ВВЕДЕНИЕ, СОДЕРЖАЩЕЕ В СЕБЕ ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ПОНЯТИЯ О ПСАЛТИРИ И О ПРЕДЛАГАЕМОМ ОБЪЯСНЕНИИ ЕЕ 80 страница



Ст. 8, 9 и 10. Разумейте же, безумнии в людех, и буии некогда умудритеся: насажден ухо, не слышит ли? Или создавый око, не сматряет ли? Наказуяй языки, не обличит ли, учай человека разуму? Буии здесь значит то же, что и глупые, или безумные, а по переводу с еврейского - "невежды". Пророк, продолжая обличать нечестивых и грешных людей, которые в своем нечестии дошли до такого безумия, что стали отрицать высочайшее всеведение Творца Бога и Его право верховного судии вселенной, говорит им как бы так: послушайте, вы, безумные из людей, и вразумитесь (умудритеся), не стыдно ли вам, которым Бог, чрез отцов ваших, дал откровения и познания о Себе? Извинительно ли вам, которые имеете Закон Божий и обетования, данные чрез Моисея и других пророков? Не грешно ли вам высказывать такие мысли, что Бог не увидит ваших дел и не узнает ничего? Послушайте же и рассудите хоть теперь: Тот, Кто сотворил человека с ухом, с глазом и с умом, Кто есть самый справедливый ценитель сотворенных вещей, Тот ужели не услышит, не увидит, не узнает и не рассудит? А если Он не имеет ни ушей, ни глаз, ни знания и потому не вникает в дела человека и не судит преступлений людских, - так кто же и зачем дал людям понятливость, мудрость, остроту ума? Ясного и удовлетворительного ответа на сей вопрос нет и быть не может. Очевидно, нечестивые люди, которых изобличает здесь пророк, были люди знатные, известные между иудеями, и потому должны были знать и помнить, что сказано в книге Иова (34:21,24). "Той (Господь Бог) зритель есть дел человеческих, утаися же от Него ничтоже от тех, яже творят. Господь бо всех видит, постизаяй неизследная, славная же и изрядная, имже несть числа". "Бог, - говорит блж Иероним, - весь есть глаз, весь - рука, весь - нога. Он есть весь глаз, потому что все видит; весь есть рука, потому что все делает (Ин. 5:17); весь - нога, потому что везде находится". К слову буии прибавляя слово некогда, пророк вразумляет гордых людей тонкою насмешкою над ними, говоря как бы так: притесняя и обижая бедных, вы разве тем только отличаетесь от них, что превосходите их безумием и невежеством, и если это так, то хоть теперь вразумитесь (умудритеся) и опомнитесь, - признайте, что Господь Бог, научающий человека ведению, вразумляющий народа, обличит и строго взыщет за ваши беззакония, если не раскаетесь пред Ним.

Ст. 11. Господь весть помышления человеческая, яко суть суетна. По связи с предыдущими изречениями, это значит, что Господь Бог, научающий человека, чрез наблюдения над явлениями и законами природы, ведению, знает все мысли и намерения не только всех людей, но и каждого человека в отдельности, и знает (весть), что суетны помышления человеческая, т.е. что они недостойны человека и никогда не удовлетворяют его, потому что заключаются в земных предметах (Флп. 3:19), в стремлении к почестям (Лк. 20:46; Есф. 5:11), в мечтах о богатстве (Пс. 72:12), о земном благополучии (Иов. 21:9-12), о суетных удовольствиях и проч., вообще в мечтах и помыслах, свойственных людям, нерадящим о благочестии и правде. Еще мудрейший и богатейший из царей израильских Соломон в написанной им книге Екклезиаст, чтобы показать людям, что богатство, почести, все блага и удовольствия земные, без обращения к Богу, не в состоянии удовлетворить требованиям бессмертной души человеческой, говорил, что без любви к Богу и последования заповедям Его для человека все на свете будет - "суета суетствий, всяческая суета" (Еккл. 1:2).

