ВВЕДЕНИЕ, СОДЕРЖАЩЕЕ В СЕБЕ ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ПОНЯТИЯ О ПСАЛТИРИ И О ПРЕДЛАГАЕМОМ ОБЪЯСНЕНИИ ЕЕ 77 страница



Ст. 42-46. Расхищаху его вси мимоходящии путем, бысть поношение соседом своим. Возвысил еси десницу стужающих ему, возвеселил еси вся враги его: отвратил еси помощь меча его и не заступил еси его во брани: разорил еси от очищения его, престол его на землю повергл еси: умалил еси дни времене его, облиял еси его студом. Как в предыдущих трех стихах, так и здесь псалмопевец изображает те бедствия, какие попущены Промыслом Божиим на потомков Давида, за их отступление от закона Божия, за несохранение заповедей и оправданий Его. Благоволение Божие отступило от них. После того, как бы так говорит он, как Ты, Господи, вознегодовал на раба Твоего, расхищают его все проходящие путем, он стал посмешищем у соседей своих, т.е. соседственные с иудеями и жителями Иерусалима народы, как-то: моавитяне, аммонитяне, идумеяне, филистимляне, ассирияне и вавилоняне, - проходя мимо городов иудейских, поносили их, ругались над ними, расхищали имущество их. То же самое выражено и в псалмах 78, стихах 4-7 и 79, стихе 7. Бысть поношение соседом своим, т.е. еврейский народ стал предметом осмеяния и поругания для сопредельных народов. Возвысил еси десницу стужающих ему, т.е. врагов его (еврейского народа) Ты соделал сильнейшими его, а его обратил в посмешище для причиняющих ему оскорбления и возвеселил врагов его. Ту помощь оружия (меча), которую в других случаях поставлял народу победный меч царя, Ты ныне отнял от него и не помог (не заступил еси) ему в брани, т.е. на войне с врагами. Разорил еси от очищения его и проч. По переводу с еврейского стих этот читается так: "Отнял у него блеск и престол его поверг на землю". Это значит: Ты прекратил то состояние помазанного, в котором царство его являлось незапятнанным, блестящим, и низверг царственную власть Давида, окончательно разрушив царство его. Умалил еси дни времени его… и проч. Стих этот, согласно объяснению толковников, нужно понимать так: Ты обещал сохранить царство помазанника Твоего на веки (ст. 5 и 30) и потом ограничил его кратким временем. И вот теперь он (в лице потомков его) терпит поношение и исполнен стыда. Отведенные в плен иудеи подверглись рабству и самому тяжкому посрамлению. Все сказанное здесь о потомках Давида имеет приложение к бедственному состоянию ближайшего потомка Давида, царя Ровоама, сына Соломонова. По мнению же других толкователей (Евфимия Зигабена, блж Феодорита и др.), в изречениях выписанных здесь стихов заключается пророчество о бедственном положении народа еврейского, подвергшегося вавилонскому плену, и под бедствующим царем нужно разуметь Иехонию или Седекию (7, с. 713; 6, с. 430]. Но, в то же время, все это прообразовательно и пророчески относится и к обетованному Мессии, Господу нашему Иисусу Христу, потому что Давид служил прообразом Его, как в славе, так и в бедствиях своих. Спаситель на кресте был предметом насмешек и поношения для врагов Его, которые радовались и кивали на Спасителя главами, видя его пригвожденным на древе. Находясь в таком положении, Он представлялся лишенным блеска, славы и величия Сына Божия, как впоследствии времени пророчествовал об этом ужасном уничижении Мессии и пророк Исайя: "Несть вида ему, ниже славы... ни доброты... Он умален паче всех сынов человеческих" (53:2-3). И когда Иисус Христос пострадал плотию и умер, тогда распявшие думали, что смерть всему положила конец, что совершенно прекратились и бытие, и имя Пострадавшего, поэтому псалмопевец, выражая предположения распявших, и сказал: престол его поверг на землю.

