Заглянуть в себя: наш путь освобождения от вины.



Часть 1-ая. Вина и избавление от нее.

Корнем всех наших проблем, как учит Курс чудес, так или иначе, является чувство вины. Курс говорит, что поначалу, мы виним в своих проблемах, своей боли и страданиях что угодно и кого угодно, но только не себя (Учебник, Глава 27, VII, 7:4). Поэтому первейшая задача, которую решает Курс – показать нам, насколько глубоко мы верим в свою вину, сами того не осознавая. Курс стремится полностью освободить нас от чувства вины. Для этого, однако, он должен сперва показать, как глубоко укоренилось в нас это чувство, чтоб мы осознали необходимость навсегда от него избавиться.

Обычно слово «вина» приходит на ум, когда мы стыдимся каких-то своих поступков или слов, или боимся, как бы о них не узнал кто-то, или же стыдимся того, что не сказали или не сделали чего-то нужного. В традиционном понимании вина, так или иначе, связана с тем, что мы делаем.

Курс рассматривает вину намного шире. У нее могут быть самые различные проявления - например, когда мы недовольны собой, или когда испытали поражение. И когда мы чувствуем себя «как-то опустошенно» – это тоже вина. Чувство собственной неполноценности, страх смерти, беспокойство о будущем – все это разновидности одного умонастроения - вины. Вина, с позиций Курса, напрямую связана не с тем, что мы делаем, а скорее с тем, что мы собой представляем. Ее можно описать как ощущение того, что мы в действительности не достойны жить, что несем в себе какой-то неизлечимый порок.

Вина основная и вина внешняя.

Все, в чем мы осознанно виним себя – как правило, это связано с тем, что мы не смогли соответствовать тем или иным нормам, которые сами для себя установили - я называю внешней виной. Курс учит нас, что она, эта внешняя вина скрывает куда бóльшую вину экзистенциального или духовного плана, которую я называю основной виной. Эта основная вина затрагивает наши отношения с Богом. Говоря простым языком, мы верим (как правило, неосознанно), что провинились перед Богом и заслужили Его гнев. Мы верим в свою отделенность от Бога. Говоря словами Библии, мы верим в то, что согрешили, а потому лишены благодати Божьей, и, следовательно, заслуживаем смерти.

Мы боимся того, что, окажись мы внезапно в присутствии Божьем, и Он мог бы поразить нас молнией. Его святость испепелила бы нас точно так же, как испепелило нацистов в «Искателях утраченного ковчега» пламя Божьего присутствия из Ковчега.
Курс учит нас – хоть мы действительно верим в это (пусть даже используем мысленно совсем иные формулировки), мы попросту заблуждаемся. Мы не провинились перед Богом, не разгневали Его, и Он нас не осудит.

Основная вина, которая зиждется на нашем воображаемом грехе перед Богом, напоминает тело гигантского айсберга, таящееся в морской глубине. Только одиннадцатая часть всего айсберга доступна нашим взорам; все остальное лежит под водой и скрыто от глаз. Наша внешняя вина представляет собой лишь вершину этого айсберга; скрытая же вина, само существование которой большинство из нас не осознает, представляет куда бóльшую проблему. Необходимо извлечь ее из глубин сознания, увидеть, что вина эта ложная, и отпустить ее.

i. Отрицание основной вины

Почему же мы не осознаем эту основную вину? Причина здесь проста. Вина эта столь ужасна для нашего сознания, столь чудовищна и невыносима, что мы стараемся не думать о ней, умышленно гоним прочь из сознания; мы отрицаем само ее присутствие в нас. Нам было так неуютно от сознания этой вины, что мы буквально решили забыть о ней, а после – забыть о своем решении забыть.

Но, даже убрав вину с глаз долой, мы продолжаем испытывать постоянное, смутное беспокойство. Мы по-прежнему чувствуем себя виноватыми, хоть и не знаем, почему! И в итоге наш мозг вынужден искать причину этого беспокойства. Так отрицание вины влечет за собой проекцию вины.

ii. Проекция: наши бесплодные поиски невинности

Что такое проекция вины? Мы берем что-то из своего сознания и «проецируем» это во внешний мир, точно фильм на экран кинозала. При этом наш разум является проектором, а окружающая нас действительность - экраном. То есть мы проецируем свою вину во внешний мир, а потом искренне верим, что она где-то вне нас – ведь мы видим ее там. Мы обманываем самих себя, поверив, что избавились от вины, поскольку видим ее теперь «в ком-то другом».

