Относительно замкнутая, питаемая разумом энергетическая система. Однако разум происходит из Высот Духа, а вовсе не из глубин бессознательного.



Психическая энергия поддается измерению, даже сила мысли и впечатления чувств допускают количественные наблюдения и измерения. Следовательно, не стоит ограничиваться системой психологических ценностей, которые, конечно же, могут быть только субъективными, а потому приводящими к ложным оценкам и исключающими объективную оценку. Субъективный метод исследований также слишком тормозится эмоциональным содержанием и комплексами. Однако их нельзя, в свою очередь, объяснить количественными характеристиками, но только качественными.

Относительно психической энергии в академической психологии еще царит полная неясность. В крайнем случае, говорят о таких специфических, динамических феноменах души, как: инстинкт, желание, побуждение, аффекты, внимание, работоспособность, энергия вожделения, энергия чувства, энергия контраста и тому подобное, которые, будучи инстинктами, более всего бросаются в глаза. Однако инстинкты являются только специфическими, жизненными особенностями, тогда как психическая энергия, если она у индивидуума есть, возвышается и господствует над ними, а также контролирует их.

Вычленение психической энергии при научном методе наблюдения наталкивается на большие трудности, поскольку невозможно отделить психическое от биологического. Именно биологию нельзя исключить из энергетического исследования. Но психическая энергия не стоит рядом с биологией, а составляет ее основу, ибо все жизненные процессы покоятся на психической энергии; однако и здесь, точно так же, как в физической сфере, эквивалентное соотношение не поддается точному доказательству. Правильным будет воспринимать психический процесс просто как процесс жизни сам по себе, потому что, как было доказано, душа не обязательно нуждается в мозге, чтобы мыслить. Следовательно, бессмысленной была позиция физиологов, воспринимавших душевные процессы как эпифеномены мозга. Мозг есть лишь инструмент, передающий психические приказы через нервные центры физическим органам. Таким образом, мы можем распространить понятие психической энергии и на следующее понятие самой жизненной энергии, которая, будучи особой разновидностью, как явствует из предыдущих высказываний, подчиняется психической энергии, но не наоборот. Жизненная энергия является лишь частью той энергии, которую мы называем психической. Психическая энергия выходит далеко за рамки биологической жизненной энергии, поскольку она охватывает также тонкоматериальную и огненную сферу.

Эксперименты с растениями могут являться однозначным доказательством наличия психической энергии в биологических функциях. Это может быть также убедительной демонстрацией оспариваемого взаимодействия между душой и телом. Понятие жизненной энергии не идентично, однако, жизненной силе, ибо она является результатом биоэнергетических процессов, и может проявляться даже в обратном соотношении к психической энергии. У атлета, как правило, очень мало духа, но зато он располагает сильным либидо. Поэтому предложение К.Г. Юнга идентифицировать психическую энергию с либидо не выдерживает никакой критики. И наоборот, не вызывает возражений связь жизненной энергии с 151

 

Либидо, хотя биоэнергия, или витальная энергия, вовсе не идентична либидо в истинном смысле этого слова.

Достойно сожаления, что психология по вопросу психофизического параллелизма, то есть в спорном вопросе о взаимодействии тела и души или их параллельном существовании, не пришла еще к какому-либо результату и продолжает спорить о том, существует ли психический энергетический процесс параллельно с физическим или же он включен в него. Кто может разделить тело и душу, когда физическая жизнь есть только функция психической жизни, а психическая жизнь, в свою очередь, есть лишь функция духовной жизни? Или, может быть, какой-то психолог уже видел душу рядом с телом? Хотя в состоянии сна или транса это вполне возможно, последнее, тем не менее, тоже отрицается. Что же, в сущности, психология знает о душе, какое представление она имеет о ней, почему она вообще называет себя психологией, то есть наукой о душе, если она не знает даже ее важнейших функций и связей с психической энергией и не желает исследовать их?!

Именно психотерапевты и психиатры должны были бы уже давно однозначно констатировать, что основная сфера их деятельности заключается в изучении сложной сферы взаимодействия тела и души и все более смещается в эту плоскость. Психическое и физическое не могут быть двумя параллельно идущими процессами. Следовательно, тем более необходимыми являются экспериментальные доказательства включенности психо-энергетического процесса в физико-биологические процессы. Человек в целом есть ничто иное, как сумма определенных психических энергий.

Фрейд также пользовался понятием либидо для описания психодинамических процессов, правда, с однобоким уклоном в сторону сексуального. Наряду с либидо, Фрейд употребляет также термин “психическая энергия”, например, в толковании снов. Однако он сводил психическую энергию исключительно к сексуальной силе, хотя сексуальная динамика представляет собой лишь отдельный случай во всей сфере инстинктивной жизни, поскольку имеется еще много других инстинктов, таких, как инстинкт самосохранения, опорожнения и другие, которые в большинстве случаев полностью отодвигают сексуальность на задний план. Вспомним состояния тяжело больных людей, для которых самосохранение безусловно значительно важнее, чем сексуальное удовлетворение. К.Г. Юнг, давая объяснение либидо, по меньшей мере, отошел от сексуальной динамики, хотя он ее и не отрицает. Тем не менее, его либидо также абсолютно неравноценно понятию психической энергии. Знаменитый психолог был достаточно честен, чтобы заявить, что либидо, которым он оперирует, “не только не является конкретным или известным понятием, но есть исключительно чистая гипотеза, символ, так же мало конкретно постижимый, как и энергия мира физических представлений” (“О психической энергии и сущности сновидений”). Следовательно, либидо для Юнга является ничем иным, как упрощенным выражением для энергетического метода исследования. И, спрашивается, зачем нужно было использовать это неподходящее описание, если дитя можно и без того назвать его настоящим именем, которое намного лучше и, прежде всего, верно выражает его сущность. Либидо есть либидо, а психическая энергия есть психическая энергия. Либидо рождается из глубины материального бессознательного и является символом дракона и чудовища, преследующих ЭГО и угрожающих проглотить его. Психическая энергия, напротив, происходит из высот духа. Она 152

 


Дата добавления: 2020-04-25; просмотров: 81; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!