Цель проекта и основные задачи



Аннотация

 

Методические указания предназначены для студентов всех форм обучения специальностей 08.03.01., 54.03.01.

 

 

Авторы

   к.ф.н., доцент кафедры «Дизайн», член союза Дизайнеров России Наумова Екатерина Григорьевна
Ассистент кафедры «Дизайн» Сагалаев Алексей Вячеславович

Оглавление

 

краткая теория………………………………………………………………………4

 Цель проекта и основные задачи…………………………………………9

Содержание и состав проекта………………………………………………..9

 

Требования к визуализации проекта……………………………………11

 

Алгоритм проектирования………………………………………………12

 

Разработка проекта.

 Пластическое решение на основе предпроектного анализа и пластических упражнений…………………………………………………. 15

 

Проект, выполненный студентом………………………………………………..17

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………….22

 

 
КРАТКАЯ ТЕОРИЯ

Малые архитектурные формы, городское оборудование или элементы комплексного благоустройства?

Объекты малых архитектурных форм и оборудования организуют городскую среду, как на уровне фрагмента, так и в масштабе всего города. В зависимости от крупности средового фрагмента меняется и роль пластического влияния малых форм. Как правило, чем обширнее и необозримее пространство и архитектура, тем сильнее возрастает их значение для визуального восприятия среды. Малые формы «позволяют привнести в город «человеческий» масштаб, контрастирующий с масштабом архитектуры», зачастую именно через них осуществляется контакт человека с окружением. По этой причине проектированию малых форм необходимо уделять значительное внимание, воспринимая такие объекты не как элементы предметного наполнения и благоустройства, а как инструмент пластической организации архитектурной среды.

 

Малые архитектурные формы как инструмент пластической организации среды

Чаще всего городская среда наполняется унифицированным оборудованием и малыми формами, не реагирующими на средовой контекст, потребности средовой ситуации в пластическом уточнении, доразвитии, акцентировании. Такой подход позволяет решать функциональные проблемы архитектурной среды, но игнорирует художественно- эстетические. Стилистически типовые проектные решения зачастую реагируют лишь на дифференциацию среды по времени и типу застройки: исторический центр - современные районы, общественные пространства – жилые территории. Но сегодня все активнее прослеживаются тенденции проектирования уникальных малых форм и оборудования, организующих различные фрагменты городской среды, обладающие индивидуальностью пластических решений и средового образа. Средовые фрагменты - рекреации различного функционального назначения в зонах общественной застройки: городские общественные пространства - парки, скверы, сады, бульвары, пешеходные зоны, набережные, площади, различные «средовые маршруты» (туристические, исторические и т.п.). Однако не менее значимой является пластическая организация и в зонах жилой застройки: дворы (придомовые территории), детские и спортивные площадки, площадки отдыха и др.

Малые формы способны организовывать определенный локальный фрагмент как часть единого целого посредством «пластического конструктора» - моностилевого модульного городского оборудования, а могут нести индивидуальные стилистические черты и формировать уникальные рекреации, реагируя на ландшафт и предметно - пространственное окружение либо органично «вплавляясь» в него, либо мощно его акцентируя.

Сегодня в российской нормативно-правовой базе все составляющие предметного наполнения архитектурной среды принято называть элементами комплексного благоустройства с дифференциацией на следующие виды оборудования: озеленение; покрытия; ограждения; малые архитектурные формы. «К малым архитектурным формам

(МАФ) относятся: элементы монументально-декоративного оформления, устройства для оформления мобильного и вертикального озеленения, водные устройства, городская мебель, коммунально-бытовое и техническое оборудование на территории города, а также

- игровое, спортивное, осветительное оборудование, средства наружной рекламы и информации. При проектировании и выборе малых архитектурных форм рекомендуется пользоваться каталогами сертифицированных изделий. Для зон исторической застройки, Центрального ядра города, городских многофункциональных центров и зон малые архитектурные формы должны проектироваться на основании индивидуальных проектных разработок».