Ст. 47-49. Доколе, Господи, отвращаешися в конец, разжжется яко огнь гнев Твой? Помяни, кий мой состав: еда бо всуе создал еси вся сыны человеческия? Кто есть человек, иже поживет и не узрит смерти, избавит душу свою из руки адовы? Народ иудейский лишился милости и благоволения Божия за свою неверность Завету Господию и за нарушение заповедей Божиих. Господь Бог отвратил лице Свое от помазанника Своего, и гнев Божий отяготел над ним. Сознавая столь бедственное свое состояние и кратковременность жизни человеческой, псалмопевец молитвенно взывает к Богу: Господи, доколе будет сокрыта милость Твоя? И ужели непрестанно (в конец) будет продолжаться (разжжется яко огнь), как огонь, гнев Твой? Вспомни, какой мой век (кий мой состав), и на то ли созданы люди (все сыны человеческие), чтобы в суете (всуе) и бесполезно провести свою жизнь?.. И есть ли такой человек, который, прожив век, не увидел бы смерти, и тем избавил бы душу свою от власти ада? В ветхозаветной Церкви не было ясного представления о будущей жизни, и потому все верили, что все люди по смерти нисходят во ад. Беспрерывное состояние (в конец) под гневом Божиим, в здешней кратковременной жизни, и ожидание, в то же время, вечной смерти, во власти ада, - не есть ли это самое безотрадное состояние, представленное псалмопевцем?

Ст. 50-53. Где суть милости Твоя древния, Господи, имиже клялся еси Давиду во истине Твоей? Помяни, Господи, поношение раб Твоих, еже удержах в недре моем многих язык: имже поносиша врази Твои, Господи, имже поносиша изменению Христа Твоего. Благословен Господь во век: буди, буди. Здесь псалмопевец еще раз молитвенно взывает к Богу, воспоминая о милостях, как уже дарованных Давиду, так и обещанных потомкам его, а также и о клятве, с которою Господь Бог удостоверял в истине Своих обещаний и тем самым ободряет сердца верующих к надежде на Бога. А далее представляет другое обстоятельство, которое могло способствовать к умилостивлению Бога, именно умоляет о том, чтобы Господь Бог обратил внимание на то поношение, какое рабы Божий, иудеи, принуждены теперь терпеть от нечестивого народа в плену вавилонском, равно как и от других народов. Помяни, Господи, поношение раб Твоих, еже удержах (с евр. "которое я ношу") в недре моем многих язык. Поношение - то же, что бесчестие, или поругание, которому нечестивые народы подвергли потомков Давида, я ношу в сердце своем (то же, что в недре моем), потому что и скорби (поношения), как и радости, мы скрываем и носим в сердце. И поношения эти были не от одного, а от многих народов (многих язык). Слово поносиша псалмопевцем употреблено в последнем 52-м стихе двукратно, и в первом случае он как бы желает показать, что поношения, обращенные на рабов Божиих, идут от врагов Божиих (имже поносиша врази Твои, Господи), а во втором показывает, что эти враги порицают изменение Христа Твоего, т.е. помазанника Божия. Под изменением многие из толковников сего псалма разумеют перемену в судьбе потомков Давида, именно, вместо прежней славы и величия наступившие бедствия народа и, в частности, последних царей его, заменивших на престоле Давида, именно - Иехонию и Седекию, которые царствовали вместо (в замене, изменение) Давида и подверглись рабству и тяжкому поношению. В заключение псалмопевец научает нас в скорбях и постигающих нас бедствиях не роптать, не выражать громко своего неудовольствия, но просить Господа Бога о милости, напоминая о благости Его. Он говорит как бы таю что бы ни случилось с нами, каким бы скорбям и поношениям мы ни подверглись, всегда должны хвалить и прославлять имя Божие, - Благословен Господь во век: буди, буди! (в еврейском: "Аминь аминь").

