Материалы к практическим занятиям



Занятие 1. Личность в науке, литературе и жизни

Упражнение 1. В психологии существуют различные определения понятия «личность». Прокомментируйте каждое утверждение из списка и объясните, имеет ли право на существование такое многообразие. Аргументируйте свою точку зрения:

 

- личность – субъект, свободно определившийся в пространстве культуры и времени истории (Слободчиков В.И., Исаев Е.И.);

-   личность – это человек как носитель сознания (Платонов К.К.);

- личность - чисто социальное, вовсе не естественно-природное образование; чтобы понять, как она образуется, нужно исследовать события, совершающиеся не внутри органики индивида, а в пространстве общественных отношений и социально детерминированных его деяниях (Ильенков Э.В.);

- личностью является лишь человек, который относится определенным образом к окружающему, сознательно устанавливает это свое отношение так, что оно проявляется во всем его существе (Рубинштейн С.Л.);

- личность есть такая целеустремленная, самоорганизующаяся частица общества, главнейшей функцией которой является осуществление индивидуального способа общественного бытия (Додонов Б.И.);

- быть личностью – это значит обладать свободой выбора и нести через всю жизнь его бремя (Асмолов А.Г.);

- личность не может развиваться в рамках одних лишь процессов усвоения и потребления, ее развитие предполагает смещение потребностей на созидание, которое не знает границ (Леонтьев А.Н.);

Упражнение 2. Философ Э.В.Ильенков утверждает, что личность возникает тогда, когда индивид начинает самостоятельно, как субъект, осуществлять внешнюю деятельность по нормам и эталонам, заданным ему извне – той культурой, в лоне которой он просыпается к человеческой жизни, человеческой деятельности. Как категория деятельности связывает между собой понятия «индивид», «субъект», «личность», с одной стороны, и понятия «норма», «эталон», «культура» - с другой?

 

Упражнение 3. В каком соотношении находятся понятия? Аргументируйте свой выбор:

1) «я» (а) и «личность» (б)

2) «личность» (а) и «индивидуальность» (б)

3) «личность» (а) и «общество» (б)

4) «личность» (а) и «свобода» (б)

5) «сознание» » (а) и «личность» (б)

6) «человек» (а) и «универсум» (б)

7) «характер» (а) и «личность» (б)

8) «субъект» (а) и «индивидуальность» (б)

9) «личность» (а) и «роль» (б)

10)  «личность» (а) и «универсум» (б)

Упражнение 4. Какие проблемы психологии личности как науки и личностные проблемы представлены в стихотворении Д.А.Леонтьева? Аргументируйте свои ответы.

 


Быть личностью

пустейшая затея…

Доколе реагировать на стимул?

Охваченный все той же установкой..

Общаясь, забываем друг о друге…

Но-но! Позвольте без акцентуаций

Нам не уйти из этого гештальта…

На вашем фоне даже он - фигура!

Сознание нам дали по ошибке…

Не я один без личностного смысла…

Куда не глянешь – всюду архетипы…

Будь другом, опредметь мою

потребность…

Должно быть идиот - от слова «ид»…

А нетерпимых я бы сразу к стенке…

Трудоголизм не знает просветленья..

Кому я должен, – в жизни не прощу..

О личность, жертва собственного

 культа…

Фундамент уж давно перезаложен…

Владею языками безраздельно…

Как проза жизни у него бездарна…

Меня достал богатый личный

опыт…

Не выясняйте отношений с миром…

Всего труднее излечить от нормы…

(Однопсишея Д.А.Леонтьева)


Упражнение 5. О соотношении каких психологических составляющих идет речь вфантастичес­кой повести Генри Каттнера «Механическое эго»?

 

Ге­рой, американский писатель и сценарист 50-х годов нашего века, озабочен выяснением отношений со своими работодателями, со своей девушкой и одновременно ли­тературным агентом, защищающим его интересы, а так­же рядом других проблем. Неожиданно из будущего при­бывает робот, который путешествовал во времени и с интересных деятелей разных времен и народов снимал и записывал «матрицы характера». Герою удается «споить» этого робота с помощью высокочастотного тока и угово­рить его наложить на него некоторые матрицы. Далее герой несколько раз выходит и общается с разными людь­ми, наложив на себя сначала матрицы характера Дизраэ-ли, английского аристократа и политического деятеля про­шлого века, затем царя Ивана Грозного, и наконец Ма-монтобоя из каменного века. Интересно посмотреть, что меняется и что остается неизменным при смене матриц. Неизменными остаются его цели, его устремления, его желания, его ценности. Герой стремится к одному и тому же, но действует разными путями, проявляя в одном случае утонченность и коварство Дизраэли, в другом случае — прямоту и агрессивность Мамонтобоя и т.д.

Упражнение 6. По мнению Д.А.Леонтьева, о спо­собностях ходит, пожалуй, больше противоречащих друг другу мифов, чем о любых других характеристиках лич­ности. Вот основные из них:

1) Способности заложены в человеке от рождения.

