Идейное оформление основ самодержавной власти при Алексее Михайловиче



 

Рассмотрим основные факторы, способствовавшие идейному оформлению основ самодержавной власти при Алексее Михайловиче. Укажем, что Алексей стал царем в 1645г.

Михаил Федорович умер летом 1645г. вскоре вслед за ним умерла и его супруга Евдокия Лукьяновна, оставив сына и наследника Алексея в полном одиночестве. Алексею на тот момент было всего 16 лет.

Алексей был довольно впечатлителен и подвижным молодым человеком. Обладал недюжинным умом, душевной добротой и мягкостью. По началу своего правления он не особо вникал в дела государства и верил их в руки своего воспитателя Бориса Ивановича Морозова. Морозов же в свою очередь был человеком сильным, корыстным. Создав вокруг себя окружение людей более корыстных, чем он сам он начал править государством. Угнетая население они вымогали взятки, вводили умышлено обвинения на невинных людей, разоряли с помощью закона их дотла. После свадьбы Алексея (1648г), злоупотребления еще больше усилились.

Алексей Михайлович выбрал себе в жены дочь И.Д Милославского, Марию Ильинишну. Морозов же отличался своим умом и хитростью, для еще большего почета и признания его, он женился на второй дочери Милославского.

Он окружал себя не просто приближенным составом, а своей родней, которые также были алчны к деньгам и власти. Ему не нужно было уважение и любовь московского народа, который, к слову сказать, питал к Морозову большую ненависть, ему нужны были деньги и власть.

Но народное терпение не безгранично, в 1648 году оно лопнуло окончательно. В июне 1648 года произошел большой бунт «Соляной бунт». Москвичи во время крестного хода, остановили царя и требовали казнить Морозова и его соратников.

Царь Алесей сумел спасти своего воспитателя, он отправил его в Кирилов монастырь. Но спасти судью Плещеева и других его соратников от ярости толпы не сумел. Они были убиты , а их дома разорены.

Московский люд бушевал несколько дней, они жгли и грабили всех, кого считали своими обидчиками. Алексей не мог и поверить, что в его государстве могли произойти такие события.

С.Ф. Платонов писал: «Молодой государь, живший спокойно и радостно в уверенности, что в его царстве все идет хорошо, был поражен происшедшим. Он узнал, что Морозов обманул его доверие, и потому, не лишая его своей близости, уже не пускал к делам. Влияние перешло к другому любимцу царя, боярину князю Никите Ивановичу Одоевскому, человеку большого ума и способностей. Царь узнал, кроме того, что народ недоволен не только чиновниками, но и порядками, что о своих нуждах народ давно уже высказывался на земских соборах и в челобитных и что надо не только переменить чиновников, но изменить и порядки»[53].

После того, как «Соляной бунт» был подавлен, Алексей понял, что надо предпринимать решительные действия, для предотвращения подобного. В июле 1648г. он созвал боярскую думу и совет патриарха. Алексей совещался о том, что надо сделать, чтобы в государстве воцарился порядок и правосудие. Чтобы все отвечали за свои проступки по закону, будь то высокий или малый чин. Для выполнения такого решения, необходимо было собрать Судебник 1550г, это и поручили сделать князю Н.И. Одоевскому и его помощникам. Необходимо было его перебрать, собрать и дополнить новыми законами, потто же по плану он должен был выйти на всеобщий суд на земском соборе, для его редактирования и утверждения.

Народ не знал о своих правах и законах, по которым он должен был жить и судиться. Молодой царь принял разумное решение, которое могло помочь навести порядок в государстве и привлечь к ответу дьяков и воевод.

Но это была титаническая работа. Старый судебник не был напечатан, его можно было только переписать. Дополнительные указы к Судебнику небыли оглашены народу, их не в полной мере знали чиновники, а народ даже не слышал о них. Еще боле обстояло дело с Кормчей, она была так велика, переписать было очень тяжело. Этим и пользовались дьяки и судьи. Они перевирали законы на свой лад и творили свои дела, как им было выгодно. Именно к этому периоду относится поговорка актуальная и по сегодняшний день «Закон что дышло: куда повернешь, туда и вышло». Законы необходимо было пересмотреть, дополнить и перебрать, чтобы улучшить проживание простого народа, для спокойствия общего положения в государстве.

Примерно 1 сентября 1648 года был созван земский собор, представители 130 городов были выбраны в председатели на нем. Им была выделена отдельная палата дворца, отдельно от духовенства и боярской думы. Князь Одоевский делал доклады по собранным старым законам, а выборные люди слушали, обсуждали между собой и просились с челобитной к царю с просьбой внести новые законы в замен устаревшим старым.

