Общественно-политическая мысль при Николае I.



 

Поражение декабристов и усиление полицейско-репрессивной политики правительства оживили общественные движения: петербургские и московские салоны (домашние собрания единомышленников; Елагина; Аксаков), кружки офицеров и чиновников, высшие учебные заведения (Московский университет), литературные журналы: «Москвитянин», «Вестник Европы», «Современник» и др. В общественном движении второй четверти XIX в. началось размежевание трех идейных направлений: радикального, либерального и консервативного.

КонсерватизмКонсерватизм в России опирался на самодержавие и крепостное право. В период, когда в Западной Европе было покончено с абсолютизмомабсолютизмом, в России, напротив, продолжается теоретическое обоснование идеологии самодержавия.

КарамзинН.М. Карамзин писал о необходимости сохранения мудрого самодержавия, которое, по его мнению, «основало и воскресило Россию». Большое влияние на активизацию консервативной мысли оказало движение декабристов.

В теории официальной народности графа С.С. Уварова (мин. просв): идеи о единении, добровольном союзе государя и народа, об отсутствии противоположных классов в русском обществе. Перемены не нужны, необходимо укрепление самодержавия и крепостного права. Пропаганда через прессу, сестему образования.

Эти идеи развивались журналистами Ф.В. Булгариным и Н.И. Гречем (издатели газеты «Северная пчела»); профессорами Московского университета М.П. Погодиным (профессор истории, в своих трудах развивал теорию образования государства: на Западе — завоевание, а на Руси добровольное единение царя с народом), С.П. Шевыревым (профессор филологии, резко противопоставлял «разлагающийся и гниющий» Запад «святой Руси»; О.И. Сеньковским.

Либеральное направление. ТОН вызвала резкую критику либеральной части общества. Выступление П. Я. Чаадаева, написавщего «Философические письма» с критикой самодержавия, крепостничества и всей официальной идеологии. В первом письме, опубликованном в журнале «Телескоп» в 1836 г., П. Я. Чаадаев отрицал возможность общественного прогресса в России, не видел ни в прошлом, ни в настоящем русского народа ничего светлого. По его мнению, Россия, оторванная от Западной Европы, закостенелая в своих нравственно-религиозных, православных догмах, находилась в мертвом застое. Спасение России, ее прогресс он видел в использовании европейского опыта, в объединении стран христианской цивилизации в новую общность, которая обеспечит духовную свободу всех народов.

П. Я. Чаадаева объявили сумасшедшим и отдали под полицейский надзор. Журнал «Телескоп» закрыли. Его редактор — Н. И. Надеждин был выслан из Москвы с запретом заниматься издательской и педагогической деятельностью. Однако идеи, высказанные П. Я. Чаадаевым, вызвали большой общественный резонанс и оказали значительное влияние на дальнейшее развитие общественной мысли.

На рубеже 30–40-х гг. XIX в. среди либералов сложилось два идейных течения — славянофильство и западничество.

Термин «славянофильство» придуман идейными оппонентами — западниками («русолюбы») исторические судьбы русского народа, а не славян. В истории развития славянофильства как идейного течения обычно выделяют два периода: раннее славянофильство — до реформы 1861 г. и позднее (пореформенное) славянофильство — примерно до середины 70-х гг. XIX в.

Славянофилы оставили богатое наследство в области философии, литературы, истории, богословия, экономики (И. Киреевский — в области философии и истории, А. Хомяков — в богословии и истории, К. Аксаков и Д. Валуев — в истории, Ю. Самарин — в социально-экономической и политической науке, Ф. Чижов — в истории литературы и искусства).

Основные идеи славянофилов:

· самобытность пути развития России

· значение крестьянской общине;

· отрицательно относились к реформам Петра I, заставившим свернуть Россию с «истинного» пути. Крепостное право и деспотическая власть расценивалась как главный результат реформ Петра;

· единственно верной и нравственной религией считали православие;

Западничествомировоззрение, основанное на признании общности России и Западной Европы (единое культурно-ист. целое). Влияние мыслителей: Г. Гегеля, И. Гердера, И. Канта, Ж. Кондорсе и др. Видными представителями московских западников были В.П. Боткин, Г.Н. Грановский, К.Д. Кавелин, С.М. Соловьев и др.

В Петербурге начала 40-х гг. западники группировались вокруг В.Г. Белинского. В его кружок входили П.В. Анненков, И.И. Панаев, Н.А. Некрасов, И.С. Тургенев, И.А. Гончаров и др.

Основные идеи западников:

· благодаря реформам Петра I Россия движется по европейскому пути, но с заметным отставанием— самодержавие и крепостное право;

· отрицали роль общины (пр-во навязало для сбора налогов)

· за просвещение народа

Славянофилы и западники заложили в 30—50-е годы XIX в. основу либерально-реформистского направления в общественном движении.

Радикальное направление (рев-демократ): Восстание декабристов подтолкнуло студенчество к организации различного рода кружков и тайных обществ.

· кружок братьев Критских в Московском университете (1827) разделял программу декабристов;

· кружок Н.П. Сунгурова (1830–1831) выступал за революционный переворот;

кружки В.Г. Белинского (1829), А.И. Герцена, Н.П. Огарева (1831–1834), Н.В. Станкевича (1833–1837) изучали теорию утопического социализма, западноевропейскую философию.

Идеи: против ТОН, общность развития с Зап. Европой, против бурж. развития Рссии, просвщение. Герцен (западник, разочаровался в западе – рев.48, ищет новый путь) и Белинский считали основным средством преобразования общества классовую борьбу и крестьянскую революцию.

В.Г. Белинский. Лит. критик, воспевал ненависть к произволу и крепостничеству, любовь к народу. Идеал: нет богатых, нет бедных, все братья. Белинскому были близки идеи Западников, однако он видел и отрицательные стороны европейского капитализма. «Письмо к Гоголю» - ответ на публиц. сборник 1847 года. Порицал писателя за мистицизм и отказ oт общественной борьбы.: «России нужны не проповеди, а пробуждение чувства человеческого достоинства. Цивилизация, просвещение, гуманность должны стать достоянием русского человека». Большое значение для нового поколения общественных деятелей радикального направления.

 Петрашевцы. М. В. Буташевич-Петрашевский. В кружок входили чиновники, офицеры, учителя, писатели, публицисты (Ф.М. Достоевский, М. Е. Салтыков-Щедрин, В.Н. Майков, А.Н. Плещеев и др.). Влиние: Фурье (европ. социалист. учение).

Осуждали самодержавие и крепостное право, за республику. «Проект об освобождении крестьян», освобождение с наделом земли, который они обрабатывали. Радикальная часть петрашевцев пришла к выводу о назревшей необходимости восстания, движущей силой которого должны были стать крестьяне и горнозаводские рабочие Урала.

Кружок М.В. Петрашевского был раскрыт правительством в апреле 1849 г. К следствию привлекли более 120 человек. Участники кружка были жестоко наказаны.

Казнь заменена бессрочной каторгой. (инсценировка в романе Идиот). Деятельность кружка М.В. Петрашевского положила начало распространению в России социалистических идей.

В целом вторая четверть XIX в. была временем «наружного рабства» и «внутреннего освобождения». Одни — молчали, напуганные правительственными репрессиями. Другие — настаивали на сохранении самодержавия и крепостничества. Третьи — активно искали пути обновления страны, совершенствования ее социально-политической системы. Основные идеи и направления, сложившиеся в общественно-политическом движении первой половины XIX в., с незначительными изменениями продолжали развиваться и во второй половине.


Дата добавления: 2020-04-25; просмотров: 283; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!