Городскую среду перестали «организовывать», ее стали «благоустраивать». Это ключевая проблема современного состояния «благоустроенных» городов, средовой образ которых так и не сложился, в том числе, по причине повсеместного внедрения типового оборудования и малых архитектурных форм из каталогов сертифицированных изделий. Отсутствием эстетических качеств особенно грешит оборудование для детских игровых площадок и объекты, спроектированные с учетом потребностей маломобильного населения, хотя именно такое оборудование обладает наибольшим пластическим и колористическим потенциалом.

Также, не учитывающий контекст подход провоцирует перенасыщение городов стилистически инородными объектами, несомасштабными среде и человеку, что нивелирует пластические достоинства малых форм и разрушает композиционную целостность средового фрагмента. «Потребности пользователей, стилистика и функциональное устройство среды влияют на функцию и пластику объекта, равно как их последующий «сплав» влияет на среду и в первую очередь визуально».

Одновременно с основной функцией, малые архитектурные формы выступают средством познания детьми окружающего мира - города. Они обеспечивают визуальный и, не менее значимый, тактильный контакт с предметным окружением, так как являются наиболее сомасштабными ребенку элементами архитектурной среды. Соответственно, пластика, эргономика и колористика элементов оборудования (ограждений, скамей, информационных объектов и т.д.) должны отвечать потребностям и этой группы населения и не только в границах специально отгороженных детских игровых площадок.

Универсальный дизайн – одно из требований сегодняшнего времени. Он обеспечивает одинаковую доступность для всех пользователей, не ограничиваясь специальным приспособлением только для одной категории населения – маломобильньной. Соответственно, с одной стороны универсальный дизайн позволяет объединить ряд функций в одном доступном для всех объекте, с другой подталкивает к созданию полифункциональных разноуровневых объектов, основанных на системе модулей и вариативности их пластики и композиционных приемов сочетания.

Значимой составляющей комплекса малых архитектурных форм являются визуально - коммуникативные системы (наружная реклама и информация). Ориентирование в пространстве – сложный процесс, основанный на множестве различных компонентов архитектурной среды, таких как: планировочная структура города, пространственное устройства средового фрагмента, архитектурные и средовые ориентиры, колористика, освещение и собственно - малые архитектурные формы частью которых являются системы навигации (городской информации). И лишь комплексное контекстуальное

проектирование, способное объединить архитектурную среду и малые формы в единую систему, «позволит организовать по-настоящему эффективное ориентирование и сформировать целостную и гармоничную городскую среду».

«Протяженность городских пространств, провоцирует необходимость создания единой и «понятной» системы малых форм – «информационного каркаса» города». Это реализуемо только путем определенной унификации ее элементов, которая может иметь различный характер и обладать вариативностью и индивидуальностью связанной с планировочным устройством города и стилистикой и функциональным назначением застройки. Ее задача – создать «информационный каркас» включающий: адресные знаки, указатели направления, фонари функционального освещения, скамьи и т.п. и дифференцированный на основе градостроительной структуры: центр – периферия; пешеходные улицы, бульвары – вылетные магистрали и т.п. Абсолютная же унификация малых форм лишает среду уникальности.

Наиболее значимым для городской среды пластически, является проектирование малых форм и навигации для определенных «средовых маршрутов» и фрагментов территорий. Здесь принципиальным является не разработка системы объектов, а формирование определенного средового фрагмента или маршрута (парка, сквера, музея - заповедника, туристической базы, «тематического» посёлка (город мастеров), фестиваля и т.п.) средствами «городского дизайна». Такие объекты индивидуального проектирования свободны от унифицирующих условностей, они реагируют на контекст, «доразвивают» среду, и в этом их «идеальная» задача. Они могут сформировать систему пластических акцентов, контрастирующих с унифицированным предметным наполнением среды, проявить архитектурные и средовые ориентиры. «Акцентность» средового фрагмента способна усилить, проявить его означивающую составляющую.