Истинная вера и благочестие и в наше время подвергаются нападкам и поношению со стороны нечестивых и завистливых врагов нашего Отечества и Церкви. Позор и несчастие нашего Отечества в последние дни усиливаются еще от того, что разным проходимцам и крамольникам стали подражать в делах низких и бесчестных и православные сыны России, носившие имя благонамеренных граждан и, по-видимому, добрых христиан. Дух неверия и развращения постепенно проникает в массы народные. Злонамеренная и развращающая пресса, поставив своею задачей подстрекать и науськивать читающую публику на Церковь, ее чад и последователей, старается развить и усилить в последних подозрение к представителям Церкви и подорвать доверие к ним. Из городов это неверие переходит и в села, так что теперь и в деревнях наших можно наслушаться речей против веры. Естественное следствие неверия есть дух легкомыслия и нечестия, который состоит в том, что он не щадит ничего святого и божественного, но все смешивает с грязью. Предметами острот и насмешек для нечестивцев являются то Божественное лицо Самого Иисуса Христа, то - Святая личность Божией Матери, то - Церковь с ее священниками, то - святые таинства и молитва. Все это вышучивается и высмеивается, над всем этим слышатся самые глупые остроты и грубые издевательства. Здесь не видно уже никакой веры. А где нет веры, там не может уже быть и никакой нравственности. Этим и объясняется умножение преступлений против нравственности в наши дни.

 

 

ПСАЛОМ 89

Молитва Моисеа человека Божия - таково надписание сего, 89-го псалма (составляет ст. 1). Наименованием человека Божия, какое придается здесь имени Моисея, ясно показывается, что писателем псалма сего следует признавать великого законодателя и вождя еврейского народа пророка Моисея, по преимуществу отличаемого в книгах Священного Писания таким почетным наименованием (Втор, 33:1; Или. 14:6; 1 Парал. 23:14 и др.). Написан сей псалом, вероятно, под конец 40-летнего странствования в пустыне, когда в силу Божественного осуждения (Числ. 14:26-33) большая часть преступного народа, вышедшего из Египта, уже вымерла, причем весьма многие умирали, едва достигая 70-80 лет своей жизни (ст. 9-10).

Моисей, человек Божий, является здесь молитвенником, или ходатаем, пред Богом за своих единоплеменников, прогневавших Бога неблагодарностью. Одному только Богу, как вечному, свойственно быть постоянным и неизменным во благе; человек же, существо бренное, по греховности и превратности воли не способен пребывать неизменно в добром настроении. Посему Моисей и молится, чтобы Бог во всякое время был для грешного народа прибежищем ко спасению.

Ст. 2 и 3. Господи, прибежище был еси нам в род и род. Прежде даже горам не выти и создатися земли и вселенней, и от века и до века Ты еси. Словами в род и род пророк, имея в виду прошедшие и будущие поколения богоизбранного народа, начиная от патриарха Авраама и до Христа, чрез Которого получили благословение все народы земли (Быт. 22:18), говорит, что для всех этих поколений Господь Бог являл милость Свою, и они всегда к Нему обращались и будут обращаться за помощью, и Он всегда был и будет прибежищем для них. Потому что Он Бог вечный, который существует прежде образования гор и прежде создания земли и вселенной. Господи, говорит он, от века и до века Ты еси, т.е. не имеешь начала Своего бытия, Ты безначальный, и будешь существовать в вечность (до века), иначе, - не будешь иметь конца Своего бытия.