Ст. 12 и 13. Блажен человек, егоже аще накажеши, Господи, и от закона Твоего научиши его: укротити его от дний лютых, дондеже изрыется грешному яма. В этих двух стихах, после того, как призвал на суд Бога, судию и отмстителя нечестивых и грешников, после того, как укорил и обличил последних за их неправды и беззакония и показал, что и самые помышления их, клонящиеся к самооправданию и причинению большего вреда праведным, суть тщетные и суетные помышления, пророк обращается с утешением к угнетенному праведнику, говоря ему как бы так: благо тому, кто даже среди страданий, во время торжества над ним нечестивцев, смотрит на свой страдания как на Божественные наказания (блажен человек егоже аще накажеши, Господи), посылаемые для его блага, и почерпает мужество и надежду в законе Божием (и от закона Твоего научиши его). Закон Божий, смягчая наши скорби и страдания, воспитывает и укрепляет в нас надежду, что Господь Бог печется о нашем спасении, хотя на время и попускает бедствовать; что верные и благочестивые хотя нередко и претерпевают беда и напасти, но только на краткое время и для того, чтобы поскорее, окончив подвиг свой, улучили блаженный и вечный покой; для чего пророк и присовокупляет слова: укротити его от дний лютых, а по переводу с еврейского - "чтобы дать ему покой во дни злые, пока изроется яма нечестивому". Таким образом, истинный смысл обоих стихов будет следующий: блажен человек, которого Сам Господь наказывает и законом своим вразумляет его с тою целью, дабы утолить его скорби, какие он терпит от дней злых, или в годину несчастий, пока не постигнет нечестивого гибель. "Смиренные скорбями облегчены будут в печали, вразумленные Тобою благодушно будут переносить скорби, дондеже изрыется грешному яма, т.е. пока грешник не пойдет в уготованное ему мучение. Под именем же грешника пророк разумеет сатану, или всякую сопротивную силу", - говорит св. Афанасий Александрийский [3, с. зю]. "Кто и малое вразумление принял в настоящей жизни, - тот будущий суд найдет для себя более кротким. Ибо днями лютыми пророк назвал вечное мучение". Так говорит блж. Феодорит [6, с. 452]. В словах последнего стиха блаженная участь праведника противопоставляется погибельной участи грешника.

Ст. 14 и 15. Яко не отринет Господь людий Своих, и достояния Своего не оставит: дондеже правда обратится на суд, и держащийся ея вен правии сердцем. Люди Свои (т.е. Божии) и достояние Свое до пришествия Христа Спасителя были иудеи, а ныне (по пришествии), вместо них, христиане. Продолжая утешительную речь к праведным и благочестивым, пророк называет их людьми своими Богу, Который их не отринет, т.е. не отвергнет их как избранников своих, которых Он избрал из всех народов, освятил и присвоил их, как сокровище (Втор. 7:6; 1 Петр. 2:9), как достояние Свое, которого Он не оставит, т.е. не лишит Своего благоволения; но только до тех пор, когда - дондеже правда обратится на суд, а с нею и все те, которые последуют сей правде - держащийся ея еси правии сердцем. В последних словах заключается пророчество о явлении правды Божией (т.е. Мессии, Христа) на земле и о Суде Христовом (Ис. гл. 61). В том же смысле изъясняя эти слова, св. Афанасий Александрийский говорит: "Господь сохранит людей Своих во время скорбей и до тех пор будет управлять ими и руководствовать их... дондеже правда обратится на суд, т.е. пока Христос не будет судить вселенную. Ибо Он "бысть нам премудрость от Бога, правда же и освящение и избавление" (1 Кор. 1:30), и Ему "суд весь даде Отец" (Ин. 5.22) [3, с. зю-311]. "Когда, - говорит Евфимий Зигабен, - Христос придет во второе Свое пришествие, тогда станут подле Него все правые, т.е. праведники, став одесную Его, во время суда Его над всеми людьми" [7, с. 746]. Вси правии сердцем - не то же ли это, что и "чистии сердцем", которых Сам Христос Господь именует "блаженными" и говорит, что они "Бога узрят" (Мф. 5:8)?

