Женские образы русской волшебной и бытовой сказки.



Женские образы варьируются лишь в том отношении, что одни героини наделены особой силой - богатырка Синеглазка — тип девы воительницы в русских сказках) или особой мудростью, способностью чаровать (Василиса Премудрая, спасающая Ивана из подземного царства). Они активны в борьбе за свое счастье, совершают подвиги, во всем помогают любимому ими герою. Обычно эти сказочные героини — или дочери каких-либо таинственных существ, или заколдованные царевны, которых преследуют волшебники, Кащей и им подобные чудовища (например, царевна-лягушка, Марья Моревна прекрасная королевна и др.); в активности действий этих героинь можно видеть отголосок в сказочном эпосе веры в особые свойства существа, так или иначе связанного с тотемическим образом или чудесного по своему происхождению.

Другие героини, такие, как гонимая падчерица, оклеветанная жена царя и им подобные, не противодействуют тем, кто их преследует. Их оружие — стойкость, кротость, терпение, которые и приводят их к счастью; но счастье добывают они не сами, его приносит полюбивший их герой.

Различия между этими женскими образами отчетливо видны в сказках о Василисе Премудрой и о Василисе Прекрасной. Первая из них — мудрая дочка морского царя — спасает Ивана от верной гибели. Когда Иван, не выполнив наказа Василисы, поцеловал ребенка, сразу забыл о ней и должен был жениться на девушке, выбранной его родителями, Василиса пришла на свадебный пир и чарами заставила Ивана вспомнить о ней; так Василиса вернула себе потерянное было счастье.

Вторая Василиса — падчерица, гонимая мачехой и сводными сестрами; мачеха посылает ее к Бабе-Яге за немеркнущим огнем, излучаемым глазницами черепов; трудолюбивость и кротость Василисы и материнское благословение спасают ее от верной гибели. С черепом, полученным от Бабы-Яги, Василиса возвращается домой и от огня, излучаемого черепом, гибнут ее мачеха и сводные сестры; Василиса идет в город, ткет чудесные полотна и так поражает царя своей красотой, скромностью, умом, трудолюбием, что он на ней женится.

Образы Василисы Премудрой и Василисы Прекрасной, как видно, различны. И в то же время они схожи стойкостью, выносливостью, глубиной чувств. Именно эти черты и выделяют их среди других людей, будят в герое глубокое чувство любви» приносящее им обеим счастье.

Образ Ивана в русских сказках.

