ДИАГНОСТИКА ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ



Изучение интегративного качества «овладевший необходимыми умениями и навыками в образовательной области «Социализация»

* Оценка уровня:

· «высокий» уровень - все компоненты интегративного качества отмечены знаком «+»;

· «средний» уровень - большинство компонентов отмечены знаком «+»;

· «низкий» уровень - большинство компонентов отмечены знаком « - ».

 

РАННИЙ ВОЗРАСТ

№ п/п Компоненты интегративного качества

Ф.И. детей

  Развитие игровой деятельности        
1 эмоционально, активно откликается на предложение игры        
2 принимает условную игровую ситуацию, адекватно действует в ней (кормит куклу, лечит больного и т.д.)        
объединяет в смысловую цепочку знакомые игровые действия (покормили, переодели кукол, погуляли с ними и т.д.)        
3 эмоционально, активно откликается на предложение игры        

Итого

«+» - __;   «-» - __ «+» - __; «-» - __ «+» - __; «-» - __ «+» - _; «-» - __

Уровень*

       

 

 

МЛАДШАЯ ГРУППА

№ п/п Компоненты интегративного качества

Ф.И. детей

  Развитие игровой деятельности        
1 может принимать на себя роль, непродолжительно взаимодействовать со сверстниками в игре от имени героя        
2 умеет объединять несколько игровых действий в единую сюжетную линию; отражать в игре действия с предметами и взаимоотношения людей        
способен придерживаться игровых правил в дидактических играх        
3 разыгрывает по просьбе взрослого и самостоятельно небольшие отрывки из знакомых сказок        
4 имитирует движения, мимику, интонацию изображаемых героев, принимает участие в беседах о театре        
5 может принимать на себя роль, непродолжительно взаимодействовать со сверстниками в игре от имени героя        

Итого

«+» - __;   «-» - __ «+» - __; «-» - __ «+» - __; «-» - __ «+» - _; «-» - __

Уровень*

       

СРЕДНЯЯ ГРУППА

№ п/п Компоненты интегративного качества

Ф.И. детей

  Развитие игровой деятельности        
1 способен принять игровую проблемную ситуацию, развить ее        
2 способен изменить собственное ролевое поведение, ориентируясь на поведение партнеров        
4 организует разнообразные игры на бытовые и сказочные сюжеты        

Итого

«+» - __;   «-» - __ «+» - __; «-» - __ «+» - __; «-» - __ «+» - _; «-» - __

Уровень*

       

 

 

СТАРШАЯ ГРУППА

 

№ п/п Компоненты интегративного качества

Ф.И. детей

  Развитие игровой деятельности        
1 договаривается с партнерами, во что играть, кто кем будет в игре; подчиняется правилам игры        
2 умеет разворачивать содержание игры в зависимости от количества играющих детей        
3 в дидактических играх оценивает свои возможности и без обиды воспринимает проигрыш.        
4 объясняет правила игры сверстникам        

Итого

«+» - __;   «-» - __ «+» - __; «-» - __ «+» - __; «-» - __ «+» - _; «-» - __

Уровень*

       

 

 

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА

 

№ п/п Компоненты интегративного качества

Ф.И. детей

  Развитие игровой деятельности        
1 самостоятельно отбирает или придумывает разнообразные сюжеты игр, придерживается в процессе игры намеченного замысла, оставляя место для импровизации        
2 находит новую трактовку роли и исполняет ее        
3 может моделировать предметно-игровую среду, участвует в творческих группах по созданию спектаклей «режиссеры», «актеры», «костюмеры», «оформители»        
4 в дидактических играх договаривается со сверстниками об очередности ходов, выборе карт, схем; проявляет себя терпимым и доброжелательным партнером        

Итого

«+» - __;   «-» - __ «+» - __; «-» - __ «+» - __; «-» - __ «+» - _; «-» - __

Уровень*

       

 

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ИГРУШЕК:

1. Конструкция игрушки, материал, из которого она изготавливается должны быть безопасны для ребенка и отвечать основным гигиеническим требованиям (стойкие, безопасные краски должны легко подвергаться гигиенической обработке).

2. Должны сочетаться конструкция с пластической формой и окраской (художественно выразительной). Игрушка для малышей – насыщенность цвета, контрастность цветов, старший возраст – реалистичная и декоративная раскраска.

3. Образная игрушка должна быть реалистична (давать правильные представления).

4. Игрушка должна быть динамичной (воздействовать, производить действия с ней), обеспечивающей возможность многопланового использования ее в игре.

5. Игрушка должна удовлетворять стремление ребенка к активности и возбуждать ее.

