Сказка Михаила Михайловича Пришвина «Кладовая солнца»



Человек и природа в детской прозе К. Г. Паустовского

Талантливо простые по сюжету, написанные лирической, “сочной” прозой, произведения К. Г. Паустовского обогащают душу человека, помогают эстетическому и эмоциональному развитию юного читателя. “ Нет хуже, когда у человека душа сухая. Вянет от таких жизнь, как трава от осенней росы”, - говорит старик собирателю песен в рассказе “Колотый сахар”.

К.Г. Паустовский объединяет в своих произведениях людей и природу, дает детям “счастливые сны и сказки”, не уводящие от жизни, а открывающие в ней новое, неизведанное, привлекательное.

Он умеет слить воедино лиричность описания природы с тонким психологизмом изображения людей. Он помогает читателю почувствовать “сказку жизни”: “… если после этого маленького рассказа вам приснится ночная веселая игра музыкального ящика, звон дождевых капель, падающих в медный таз, ворчанье Фунтика, недовольного ходиками, кашель добряка Гальвестона – я буду думать, что рассказал вам все это не напрасно”.

Для Паустовского характерны поиски прекрасного и романтического в самом обыкновенно. Герои его произведений чутки к красоте природы; это не пассивные наблюдатели, а творцы жизни, борцы за прекрасное. Они открывают для себя это прекрасное в природе, в жизни, в искусстве.

Например, в «Мёщорской стороне» писатель демонстрирует иное, в сравнении с произведениями начала 1930-х гг., отношение к природе, поставив ее на вершину собственной системы ценностей. Пейзажи в этой-повести имеют не подчиненную (как в классических эпических или лирических произведениях) а самодостаточную, подчас - главенствующую роль. Описания природы, изображение природных процессов, жизни природы; приобретают сюжетообразующую. Писателю удалось создать образ Мещеры как деталь «духовной географии» России, «географии русской души» (Н. Бердяев), включивший не только реальные пространственные черты, но и авторские натурфилософские воззрения. Затерянная среди просторов срединной России Мещера и маленький, географический пункт - Солотча, олицетворяя Россию, становятся родными для повествователяи читателей.

 Творчество Паустовского чутко отражает взаимосвязь искусства, природы и человека – творца. Оно помогает читателю понять неповторимый язык природы, воспитывает любовь ко всему земному. В произведениях писателя ясно выражено отношение автора к эпохе, к человеку.

В сказке “Теплый хлеб” отличие от обычной народной сказки, нет отрицательных героев, а поле битвы добра и зла – душа человека. Филька по прозвищу Ну Тебя – «не злой человек», - справедливо заключает сказку мельник Панкрат – носитель общедеревенской мудрости и морали. Сила зла (мороз) и сила добра (тёплый ветер) – стихии. Но в силах людей эти стихии и прогнать, и призвать, как парадоксальным образом призывал зло Филька своим вечным неприятием, вечным «ну тебя». Панкрат не учит Фильку и не воспитывает: он даёт ему час с четвертью на самостоятельный поиск выхода из создавшейся ситуации, и мальчик сам находит этот выход.

«Массовка» повести – «ребята и старики», что естественно: взрослые на войне или погибли, и связь поколений нужно восстанавливать через их головы, нужно возвращать в сознание нового поколения старые деревенские ценности, без которых ему не выжить – всё заморозится.

Прелестный образ вороного коня – доверчивого, но и обидчивого; сорока, несколько преувеличившая свою собственную роль во всей этой истории, – все эти разумные животные, привычные для сказки, на самом деле очень необычны и способны вызвать глубокий интерес как у юного, так и у взрослого читателя. Однако для последнего – это ещё и аллегории, на что ясно указывает «двойник» раненого коня – раненый солдат русско-турецкой войны, из-за которого случился такой же лютый мороз в исторически прошлый раз.

Этот прошлый раз помнит Филькина бабушка, толком даже не описанная в сказке, да это и не нужно. Образ бабушки чисто функциональный – это историческая память, без которой людям не выжить. Видимо, был и позапрошлый раз, и позапозапрошлый и т.д. – этого бабушка уже не помнит. Но поскольку всё повторяется, необходимый для выживания минимум исторической памяти – ближайшее прошлое, те условные «сто лет назад», о которых говорит Филькина бабушка.

Особенности творческой манеры К. Г. Паустовского в произведениях, вошедших в детское чтение, связаны прежде всего с двумя характерными чертами: лиризмом повествования и романтической заостренностью изображаемого. Лиризм создается особой интонацией, идущей от автора-повествователя, и свободными ассоциациями, которые играют важную роль в сюжете многих рассказов писателя. Романтическая специфика его произведений проявляется в гиперболизации отдельных образов, ситуаций, эпизодов.

М. М. Пришвин. "Кладовая солнца".

Сказка Михаила Михайловича Пришвина «Кладовая солнца»

Идея человека – творца природы, созидателя счастья – пронизывает и сказку быль М. М. Пришвина "Кладовая солнца"

 Произведение это в еще большей степени, чем рассказы писателя, двупланово. Первый план составляет рассказ о том, как брат и сестра, Митраша и Настя, пошли за клюквой; о беде, случившейся с детьми, из которой они вышли с помощью собаки Травки, и победе над старым злым волком Серым Помещиком. В финале произведения сообщается, что всю собранную клюкву Настя и Митраша подарили эвакуированным из Ленинграда детям.

Как и в других произведениях Пришвина, в "Кладовая солнца" передана поэзия леса, сообщены интересные наблюдения художника за повадками зверей (сорок, зайца, лисы, лося); есть в ней и рассказ о том, как образуется торф и какие возможности он в себе таит.


Дата добавления: 2020-04-25; просмотров: 131; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!