Раздел 1. «Теоретические основы социально-культурной деятельности»



1. Что понимают под социально-культурной деятельностью?

2. Цели и задачи социально-культурной деятельности.

3.  В чем заключается суть и основное назначение социальной работы?

4. Назовите наиболее значимые особенности и тенденции, которые ха­рактеризуют современную социокультурную ситуацию.

5. Характеристика основных функций социально-культурной деятельности.

6.  Характеристика основных принципов социально-культурной деятельности.

7. Основные направления, виды социокультурной деятельности.

8. Психолого-педагогические основысоциально-культурной деятельности.

9. Сферы реализации СКД.

10. Досуг как сфера СКД.

Раздел 2. История социально-культурной деятельности.

1.Первобытная община как основа воспитания и просвещения в догосударственный период.

2.Социально-культурная деятельность на Руси в X –XIVвеках.

3. Социально-культурный уклад России вXV- XVII веках.

4. Просвещение и возникновение социально-культурных общностей вXVIIIвеке.

5. Общественно-просветительное движение и досуг в России в XIX-нач.XXв.

6. Культурно-просветительная, политико-просветительная, социальная работа в период 1917 -1941гг.

7. Культурно-просветительная работа в годы Великой Отечественной войны (1941-1945гг.)

8.Культурно-просветительная и социальная работа в 1945 -1955гг.

9. Просветительная работа и социально-культурные процессы в 1956 – 1990гг.

10.Социально-культурная деятельность в «посткоммунистической» России.

 

Домашняя контрольная работа №1

Вариант 1

1. Социальная работа и социально-культурная деятельность: общие и отличительные черты.

2. Зарождение досуговых форм деятельности у восточных славян и их дальнейшее развитие в Х-XVIIвв.

3. Раскрыть содержание информационно-просветительной функции. Привести примеры из практики.

4. Проявление принципа эстетизации в социокультурных учреждениях Вашего района.

5. Дайте характеристику деятельности социально-культурного комплекса и центра досуга.

Вариант 2

1. Культурно-досуговая деятельность и социально-культурная деятельность: общие и отличительные черты.

2. Социально-культурная деятельность различных сословий российского общества в XVIII-начале XXвв.

3. Раскрыть содержание культурно-творческой функции. Привести примеры из практики.

4. Проявление принципа дифференциации в социокультурных учреждениях. Привести примеры из практики.

5. Виды и содержание деятельности парка культуры и отдыха.

Вариант 3

1. Досуг как сфера СКД.

2. Культурно-просветительная и социальная работа в годы Великой Отечественной войны.

3. Раскрыть содержание коммуникативной функции.Привести примеры из практики.

4. Проявление принципа преемственности и последовательности в социокультурной деятельности. Привести примеры из практики.

5. Дайте характеристику деятельности детского эстетического центра.

Вариант 4

1.Понятие социально-культурной деятельности.

2. Культура и октябрьская революция 1917 года. Влияние революции на социокультурные процессы.

3.Раскрыть содержание рекреационно-оздоровительной функции.Привести примеры.

4. Проявление принципа педагогизации в социокультурной деятельности. Привести примеры.

5.Роль средств массовой информации в решении социально-культурных проблем.

Вариант 5

1.Досуг и свободное время.

2.Характеристика социально-культурных процессов в постсоветский период.

3.Проявление принципа доступности в социокультурной деятельности.

4.Раскрыть содержание рекреационно-оздоровительной функции. Привести примеры из практики.

5.Научно-просветительные учреждения: библиотеки, музеи.

Вариант 6

1.Роль и место социально-культурной деятельности в духовной жизни общества.

2.Культурно-просветительная и социальная работа в годы Великой Отечественной войны.

3.Раскрыть содержание информационно-просветительной функции. Привести примеры из практики. 

4.Проявление принципа эстетизации в социокультурных учреждениях.

5.Социально-культурная деятельность санаторно-курортных, спортивно - оздоровительных центров.

Вариант 7

1.Семья как социокультурный институт.

2.Современная социокультурная ситуация в стране и регионе.

3.Раскрыть содержание культурно-творческой функции. Привести примеры из практики.

4.Проявление принципа дифференциации в социокультурных учреждениях. Привести примеры из практики.

5.Учреждения культуры клубного типа: понятие, функции, содержание деятельности.