Ст. 16 и 17. Кто востанет ми на лукавнующыя? Или кто спредстанет ми на делающыя беззаконие? Аще не Господь помогл бы ми, вмале вселилася бы во ад душа моя. При чтении сих стихов представляется, что пророк окружен был злыми и нечестивыми людьми, которые не только сами согрешали и делали всякое беззаконие, но старались воздействовать и на других, и соблазнительными речами, и примером своих законопреступных деяний. Жалуясь на таких нарушителей закона, пророк вопросительно обращается к Богу о помощи, говоря как бы так: где мне искать помощи? Кто защитит меня (кто спредстанет ми) от этих законопреступников и лукавых (на лукавнующыя) людей? Также жалуется он на подобных беззакоников и в другом псалме (118:85): "Поведаша мне законопреступницы глумления, но не яко закон Твой, Господи". Законопреступники, говорит, сбивали меня с пути, предлагая следовать правилам их жизни. Конечно, послушав их, я избавился бы от их нападков и обид; но я не согласился на это, потому что все то, что предлагали они, было очевидными баснями и глумлениями над всякою правдою. Я должен был поступать по заповедям закона Твоего, Господи. И это послужило мне помощию против лукавых беззаконников. Если бы не эта помощь Божия, я погиб бы совершенно. Вмале вселилася бы во ад душа моя, т.е. душа его сведена была бы во ад, если бы не было защиты от Бога. Вместо слова во ад - в переводе с еврейского читаем: "в страну молчания", т.е. в могилу.

Ст. 18 и 19. Аще глаголах: подвижеся нога моя, милость Твоя, Господи, помогаше ми: по множеству болезней моих в сердцы моем, утешения Твоя возвеселиша душу мою. Изречения сих стихов, исходящие от человека, преданного в волю Божию, выражают веру в ту же помощь Божию, о которой говорится в предыдущем стихе (17). Выражением: подвижеся нога моя пророк означает слабость воли и поползновение, колебание ее на путь греха, или нечестия, при виде соблазнов или непозволительных удовольствий. Болезни в сердце - то же, что беспокойства и скорби, болезни душевные. Таким образом, мысли настоящих изречений пророка с достаточною ясностью и полнотой можно выразить так когда я чувствовал и сознавал, что сам собою я не в силах преодолеть те искушения и скорби, которые неизбежно сопряжены с жизнью человека, тогда я прибегал к милости Твоей, Господи, которая помогала мне, просвещая мысли мои и очищая сердце, так что, хотя и многие беспокойства, заботы и печали обременяли меня, но, получая всякий раз равномерную помощь Твою, я, вместе с тем, немало был утешен этою помощью - утешения Твоя возвеселиша душу мою. Сознание того, что милость Божия к человеку верующему и молящемуся сильнее всех бедствий наших, служит для нас самым сильным и благонадежным утешением (ср. Пс. 85:17).

Ст. 20. Да не прибудет тебе престол беззакония, созидаяй труд на повеление. Неудобопонятно выраженный стих сей на славянском языке уясняется отчасти переводом его с еврейского, который читается так: "Станет ли близ тебя престол губительства, и тот, кто умышляет притеснение вопреки закону?" Под именем престола обыкновенно разумеется судейское возвышенное седалище (греч. , лат. thronus, cathedra, sedes), на котором восседают судьи, разбирающие судебные процессы и произносящие судебный приговор. Престол беззакония есть такой престол, с которого произносится приговор суда незаконный, или противозаконный, - то же, что притеснение вопреки закону, или такой приговор, который возлагает тяжкое, обременительное наказание, не вытекающее из буквы, или духа закона (созидаяй труд на повеление). Это такой престол, или такое седалище, о котором говорит Господь Иисус Христос в обличительной речи своей против книжников и фарисеев (Мф. 23:2-4 и след.), которые связывали "бремена тяжелые и неудобоносимые" и возлагали их на плечи людям, а сами не хотели и перстом коснуться их. Во времена псалмопевца были, значит, такие судьи и начальства, которые, подобно "возседавшим на Моисеевом седалище (престоле беззакония) книжникам и фарисеям", от имени Закона, возлагали на подсудимых такие трудности, такие невыносимые повинности, которые были не что иное, как притеснение вопреки Закону, как не установленные в Законе требования. Почему он и просит: да не прибудет Тебе престол беззакония, т.е. да не присоединится к Твоему, Господи, праведному суду суд грешных и беззаконных людей, которые, произнося приговор, противный Твоим повелениям, причиняют тем труды, и болезни.

Ст. 21. уловят на душу праведничу, и кровь неповинную осудят. Вот и последствия того суда, который совершается на престоле беззаконных судей. Они, говорит, заботятся не о правосудии и справедливом воздаянии, а о том, чтобы расставить сети и разными неправдами и хитростями уловить душу праведника, навести на него разные искушения и скорби, и чрез то поставить его на суд, для того чтобы осудить и погубить.