Другими словами, мы виним окружающую нас жизнь за то, что нам неуютно в ней, за то, что не можем жить полноценно и радостно. На самом деле источник этих чувств находится в нас самих, но мы отрицаем это и проецируем его во внешний мир. Мы виним окружающих за те чувства, которые испытываем. Мы видим вину в других, но не в себе. Мы верим, что проблема – в других людях или даже самом Боге, а сами мы – лишь невинные жертвы.

Курс учит нас, что в действительности мы пытаемся вернуть себе ощущение невинности, отыскав вину в других. Когда нам это удается, нам становится легче. Правда, ненадолго – ведь проблема так и остается нерешенной. На самом деле, ложно обвиняя других в своих проблемах, мы лишь усугубляем собственную вину. Эту дополнительную вину также приходится отрицать, а затем проецировать во внешний мир, и так цикл продолжается, бесконечно повторяя себя.

Заглянуть в себя: наш путь освобождения от вины.

Как учит нас «Курс чудес», чтобы найти решение наших проблем, нужно заглянуть в самих себя. Он говорит: «…не стремись изменить мир, лучше прими решение изменить свое мировоззрение» (Учебник, Глава 21, Введение, 1:7). Другими словами, не пытайся решить проблему, манипулируя окружающей действительностью, стараясь изменить ее так, чтоб тебе было уютно и радостно. Вместо этого загляни в себя и исцели свое восприятие этого мира.

Тогда ты придешь к выводу, что тот мир, который ты видишь – не более чем внешнее отображение внутреннего состояния твоего разума. Его-то - твой разум - и нужно изменять, а не внешний мир. Ты не сможешь решить проблему, изменив что-то вокруг тебя, потому что проблема в тебе самом. Проблемой является та скрытая вина, которую ты отрицаешь, скрываешь и проецируешь в окружающий мир. Ты должен заглянуть внутрь себя, осознать, что ты делаешь с самим собой, и отпустить все это.
i. Прощение: изъятие проекции.

Первым шагом на пути к избавлению ты должен ликвидировать то, что стало последним шагом в создании проблемы – проекцию вины или осуждение всех и вся в твоих собственных бедах. Для начала ты должен захотеть признать тот факт, что ты и только ты в ответе за все, что с тобой происходит (Учебник, Глава 21, II, 2:3,4). Ты и только ты определяешь, как твой разум будет реагировать на окружающую действительность. Вне тебя нет ничего, что могло бы рассердить или расстроить тебя; эти чувства ты пробуждаешь в себе сам. Внутри твоего сознания нет никого, кроме тебя.

Такое изъятие проекции «Курс чудес» называет прощением, но трактует его отнюдь не словами: «Вы причинили мне зло, но я прощаю вас и не стану требовать для вас наказания, хотя имею на это полное право». Согласно Курсу простить – значит осознать тот факт, что он (или она) вообще не причиняли тебе зла; прощать тут нечего, поскольку все зло ты причинил себе сам.

Это не означает, к примеру, что ты каким-то образом заставил свою «вторую половинку» изменить тебе или напиться - что ты сам навлек бедствие на свою голову, излучая не те флюиды. Возможно, на каком-то высшем духовном уровне это и так. Но, в первую очередь, это означает, что ты несешь полную ответственность за то, как реагировать на случившееся. Твоей реакцией может быть любовь, а может – страх и осуждение; выбор только за тобой. Ты вовсе не обязан воспринимать все, что совершили по отношению к тебе, как агрессию, и если ты истолковываешь чье-то поведение как агрессию, направленную против тебя, это означает лишь одно: ты сам выбрал, как это поведение расценить. Истолковать его можно и по-другому; ты мог бы увидеть, что этот человек сам боится, что он нуждается в твоей помощи. Единственная причина, по которой ты видишь агрессию, - неосознанное чувство собственной вины; тебе нужен козел отпущения - кто-то, на кого можно было бы спроецировать свою вину. Вот поэтому ты предпочел видеть агрессию. Прощение означает прямо противоположный выбор, и вся ситуация предстает в совершенно ином свете, оставляющем человека невинным вместо того, чтоб возлагать на него твою вину.

a). Осознание сна.