Вариант 8

1.Понятие и виды социально-культурных институтов.

2.Дайте характеристику социокультурной ситуации Вашего района.

3. Раскрыть содержание коммуникативной функции в социокультурных учреждениях. Привести примеры из практики.

4. Проявление принципа систематичности и последовательности в социокультурных учреждениях Вашего района.

5. Дайте характеристику деятельности спортивно-оздоровительных центров.

Вариант 9

1.Понятие, виды, содержание деятельности общественно-добровольных формирований.

2.Культурно-просветительная и социальная работа в послевоенный период.

3.Раскрыть содержание информационно-просветительной функции. Привести примеры из практики.

4.Проявление принципа педагогизации в социокультурных учреждениях. Привести примеры из практики.

5. Учреждения культуры клубного типа как социально-культурный институт.

Вариант 10

1.Досуг и свободное время.

2.Дайте характеристику социокультурной ситуации Вашего района.

3.Раскрыть содержание культурно-творческой функции. Привести примеры из практики.

4.Проявление принципа интереса в социокультурных учреждениях. Привести примеры из практики.

5.Роль средств массовой информации в решении социально-культурных проблем.

Контрольная работа №2

Вариант 1

1. Классификационная характеристика форм социально-культурной деятельности.

2. Методические основы информационно-просветительной деятельности.

3. Разработать проект программы рекреативно-оздоровительного направления: акции, спартакиады, вечера, праздника и т.д. (по выбору студента).

Вариант 2

1. Классификационная характеристика средств социально-культурной деятельности.

2.Методические основы культурно-творческой деятельности.

3.Разработать проект программы информационно-просветительного направления: вечера, диспута, познавательной игровой программы, ток-шоу и т.д. (по выбору студента).

Вариант 3

1. Характеристика содержания социально-культурной деятельности.

2. Методические основы рекреативной, физкультурно-оздоровительной деятельности.

3.Разработать проект программы культурно-творческого направления: конкурса, фестиваля, праздника и т.д. (по выбору студента).

Вариант 4

1.Характеристика форм, методов социально-культурной деятельности.

2.Методические основы массовых форм социально-культурной деятельности.

3.Разработать проект программы рекреативно-оздоровительной направленности: акции, вечера, праздника, шоу и т.д. (по выбору студента)

Вариант 5

1.Характеристика форм социально-культурной деятельности.

2.Методические основы культурно-творческой деятельности.

3.Разработать проект программы рекреативно-оздоровительного направления: акции, спартакиады, вечера, праздника и т.д. (по выбору студента).

Вариант 6

1.Характеристика методов социально-культурной деятельности.

2.Методические основы рекреативно-оздоровительной деятельности.

3.Разработать проект программы информационно-просветительного направления: вечера, диспута, познавательной игровой программы, ток-шоу и т.д. (по выбору студента).       

Вариант 7

1.Характеристика средств социально-культурной деятельности.

2.Методические основы информационно-просветительной деятельности.

3.Разработать проект программы рекреативно-оздоровительной направленности:  акции, вечера, праздника, шоу и т.д.(по выбору студента)

Вариант 8

1.Характеристика содержания социально-культурной деятельности.

2.Методические основы информационно-просветительной деятельности.

3. Разработать проект программы культурно-творческого направления: конкурса, фестиваля, праздника и т.д. (по выбору студента).

Вариант 9

1. Характеристика форм и методов социально-культурной деятельности.

2. Методические основы групповых форм социально-культурной деятельности.

3. Разработать проект программы культурно-творческого направления: конкурса, фестиваля, праздника и т.д. (по выбору студента).

Вариант 10

1.Характеристика содержания и форм социально-культурной деятельности.

2.Методические основы информационно-просветительной деятельности.