Были и важнейшие, по мнению собора, законы такие как:

- Духовенство было лишено права впредь приобретать себе земли, и потеряло некоторые судебные льготы;

- Бояре и духовенство потеряли право селить около городов, в «слободках», своих крестьян и холопов и принимать к себе «закладчиков»;

- Посадские общины получили право возвратить всех ушедших от них «закладчиков» и удалить из посадов всех не принадлежащих к общинам людей;

- Дворяне получили право искать своих беглых крестьян без «урочных лет»;

- Иноземцам было запрещено торговать внутри Московского государства, где бы то ни было, кроме Архангельска.

Однако можно отметить, что все эти законы были созданы в пользу служилых людей. Они закрепили за собой земли и крестьян, которые до этого переходили с места на место, а сейчас крестьян прикрепили к землям дворян. Дворяне и горожане были очень довольны новыми законами, чего нельзя сказать о духовенстве, которые лишались различных льгот. Они стали проповедовать, что данные законы были созданы для пробуждения междоусобицы, а не ради наведения порядка. Недовольны были и чернь, крестьяне лишены возможности выхода. Они были готовы к переходу на Дон.

Законы, созданные для успокоения среднего класса, были не по нраву высшему сословию и простолюдинам. Но все, же новые законы были включены в новый свод законов «Соборное уложение» уже в 1649 году был напечатан в количестве двух тысяч экземпляров и распространен по всему государству.

Алексей был уверен, что Уложение успокоит народ, но его надежды не оправдались.

В 1650 году поднялся новый бунт. В Пскове и Новгороде разразился новый мятеж. Вызвали его последствия некоторых условий Столбовского мира (1617 года), московские власти отправляли в Швецию деньги и хлеб через Псков и Новгород. Это было условием договора, но народ был возмущен таким действием властей, считая их предателями, они перешли в откровенное насилие по отношению к боярам и иностранцев. Взбунтовавшиеся жители принялись за датского посланника Краббе, так как представитель от Швеции отсутствовал. Осмотрев его имущество и не найдя доказательств горожане принялись грабить своих более успешных и богатых сограждан. На утро было созвано революционное правительство, воевода Хилков пытаясь оказать сопротивление и потерпев поражение вынужден был укрыться во дворце митрополита в Софийском соборе.  

Митрополитом тогда был Никон. Он проявил мужество и силу духа в борьбе с мятежниками, когда они ворвались в собор.

К.Ф. Валишевский писал : «Вторжение толпы в жилище патриарха было по-видимому вызвано худо рассчитанною суровостью энергичного митрополита. Вступившись за пристава нового правительства, который был арестован и побит кнутом, толпа кинулась во внутренность дворца, и Никон, избитый в свою очередь, закиданный каменьями, должен был слечь в постель, харкая кровью, если верить его словам, и ожидая смерти. Очень сильный, он недолго чувствовал последствия такого обращения, а с другой стороны бунтовщики, по соглашению с Псковом, поспешили послать в свою очередь в Москву послов для оправдания своего поведения»[54].

К Новгороду и Пскову были высланы войска, так как местные воеводы не могли успокоить восстание своими силами. Новгород сдался сразу, а Псков закрылся и осаждался несколько месяцев. Алексей не хотел кровопролития и передал дело по подавлению бунта земскому собору, которые в свою очередь отправили послов в Псков для урегулирования конфликта. Псковичи послушались и выдали повинную и выдали зачинщиков.

Следующий удар в правлении Алексея ждал его через пять лет бунта. Речь Посполитая не принимала воссоединения России с Украиной, началась Русско – польская война. Алексей отправился с войском в Литву. В это же время в государстве разразилась эпидемия чумы. Чума прокатилась по Московскому государству (1654-1655). Люди умирали один за другим, спокойствие страны было нарушено. Прекратилась торговля, военные действия. Денег не хватало на войну и во времена без эпидемии, во время же мора казна правительства была полностью опустошена.

Из-за упадка торговли и торговли иностранцев далее Архангельска, уменьшился приток серебра в страну. Правительство от отчаяния приняло решение печатать медные монеты. Полагают, что Федор Ртищев предложил эту идею. Было принято чеканить копейки и рубли из меди, но по цене серебра. Народ принял эту идею на веру, и новые деньги разошлись в народе.

К сожалению, создавать подделку из меди гораздо легче, чем из серебра. В народе пошли слухи о фальшивых монетах, и о том, что чиновники печатали монеты на монетном дворе из собственной меди. В связи с данными слухами и происшествиями цена медных денег стала быстро падать. За 100 серебряных монет стали давать от 130 до 200 медных, товары же стали расти в цене.

Следующий шаг правительства только усугубил ситуацию в стране, в казну велено было сдавать серебряные деньги, из казны выдавали медные, что повлекло за собой обнищание народа еще больше. На рынках отказывались продавать товар за медные деньги, просили только серебро, а у бедного народа их просто не было, и взять их было неоткуда. Так начался новый «Медный бунт».