Иван-дурак часто наделён пониманием прекрасного - он созерцает природу, восторгается ей красотой, он знаток народных песен, его речь полна шутками и прибаутками, примечательными оборотами. На речи этого персонажа хочется остановиться особенно. Он часто предсказывает будущее, толкует то, что непонятно другим; его толкования и предсказания не принимаются окружающими, потому что они неожиданны, парадоксальны и всегда направлены против «здравого смысла», как и его поступки. Таким образом, этот персонаж русских сказок выступает как носитель особой разновидности «поэтической» речи, известной по примерам древних индоевропейских мифопоэтических традиций. Он воплощает магическую функцию, связанную не столько с делом, сколько со словом, со жреческими обязанностями. Сюда же можно отнести то, что он загадывает и отгадывает загадки. Интересна в этом плане русская народная сказка « Царевна, решающая загадки». Получив благословение отца, поехал Иванушка-дурачок к царской дочери загадывать загадки. И со свойственной ему наблюдательностью, увидел загадки в самой природе. Иван делает то, чем занимается жрец во время проведения ритуала. В его речи наблюдаем нарушение принципов обычной речи «бессмыслицы», «нелепицы», языковые парадоксы. И в этой сказке он связан в сюжете с критической ситуацией, завершаемой праздником, женитьбой на царевне. В других волшебных сказках, Иван выступает не только как жрец, но и как своего рода «первочеловек», соотносимый с мировым древом и е го атрибутами. Примером могут послужить концовки многих сказок, где он добыл «спинку золотую щетинку с двенадцатью поросятами и ветку золотой сосны». Образ этого персонажа очень древний, в этих сказаниях до нас дошли интересные детали славянских поверий и обрядов. Так, например, история «меча -кладенца» уходит корнями во времена праславянские и связана с именем богатыря Сварога. Особенностью Ивана является то, что в одних сказках он фигурирует как Иван-дурак, а в других - как Иван- царевич. Если сравнивать эти сказки, то становится ясно, что Иван-дурак побеждает врага хитростью и везением, Иван-царевич - в бою мечом - кладенцом, полученным так же не просто. Иван-дурак - персонаж с особыми поступками, исходящими не из практического разума, а опирающийся на поиск собственных решений. Часто они противоречат здравому смыслу, но приносят успех. Его предполагаемая глупость может и вовсе не проявиться, а может выражаться в « непрактичности», когда Дурак жертвует какими - то благами ради мечты или идеала. Нередко в начале сказки он несчастен и обездолен (третий, младший сын, которому не достаётся ничего). Но проявляя настойчивость, нередко и хитрость, где он вынужден притворяться дураком, решает наисложнейшие ситуации. Иван-дурак успешно проходит все испытания и оказывается добрым молодцем. И к концу сказки вознаграждается богатством, победой над тёмными силами, рукой царской дочери. С давних пор назначение сказки - передача опыта старшего поколения младшему. А во многих народных сказках заключен сакральный смысл. Не мыслится вне этой установки и образ Ивана-дурака. Интересна в этом плане сказка «Иван - крестьянский сын и чудо - юдо». Где Иван - крестьянский сын сражается на реке Смородине сначала с чудо-юдом о шести головах, потом о девяти и двенадцати головах. А в это время его братья безмятежно спят. Исследования показывают, сакральный смысл этой борьбы в том, что Иван сражается со своими недостатками, искушениями, грехами. В то время, как его братья ещё не готовы к такой борьбе, они морально « спят».

Иван-Дурак в социально-бытовых сказках.

Из всех героев бытовых сказок интересней всех ироничный неудачник Иванушка-дурачок. Социальный статус этого героя обычно низкий; он крестьянский сын или просто сын старика и старухи, или старухи - вдовы. В более ранних сказках он действительно обделён умом, совершает наиглупейшие, а иногда и во вред людям поступки - «Про Иванушку- дурачка». «Таскать вам не перетаскать», - говорит он при выносе покойника, а при сборе урожая; «Канон вам да ладан». В большинстве сказок Иван, ловит мух, плюёт в потолок или сморкается, иногда бесцельно копается в золе. Рад бывает немногому - красной рубахе, гороху да доброму слову. А вокруг него люди жадничают, хитрят, обманывают друг друга, хотят нажить богатство. Но успех приходит именно к Ивану-дураку. Характерна в этом плане сказка «Дурак и берёза». После смерти отца, при разделе имущества достался Иван один бык — и тот худой. А старшим братьям досталось много всякого добра. В других сказках братья привлекают его к полезной деятельности, но только для того, чтобы сбросить с себя собственные обязанности. Так в сказке «Сивка - бурка», старшие братья должны сторожить поле от воров, но посылают вместо себя дурачка, а сами остаются дома и спят. Он не отказывается, исправно несёт службу, не хитрит, как его старшие братья, которые посмеиваются над дурачком. И снова Иван награждён. В дар за свою службу он получает « Сивку - бурку, вещую каурку». И вот счастье приходит именно к нему, а не к тем, кто тянул руки к богатству, дурачок женится на красавице царевне, сам становится писаным красавцем.В третьем варианте поступки Ивана кажутся бессмысленными и бесполезными, но в дальнейшем раскрывается их смысл, как, например, в сказке «Волшебное кольцо». Отправившись служить, чтобы выбраться из нужды, Иван отказывается при расчёте от денег и просит взять с собой щенка и котёнка, которые спасают потом ему жизнь. Увидев горящую в костре змею, освобождает её из пламени, а она превращается в красную девицу, с помощью которой он получает волшебное кольцо, благодаря которому преодолевает все трудности, а красная девица становится его женой.


Дата добавления: 2020-04-25; просмотров: 802; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!