Ст. 4,5 и 6. Не отврати человека во смирение, и рекл еси: обратитеся, сынове человечестин. Яко тысяща лет пред очима Твоима, Господи, яко день вчерашний, иже мимоиде, и стража нощная. уничижения их лета будут: утро яко трава мимоидет, утро процветет и прейдет: на вечер отпадет, ожестеет и изсхнет. При изъяснении сих стихов нужно заметить следующее: 1) против слов "во смирение" - в "Учебной Псалтири" на полях стоят слова: "во уничижение", 2) слова "не отврати человека" нужно понимать не в просительной форме повелительного наклонения, а в форме прошедшего времени изъявительного наклонения, как и в переводе с еврейского (то же - изъявительного наклонения), соответственно всей продолжающейся речи, как-то: Ты был прибежище нам... Ты не отвратил... и рекл еси, и далее (в ст. 8) - положил еси. А говоря далее о кратковременности человеческой жизни, сравнивает ее, в отношении к вечности, во-первых, со вчерашним днем, уже прошедшим (иже мимоиде), и, во-вторых, с нощною стражей. Известно, что у древних восточных народов ночь разделялась на четыре стражи, по 3 часа в каждой. Это последнее сравнение пророк делает для того, чтобы показать, что пред Богом и тысяча лет ничем не разнится от трех ночных часов, о которых люди не знают, как они их проводят, бодрствуют или спят. И потому все выраженное в приведенных стихах нужно понимать так: сколько раз люди грехами своими и беззакониями отвращались от Тебя, Господи, и забывали Тебя, но Ты не отвращался от них. Ты подвергал их наказаниям, но не допускал их до совершенного уничижения (не отвратил человека во смирение). Ты всегда призывал его (и рекл еси) к обращению на путь спасения: Обратитеся, сынове человечестии (ср. ис. 31:6; иер. з-14), т.е. оставьте свои заблуждения, покайтесь и обратитесь ко Мне. Все люди, как существа бренные и слабые, без милости и помощи Божией существовать не могут. На эту-то бренность и ничтожество человека пророк Моисей теперь и указывает, противополагая кратковременной жизни человека вечность бытия Божия: так как (яко) тысяча лет пред очами Твоими, Господи, все равно что день вчерашний, который миновал, и все равно что стража нощная (четвертая часть ночи), - то лета жизни человеческой будут значить еще менее: лета их будут как ничто (уничижения их лета будут). Другими словами: если в Твоих очах тысяча лет не более значат, как один (вчерашний) день, то что другое могут значить немногие лета жизни человека? Они - как ничто. И тут же жизнь человеческая сравнивается с травою. Она яко трава мимоидет, т.е. проходит так же скоро, как трава, которая утром скоро отцветает (процветет) и прекращает свое существование: утром влажная и мягкая, к вечеру она уже падает на землю (отпадет), делается жесткою и засыхает (ожестеет и изсхнет).

Ст. 7,8 и 9. Яко изчезохом гневом Твоим, и яростию Твоею смутихомся. Положил еси беззакония наша пред Тобою, век наш в просвещение лица Твоего. Яко вси дние наши оскудеша, и гневом Твоим исчезохом. За грехи постоянного ропота и непокорства воле Божией со стороны народа, предводительствуемого Моисеем, отяготел гнев Божий над этим народом. Пророк видит такое горестное состояние народа под тяжестию гнева Божия, глубоко скорбит о том и вот какими словами выражает свою скорбь: мы видим, Господи, гнев Твой за беззакония, мы изнемогли (изчезохом) и гибнем от гнева Твоего, и приходим в смятение от Твоего строгого и праведного суда (и яростию Твоею смутихомся). Твой гнев на нас, или: Твой строгий и праведный суд постигает нас непрестанно, потому что грехи и беззакония наши не могут укрыться от Тебя, как всеведующего, - они всегда пред Тобою, и вся наша жизнь (век наш) проходит (в просвещение лица Твоего) пред лицем Твоим, освещаемая светом лица Твоего, вполне ясная для Тебя, а не скрытая. И так все дни нашей жизни кончаются (яко еси дние наши оскудеша), погибли и близки уже к смерти, и (повторяет преждесказанное, ст. 7) мы погибнем от праведного гнева Твоего (изчезохом).

Ст. 10. Лета наша яко паучина поучахуся: дние лет наших в нихже седмьдесят лет, аще же в силах, осмьдесят лет, и множае их труд и болезнь: яко прииде кротость на ны, и накажемся. Против слов: яко паучина поучахуся, - в "Учебной Псалтири" на полях поставлено: "яко паучина мнятся", а в переводе с еврейского этих слов совсем нет, и потому, принимая в сравнение человеческую жизнь (лета наша) с паутиной, мы должны помнить, что как паук многими заботами, трудами и болезнями изнуряет и ослабляет себя, так и мы в течение лет краткой жизни нашей трудимся и беспокоимся, заботимся о поддержании жизни, об удобствах и т.д., но все это, чего мы таким образом достигаем, так легко подлежит разрушению, как паутина, и смерть неожиданно постигает нас. Продолжая свою речь о тягостной и преисполненной скорбей жизни человеческой, пророк присоединяет к ней и указание на то, что она стала кратковременной. Указывая на пределы этой жизни, он говорит, что из дней человеческой жизни состоит век в семьдесят лет, иногда же, если человек в силах, и восемьдесят лет. А если и больше того проживет, то эти сверхобычные дни и лета бывают преисполнены скорбей и болезней (и множае их труд и болезнь). Но он говорит это о днях современной ему жизни людей, как исключительных, определенных тогда в наказание непокорному народу еврейскому, которому определено было умереть в пустыне (Числ. 14:32), а не как об известных, обычных тому времени периодах жизни, потому что известно, что сам Моисей умер 120-ти лет, а брат его Аарон 123-х лет (Числ. 53:39). Но с течением времени и эти периода жизни все более и более сокращаются, как и в наши дни. Яко прииде кротость на ны. Здесь кротость означает старческую слабость (после 80-ти лет жизни), недостаток физических и духовных сил, отсутствие энергии, когда человек становится не в состоянии сам помогать себе, предоставляя действовать другим, и такое состояние человека делается наказанием для него (и накажемся).