6. В игрушке может быть отображен здоровый юмор, веселое, забавное отношение к оригиналу, но не осмеяние.

7. Игрушка должна обладать развивающими свойствами, иметь запас игровых возможностей и быть занимательной.

8. Игрушка должна вызывать более или менее длительное удивление

 

 

ПЛАНИРОВАНИЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ

 

Типичные трудности, испытываемые педагогами при планировании игры:

1. Многие заранее планируют тематику игр, которые часто не сочетаются с работой по ознакомлению с окружающим.

2. В планах почти не прослеживается перспектива постепенного формирования сюжетно-ролевой игры (то есть усложнение сюжета часто понимается, как простое увеличение количества игровых действий, а не развитие умения творчески комбинировать игровые эпизоды.

Преимущества перспективного планирования:

1. Можно предусмотреть последовательное решение задач по разделу «Игра».

2. Воспитателю легче учитывать и использовать в игре знания, умения, навыки, получаемые на занятиях и в повседневной жизни.

3. Наряду с обогащением сюжетной линии можно постепенно обогащать и способы игрового воспроизведения действительности.

4. Планирование помогает осуществлять преемственность в работе воспитателей одной группы.

Перспективное планирование состоит из 4 граф (аналогично компонентам комплексного метода):

- ознакомление с окружающим;

- обогащение игрового опыта;

- изменение игровой среды;

- активизация общения взрослого с ребенком.

 

ПЛАН ПОДГОТОВКИ К СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЕ

ТЕМА:

ВОЗРАСТ:

Сроки   Ознакомление с окружающим Обучающие игры Обогащение предметной развивающей среды
       

ПЛАН ПОДГОТОВКИ К ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ИГРЕ.

ТЕМА:

ВОЗРАСТ:

Сроки Ознакомление с литературным произведением, работа над текстом Развитие навыков выразительности Создание и обогащение предметно-развивающей среды

ПЛАН-КОНСПЕКТ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ

Тема:

Возраст детей:

Задачи по развитию игры:

Задачи нравственного воспитания:

Предварительная работа:

Роли:

Основные сюжетные линии:

Ход игры (тактика игрового взаимодействия с детьми):

А) начало «игры (как подтолкнете детей к началу игры),

Б) распределение ролей,

В) игровые проблемные ситуации для развития игры,

Г) завершение игры.

ПЛАН-КОНСПЕКТ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ИГРЫ

Тема:

Возраст:

Вид театра:

Оборудование:

Задачи по развитию игры:

Развивающие задачи:

Воспитательные задачи:

Роли:

Предварительная работа:

Ход игры:

ПЛАН-КОНСПЕКТ ИГРЫ СО СТРОИТЕЛЬНЫМ МАТЕРИАЛОМ

Тема:

Возраст:

Задачи по развитию игры:

Развивающие задачи:

Воспитательные задачи:

Вид конструирования:

Оборудование:

Предварительная работа:

Ход игры:

ПЛАН-КОНСПЕКТ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ

Тема:

Возраст:

Обучающая задача:

Игровая задача:

Игровые правила:

Игровые действия:

Ход игры:

 

Примеры формулировки задач к сюжетно-ролевой игре:

Задачи по развитию игры:

1,5—3 года: Формировать умения осуще­ствлять условные игровые действия с сюжетными иг­рушками и предметами-за­местителями, развертывать цепочку из нескольких связанных по смыслу игро­вых действий; дополнять, продолжать по смыслу иг­ровое действие партнера-взрослого, а затем свер­стника, словесно обозначать условное игровое действие.

3—4 года: Формировать умения прини­мать и словесно обозначать игровую роль, реализовы­вать специфические роле­вые действия, развертывать парное ролевое взаимодей­ствие, элементарный роле­вой диалог с партнером-сверстником, самостоятельно подбирать игровые атрибуты, придумывать вместе с воспитателем несложный сюжет, использовать предметы-заместители.

4—5 лет: Формировать умения изме­нять ролевое поведение в соответствии с разными ро­лями партнеров, менять иг­ровую роль и обозначать ее для партнеров в про­цессе развертывания игры, самостоятельно действовать в соответствии с игровым замыслом, умение выбирать место, подбирать игрушки, атрибуты, объединять несколько игровых действий в один сюжет.

5—6 лет

Формировать умение вы­страивать новые последова­тельности событий и при этом ориентироваться на партнеров-сверстников; обо­значать для них (пояснять) очередное сюжетное собы­тие, согласовывать свои действия с действиями партнеров; развивать сюжет на основе полученных знаний.