 

Типология

 

Согласно российским нормативно-правовым документам (МГСН 1.02-02) номенклатура

малых архитектурных форм включает следующие элементы и оборудование:

- элементы монументально-декоративного оформления города (скульптурно- архитектурные композиции, монументально-декоративные композиции, монументы, памятные знаки и др.)

- устройства для оформления озеленения (трельяжи, шпалеры, перголы, цветочницы, вазоны).

- водные устройства (фонтаны, питьевые фонтанчики, родники, декоративные водоемы), сюда же можно отнести бюветы.

- городская мебель (различные виды скамей отдыха, размещаемые на территории общественных пространств, рекреаций и дворов; скамей и столов - на площадках для настольных игр, летних кафе и др.).

- уличное коммунально-бытовое оборудование (мусоросборники – малые мусорные контейнеры и урны)

- уличное техническое оборудование (укрытия таксофонов, почтовые ящики, автоматы по продаже воды и др., торговые палатки, элементы инженерного оборудования);

- игровое и спортивное оборудование (игровые, физкультурно-оздоровительные устройства, сооружения и (или) их комплексы)

- освещение и осветительное оборудование (функциональное освещение: обычные, высокомачтовые, парапетные, газонные и встроенные установки; архитектурное освещение; световая информация);

- средства наружной рекламы и информации;

- некапитальные нестационарные сооружения (объекты мелкорозничной торговли, попутного бытового обслуживания и питания, остановочные павильоны, наземные туалетные кабины и др.)

оборудование зданий и сооружений (в т.ч. колористика и оборудование зданий домовыми знаками – указателями улиц, номеров домов). Особняком стоят такие элементы благоустройства как:

- озеленение (стационарное (в том числе крышное и вертикальное) и мобильное);

- покрытия:

- твердые (капитальные) - монолитные или сборные (асфальтобетон, цементобетон, природный камень, тротуарная плитка и т.п.);

- «мягкие» (некапитальные) - выполняемые из природных или искусственных сыпучих материалов (песок, щебень, гранитные высевки, керамзит, резиновая крошка и др.);

- газонные, выполняемые по специальным технологиям подготовки и посадки травяного покрова;

- комбинированные (например, плитка, утопленная в газон и т.п.);

- сопряжения поверхностей (бортовые камни, пандусы, ступени, лестницы);

- ограждения (дифференцируются по):

- назначению (декоративные, защитные и их сочетание);

- высоте (низкие - 0,3-1,0 м, средние - 1,1-1,7 м, высокие - 1,8-3,0 м);

- виду материала (металлические, железобетонные и др.);

- степени проницаемости для взгляда (прозрачные, глухие),

- степени стационарности (постоянные, временные, передвижные).

- парковые сооружения (беседки, павильоны, бельведеры, ротонды и др.).

 

Объекты индивидуального проектирования в отличие от сертифицированных изделий из каталога предполагают более свободную интерпретацию типологии. Например, место для сидения – это не только скамья, но и многоуровневый помост, амфитеатр, система модулей (средовой конструктор), состоящий не только из ортогональных плоскостей, но использующих и наклонные. Может быть предназначен для использования как взрослыми так и детьми.

Покрытие - это не просто «подложка» под другие объемы, оно может быть частью всего пластического решения, «перетекая» в ограждения, места для сидения, образуя емкости для мусора, горизонтальные плоскости для настольных игр и вертикальные для размещения информации и элементов освещения и т.д.

Значительным пластическим потенциалом в организации среды обладают также такие элементы оборудования как покрытия и сопряжения поверхностей, предназначенные для занятий активными видами спорта - пандусы, рампы, наклонные поверхности для езды на велосипеде, роликах, скейтборде и др., либо вертикальные объекты – такие как стенды для скалолазания. Не меньшими пластическими возможностями обладают и элементы, обеспечивающие свободное передвижение людей с ограниченными физическими возможностями.

