи о тяжелой жизни оккупантов, причитания по советским людям, угнанным в неволю.
Песни ВОВ не только продолжали, но и развевали традиции влияния на песнетворчество книжной литературы. В песенном репертуаре большое место занимают всевозможные переделки литературных песен (переделки на мотив, продолжение, ответы и пародии).
|
|
В годы ВОВ больше развитие получил жанр устного рассказа. По своей тематике рассказы совершенно разнообразны, однако преимущественно они повествуют о подвигах, храбрости и героизме советских воинов-фронтовщиков или партизан. В основе этих устных рассказов лежат исторические реалии, однако переделанные поэтически.
В период войны возникло большое количество пословиц, в которых говорилось о патриотизме и призыве сражаться за Родину (На печи не храбрись, а в бою не трусь). В них отражены важнейшие этапы победы над врагом (Защитники Бреста не сошли с места), говорится о причинах и закономерностях победы (Нашла фашистская коса на советский камень).
Дата добавления: 2020-04-25; просмотров: 742; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!