6-7 лет

Формировать умение творчески использовать в играх знания об окружающем, самостоятельно распределять между собой обязанности и роли, выполнять правила в совместной игре, формировать уме­ние комбинировать предло­женные самим ребенком и другими участниками игры события в общем сюжете, самостоятельно выбирать тему.

Задачи нравственного воспитания:

1,5-3 года

Вызывать чувство симпатии к партнеру по игре.

3-4 года

Вызывать желание участвовать в совместных играх, проявлять чувство симпатии к партнеру по игре, дружелюбность.

4-5 лет

Развивать умение считаться с интересами товарищей, оказывать посильную помощь.

5-6 лет

Развивать умение объективно оценивать действия партнеров, подчинять свое поведение правилам, бесконфликтно распределять роли, проявлять дружеские взаимоотношения.

6-7 лет

Учить считаться с интересами и мыслями товарищей, проявлять дружеские взаимоотношения, взаимопомощь, проявлять в игре честность и справедливость, проявлять инициативу, творчество.

ПРИМЕР ПЛАНА-КОНСПЕКТА ОРГАНИЗАЦИИ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ

Тема: “Парикмахерская”

Возраст: средняя группа.

Программное содержание:

Образовательная: расширить знания детей об общественной жизни, о профессии, назначении профессии парикмахер; совершенствовать умения детей придумывать и развивать действия в игре;

Развивающая: способствовать развитию у детей творческого потенциала в придумывании сюжета игры, развивать тем самым интерес к обогащению игрового сюжета, привлечению большего числа детей в игру;

Воспитательная: воспитывать положительное отношение к профессиям, к действия и результатам в игре, формировать доброжелательные отношения в группе, способствовать сплочению коллектива и игре «вместе»;

Задачи по развитию игры:

Формировать умение изменять ролевое поведение в соответствии с разными ролями партнёров; намечать игровую роль и обозначать её для партнёров в процессе развёртывания игры; самостоятельно действовать в соответствии с игровым замыслом, умение подбирать место, подбирать игрушки, атрибуты, объединять несколько игровых действий в один сюжет; развивать сюжет на основе полученных знаний.

Задачи нравственного воспитания: развивать умение считаться с интересами товарищей, оказывать посильную помощь; развивать умение объективно оценивать действия партнёров, подчинять своё поведение правилам, бесконфликтно распределять роли, проявлять дружелюбные взаимоотношения.

Методы приемы:

рассказ с показом иллюстраций, беседа, показ действий расчесывания, приведения в порядок кукол в группе в индивидуальной работе, создание предметно-игровой среды, внесение игрового материала, опосредованное руководство игрой.

Оборудование:

Фотографии парикмахера за работой, иллюстрация с Петей и Серёжей (для чтения стихотворения С. Маршака), уголок парикмахера, расчески, флакончики, использование предметов-заместителей (кубики, палочки...), телефон, телевизор игрушечный, каталог причесок.

Словарная работа:

Щипцы, виды стрижек, химическая завивка, косметолог, визажист.

Роли:

Парикмахер, помощники, посетители, косметологи, массажисты.

 

Основные сюжетные линии:

Выбор действий детьми (причёсывание, стрижка, мытьё головы, завивка, окраска и др.)

Приглашение посетить другие виды услуг: визажист.

Привлечение новых ролей, действий в игру: подметать пол, поездка за новыми красками, ножницами.

Ход игры:

По телевизору сообщается об открытии новой парикмахерской:

"Внимание! Внимание! В нашей группе детского сада открылась новая парикмахерская, в ней работают специалисты своего дела! Они с удовольствием примут всех желающих!

А услуги самые разные:

· создание причёсок на праздники, на каждый день;

· стрижки женские, мужские;

· завивка, окраска волос;

· в скором будущем парикмахерская планирует открыть и косметический салон, и массажный кабинет.

Не забывайте, что можно записаться на услуги и по телефону: 3-44-55

Приходите все! Торопитесь!

Новая парикмахерская ждёт Вас!

Внимание! В новую парикмахерскую требуются специалисты:

- Парикмахер в женский и мужской зал

- косметологи, визажисты

обращаться к новому директору – Марии Петровне»

Распределение ролей: ребята самостоятельно проявляют интерес и устраиваются на работу. Косвенное руководство может заключаться в предложении пройти практику рядом со специалистом; просить директора заместить сотрудника, который в отпуске по визажу.

На улице в окно стучит клоун, просит пустит внутрь! Заходит и сообщает, что пришёл по объявлению об открытии новой парикмахерской. Говорит о том что не успел причесаться, а ведь у него выступление в цирке сегодня! Просит выручить детей.

