Религия, но не фундаментализм



Особое место в докладе посвящено религии. Даже обсуждение мировоззренческих проблем в документе начинается с анализа одной изэнциклик папы Римского Франциска, посвященной экологическим проблемам. Из этого видно, что в религиях мира клуб видит потенциал для достижения искомого баланса и синергии.

В условиях постсекулярности – то есть новой актуальности религий – Римский клуб отрицает фундаментализм и дистанцируется от любых интерпретаций религий, подразумевающих насилие и угнетение. При этом, авторы доклада поддерживают идею о необходимости включения базовых принципов религий мира в международное право. Авторам доклада, судя по всему, близки восточные религии, но и христианское и мусульманское богословие вызывает их поддержку.

Отринув религию, нынешнее поколение оборвало связь с мудростью, накопленной человечеством с момента возникновения нашего вида сто пятьдесят тысяч лет назад.

Что делать

В третьей части доклада содержатся конкретные рекомендациям по выходу человечества из глобального тупика. Она построена на анализе уже воплощенных или намеченных к воплощению экспериментов в экономике, управлении, общественном развитии. Речь идет о сельском хозяйстве, энергетике, урбанистике, экономике и финансах.

Жить единым человечьим общежитьем

Самое заметное положение тут – тезис о неизбежности глобальных правил игры, обязательных для всех стран. Ограничение суверенитета государств – особенно в тех сферах, где последствия могут затрагивать всех соседей по земному шару – дело уже близкого будущего.

В будущем на смену нынешним недостаточно эффективным международным институциям придут более мощные. В частности, авторы доклада одобрительно отзываются о концепциях «Всемирного совета будущего» Якоба фон Икскулля и «Великого перехода» Пола Раскина. Обе эти концепции – а особенно вторая из них – подразумевают объединение человечества под эгидой мировых органов власти. Что же касается локальных вопросов, то они должны и будут решаться низовыми органами – такими, как ныне существующая ирландская «Ассамблея граждан».

Римский клуб видит себя защитником демократии, долгосрочного мышления, природы, молодого поколения и ещё не родившихся поколений, которые лишены голоса в капитализме и текущих политических дебатах.

Нефть останется в земле

Уже в ближайшие десятилетия мировая энергетика должна окончательно перестроиться на «зеленые» способы генерации. Стоимость ветряной и солнечной энергии падает, ее производство ежегодно растет. Рост спроса на нефть, возможно, прекратится уже в 2020 году, а к 2030, по расчетам исследователя из Стэнфорда Тони Сэбы, может произойти полный переход на возобновляемые источники.

Дело идет к тому, что добыча нефти и газа приостановится полностью, обесценив нынешние инвестиции в эти отрасли промышленности. Упущенная прибыль в этом секторе оценивается примерно от 6 до 20 трлн долларов. В гонку за новой энергетикой включился даже Китай, где компартия провозгласила курс на строительство “экологической цивилизации” на нынешнюю пятилетку. К середине века КНР планирует 80% энергии получать из возобновляемых источников.

Экономика устойчивости

Неизбежным становится и переход к альтернативным моделям экономики. Доклад Римского клуба рассматривает несколько из них – разработанные Джереми Рифкиным, Кристианом Фельбером, Джоном Фуллертоном и Гюнтером Паули. У всех этих подходов есть общая составляющая: это модели экономики устойчивости, а не роста, и общего блага, а не частной выгоды.

Из таких моделей, в частности, вытекает отказ от “планируемого старения” вещей в пользу ремонтопригодных и долговечных изделий. И предпочтение модели услуги и совместного владения старой доброй собственности, даже в сфере недвижимости. Из линейной – настроенной на постоянный прогресс – логика экономики превращается в круговую, какой она была в традиционной культуре. Главное – устойчивость, чтобы стоять на месте – достаточно крепко.

Разно-образование

Эксперты Клуба считают, что нужно изменить систему образования, чтобы формировать у молодежи “грамотность в отношении будущего” (futures literacy). Для этого образование должно быть основано на “связности” – то есть на человеческих отношениях между учителями и учениками. А также носить ценностный характер, то есть опираться на универсальные ценности. Сейчас это означает акцент на благополучии всех живых существ и мира в целом.

Новое образование должно быть сосредоточено на устойчивости – то есть экологии, взаимосвязанности систем и устойчивом развитии. Кроме того, важно формировать интегральное мышление – это нечто большее, чем системное и тем более аналитическое мышление.

В системном мышлении сохраняется тенденция рассматривать реальность в довольно механистических категориях, неспособных ухватить её органическую интегральность. Интегральное мышление способно воспринимать, организовывать, согласовывать и воссоединять отдельные фрагменты и достигать подлинного понимания основополагающей реальности .

Наконец, новое образование должно быть плюралистичным, считают авторы доклада. Нынешние университеты часто продвигают конкретные школы мысли, а в будущем нужно “давать молодым умам весь спектр противоречивых и комплементарных перспектив”. Это залог культурного многообразия, которое так же важно для социальной эволюции, как разнообразие видов для биологической.

 


Дата добавления: 2020-04-25; просмотров: 65; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!