Ст. 22 и 23. И бысть мне Господь в прибежище и Бог мой в помощь упования моего: и воздаст им Господь беззаконие их, и по лукавствию их погубит я Господь Бог. Что же касается до меня, говорит псалмопевец, то мне есть к кому прибегнуть: у меня есть самая благонадежная защита это Господь Бог мой, на Которого я возлагаю все мое упование, и Он защитит меня от всех скорбей и напастей; лукавым же законопреступникам Господь воздаст по мере их беззакония и лукавства, праведным судом Своим Он накажет их и погубит.

 

 

ПСАЛОМ 94

 

В нашей синодальной Библии и нашей "Учебной Псалтири" сему псалму предшествует такое надписание: Хвала песни Давиду, не надписан у еврей. Это надписание сделано, или внесено в Библию, LXX толковниками, которые по характеру и содержанию первой части псалма (до ст. 8) назвали его хвалебною песнию; причем отметили и то, что в еврейской Псалтири он не имел никакой надписи.

За исключением древних раввинов, приписывавших составление сего псалма пророку Моисею, почти все толкователи, вслед за LXX и согласно с мнением многих отцов и учителей Церкви, занимавшихся изъяснением Псалтири, приписывают сей псалом Давиду, основываясь, конечно, на свидетельствах св. апостола Павла, который, приводя несколько стихов из сего псалма (7-11 в Евр. 3:7-11), говорит, что они изречены "чрез Давида".

Так как во второй части сего псалма прикровенно говорится о Мессии Иисусе Христе, то и он причисляется к числу мессианских псалмов, о чем подробнее и яснее будет изложено при объяснении последних стихов сего псалма.

Ст. 1 и 2. Приидите, возрадуемся Господеви, воскликнем Богу Спасителю нашему: предварим лице его во исповедании, и во псалмех воскликнем Ему. В ветхозаветной Церкви иудейской, при богослужении, в скинии и во храме Иерусалимском введены были особые песнопения, которые исполнялись особыми хорами избранных из левитов певцов. Таковы все псалмы, в которых прославляется великое и святое имя Творца и Вседержителя мира. Таков в особенности настоящий псалом (или вернее первая часть его, до ст. 7), как предназначенный для пения в день субботний, и посвященный воспоминанию окончания Богом творения мира и прославлению Творца, почившего в день седьмый от всех дел Своих, которые Он творил и созидал (ср. Быт. 2:2-3, и ст. 5-6 и 11 объясняемого псалма). Призывая всех к прославлению Бога, псалмопевец говорит: приидите не только те, которые здесь, при богослужении, присутствуют, но и все те, которые находятся вдали, - будем петь торжественную, радостную и хвалебную песнь Господу Богу (возрадуемся Господеви); воскликнем, - воскликновение есть победная песнь, или, что то же, громкая, единодушная песнь о поражении врагов. По мнению св. Афанасия Александрийского, псалмопевец здесь пророчески переносится мыслию ко Христу Спасителю нашему, Который, вступив за нас в брань с противными, невидимыми силами, низложил врагов наших и предоставил последователям Своим воспользоваться плодами сей победы [3, с. 312]. А потому и говорит: воскликнем Богу Спасителю нашему; предварим лице Его во исповедании, или, как в переводе с еврейского, "предстанем пред лице Его со славословием, и во псалмех воскликнем Ему". То есть все мы, уверовавшие во Христа, воскликнем Ему в победных псалмах или, как поем в одном церковном песнопении: "Песнь победную поим вси Богу, сотворшему дивная чудеса мышцею высокою и спасшему Израиля, яко прославися" (Октоих. Глас 1. Четверг. Утро. Канон. Песнь 1, ирмос).

Ст. 3, 4 и 5. Яко Бог велий Господь, и Царь велий по всей земли: яко в руце его вси концы земли, и высоты гор Того суть. Яко Того есть море, и Той сотвори е, и сушу руце его создаете. В этих изречениях пророк указывает, что есть много причин, по которым мы должны достойно восхвалять и прославлять Господа Бога. Во-первых, мы должны прославлять величие Бога нашего, противопоставляя Его мысленно тем ложным богам, которых в разные времена выдумывали себе разные безумные люди, и которые в сущности - ничто, так как "един есть истинный Бог, Который есть Господь и Царь велий по всей земли" (ср. 1 Кор. 8:4-6). Во-вторых, мы должны прославлять Бога как Творца и Промыслителя мира, в руках Которого (в руце Его), или, что то же, во власти Его всемогущества, находятся не только вси концы земли (в пер. с евр.: "глубины, или преисподняя, земли"), но и высоты гор Того суть, Следующими далее словами: яко Того есть море, и Той сотвори е, и сушу руце Его создаете, - выражает ту же мысль, что Бог не только есть Господь и Высочайший Правитель земли, но и Господь моря, которое Он сотворил и окружил сушею, или песком, в котором оно содержится, как в сосуде. А потому и все люди, живущие на земле и пользующиеся различными дарами и богатствами как от земли, так и от моря, не должны ли воздавать хвалу и благодарение Богу, Творцу и Вседержителю мира, Которому принадлежат и земля, и моря?