Голодный и бедный московский народ поднял бунт в 1662 году. Они пришли в село Коломенское, где прибывал царь с требованием выдать виновных бояр.

Царь обещал во всем разобраться. Но решений и ответа от правительства не последовало, и разъяренная толпа вернулась больше большим волнением. Сдерживать толпу уговорами и обещаниями больше не получалась, в ход пустили оружие и войска. Подавление бунта было кровавое, более семя тысяч участников восстания погибло, часть из них утонуло в реке Москве.

По окончанию подавления бунта, правительство осознавало, что дальше так не может продолжаться, надо было срочно, что-то решать, и в 1663 году медные деньги были выведены из обихода, а запас серебра был пополнен из государственной казны.

Надо отметить, что правление Алексея регулярно подвергалось испытаниям и бедам. Не обошел стороной и церковный бунт. После смерти Филарета в 1633г. на пост патриарха приходили люди, не желающие не чего менять, но с приходом на место патриарха Никона в 1652г. стали происходить значительные перемены. Он пользовался уважением и доверием со стороны Алексея. Он доверил ему управление государством на время своего отъезда в Речь Посполитую, с еще большим доверием от оставил на его попечение свою семью.

Никон же очень быстро понял свою власть, он начал править жестко, неповиновение пресекалось и наказывалось, его собственное близкое окружение начали испытывать страх к Никону, его не любили его же соратники за крутой нрав, так же и придворные не любили и боялись его. 

Поэтому вокруг Никона стали ходить интриги и сплетни, с той надеждой очернить его в глазах царя, семью же, довольно быстро удалось настроить против него. Со временем эти интриги увенчались успехом, и Никона все реже призывал царь ко двору. Более того, его прислужники были гонимы двором, и даже был избыт один из посланников его. Видя такой настрой от самого Царя, Никон снял с себя полномочия патриарха и уехал в « Новый Иерусалим» (Воскресенский монастырь). Это привело к «смуте» в русской церкви. Хотя и был избран новый патриарх, Никон стал патриархом за Москвой, что абсолютно было не допустимо, для урегулирования данной ситуации, необходимо было официально лишить сана патриарха Никона. Это решение было вынесено на общий совет на соборе. Хотя против Никона было довольно много голосов, Алексей все-таки прислушался к меньшевикам и Никон сохранил свой сан. Но опять же, все запуталось только еще больше, и без межцерковного вмешательства на коем настаивал митрополит Газский, разобраться было не возможно. Трения и споры между греческой и русской церквями длились несколько лет. Было решено устроить в Москве две иерархии, греческую и русскую. В 1666 году все-таки состоялся «Большой собор» по рассмотрения дела о лишении сана Никона.

В ожидании суда Никон был не спокоен, и пытался сам захватить престол патриарха в Москве, но был отправлен обратно Алексеем. В дальнейшем он писал патриархам послания, в которых бранил бояр и самого царя, а также обвинял в ереси митрополита Газского, бранил подряды и Уложение. Послания его были перехвачены и выступали свидетельствами против него самого на «Большом соборе». На разбирательство по его делу, он был лично приглашен. Никон был год и непреклонен, спорил с выступавшими и царем. Он был единогласно осужден и лишен сана патриарха, его сослали в Ферапонтов монастырь. Он провел в заточении пятнадцать лет и только в 1681 году его освободили и отправили в Воскресенский монастырь. По дороге в монастырь Никон скончался под стенами Спасского монастыря не далеко от Ярославля.

Правление Алексея постоянно сопровождали потрясения не только внутри государства, но и извне. Разгорелась война с Польшей и Литвою, причиной которой стала Малороссия. В этой войне Алексею удалось возвратить Смоленск и северные земли, приобрел Киев вместе землями левого берега Днепра. Но не только с Польшей пришлось воевать Алексею, началась шведская война с 1656 по 1659 гг. Она закончилась не чем, обе стороны остались при своих земля. Турки тоже вмешивались, они также хотели приобрести Малороссию, тем самым грозили войной и московскому государству и Польше. Алексей понимал, что Турция могущественна и полностью подготовлена к войне, в отличие от московского государства. Он рассредоточил армию под Киевом в ожидании кровопролитной битвы. Хоть Алексей и боялся, стычка оказалась не значительной. Алексей умер в начале 1676 года и мир с турками заключал уже его сын Федор.

Однако дело ограничилось небольшими столкновениями на левом берегу Днепра. Царь Алексей умер (в начале 1676 г.) до конца этой войны, и мир с турками был заключен уже при его сыне царе Федоре (1681г).

Таким образом, рассмотрев основные факторы, способствовавшие идейному оформлению основ самодержавной власти при Алексее Михайловиче,  мы можем отметить следующее:

-

(четыре-пять предложения) Вывод мой личный.

 

 


 

ГЛАВА II.


Дата добавления: 2020-04-25; просмотров: 168; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!