В32. Некоторые черты общественного строя развивающихся государств. Трайболизм.



В ряде развивающихся стран (этого, впрочем, не чужды и некоторые “социалистические”) равноправие, даже если консти­туционно провозглашено, в значительной мере сводится на нет практикой так называемого трайбализма (от англ. — пле­мя; при переводах с французского часто транскрибируется “три-бализм”; вспомним также древнеримские трибы). Эта практика заключается в предоставлении привилегий выходцам из опреде­ленной племенной группы; представитель ее, ставший, напри­мер, президентом, назначает на государственные должности преимущественно своих соплеменников.

Трайбализм весьма рас­пространен в странах Тропической Африки, но встречается и в некоторых иных регионах, где племенная психология оказа­лась живучей, как, например, в отдельных республиках бывшей советской Средней Азии. Близки к этому явлению клановость (клан— объединение близких и дальних родственников), кумов­ство, семейственность” протекционизм (не в смысле таможенной политики).

Нельзя сказать, что дискриминация полностью изжита в наиболее передовых демократических государствах. В тех же США дискриминация чернокожего населения издавна представ­ляет собой болезненную проблему. В 60-е годы XX века феде­ральная власть предприняла решительные шаги для ликвида­ции дискриминационной практики в южных штатах, где она ^ыла особенно сильна. Доходило до того, что в школы, куда расисты не хотели допускать чернокожих детей, таких детей сопровождали вооруженные солдаты Национальной гвардии. Мно­гого в этом отношении удалось добиться, однако, как показали недавние волнения чернокожих граждан, пробуема еще сущес­твует.

В Южно-Африканской Республике, где десятилетиями гос­подствовала чудовищная система так называемого апартеида (апартхейда) — раздельного проживания (сегрегации) различ­ных расовых групп: белой, черной, цветной (мулаты) и индий­ской, дискриминация была возведена на конституционный уро­вень. Лишь в последние годы с приходом к власти Президента Де-Клерка система рухнула, чернокожие граждане смогли, на­конец, участвовать в выборах, и Президентом этого высокораз­витого государства впервые в истории “стал чернокожий борец против апартеида, более четверти века пробывший за это в тюрьме, Нельсон Мандела.

Нельзя не упомянуть о дискриминации русскоязычного насе­ления в государствах Балтии, что отнюдь не делает чести новым правительствам, претендующим на достойное место в демокра­тической Европе.

В33. Понятие конституционных прав, свобод и обязанностей личности в зарубежных странах. Этапы исторического развития конституционных прав и свобод личности.

Институт прав и свобод человека является центральным в конституционном праве. В истории обществен­ной мысли и в юридической литературе дискутируются два основ­ных подхода к природе и сущности прав человека.

Согласно перво­му, естественно-правовому, подходу права человека и гражданина – это его естественные прирожден­ные свойства, с одной стороны, не зависящие от их признания госу­дарством, т. е. неотчуждаемые, а с другой – связывающие государ­ство, гарантируемые и охраняемые им как требования и принципы, обусловленные природой человека. В этом смысле человек есть «мера всех вещей», т. к. он обладает неотъемлемыми правами, которые не дарованы ему добрым правителем или законодателем.

Однако естественно-правовая доктрина становления природы прав человека не являлась и не является единственной и доминирующей в определении взаимосвязей личности и государства. Ей вот уже несколько столетий противостоит второй – позитивистский подход, который исходит из того, что права человека производны от государства. Оно (государство) по своему усмотрению определяет их вид, содержание и объем, т. е. «дарует» их человеку и гражданину, осуществляя по отношению к нему патерналистские функции13.

Зарождение идей прав человека, возникновение принципа гражданства в V-VI вв. до н.э. в древних полисах (Афинах и Риме) явились крупным шагом на пути движения к свободе и прогрессу. Полисная демократия породила первые ростки явления, которое получило название «права человека».

В период средневековья в феодальном обществе права и свободы человека были крайне ограничены. Первые попытки по ограничению власти и прав монархии в результате противостояния короля, баронов и рыцарства были предприняты в Англии с принятием в 1215 г. Великой Хартии Вольностей.

Принятая в период формирования буржуазного строя в Англии Петиция о праве 1628 г. возлагала на короля определенные обязанности по защите подданных от произвола королевской администрации.

В Билле о правах человека 1689 г. в Великобритании устанавливалась свобода выборов в парламент, свобода слова и прений в нем, а также право обращения подданных с петициями к королю.

Дальнейшее развитие идеалов свободы и прав человека осуществлялось на американском континенте. В Декларации прав Вирджинии 1776 г. провозглашался гуманистический заряд, в соответствии с которым все люди по природе являются в равной степени свободными, независимыми и обладают определенными прирожденными правами, коих они – при вступлении в общественное состояние – не могут лишить себя и своих потомков каким-либо соглашением, а именно правом на жизнь и свободу, правом на стремление к счастью и безопасности.

В принятой в 1948 г. Генеральной Ассамблеей ООН Всеобщей декларации прав человека ее первая статья, автором которой был французский ученый Рене Кассен, гласит: «Люди рождаются свободными и равными в достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства».

Принятие Билля о правах человека, включающего Всеобщую декларацию прав человека (1948 г.), Международный пакт о гражданских и политических правах (1966 г.), Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.), Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах (1966 г.), внесены фундаментальные изменения в правосубъектность человека, который становится субъектом не только внутригосударственного, но международного права.

Правовой статус личности включает в себя всю совокупность прав, свобод, законных интересов и обязанностей человека и гражданина, предусмотренных в принципах и нормах текущего законода­тельства. В то же время конституционное законодательство содер­жит основные права, свободы и обязанности, образующие конститу­ционный статус личности.


Дата добавления: 2020-04-25; просмотров: 296; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!