Ст. 6 и 7. Приидите, поклонимся и припадем Ему, и восплачемся пред Господем сотворшим нас: Яко Той есть Бог наш, и мы людие пажити Его и овцы руки его. Днесь аще глас его услышите... Словами 6-го и 7-го стихов сего псалма пророк снова и еще трогательнее возбуждает людей Божиих не только к прославлению, как прежде, а к глубочайшему смирению, уничижению и поклонению пред Господом Богому напоминая, как тогда, так и ныне, всем поклоняющимся Ему, что и они, и мы все, не только дело рук Его (восплачемся пред Господем сотворшим нас), что Он не только Творец наш, и мы существуем потому только, что это Ему было угодно, и должны воздавать благодарность Ему и за то, что Он Бог наш, и мы вполне Ему принадлежим, во всем от Него зависимы, что "мы народ паствы (пажити) Его и овцы руки Его" (по пер. с евр.). Последуя примеру ветхозаветной Церкви, и Святая Церковь христианская в чинопоследования своих богослужений, утренних и вечерних, ввела подобные же молитвословия, предшествующие другим псалмопениям и обычным молитвам, каковы: троекратное "Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу; приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви..." и проч. А также и торжественное пение на малом входе Литургии: "Приидите, поклонимся и припадем ко Христу". Все эти молитвословия имеют то же, что и у псалмопевца, намерение возбудить в сердцах верующих искреннее покаянное стремление к поклонению единому истинному Богу и Царю мира. Последние слова 7-го стиха: Днесъ аще глас его... - по изложению нашей славянской Псалтири, имеют тесную связь с изречениями следующих стихов, а потому и должны рассматриваться вместе с ними.

Ст. 8 и 9. (Днесь аще глас его услышите), не ожесточите сердец ваших, яко в прогневании, по дни искушения в пустыни; в оньже искусиша Мя отцы ваши, искусиша Мя, и видеша дела Моя. С 8-го стиха начинается вторая часть псалма, в которой от лица Божия пророк строгим укорительным тоном напоминает народу иудейскому о том, как некогда предки его (отцы ваши) поступали вопреки всему тому, к чему он призывает их в первой части псалма. Слово днесь, или ныне, не обозначает здесь определенного срока времени, а относится ко всякому вообще времени Христовой Церкви, в которое люди имеют нужду и должны обращаться с молитвою к Богу. И потому последними словами 7-го стиха пророк, обращаясь к народу, говорит как бы так: вот и ныне, всякий раз, как вы услышите глас Божий, призывающий вас на поклонение Ему, вы не ожесточайте сердец ваших, не поступайте так, как поступали отцы ваши, в то время, когда прогневался на них Господь (в прогневании, по дни искушения в пустыни) за их неоднократиый ропот и непослушание не только Моисею, пророку Божию, но и самому Господу Богу. Отцы ваши, говорит псалмопевец от лица Божия, видели дела Мои с того дня, как Я вывел их из Египта; видели, как в пустыне, чрез которую Я вел их в землю обетованную, в тот раз, как не было воды, Я извел им воду из камня; видели, как горькую воду Я услаждал для них чрез положенное Моисеем дерево; они видели, как Я дал им Закон чрез Моисея, на горе Синай, как устроил для них храм (скинию), как неоднократно защищал их от врагов, нападавших на них во время путешествия их в пустыне, как подавал им пищу и все для них потребное, - видели все Мои благодеяния и пребывали неверными, грубыми и неблагодарными, ожесточали сердца свои, все время оставаясь "жестоковыйными" (Исх. 33:5) и непослушными велениям Господа Бога Своего, чем премного искушали Его и возбуждали против себя гнев Его. В таком именно смысле принимает сии псаломские изречения и св. апостол Павел, приводя их в Послании к Евреям (3:7-11).


Дата добавления: 2020-04-08; просмотров: 168; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!