Ребята предлагают сделать причёску, клоун подсказывает действия - он хочет покрасить волосы, подстричься. Давая пояснения парикмахеру, дети наблюдают, выполняют свои роли, придумывают новые.

Клоун благодарит парикмахеров. Расплачивается. Предлагает всем детям сделать красивые озорные причёски, т.к. он их приглашает в цирк.

Отмечает работу мастеров, красивые причёски. По окончании сюжетно-ролевой игры с ребятами клоун проводит различные игры, показывает фокусы, играют.

Во II половину дня в группу приходит письмо от клоуна! В нём он благодарит парикмахеров за отличную работу. Причёска всем зрителям понравилась. И предлагает сделать журнал - придумать и нарисовать причёски, макияж, костюм для праздников.

ПРИМЕР КОНСПЕКТА ИГРЫ-ДРАМАТИЗАЦИИ

Тема игры: «Заюшкина избушка».

Возраст: старшая группа

Цель: развивать творческую самостоятельность, эстетический вкус в передаче образа, отчетливость произношения: учить использовать средства выразительности драматизации (поза, жесты, мимика, голос, движения).

Материалы: лубяная и ледяная избушки, маски.

Предварительная работа: чтение русских народных сказок, подвижная игра « кто как кричит», « кто как передвигается».

Индивидуальная работа: проговаривание слов отдельных персонажей.

Методические приемы: художественное слово, распределение ролей, показ, объяснение.

Ход игры.

Как от нашей деревушки

Тропка мерзнет вдоль опушки,

Вьюгою взъерошена,

Снегом запорошена.

Целый день метель метет,

Сказки добрые плетет.

Заплелась метель в косу –

Сказка будет про Лису.

Ребята, сегодня мы с вами будем играть в сказку « Заюшкина избушка». Мы с вами много раз уже читали эту сказку. содержание вы все знаете. Скажите пожалуйста, какие главные герои в этой сказке? Правильно, лиса, заяц и петух. А какие персонажи еще есть в этой сказке? Правильно, собаки, волк, медведь, бык.

Лисой у нас будет Эльвина, заяц – Аделина, петух – Раиль, собаки – Егор и Айрат, медведь – Амир, бык – Марсель, а волк – Алёша. Возьмите свои маски. Я буду автором и билетером, а остальные дети – зрители, возьмите деньги.

Так, зрители покупайте билеты! Один билет стоит 100 рублей! И не забываем о правилах поведения в театре! Кто мне напомнит? Лера, скажи пожалуйста! Правильно, не разговаривать, сидеть красиво!

Присаживайтесь на свои места, итак, сказка начинается!

Автор: Жили-были лиса да заяц. У лисы избушка ледяная, а у зайца - лубяная. Вот лиса и дразнит зайца:

- У меня избушка светлая, а у тебя темная! У меня светлая, а у тебя темная!

Автор: Пришло лето, у лисы избушка растаяла. Лиса и просится к зайцу:

- Пусти меня заюшка, хоть на дворик к себе!

Заяц: - Нет, лиска, не пущу: зачем дразнилась?

Автор: Стала лиса пуще упрашивать. Заяц и пустил ее к себе на двор.

На другой день лиса опять просится:

Лиса: - Пусти меня, заюшка, на крылечко.

Заяц: - Нет, не пущу: зачем дразнилась?

Автор: Упрашивала, упрашивала лиса, согласился заяц и пустил лису на крылечко. На третий день лиса опять просит:

Лиса:- Пусти меня, заюшка, в избушку.

Заяц: - Нет, не пущу: зачем дразнилась?

Автор: Просилась, просилась лиса, пустил ее заяц в избушку.

Прошел день, другой - стала лиса зайца из избушки гнать:

Лиса: - Ступай вон, косой! Не хочу с тобой жить!

Автор: Так и выгнала. Сидит заяц и плачет, горюет, лапками слезы утирает. Бегут мимо собаки:

Собаки: - Тяф, тяф, тяф! О чем, заинька, плачешь?

Заяц: - Как же мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная. Пришла весна. избушка у лисы растаяла. Попросилась она ко мне, да меня же и выгнала.

- Не плачь, зайчик, - говорят собаки. - мы ее выгоним.

Заяц: - Нет, не выгоните!

- Нет, выгоним!

 Пошли к избушке.

Собаки: - Тяф, тяф, тяф! Пойди, лиса, вон!

А она им с печи:

- Как выскочу, как выпрыгну - пойдут клочки по закоулочкам!