2) Любые способности можно сформировать.

3) Люди изначально равны по своим способностям.

 

Попытайтесь аргументировано развенчать каждый из этих мифов.

 

Упражнение 7.  Попытайтесьопровергнуть  основные мифы, которые быту­ют по отношению к характеру:

1) Характер биологически определен, и с этим ничего
нельзя сделать.

2) Характер полностью воспитуем, можно сформи­ровать любой характер по желанию при специально ор­ганизованной системе воздействий.

3) Есть такая очень серьезная вещь, как националь­ный характер, то есть существуют очень сильно отличающиеся друг от друга структуры характера, присущие разным нациям, которые существенным образом влияют
на индивидуальный характер всех представителей данной нации.

 

Упражнение 8.  Ознакомтьтесь с описаниями характеров русских самодержцев и определите, когда имеет место подчинение личности характеру, или отсутствие личности, подмена ее характером

 

Описание императора Павла I . «Характер ...: доброжелательный и великодушный, склонный прощать обиды, готовый каяться в ошибках, любитель правды, ненавистник лжи и обмана, заботлив о правосудии, гонитель всякого злоупотребления власти, осо­бенно лихоимства и взяточничества. К сожалению, все эти добрые качества становились совершенно бесполезными и для него и для государства вследствие совершенного отсут­ствия меры, крайней раздражительности и нетерпеливой требовательности безусловного повиновения...

Считая себя всегда правым, упорно держался своих мнений и был до того раздражителен от малейшего про­тиворечия, что часто казался совершенно вне себя. Сам сознавал это и глубоко этим огорчался, но не имел доста­точно воли, чтобы победить себя»*.

Описание императрицы Екатерина II . «Она была способна к напряжению, к усиленному и даже непосильному труду; поэтому себе и другим она казалась сильнее себя самой. Но она больше работала над своими манерами, над способом обращения с людьми, чем над самой собой, над своими мыслями и чувствами; поэтому ее манеры и обращение с людьми были лучше ее чувств и мыслей. В ее уме было более гибкости и воспри­имчивости, чем глубины и вдумчивости, более выправ­ки, чем творчества, как во всей ее натуре было более нервной живости, чем духовной силы. Она больше лю­била и умела руководить людьми, чем делами...

... В своих дружеских письмах ... она как будто играет хорошо разученную роль и напускной шутливостью, де­ланным остроумием напрасно старается прикрыть пустоту содержания и натянутость изложения. Те же черты встре­чаем и в ее обращении с людьми, как и в ее деятельности. В каком бы обществе она ни вращалась, что бы ни делала, она всегда чувствовала себя как будто на сцене, поэтому слишком много делала напоказ. Она сама признавалась, что любила быть на людях. Обстановка и впечатление дела были для нее важнее самого дела и его последствий; поэто­му ее образ действий был выше побуждений, их внушав­ших; поэтому она заботилась больше о популярности, чем о пользе, ее энергия поддерживалась не столько интереса­ми дела, сколько вниманием людей. Что бы она ни задумы­вала, она больше думала о том, что скажут про нее, чем о том, что выйдет из задуманного дела. Она больше дорожи­ла вниманием современников, чем мнением потомства... В ней было больше славолюбия, чем любви к людям, а в ее деятельности больше блеска, эффекта, чем величия, твор­чества. Ее самое будут помнить дольше, чем ее деяния»*.

 

Упражнение 9. Психологический портрет.

Составьте психологический портрет героя художественного произведения, (литературного, киногероя) пользуясь схемой:

 

1. Уровень первых реакций

· расскажите о ваших впечатлениях от прочитанного (увиденного);

· вспомните моменты личной жизни, которые могли бы объяснить вашу реакцию;

· какие ключевые понятия Вы использовали при описании героя;

2. Уровень эмоционального проникновения Уровень рационального постижения:

· постарайтесь почувствовать себя на месте героя, какие чувства владели им в данной ситуации;

· сравните собственные чувствами с чувствами героя, попытайтесь объяснить, почему они схожи или различны;

· опишите внешность героя (телосложение, мимика, осанка, позы, жесты, голос, интонация). Определите, как внешность человека передает его внутреннее состояние.

3. Уровень рационального постижения:

· как поведение героя отражает систему его отношений: к себе, другим, вещам, предметам, делу;

· какие ролевые позиции характерны для героя; по каким признакам Вы это установили;

· можно ли говорить о наличии скрытых целей и мотивов у героя;

· используя психологический портрет, попробуйте спрогнозировать поведение героя в той или иной ситуации;

· подумайте, как бы Вы вели себя в аналогичной ситуации.

Упражнение 10. Заполнить таблицу «Исследование личности в зарубежной психологии».

 


Дата добавления: 2020-04-25; просмотров: 216; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!