3.Разработать проект программы рекреативно-оздоровительной направленности:   акции, вечера, праздника, шоу и т.д.(по выбору студента)

«Теория режиссуры»

Примерные вопросы к дифференцированному зачету:

1. Основные этапы становления и развития режиссуры;

2. Режиссура как специальная отрасль в театральном искусстве;

3. Артистическое и режиссерское творчество К.С. Станиславского;

4. К.С. Станиславский – педагог, ученый, писатель;

5. Мировое значение творческого наследия К.С. Станиславского;

6. Открытие Московского художественного театра. Основные направления (линии) деятельности МХТ. Московские театры и студии, возникшие на основе МХТ;

7. Жизнь и деятельность В.И. Немировича – Данченко;

8. Учение В.И. Немировича–Данченко о сущности режиссерского и актерского творчества;

9. Основные принципы театра;

10.  Основные нормы эстетики К.С. Станиславского;

11.  Основные положения и принципы системы К.С. Станиславского;

12.  Сценическое действие–основное выразительное средство зрелищного искусства;

13.  Дайте характеристику элементу сценического действия – Сценическое внимание;

14.  Дайте характеристику элементу сценического действия – Сценическая вера;

15.  Дайте характеристику элементу сценического действия – Сценическое отношение;

16.  Дайте характеристику элементу сценического действия – Сценическое воображение;

17.  Дайте характеристику элементу сценического действия – Сценическая свобода;

18.  Раскройте сущность метода действенного анализа;

19.  Раскройте роль Темы, Идеи, Сверхзадачи в формировании режиссерского замысла;

20.  Раскройте понятие «конфликт и конфликтная сущность»;

21.  Раскройте понятие: «событие», «структура события», «событийный ряд»;

22.  Раскройте особенности монтажного искусства;

23.  Дайте характеристику видам монтажа;

24.  Роль монтажа в театральных постановках;

25.  Раскройте понятие «жанр» и его использование в режиссерской практике;

26.  Раскройте понятие «художественный образ и дайте характеристику средствам художественной образности»;

27.  Мизансцена. Виды Мизансцен и ракурсов. Мизансцена и планы.

28.  Свяжите между собой понятия: мизансцена и темпо-ритм, мизансцена и декорации;

29.  Свяжите между собой понятия: мизансцена и событие, мизансцена и режиссерский замысел;

30.  Обоснуйте роль и значение методов, приемов, принципов работы творческого наследия В. Мейерхольда. Биомеханика В. Мейерхольда;

31.  Обоснуйте роль и значение методов, приемов, принципов работы творческого наследия Э. Пискатора и Б. Брехта. Найдите отличия и сходства политического и эпического театра;

32.  Обоснуйте роль и значение методов, приемов, принципов работы творческого наследия М. Рейнхарда. Раскройте модель синтетического театра.

33.  Обоснуйте роль и значение методов, приемов, принципов работы творческого наследия Е. Вахтангова. Что такое «игра-импровизация».

34.  Дайте характеристику общим условиям художественного творчества;

35.  Дайте характеристику профессиональным качествам режиссера;

36.  Практическое задание. В предложенном художественном произведении определите: идейно-тематический анализ;

37.  Практическое задание. В предложенном художественном произведении определите: конфликт (сквозное действие и контр действие);

38.  Практическое задание. В предложенном художественном произведении определите: событийный ряд.

 

Домашняя контрольная работа

Вариант

1. Сущность метода действенного анализа;

2. Тема, идея, сверхзадача и их роль в формировании режиссерского замысла.

Вариант

1. Жанр как историческая сложившиеся разновидность художественного творчества;

2. Мизансцена-первоэлемент режиссерского замысла.

Вариант

1. Художественный образ;

2. Режиссура В. Мейерхольда и агиттеатр В.Маяковского.

Вариант

1. Учение В.И. Немировича-Данченко о сущности режиссерского и актерского творчества;

2. Основные принципы политического театра Э. Пискатора и эпического театра Б. Брехта.

Вариант

1. Жизнь и деятельность К.С. Станиславского;

2. М. Рейнхард и модель синтетического театра.

Вариант

1. К.С. Станиславский и В.И. Немирович-Данченко-реформаторы сценического искусства;

2. Е.Б. Вахтангов и его тенденции театральности, народности и современности.

Вариант

1. Становление режиссуры как вида художественного творчества;

2. Природа актерской игры.

Вариант

1. Основной конфликт как отражение реальных жизненных противоречий и как потенциальный заряд сценического действия;

2. Основные положения и принципы системы К.С. Станиславского.

Вариант

1. Монтаж – творческий метод образно-художественного выражения режиссерской мысли;

2. Сценическое действие основное выразительные средство зрелищного искусства.

Вариант

1. Режиссура как вид художественного творчества;

2. Основные принципы воспитания актера.

 

Литература

1. Абалкин, Н.А. Рассказы о театре/ Н.А. Абалкин. - М.:Мол. Гвардия,1981.

