Фальсификация мёда и способы её определения



 

Наиболее частыми примесями, прибавляемыми к мёду с целью фальсификации, являются: сахарная и крахмальная патоки и крахмальный сахар; затем, мука, трагантили клей и минеральные вещества: гипс, глина, мел и некоторые другие. Подмесь к мёду крахмального сахара также в широком употреблении в Швейцарии, где в большом ходу так называемый столовый, или швейцарский, мёд, состоящий из смеси 30 % пчелиного мёда с 70 % крахмального сиропа.

Удельный вес мёда определяют пикнометром, пользуясь раствором 30 граммов мёда в двойном количестве воды. Удельный вес такого раствора из натурального мёда обыкновенно бывает не ниже 1,111. Оптические свойства мёда определяются в поляристробометре, причём берётся 50 кубических сантиметров предыдущего раствора (1:2) или, смотря по надобности, более слабого (1:10 или 15:100); раствор обесцвечивается тремя кубическими сантиметрами свинцового уксуса и двумя куб. см концентрированного раствора карбоната натрия, и исследуется в трубке длиной в 200 мм; для обесцвечивания можно также настаивать мёд, в течение 4 часов, со смесью очищенного костяного угля и сухого гидрата алюминия. 33,(3)%-ный водный раствор натурального мёда, в большинстве случаев, вращает плоскость поляризации влево на 6°30'; но встречаются и правовращающие сорта мёда. Определение угла вращения заслуживает особого внимания, так как указанные выше сахаристые вещества, с помощью которых чаще всего фальсифицируется мёд, картофельная и сахарная патоки, а также и виноградный и тростниковый сахар — все обладают правым вращением. Различные сорта сахаристых веществ, входящие в состав мёда, определяются титрованием при помощи Фелингового раствора непосредственно (виноградный и плодовый сахар) и после превращения тростникового сахара — посредством соляной кислоты, в смесь глюкозы и фруктозы (виноградный, плодовый и тростниковый сахар).

Вода отделяется высушиванием мёда, смешанного с прокалённым песком, в вакуум-аппарате при 96—97°С; содержание воды, превышающее 25 %, указывает на искусственную примесь воды. Зола определяется осторожным прокаливанием мёда; содержание золы, превышающее 1 %, указывает на прибавление к мёду минеральных веществ. Кислотность определяется титрованием слабого раствора мёда (3—5 г в 100—200 см³ воды) 1/10-нормальным раствором едкого натра. Количество воска и цветня определяют посредством фильтрации раствора мёда в воде; воск и цветень задерживаются на фильтре.

Примесь муки в некоторых случаях легко открыть уже по физическим свойствам мёда: от неумеренной примеси муки мёд приобретает слишком белый цвет и делается слизистым. Для более точного исследования берут 10—20 граммов мёда, обрабатывают его 70%-ным спиртом и фильтруют, причём мука останется на фильтре; её промывают сначала спиртом, а затем водой и в оставшемся веществе открывают крахмал или химическим путём, превращая его, по Меркеру, в глюкозу, или же с помощью микроскопа. Клей и трагант открываются осаждением водных растворов мёда танином. При этих условиях чистый мёд даёт едва заметную муть. Крахмальный сахар и патока являются наиболее частой примесью мёда. Нахождение крахмального сахара в мёде основано на том факте, что в крахмальном сахаре и патоке содержится очень много декстринообразных углеводов, не способных бродить и восстанавливать соли меди. 1,25 грамма мёда растворяют в воде, прибавляют пивных дрожжей, доводят до объёма в 250 см³ и после 48-часового брожения прибавляют гидрат алюминия; после брожения все углеводы, способные бродить, разрушаются, а оставшиеся в растворе вещества подвергают испытанию в поляризационном аппарате или, после инверсии крепкой соляной кислотой, образовавшийся виноградный сахар титруют по Фелингу. Если мёд не содержал примеси крахмального сахара или патоки, то полученный после брожения раствор будет, в большинстве случаев, оптически недеятелен или малодеятелен (+2,5°), а также и после инверсии виноградного сахара получится меньше 1 %. Для открытия крахмального сиропа Гагер рекомендует налить в пробирку 1—2 см³ фильтрованного 25%-ного раствора мёда и осторожно, по стенкам, прилить 0,5 см³ безводного алкоголя. Если мёд не подмешан патокой, то спирт останется прозрачным и на месте соприкосновения его с мёдом образуется едва заметная муть. Примесь сахара открывается определением углеводов по Фелингу и с помощью поляриметра до и после инверсии. Чистый мёд содержит сахара не больше 16 %.

