Пластические опоры: прототипы и аналоги (эстетика)



В качестве пластических прототипов могут выступать различные предметы и окружение как природного так и искусственного происхождения. Особенно продуктивным в учебном проектировании является изучение пластики через работы мастеров.

 

Пластические прототипы – среда:

планировочная организация, ландшафт, окружающая архитектура и др. – выявляется

«формула», способная повлиять на формирование пластической концепции.

 

Пластические прототипы – предметы:

русская печь, деревянная ложка, самовар, языческий тотем, древние руины, архаический деревянный объект, архитектурная деталь и др.

 

Пластические прототипы – работы мастеров (искусства, архитектуры, дизайна): скульптуры Джорджа Вантонгерлоо, Сола Левитта, Ричарда Серра, Дэвида Смита, Энтони Каро, Карла Андре, архитектоны Казимира Малевича, стабили Александра Колдера, средовые скульптуры Джоэля Шапиро, Карлоса Рохаса, Тони Смита, объекты Скотта Бартона, рельефы Бена Николсона, композиции Пита Мондриана, работы Геррита Ритвельда, архитектура Стивена Холла, Ле Корбюзье и др.

 

Аналоги - сходные проектные решения или пластика малых форм близкая к искомому студентом художественному образу проекта.

 

Итог:

формирование пластической концепции проекта. Первоначально ведется поиск пластики объектов без нормативных ограничений, в последствие она уточняется в соответствии с функциональными, эргономическими и конструктивными требованиями.

3. Система проектных пропедевтических упражнений

Система упражнений включает:

1. Работу с литературой (формульные зарисовки прототипов и аналогов)

2. Рисование объектов по представлению

3. Работу с модульным деревянным «конструктором»

4. Макетирование на основе принципа «врезка» (например, изучение принципа формообразования мастера)

5. Макетирование на основе принципа «надрез-отгиб» (например, изучение пластических возможностей формообразования «из одного листа», модульность, пропорциональные соотношения)

6. Колористические проектные упражнения (например, изучение колористических принципов мастера на основе его работ).

 

Итог:

выход студента на собственное пластическое решение, основанное на предпроектном анализе и пропедевтических упражнениях.

 

Разработка проекта. Пластическое решение на основе предпроектного анализа и пластических упражнений

Последовательность работы над проектом рефлексивная. Ведется от общего к частному и от частного к общему, постоянно реагируя на различные входящие. По этой причине невозможно выстроить ее четкую последовательность. При работе над макетом или чертежами неизбежно идет уточнение как пластических, так и функциональных характеристик каждого проектируемого объекта и системы малых форм в целом. Наиболее серьезное влияние на уточнение и изменение композиционного решения влияют эргономические требования к оборудованию, выбор материалов и конструкций.

Значимым аспектом является пластическое соотнесение всей «линейки» малых форм, представляющих собой единое целое, обладающее общими эстетическими чертами.

 

Эргономические требования (функция)

Эргономические требования уточняют пластическую концепцию проекта, во многом подталкивая на новые интересные пластические ходы, связанные с различными нормативными ограничениями свободного формообразования.

Например, разная высота мест для сидения взрослого (45-50 см) и ребенка (30-35 см) провоцирует на проектирование разноуровневого оборудования, а оптимальная высота размещения тактильной информации на наклонной плоскости (600 – 1100 мм) – естественный изгиб конструкции информационного носителя для обеспечения удобства ее прочтения. Высоту информационных объектов и опор функционального освещения определяет диапазон высот, регламентированный для размещении консольной конструкции на стене (не ниже 1950 мм) или на отдельностоящей опоре (не ниже 2200

мм). При этом визуальная и тактильная информация должна быть локализована на носителях на высоте «универсального дизайна» (в пределах 1200 – 1400 мм).

 

Материалы и конструкции

Сталкиваясь с необходимостью подбора материалов и выбора конструктивного решения, студенты делают ряд открытий, возвращающих их к проблеме формообразования. Так использование искусственного камня, бетона, металла при проектировании скамей вынуждает выбирать для оборудования места сидения более «теплый» материал, такой как пластик, дерево. Это во многом определяет необходимость уточнения первоначальной пластической концепции, заботясь не только о функции, но и об эстетических качествах проектного решения. Сложности возникают и при проектировании вертикальных,

«высоких» объектов – информационных носителей и опор функционального освещения, для которых зачастую не подходят материалы и конструкции выбранные для невысоких горизонтальных объектов – скамей, урн, велопарковок, ограждений и т.п. Все эти факторы требуют учета, уточнения и выводят на проектное решение совершенно иного качества.

 

Итог:

В результате предпроектного анализа и проектного синтеза формируется пластическое решение системы малых архитектурных форм, учитывающее материалы и конструкции и выраженное в макетах, чертежах основных проекций, аксонометрических изображениях и (или) 3D-моделях.

Подача проекта

Основная задача подачи проекта – проявить его пластическую идею, образ. Проследить весь проектный путь, начиная с предпроектного анализа, что утвердит зрителя в «неслучайности» итогового проектного решения. Это обоснует реакцию проектного решения на средовой контекст, проявит ориентацию на конкретных пользователей, добавит осмысленности выбору пластического решения, материалов и конструкций.

С этой целью выносятся результаты предпроектного анализа и проектного процесса: фотофиксация среды, зарисовки, пластический «словарь», фрагменты текстов о среде и пользователях (как основа поясняющего текста), прототипы и аналоги, пропедевтические упражнения (пластические поиски), генплан, схема размещения объектов в среде, «линейка» малых форм с изображениями основных проекций, аксонометрические изображения объектов (или 3D-модели), изображение объектов в среде и текст описывающий идею проекта.

 

Итог:

композиционная организация планшетов, отражающая смысловое и образное содержание проекта малых форм уточняющих и доразвивающих средовой фрагмент


Проект выполненный студентом


 


 


 



 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.Шимко В.Т. Основы дизайна и средовое проектирование: учебное пособие. – М.: Архитектура-С, 2007. – 160 с.: ил.

2.Силкина М.А. Методические указания по выполнению курсового проекта Система Малых архитектурных форм и оборудования средовой ситуации» . М, 2015

Максимова И.А., Лисенкова Ю.В. Чертеж архитектурного сооружения в ортогональных проекциях: Учебное пособие/ И.А. Максимова, Ю.В. Лисенкова. - М.: КУРС: Инфра-М, 2014. - 122 с.: ил.

3.Шимко В.Т. Архитектурно-дизайнерское проектирование. Основы теории (средовой подход): учебник / 2 изд., доп. и испр. – М.: Архитектура-С, 2009. – 408 с.: ил.

4. Рунге В.Ф., Манусевич Ю.П.Эргономика в дизайне среды. Учебное пособие. – М.: Архитектура-С, 2009. – 328 с.: ил.

 

5.Гришина А.С. Малые архитектурные формы в городской среде: исторические и формообразующие аспекты// Наука, образование и экспериментальное проектирование в МАРХИ: Тезисы докладов научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава, молодых ученых и студентов. – М.: МАРХИ, 2015. – 704 с. (с. 404-404)

 

6.Наумова Е.Г. ,Наумов Н.В. Пластика формы в пространстве и дизайне: Учебно- методическое пособие/ Наумова Е.Г. ,Наумов Н.В.- Рос./Д.: РГСУ, 2013.

 

 7.Наумова Е.Г. ,Наумов Н.В. Справочник начинающего дизайнера: Учебно- методическое пособие/ Наумова Е.Г. ,Наумов Н.В.- Рос./Д.: РГСУ, 2013.

 

 


 


Дата добавления: 2020-04-25; просмотров: 98; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!