2. Акимов, Н.П. Театральное наследие в 2-х т./Н.П. Акимов. - М.: Искусство,1978.

3. Алиса Коонен. Страница жизни/Алиса Коонен. -М.: Искусство,1986.

4. Алиерс, Б.В. Театральные очерки в 2-х т./Б.В. Алиерс. -М.: Искусство,1985.

5. Бояджиев, Г.Н. От Софокла до Брехта/Г.Н. Бояджиев. -М.: Просвещение, 1981.

6. Бояджиев, Г.Н. Душу театра/Г.Н. Бояджиев. - М.: Мол. Гвардия,1974.

7. Кузьмин, А.И. У истоков русского театра/А.И. Кузьмин. - М.: Просвещение,1989.

8. Немирович - Данченко, В.И. Рождение театра/В.И. Немирович-Данченко. - М.: Просвещение,1989.

9. Станиславский К.С. Об искусстве театра. Избранное/К.С. Станиславский. - М.,1982.

10. Фрадкин, И.М. Бертольд Брехт/И.М. Фрадкин. - М., 1965.

«Режиссура культурно-массовых мероприятий и театрализованных

Представлений»

Студент должен знать:

· систему К.С. Станиславского;

· что такое действие;

· отличие искусства переживания и искусства преуспевания;

· роль воображения и фантазии в актерском искусстве;

· семь признаков события;

· что такое этюд, замысел этюда;

· выстраивать этюды на три события;

· понятие и виды театрализованного представления;

· этапы работы над театрализованным представлением;

· режиссерский ход;

· что такое репетиция.

уметь:

· владеть элементами актерского мастерства;

· выстраивать этюды на три события;

· разрабатывать этюд на основе художественного материала;

· проводить идейно-тематический анализ отрывка;

· произвести постановку;

· создать замысел театрализованного представления-сказки;

· выявить конфликт.

«Техника сцены и сценография»

Примерные вопросы к дифференцированному зачету:

1. Устройство сцены. Технические особенности сценического пространства.

2. Технологии изготовления декораций.

3. Театральная бутафория.

4. Художественные средства в декоративно – оформительской работе, выполнение предварительных эскизов.

5. Композиционное решение будущего спектакля (представления).

6. Цветовое решение спектакля (свойства цвета).

7. Стилистическая направленность театрального представления.

8. Импровизация в художественном оформлении.

9. Концепция работы над эскизами костюмов.

10. Способы и материалы для оформления сценической площадки.

 

Практическая часть:

1. Выполнение предварительных эскизов к определенному спектаклю (представлению).

Домашняя контрольная работа

Подготовить реферат или сообщение по одной из представленных тем:

· «Сцена» культовых празднеств древнего Египта;

· Театры Древней Греции и их машинерия;

· Техника церковного теат­ра средних веков;

· Возникновение театра-яруса эпохи Возрождения;

· Япония, VII-IХ вв. Храмовое представление «Бугаку» с масками и тан­цами;

· Германия, X - XII вв. Рыцарские турниры;

· Средневековая Европа, XIII в. Литургические драмы на паперти;

·  Театральное искусство Индии, ХIV-ХVI вв.

· Ита­лия, ХVI-ХVП в. Комедия дель арте (комедия масок);

· Англия, XVII в. Уличная сцена елизаветинского театра;

· Франция, XVIII в. Воздушный театр в Версале;

· Россия, ХVШ-ХIХ вв. Народное гуляние с балаганами;

· Европа: Шекспировский публичный театр, Испанские корнали, разнооб­разие форм французского театра.

Литература

1. Алянский, Ю. Азбука театра. 50 маленьких рассказов о театре. - Л., 1986.

2. Арнхейм. Р. Искусство и визуальное восприятие. - М.., 1974.

3. Берёзкин, В, Искусство оформления спектакля. - М., 1986.

4. Бетти Эдварде. Откройте в себе художника. Лучший курс обучения рисованию и открытия творческих способностей. - Кн.1; Кн. 2 - Минск, 2000.

5. Журналы «Театральная жизнь», «Сцена», «Автограф», альманах «Художник и сцена».

6. Мочалов, Ю. Композиция сценического пространства. - М.. 1981.

 


Дата добавления: 2020-04-25; просмотров: 348; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!