Нравственная проблематика в повести:



Образ собаки Травки так значителен в развертывании сюжета, что Пришвин первоначально назвал все произведение “ Друг человека”. Люди по мысли художника, вкладывали себя в природу и тем самым утверждалась человечность.

В этот единый исторический поток вливаются юные герои повести Митраша и Настя, наделенные качествами исследователей и открывателей жизни. “Их носики,- пишет Пришвин,- можно было видеть и на колхозных полях, лугах, на скотном дворе, на собраниях, в противотанковых рвах”.

Перед детьми открывается нелегкий путь к человечности. На нем очень важно найти свою дорожку, тропинку и в то же бремя не сбиться с пути. Вот почему писатель не только не осуждает, как это кажется некоторым исследователям, но даже восхищается “характерами своих героев, не пожелавших избрать чужой путь, выбравших свои дорожки.

Несчастья Насти и Митраши вызваны не тем, что каждый из них пошел своей дорогой, а тем, что Митраша, игда более легкий путь, пренебрег человеческой тропой и попал в Слепую елань. В свою очередь, Настя, увлеченная сбором клюквы, дала волю нечеловеческому чувству жадности и забыла о брате. Мягкими красками, но вполне определенно показывает писатель, какими тяжелыми физическими и нравственными страданиями расплачиваются дети за свою ошибку: еще бы немного, и символ зла – волк Серый Помещик, ненавидящий людей, мог бы торжествовать победу. Но человеческие добрые качества были прочно заложены в детях. Вовремя опомнилась “золотая уточка” Настя и нашла брата; мобилизовал свою находчивость Митраша и спасся с помощью Травки, наделенной опытом служения людям, опытом, который веками воспитывал человек в ее собачьих предках.

Так смыкается настоящее (жизнь Митраши и Насти) с прошлым, сделанным для них неведомыми людьми, и уходит в будущее, где детям предстоит еще большая жизнь, первым шагом которой была победа над собой, над Серым Помещиком и щедрый дар ленинградским детям. Так приводит Пришвин своих героев и читателей к мысли, что “большая человеческая правда. есть правда вековечной суровой борьбы людей за любовь”. Среди многочисленных толкований этого слова есть у Пришвина и такое, наиболее близкое к идее “Кладовой солнца”: “Большая вода выходит из своих берегов и далеко разливается. Но и малый ручей спешит к большой воде и достигает даже и океана.

– Только стоячая вода остается для себя стоять, тухнет.
– Так и любовь у людей: большая обнимает весь мир, от нее всем хорошо. И есть любовь простая, семейная, ручейками бежит в ту же прекрасную сторону.
– И есть любовь только для себя, и в ней человек тоже как стоячая вода”. Слова эти стали этическим завещанием писателя потомкам.

Сказочное и реалистичное в природе:

Произведение написано в 1945 году, поэтому его сюжет и герои рассказа, соответствуют тому тяжёлому для страны времени.

Сказочность есть в названии рассказа: «Кладовая солнца». Это название болота. Но русские торфом печи никогда не топили. Дров было достаточно. И такое название болоту никогда бы не дали.

Начало произведения по стилю и ритму напоминает сказочный зачин: «В одном селе, возле Блудова болота...». Но тут же автор дает вполне конкретные указания места, времени, обстоятельств повествования.

Волку и тетереву автор дает прозвища — Серый помещик и Косач. Ели, встречающиеся на пути Митраше, предстают в образе старушек: «Чем старше старушка на болоте, тем кажется чуднее. То вот она голый сук подняла, как руку, чтобы обнять тебя на ходу, а в другой палка в руке, и она ждет тебя, чтобы хлопнуть, третья присела зачем-то, четвертая стоя вяжет чулок...».

Активное участие в судьбе детей принимают животные. Ворон, ядовитая змея, сорока, волк по кличке Серый Помещик враждебны детям. Собака Травка - представитель «доброй природы» - верно служит человеку. Все философские рассуждения автора о «правде истинной» помещены в главах, повествующих о Травке.

Сам сюжет является тради­ционно сказочным: девочка собирала в лесу ягоды и заблудилась. Но в то же время это вполне реальное событие

Как и в сказке, добрые силы природы ведут борьбу со злыми и побеждают. Победу одерживают силы доб­рые, как и в обычной для сказки счастливой развязке.

Природа будто бы наделена душой и созанием, приходя на помощь детям в их трудной ситуации.

Характеристика героев:

Нельзя не заметить «прямые» оценки рассказчика, в которых он высказывает своё сочувствие к детям, гордится ими, радуется их успехам.

«Они были очень милые…»
«…досталось, однако, детишкам бедным и большая забота…»
«Но очень что-то скоро умненькие и дружные ребята сами всему научились…»
«И какие это были умненькие детишки!»
«Не было ни одного дома, где бы жили и работали так дружно, как наши любимцы»

Настя и Митраша отличаются трудолюбием, деловитостью, хозяйственностью. Они любят и помнят своих родителей.

«Точно так же, как и покойная мать…»
«Митраша выучился у отца…»
«Он (Митраша)хорошо, по-отцовски обернул вокруг ног портянки…»
«- Зачем тебе полотенце?- спросил Митраша.

А как же?- ответила Настя. - Ты разве не помнишь, как мама за грибами ходила?»

«- Ты это помнишь, - сказал Митраша сестре, как отец нам говорил о клюкве…»

Писатель наделяет явления природы в этом произведении признаками живых существ.(Олицетворение).

Как именно злые силы природы мешают детям, стараются запугать, уйти из леса? (Деревья зарычали, завыли, застонали).

И наоборот, как добрая природа успокаивает детей, помогает им: Трава белоус показывала направление обхода елани)


Дата добавления: 2020-04-25; просмотров: 147; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!