Ст. 11 и 12. Кто весть державу гнева Твоего, и от страха Твоего ярость Твою изчести? Десницу Твою тако скажи ми, и окованныя сердцем в мудрости. В подстрочном примечании "Учебной Псалтири" к стиху 10 вместо слов: яко прииде.. прибавлено: яко да приидет кротость на ны, и накажемся. И св. Афанасий Александрийский говорит, что последние слова 10-го стиха нужно читать так: "да приидет к нам Твоя кротость, и мы научимся, исправимся, ибо жизнь наша так слаба, что нуждается в Твоем отеческом снисхождении [3, с. 301]. И если бы все ясно сознавали, что быстрое вымирание народа в пустыне было справедливым выражением гнева Божия, если бы они со страхом и трепетом, а не с тайным нерасположением рассуждали (могли изчести) о силе наказующего гнева, то давно бы в искреннем раскаянии обратились к Богу, и Он помиловал бы их. В таком убеждении псалмопевец взывает: Кто весть державу гнева Твоего, в переводе с еврейского: "Кто знает силу гнева Твоего и Твою ярость, чтобы достойно благоговеть пред Тобою?" То есть, если и умеренное негодование Твое положило на нас такое наказание, то кто в состоянии представить себе казнь, налагаемую гневом Твоим? И затем молит, чтобы Бог дал народу правильное понимание этого сильного наказания, показал бы десницу (поднятую для наказания руку Божию) Свою тако, как он просит, т.е. в кротости и милости, и вместе с тем показал бы и мудрых людей (окованныя сердцем в мудрости), которые помогли бы ему в правильном понимании и мудрости. В "Учебной Псалтири" против слова окованныя стоит как бы поправка: "наказанныя", что по-русски значит: люди испытанные, умудренные опытом жизни.

Ст. 13-15. Обратися, Господи, доколе? И умолен буди на рабы Твоя. Исполнихомся заутра милости Твоея, Господи, и возрадовахомся и возвеселнхомся: во вся дни наша возвеселихомся, за дни, в няже смирил ны еси, лета, в няже видехом злая. Краткая вообще речь в псалмах, здесь (в ст. 13) сокращена до такой степени, что в одном кратком предложении совмещаются две отдельные мысли, именно - пророк умоляет Бога отвратить от народа ярость гнева Своего и говорит: обратися, Господи, т.е. возврати нам прежиюю милость Свою; и затем словом доколе выражает вопросительно, по-видимому, ту же молитву: доколе будешь гневаться и наказывать нас? Услышь молитву мою и умилостивись над рабами Твоими (умолен буди на рабы Твоя). И затем, как бы вполне уверенный в силе своей молитвы и преисполненный надежды на скорую милость Божию, радостно взывает: утром, т.е. еще до утренней зари, мы уже исполнены будем милости Твоей, Господи, и тогда будем радоваться и веселиться. Это веселие наше будет непрестанным, постоянным: во вся дни наша возвеселихомся, т.е. как бы в вознаграждение за все предшествующее время наших скорбей и испытаний, за те дни и годы в которые Ты смирял нас и наказывал, посылая нам бедствия, (лета, в няже видехом злая). Здесь выражения прошедшего времени: исполнихомся, возрадовахомся и возвеселихомся - поставлены вместо будущего времени: исполнимся, возрадуемся и возвеселимся. Пророк Моисей говорит здесь о будущем как о прошедшем, как бы достигнув уже тех милостей, о которых только что молился.


Дата добавления: 2020-04-08; просмотров: 157; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!