Испугались собаки и убежали. Опять сидит зайчик и плачет. Идет мимо волк:

- О чем, заинька, плачешь?

- Как же мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная. Пришла весна. избушка у лисы растаяла. Попросилась она ко мне, да меня же и выгнала.

- Не плачь, зайчик, - говорит волк, - я ее выгоню.

- Нет, не выгонишь! Собаки гнали - не выгнали, и ты не выгонишь.

- Нет, выгоню!

Пошел волк к избе и завыл страшным голосом:

- Уыыы... Уыыы... Ступай, лиса, вон!

 А она с печи:

- Как выскочу, как выпрыгну - пойдут клочки по закоулочкам!

Испугался волк и убежал.

Вот заинька опять сидит и плачет. Идет старый медведь:

- О чем ты, заинька, плачешь?

- Как же мне, медведушко, не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная. Пришла весна. избушка у лисы растаяла. Попросилась она ко мне, да меня же и выгнала.

- Не плачь, зайчик, - говорит медведь, - я ее выгоню.

- Нет, не выгонишь! Собаки гнали, гнали - не выгнали, серый волк гнал, гнал - не выгнал. И ты не выгонишь.

- Нет, выгоню!

Пошел медведь к избушке и зарычал:

- Рррр... ррр... Ступай, лиса, вон!

А она с печи:

- Как выскочу, как выпрыгну - пойдут клочки по закоулочкам!

Испугался медведь и ушел.

 Опять сидит заяц и плачет. Идет петух, несет косу.

- Ку-ка-ре-ку! Заинька, о чем ты плачешь?

- Как же мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная. Пришла весна. избушка у лисы растаяла. Попросилась она ко мне, да меня же и выгнала.

- Не горюй, заинька, я тебе лису выгоню.

- Нет, не выгонишь! Собаки гнали - не выгнали, серый волк гнал, гнал - не выгнал, старый медведь гнал, гнал - не выгнал. И ты не выгонишь.

 Пошел петух к избушке: - Ку-ка-ре-ку! Иду на ногах, в красных сапогах, несу косуна плечах: хочу лису посечи, пошла лиса с печи!

Услыхала лиса, испугалась и говорит: - Одеваюсь...

Петух опять: - Ку-ка-ре-ку! Иду на ногах, в красных сапогах, несу косуна плечах: хочу лису посечи, пошла лиса с печи!

 А лиса говорит: - Шубу надеваю...

 Петух в третий раз: - Ку-ка-ре-ку! Иду на ногах, в красных сапогах, несу косуна плечах: хочу лису посечи, пошла лиса с печи!

Испугалась лиса, соскочила с печи - да бежать. А заюшка с петухом стали жить да поживать.

Вот и конец сказки! Актеры, выйдите все вместе и поклонитесь! Зрители что должны делать? Правильно, хлопать! Давайте поаплодируем нашим « артистам».

Зрители, вам понравилось? А чья игра вам больше всех понравилась? Почему? А кто думает по другому?

Молодцы, ребята, мне все ребятки понравились, все вошли в свою роль, как настоящие актеры! Всем Спасибо!

 

Список литературы:

 

1. Бабунова, Т.М. Дошкольная педагогика: учебное пособие / Т.М. Бабунова. — М.: ТЦ Сфера. 2009.

2. Болотина, Л.Р., Баранов, С.П., Комарова, Т.С. Дошкольная педагогика: учебное пособие для студентов вузов / Т.С. Болотина, С.П, Баранов, Т.С. Комарова. — М.: Академический проект, 2008.

3. Дошкольное образование: словарь терминов / сост. Виноградова Н.А., Микляева Н.В., Толстикова С.Н. [и др.] — М.: Айрис-пресс, 2015.

4. Козлова, С.А., Куликова, Т.А. Дошкольная педагогика / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. — М.: Academia, 2010.

5. Новоселова, С.Л. О новой классификации детских игр / С.Л. Новоселова// Дошкольное воспита­ние. — 2008. — № 3. — С. 84-87.

6. Пастюк, О.В., Бережная, И.А., Скоромнова, Ю.В. Формируем у педагога новый взгляд на ребенка / О.В. Пастюк, И.А, Бережнова, Ю.В. Скоромнова // Дошкольное воспитание. — 2009. — №11. — С. 35-42.

7. Шулешко, Е.Е., Ершова, А.П., Букатов, В.М. Социоигровые подходы в педагоги­ке / Е.Е. Шулешко, А.П. Ершова, В.М. Букатов. — Красноярск.- 2011. —116 с.

 


Дата добавления: 2020-04-25; просмотров: 530; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!