Согласно «Курсу чудес» простить означает, в частности, осознать тот факт, что ты не видишь ничего реального. Все, что ты видишь – не более чем проекция твоих мыслей; она столь же реальна, как кадры из кинофильма. Ты видишь не сам факт, а лишь его интерпретацию. Это не более чем сон. В действительности это и есть сон — всего лишь игра идей.

Хоть он и вводит в заблуждение, сон этот может принести немалую пользу, ведь он показывает тебе, о чем ты думаешь. Он открывает тебе твои скрытые мысли. Осознав, что та мнимая действительность, которую ты якобы видишь – всего лишь сон твоего разума, ты можешь научиться, используя то, что ты видишь, обнаруживать ту скрытую вину, о которой мы говорили, и отречься от нее.

б). Отказ от осуждения.

Вот почему Курс постоянно призывает тебя не осуждать окружающих тебя людей. Осуждая других, ты в действительности осуждаешь самого себя – свою основную вину, спроецированную на них. То, как ты смотришь на других – лишь следствие того, как ты смотришь на самого себя. Если бы в глубине души ты не считал себя подлецом, ты не видел бы подлецов в окружающих.

Отказ от осуждения равносилен изъятию проекции твоей вины. Вина, которую ты будто бы видишь в окружающих, существует лишь в твоем сознании. Осознать свою невинность можно, лишь признав, что никто не виновен.

ii. Ответственность: взглянуть на свое эго.

Если первый наш шаг - изъятие проекции, то вторым должна быть ликвидация отрицания. Для начала мы прощаем, оказываемся от осуждения, осознаем тот факт, что проблема, видевшаяся нам в окружающем мире на самом деле заключена в нашем сознании.

Вторым шагом тогда будет принять ответственность за те черные мысли в нашем сознании. Этим шагом мы снимаем отрицание. Мы признаем вину, которую чувствуем, признаем, что наши собственные мысли являются причиной всего, что мы видим.

a) Осознание выбора.

На этом шаге мы осознаем – то, каким предстанет нам этот мир целиком и полностью зависит от нашего выбора. Если кто-то представляется мне виноватым, то лишь потому, что я решительно настроен видеть его таким. Я мог бы увидеть все в ином свете, если бы пожелал. Существует иной взгляд на вещи. Следовательно, если я вижу проступок, это должно означать, что я не желаю видеть человека невинным.

Если ты не осознал, что делаешь выбор, когда судишь других, как ты можешь что-либо изменить? Если бы ты не выбирал, у тебя не было бы выбора. Но раз ты выбираешь, значит, выбор есть; должен существовать иной взгляд на вещи. И раз уж ты выбираешь, на тебе лежит ответственность. Ты можешь сделать иной выбор!

Поначалу, осознав, что несешь ответственность за то, каким предстанет тебе этот мир, ты как будто бы усугубляешь свою вину. Но ответственность и вина – не одно и то же. Ты в ответе, но ты не совершил ничего по-настоящему скверного; ты в ответе за свой сон, за свои иллюзии, а в этом нет вины. Если ты не несешь ответственности, значит, ты бессилен – бессилен хоть как-то изменить самого себя или свои отношения с этим миром. Но, взяв на себя ответственность, ты получаешь право все переменить.

б). Я сам порождаю свои иллюзии.

Курс говорит, что ты не только спишь и видишь сон; он также говорит, что ты сам – творец этого сна. Все, что ты видишь – не более чем проекция твоего разума, но ты несешь ответственность за то, что он проецирует. Изменив свой разум, ты изменишь и сон.

Если то, что ты видишь – результат того, что ты хочешь видеть, тогда ты можешь изменить то, что ты видишь, изменив свои желания. Тебе неосознанно хотелось видеть порок и вражду; но ты мог бы предпочесть видеть невинность и мир. Курс говорит – желая только любви ты не увидишь ничего иного (Учебник, Глава 12, VII, 8:1).