 

 


Цель проекта и основные задачи

Цель проекта:

формирование комфортной, функционально и эстетически полноценной городской среды посредством предметного наполнения – систем малых архитектурных форм и других элементов городского оборудования, уточняющих характер средового фрагмента.

 

Основные задачи учебного проекта:

1. Продемонстрировать комплексность подхода к решению средовых проблем в области проектирования предметного наполнения

 

2. Обеспечить сохранение идентичности городских территорий, их исторического наследия и пластических характеристик, посредством контекстуального проектирования МАФ и других элементов городского оборудования

 

3. Обеспечить комфорт и доступность городской среды и элементов ее оборудования с учетом потребностей различных групп пользователей;

 

4. Продемонстрировать в выполняемых проектах культурно-историческую преемственность средовых решений, многообразие композиционных решений и пространственное единство; обеспечить эстетическую выразительность и гармонию привносимых колористических и пластических решений и сложившегося архитектурного окружения.

 

Содержание и состав проекта

Содержание проекта (объекты проектирования) определяется преподавателем совместно со студентами на основе предпроектного анализа, в зависимости от назначения и пластических характеристик выбранного средового фрагмента и потребностей конкретных пользователей: пешеходная улица в историческом центре, площадь, набережная, бульвар, сквер, парк, детская площадка, двор в историческом центре или современной застройке, туристический маршрут и т.д.

Например:

- детская площадка: мощение, игровое оборудование (качели, горки, карусели и т.п.), скамьи (в учетом возрастных эргономических требований), урны, ограждение, освещение и др.

- пешеходная улица: мощение, скамьи (универсальное оборудование), урны, освещение, велопарковки, цветочницы и др.

- парк: мощение, визуально-коммуникативные системы (указатели), скамьи (универсальное оборудование), урны, освещение, велодорожки, велопарковки, пандусы (различного назначения), питьевые фонтаны, наземные туалетные кабины, киоски и др. (в том числе фонтаны, беседки, павильоны, перголы, шпалеры и др.)

 

При проектировании объектов важен уход от типового оборудования. Необходимо посредством пластики решить функциональные и художественно-эстетические задачи, понимая перечисленный «набор», номенклатуру объектов лишь как необходимую для средового фрагмента функцию. Основополагающая задача не в том чтобы спроектировать «набор» элементов, а в том, что бы с его помощью пластически организовать среду - уточнить, доразвить, акцентировать, создав своего рода пространственную «скульптуру», арт-объект, средовой «конструктор».

Состав проекта:

1. Предпроектный анализ (визуализация материалов исследования):

- исследование контекста (фотофиксация среды, схемы, зарисовки);

- пользователи – определение целевой группы и эргономических параметров (текст);

- аналоги, прототипы (фото, зарисовки);

- формирование общей концепции на основе предпроектного анализа (текст, эскизы, «словарь»).

 

2. Проектные пропедевтические упражнения – поиск пластического решения (фото макетов, зарисовки, эскизы и т.п.).

3. Генплан.

 

4. Функциональная схема размещения объектов (или схема средового маршрута).

 

5. Типологическая «линейка» объектов (номенклатура) - изображения объектов с размерами и экспликацией. Включает фасад (боковой вид), план, аксонометрию. Обязательно наличие «модулора» - фигуры человека в масштабе проекций.

Выполнение чертежей возможно в масштабах: 1:10,1:15; 1:20, 1:25, 1:40, 1:50, 1:75, 1:100. Масштабы варьируются в зависимости от типологии и габаритных размеров форм и деталей (конструктивный узел – скамья – киоск) входящих в состав проекта.

6. Изображения объектов в среде (коллаж) или 3D-модель объектов в среде.

 

7. Текст, вынесенный на листах – должен носить исчерпывающий характер.


Дата добавления: 2020-04-25; просмотров: 111; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!