Особенности развития Индии в период Делийского султаната (1206-1526)



В 13 в. развитие индии радикально изменилось, именно тогда она была насильственно включена в состав Исламского мира – делийский султанат (1206-1526 гг.). Исламские завоеватели пришли в Индию с территории современного Афганистана, где находилось государство Буридов. После завоевания сложилась уникальная религиозно-политическая система, когда правящая элита была исламской, а абсолютное большинство покоренного населения сохраняло индуизм. В отличие от других стран Востока, ислам не стал религией покоренного населения, исключая малую часть индийской знати, малое число неприкасаемых и деклассированный элемент. Это объяснялось прочностью общинных связей, когда социальный выигрыш и приобретение социальной мобильности были менее значимыми по сравнению с общинными социальными связями, вне которых люди выпадали из индуистского общества.

Первоначально завоеватели проводили репрессивную политику, разрушая индуистскую архитектуру, преследуя монахов-индусов и светских индусов. Две выдающиеся постройки: Кубт-минар (70 метров в высоту) и мечеть Мощь ислама, при сооружение которой символически использовались колонны и другие архитектурные детали разрушенных индуистских храмов.

К концу 13 в. в правящей элите возникла идея создать новую религию на основе ислама и индуизма, примирив конфессиональное противостояние и создав единое государственно-политическое пространство. Активным сторонником этой идеи был Ала-ад-Дин (1296-1316). Себя он видел пророком этой синтетической религии, при помощи которой хотел обеспечить стабильность. Идея провалилась, ее агрессивно восприняло мусульманство, а общество индусов никак не отреагировало. Существовало народно-еретическое движение, ориентированное на соединение ислама и индуизм, но с социальным интересом.

В индуистском султанате велась борьба между кланами за власть, которая постепенно ослабила государство. Верховным собственником земли являлось государство, а государственные земли назывались халиса. Из этого фонда производились пожалования, основным видом которых являлась икта, которая делалась на большую и малую. В обоих случаях земля передавалась в пожизненное держание. Держатель малой икты был государству личной военной службой, а держатель большой формировал военный отряд. Постепнно намечалась тенденция превращения икта в наследственное держание. Еще одной формой земельного держания было замендари – земельное держание, предававшееся на условии сбора государственных налогов, когда сверхналог рассматривался как собственность держателя.

Султаны создавали структуры, контролирующие органы государственного управления и отдельных чиновников, всегда содержали огромную армию, контролировалась придворная жизнь, браки между исламскими кланами. Проводилась репрессивная борьба с коррупцией, особенно в периоды угрозы внешней безопасности. Ослабление делийского султаната было связано с ослаблением государственного землевладения, борьбой исламских кланов, сопротивлением индийского населения и внешними угрозами. В 1526 г. В Индии образовалась Могольская империя.

Особенности развития Ирана в составе арабских халифатов

С 7 – начало 10 века.

Завоевание Ирана арабами было облегчено крайним истощением страны после долгой войны с Византией (604-628 вв.) и другими проблемами внутри государства.

       Арабские завоеватели не принесли с собою в Иран новых общественных форм. Процесс феодализации Ирана, начавшийся при Сасанидах, продолжал развиваться и после арабского завоевания. Но арабское завоевание сделало этот процесс более медленным.

       Арабское завоевание сопровождалось перераспределением земельного фонда страны. Соседская сельская община в Иране, сменившая большесемейную, не исчезла после арабского завоевания, но общинные земли были признаны собственностью государства. Крестьяне считались только держателями государственной земли и были обложены хараджем – земельным налогом.

 В Иране государственная собственность на землю была преобладающим феодальной земельной собственности. Государство через свой чиновничий аппарат эксплуатировало крестьян, взимая с них налог-ренту, которая затем в большей своей части, в виде жалованья, пенсий, субсидий и подарков, переходила в руки служилых людей и верхушки завоевателей, составлявших основу складывающегося класса феодалов. Вместе с тем государство было собственником большей части оросительных сооружений и водных ресурсов.

Помимо государственной существовала и частная феодальная собственность на землю (мульк) – эти земли можно была продавать и передавать по наследству.

       Арабская знать придавала большое значение распространению ислама среди покоренных народов. В религии ислама она видела орудие подчинения своей власти, да иначе и быть не могло. Ведь халиф был не только главой светской власти (эмиром), но и заместителем пророка Мухаммеда в религиозных делах (имамом). Важным последствием арабского завоевания было распространение в Иране религии ислама. Вначале оно шло медленно, быстрее с середины VIII в. В IX в. ислам уже был религией большинства населения центрального Ирана и Хорасана. К концу X в. ислам был уже бесспорно религией подавляющего большинства населения всего Ирана.

       Арабы принесли с собой в Иран арабскую письменность и арабский язык в качестве литературного и языка религии, а затем с конца VII в. и языка канцелярий. Арабский язык, получивший теперь значение международного для стран Западной Азии и Северной Африки, надолго стал господствующим в литературе и в поэзии Ирана. На арабском языке писали сами персы.

       Оседание арабов в Иране встречало враждебное отношение у народных масс, у трудящегося населения города и деревни. Иное отношение было у господствующего землевладельческого класса. Крупные землевладельцы быстрее мирились с завоевателями, так как последние,. стараясь опираться на дехканов, оставляли им их прежние социальные привилегии и прежде всего их земельное имущество, делали их соучастниками завоевателей в эксплуатации народных масс. Характерно, что многие из них не только легко уживались с новыми хозяевами страны, но и сами искали с ними сближения и даже родства.


Дата добавления: 2020-04-25; просмотров: 331; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!