И потому большая часть работы над собой в Курсе отводится тому, как обнаружить, когда мы неосознанно выбираем вину и вражду, и как заменить их желанием невинности и мира. Ты учишься «ловить» себя в момент неверного выбора и принимать иное решение.

iii. Искупление: избавление от основной вины.

Как мы видим, первый шаг на пути избавления от нашей вины есть прощение или изъятие проекции нашей вины. Вторым шагом является принятие ответственности, или ликвидация отрицания нашей вины. В таком случае, третьим шагом будет избавление от этой основной вины. Курс называет этот благотворный процесс принятием Искупления.

Когда мы способны перестать винить окружающих (прощение) и без страха взглянуть на вину в собственном сознании (ответственность), происходит нечто удивительное. Точно так же, как мы воспринимаем невинными других людей, мы начинаем воспринимать и мысли о собственной вине. Безграничные просторы и безграничная доброта откроются в нашем сознании, всеприятие и всепрощение. Отсюда, с открытым сердцем можно взирать без страха на свое спеленутое прежде сознание и увидеть скрытый под ним призыв о любви. Мы увидим не то, что заслуживает осуждения и самого сурового наказания, а того, кто требует любви и заботы. Мы осознаем, что Господь уже дал нам эту любовь, и, признав это, мы отдадим ее самим себе. Мы смотрим спокойно и без осуждения на собственное эго.

И тогда приходит понимание: наши нападки на окружающих, проекция на них нашей вины проистекают не от злого сердца. Мы не более виновны, чем маленький котенок, который, когда его загонят в угол, шипит и фыркает. Причина нашей агрессии – не злоба, но страх, поскольку мы верим – тот, кто тянет к нам руку, нападет, если только мы не нападем первыми. Но протягивает нам руку не враг, а Бог.

Безграничная любовь, которая откроется тебе, растопит твой страх. Эта безграничная любовь и есть Бог, и в то же время это ты сам. Того страшного, что ты боялся обнаружить, заглянув в себя, там не оказалось. Вместо этого ты нашел великодушное, любящее и милосердное сердце, которое и есть твое Я. Это Присутствие любви – не только Бог, но и сам ты.

Твое подлинное Я – то, что Курс называет Христом. Оно всегда было в тебе. Просто раньше его скрывал весь этот вздор. Ты обнаружишь в себе источник любви, который считал навеки утерянным. И навсегда освободишься от вины.

a). Признание истины.

Вот что дает тебе Искупление – осознание истины о самом себе. Ты судил себя безжалостно, и ты заблуждался. Нет на тебе вины, и когда ты осознаешь это, то увидишь, что вины нет и ни на ком другом. Вина существовала лишь в твоем воображении.
Искупление в «Курсе чудес» - это не расплата за грехи. Искупление просто исправляет твою веру в то, что ты виновен. Это осознание того, что ты любим полностью и целиком, и никогда иным не был (Учебник, Глава 1, III, 2:3-4).

б). Я таков, каким сотворил меня Бог.

Курс учит нас, что совершенный Бог может сотворить лишь совершенное творение – творение, подобное Самому Себе. Он сотворил тебя невинным. Он сотворил тебя полноценным и состоявшимся. Он сотворил тебя любящим. Он сотворил тебя вечным. Следовательно, таким ты и есть. Ты остаешься таким, каким сотворил тебя Бог, и никакие твои поступки этого не изменят.

Думать иначе – верить в то, что ты способен изменить Божье творение и, так сказать, сотворить себя чем-то иным, нежели любовь - и есть та самая атака на Бога, за которую ты себя винил. Но ты не в силах изменить Божье творение. Ты не в силах изменить реальность. Следовательно, ты лишь вообразил, что сделал это, и потому нет на тебе никакой вины! Ты не согрешил; ты просто глубоко заблуждался. Ты создал иллюзию и сам поверил в ее реальность, только и всего. Ошибки следует исправлять, а не наказывать. И потому Бог поместил поправку – Искупление – в твой разум. Таким образом, ты отвечаешь лишь за то, чтоб отпустить вину и принять истину о себе самом.


Дата добавления: 2020-04-25; просмотров: 104; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!