Крест (лотос) как отображение мира



Мистическая география индусов видит в лотосе отображение земли, которая плавает, подобно водяному цветку по поверхности океана. Раскрытая чашечка цветка, распо-ложенная строго посредине,-- гора богов Меру (индуисты и по сей день полагают, что гора действительно существует и находится где-то в Гималаях). Члены теософских об-ществ, учрежденных последователями Елены Блаватской, возникшие десятками в XIX веке в Северной Америке и Европе, были убеждены, что «где-то в высокогорных долинах между Непалом и Монголией живут бессмертные существа (так называемые махатмы), которые своими астральными силами управляют судьбой мира».

Вокруг этого места поднимаются другие гигантские горы -- как тычинки, лепестки рас-крытого цветка, как четыре основных части света. Некоторые брамины видят в этом сим-вол четырех главных культурных центров, расположенных вокруг «крыши мира», то есть сама Индия -- на юге, греческо-европейское Средиземноморье -- на западе, области, под-властные татаро-монголам,-- на севере и Китай -- на востоке. Другие же государства, венцом окружающие основные, многочисленны и малозначимы, ведь все они находятся под влиянием четырех основных культур. Кстати, гуцулы -- карпатские славяне -- видят символ мира в четырехдольном листе клевера.

Якорь

В многочисленных своих изображениях, особенно относящихся к раннему христианству, якорь обнаруживает близкое родство с символами креста и трезубца, дополнительно в нем -- намек на прочное «закрепление» новых религиозных общин (а в Римской империи они представляли малочисленное меньшинство), на их стойкую веру в хаосе языческого окру-жения.

Верхнюю часть изображения можно рассматривать как отображение человека (так это было, например, у одного племени бессарабских цыган), стоящего вертикально и вытя-нувшего руки вверх, то есть к небу (точки вокруг него понимают как звезды, «по которым можно ориентироваться ночью и найти верную дорогу»). Часть окружности, дуга внизу,-- знак материального мира, Земля, которая вновь и вновь порождает человека.

Дерево жизни

В германских рунах Г которые придумал, по преданию, властитель шаманов и мифичес-кий дух Один, руна «ман» означает мужчину, человека, который поднял обе руки вверх, взывая к божественным силам.

Противоположным знаком является руна «ир» -- знак женского начала, а в соответствии с представлениями многочисленных современных исследователей, еще и символ «злых сил» ведьм и друидов. С таким толкованием никак нельзя согласиться, ведь женщина в древности олицетворяла Мудрость, и лишь в более поздние века ей стали приписывать связь с дьяволом и злыми духами.

«Ир», собственно говоря, означает тис, то есть одно из священных деревьев германских племен. В одном обрядовом заклинании руна «ир» понимается как «всеобъемлющая», в этом случае руна указывает нам на корни, на «бессознательное» знание, пришедшее к нам от предков.

А вот объединение обеих рун дает нам дерево жизни, питающееся соками снизу и сверху и являющееся символом вечного существования.

Думается* что с руной «ман» и другими аналогичными представлениями связаны столь любимые в крестьянском фольклоре цветы на трех стеблях, растущие в горшках.

Такие же изображения можно было встретить еще в тридцатых годах нашего века на старых цыганских повозках,-- они были символом плодородия, процветания, успехов в жизни и во всех начинаниях.

Треугольник

Как линга в индийской мифологии, треугольник -- прежде всего символ созидательной мужской силы, другими словами -- творческой силы бога. И наоборот, треугольник, вершина которого обращена вниз, -- знак женского начала, плодородного лона. Согласно Агриппе Нетгесгеймскому,

Юнону нередко обозначали треугольником как олицетворение женщины.

Для европейских алхимиков треугольник вершиной вверх означал язык пламени, «мужской» огонь, а треугольник, обращенный вершиной вниз, -- воду, что сбегает с горных вершин, с облаков вниз, к Земле.

Если же наложить оба знака друг на друга, для индусов это будет означать объединение созидающего и порождающего начал, знак любви богов ко всему земному, а земного -- к богам, объединения, из которого веки вечные рождается все и вся.

В Европе этот знак считали пришедшим с Востока, он был известен, в частности, как «звезда Давида» шестигранник использовали в народных верованиях (много взявших как от евреев, так и от цыган) как защиту от злых сил.

Квадрат

Квадрат охотно применяют как знак материального мира, составленного из четырех стихий, которые в свою очередь соответствуют четырем сторонам света. Изображение трактуемой таким образом материи становится еще более убедительным, если внутрь квадрата вписать крест, в такой форме оно будет напоминать нам о кресте на могиле, об окне тюрьмы, о том, что все проходит. Сказал ведь мудрец: «Наша Земля была бы мрачным склепом, если бы мы не ведали о могуществе нашего духа».

Крест под квадратным камнем -- символ тяжести земли, представления, что нет в мире ничего итого, кроме! прихотливой игры стихий, что мир -- ад, безнадежная пропасть, темница, Тартар.

Напротив, крест над квадратным камнем -- символ надежды, это дерево жизни, которое пробилось из могилы, это возможность искупления, воскресения. Нередко этим знаком обозначали «философский камень», который будто бы может дарить бессмертие и вечную молодость.

Свастика

Свастику, крест с перпендикулярно загнутыми концами, также нередко трактовали как символ четырех основных сил, сторон света, стихий. Не случайно свастику находят в древнекитайских манускриптах в обозначении таких понятий, как «область», «страна».

В то же время если квадрат как Знак материи характеризует ее как нечто мертвое, застывшее, противопоставленное жизни, то свастика скорее напоминает нам колесо, окружность, движение, превращение элементов, смену времен года.

Психоаналитик Вильгельм Райх объяснил в своей книге, вышедшей в 1933 году, притя-гательное действие свастики на массы: «Она действует на подсознательные эмоции наблюдателя. Свастика -- не что иное, как изображение обвившихся друг вокруг друга людей, схематическое, но в то же время вполне узнаваемое. Одна линия означает половой акт в горизонтальном, другая -- в вертикальном положении. Можно предположить, что этот символ будоражит скрытые от нас самих струны в организме, притом тем больше, чем меньше удовлетворен человек, чем более он похотлив. Если же приписать этому знаку дополнительно идею верности и чести, то он сумеет удовлетворить и моральные сомнения и будет тем более охотно принят».


Дата добавления: 2020-04-25; просмотров: 129; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!