Искусственный мёд

Искусственный мёд состоит из концентрированного раствора инвертного сахара, полученного методом кислотного гидролиза сахарозы. Консистенция сиропообразная. Может засахариваться самостоятельно, либо этот процесс ускоряют добавлением зародышевых кристаллов сахара или натурального мёда. Для подкрашивания используют нафтол. Ароматизируют синтетической медовой эссенцией или пчелиным мёдом. В искусственном мёде содержится воды не более 22 %, сахарозы не более 30 %.

В культуре

Происхождение слова

Мёд известен человеку как минимум с VIII тысячелетия до н. э. Древнейшим ареалом пчеловодства является Средиземноморье. Мёд был известен индоевропейской общности ещё до её распада. Восстанавливают два древних корня, обозначавших мёд в праиндоевропейском языке: *melith и *madhu. Первый употреблялся для собственно мёда, а второй — помимо мёда ещё и для «хмельного медового напитка» (позже в некоторых языках этот корень стал обозначать «вино»). От второго корня — *madhu — произошло и славянское *medъ, др.-рус. медъ и рус. мёд — слово, обозначающее как собственно мёд, и как медовый хмельной напиток (мёд или медовуха). Мёд в индоевропейской традиции нередко ассоциируется с божественным напитком бессмертия (амрита, амброзия и т. д.)

Существует предположение, что индоевропейцы заимствовали название мёда *madhu из семитских языков, однако эта гипотеза не разделяется учёными по фонетическим причинам.

Финно-угры заимствовали название мёда, как и саму технологию пчеловодства, у своих южных соседей индоевропейцев, а именно — из тохарских и индоиранских языков.

Символика

Мёд — продукт, имеющий широкое ритуальное применение, символ бессмертия, плодородия, здоровья, благополучия, красоты, счастья, «сладости» жизни; его называют пищей богов и эликсиром жизни. Используется в похоронной, свадебной, родинной, календарной обрядности и в народной медицине. Благодаря семантической связи с пчёлами и воском мёд имеет также христианскую символику. Медовые соты были пищей Иоанна Крестителя в пустыне, являются его атрибутом.

В античные времена, мёд считался у древних даром неба, поскольку считалось, что пчелы собирают его из утренней росы. В Ветхом Завете утренняя сладковатая роса на некоторых деревьях называлась «диким мёдом». Использовался в качестве жертвы божествам в похоронных обрядах. Мёд играл у древних гораздо большую роль, чем в современное время, так как заменял для них сахар. Из него приготовляли и вино, которое так высоко ценилось римлянами, что им угощались победители во время триумфа.

Морализаторская притча повествует о том, как младенец Купидон был ужален пчелой в тот момент, когда пытался украсть мёд из улья. Он изображён стоящим рядом с Венерой, весь в слезах, с сотами дикого мёда в руках, а вокруг него летают пчёлы. Мать строго говорит ему, что раны, которые он наносит другим, гораздо болезненнее.

В раннехристианской церкви существовала традиция причащать новокрещёных молоком и мёдом. Это причастие должно было напоминать о сладости рая, который осмыслялся к категориях обетованной земли, «где течёт молоко и мёд». 57-е правило VI Вселенского собора (680 год) осудило эту традицию, запретив приносить к алтарю мёд и молоко.


Дата добавления: 2020-04-25; просмотров: 136; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!