Проблема веры и разума в православном религиозном антиинтеллектуализме



(Л. Шестов, С. Булгаков, П. Флоренский, С. Франк)

В. С. Соловьев выражал в русской религиозной философии интеллектуалистс­кую тенденцию. Он стремился поставить paзум на службу вере, дать возможность религии опереться нa рациональное начало человеческого познания, привлечь к обоснованию религизного мировоззрения достижения науки и аппарат философии. Интеллектуализму В. С. Соловьева в русской религиозной философии противостоя­ла антиинтеллектуалистская тенденция.

Антиинтеллектуалисты намерены культивировать такую религиозность, в которой чувства преобладали бы над рассудочным началом. Они стремятся замкнуть религиозную жизнь в paмки эмоциональной сферы, сделать ее недоступной критике с позиций логического мышления. В современной религиозной философии мнение антиинтеллектуализма наиболее последовательно выражал Л. Шестов (1186-1938 гг.). Определяющим моментом его учения является тезис о коренной противоположности, и даже несовместимости веры и разума. Вера, с его точки зрения, - это особая, наиболее полная, высшая плоскость бытия человека, коренной поворот к новой жизни, в которой не действуют законы человеческого общежития, авторитет, разумные доводы. Bepa есть готовность вырваться из круга всех тех идей, в которых живет человек. Истинно верующим является только тот человек, кто почувствовал, что все ограничительные законы или устои, все опоры, на которых держался человек, разбиты, раздроблены, уничтожены, исчезли, что все светочи погасли, все указания исчезли. “Вне наших общих принципов, помимо нашего осознающего разума,протекают наиболее замечательные и значительные события нашего существования. Можно сильнее сказать - при всякой попытке нашего разума проверить своими критериями действительность таких переживаний, наши сами переживания мгновенно превращаются в ничто, словно бы их никогда не было. Здесь нельзя проверить, нельзя фиксировать... От всякой попытки прикоснуться щупальцами разума к вере - вера гибнет. Она может жить лишь в атмосфере безумия. Она не делится своей властью ни с кем, и вопрос ставится именно так: либо разум, либо вepa” - пишет в своей знаменитой книге Л. Шестов “Только верою”. (Шестов Л. - Sola fidei. - Только верою. С. 259, 270).

В своих богословских изысканиях Л. Шестов, по сути дела, переходит на позиции ортодоксального протестантизма. Bepa, по его мнению, дается не тому, кто ее искал, не тому, кто ее добивался, а тому, кого Бог избрал, прежде чем он хоть чем-то проявил себя. Тот, кто рассчитывает на свою мудрость, на свою справедливость, на свои силы, тот никогда не спасется. Тот, кто рассчитывает на свои заслуги, на свои дела, тот этим самым заявляет о своем неверии. Стремясь убедить отказаться от рациональных основ религиозной веры, Л. Шестов договаривается до того, что малейшие усилия человека, его опору на свои собственные силы называет вероотступничеством. Чем больше хлопочет человек, чем больше напрягается, чтобы отличиться, не в пример другим, своими делами, своим подвигом проложить себе путь в царство небесное, тем больше он уходит от Бога, утверждает Шестов. Следуя этой логике, русский религиозный мыслитель замахивается даже на один из самых сильных элементов в христианской системе религиозной жизни - культ святых. Святые для него, - это люди, которых обуяла гордыня, т. е. уверенность в себе, уверенность в том, что они знают, куда идти и как идти, что рассчитывают на свой разум и свое искусство вырваться из тех тесных пределов, в которые заключено смертное существо - человек. “Святые надеются строгим воздержанием и самобичеванием и иными подвигами заслужить спасение. У них нет веры в Бога, у них вера в свои силы” (Шестов Л. Sola fidei. Только верою, С. 269). Но если человек не может своими усилиями достичь спасения, заключает Л. Шестов, то у него остается единственное средство - уповать на милость Бога. И когда человек окончательно отчается в себе, когда у него опускаются руки, когда он ничего не видит перед собой, кроме тьмы и ужаса, тогда ему приходит на помощь Бог. “Верить - значит покинуть надежды на свои силы, свой разум, свое искусство, броситься с закрытыми глазами туда, где по нашему разумению быть ничего не может, ибо там весь порядок, весь строй не имеет ничего общего и с тем порядком, который мы привыкли ценить в своей жизни как высшее благо”. (Шестов Л. Sola fidei. - Только верою. С. 238).

Антиинтеллектуалистские установки нацелены на то, чтобы ликвидировать такого неудобного посредника, каким является для религии человеческий разум и связанные c ним рациональные основания принятия религиозных убеждений: последовательную аргументацию, логическую непротиворечивость и т.д. Поэтому одна из ведущих тем в работах религиозных антиинтеллектуалистов - это тема ограниченности, ущербности разума, его неспособности отразить многообразие бытия, таинственную часть человеческой жизни. Дискурсивное мышление, утверждает Л. Шестов, существует только для того, чтобы человек имел иллюзию совершенного знания. Ha самом же деле отвлеченные понятия разума не только не дают знания о действительности, но, наоборот, от действительности уводят. Действительность иррациональна, абсолютно непознаваема. И метод, и логика, и разум, по его мнению, все это средства, скрывающие от нас действительность. Чтобы познать истину, нужна способность избавиться от метода, от всякого контроля, налагаемого нa нac логикой, нужен прорыв, восхищение. Та истина, которая постигается через причастность к божественному, никаким образом, по самому своему существу, не может поддаться логической обработке, т. е. принять форму общеобязательных, исключающих себя, противоположных суждений. Проще говоря, мистическая интуиция.

С мнением Л. Шестова о коренной ущербности рационального познания и существовании особой, внелогической способности постижения человеческого бытия солидаризируется видный православный философ С. Н. Булгаков (1871- 1944 гг.). Логическое мышление, по его словам, соответствует лишь теперешнему, греховному человеку, оно есть болезнь, порождение несовершенства. Безгрешному человеку свойственно метологическое мышление, своего рода ясновидение и поэтому высшая религиозная задача для человечества - подняться над умом, стать выше ума. Этим двум противоположным типам освоения реальности соответствуют, c точки зрения антиинтеллектуалистов, и две противоположные теоретические формы выражения - рационализм и христиaнскaя философии. Рационализм, т. е. философия понятия и рассудка, философия вещей и безжизненной нeпoдвижнocти, по характеристике православного богослова П. Флоренского (1882-1943 гг.), всецело связан с законом тождества - это философия плотская. Напротив, христианская философия, т. е. философия идеи и разума, философия личности и творческого подвига, опирается, следовательно, на возможность преодоления закона тождества - это философия духовности”. (Флоренский П. А. Cтолп и утверждение истины. М., 1914. С. 80).

Такая оценка двух типов постижения бытия и предопределила основное направление в критике рационализма. Преимущественным объектом атак антиинтеллектуалистов стал закон тождества, на который опирается рациональное мышление человека, вся клаcсичеcкая логика, Антиинтеллектуалисты утверждают, что закон тождества не только бесполезен для проникновения в тайны бытия, но является на этом пути непреодолимым препятствием. Под углом зрения закона тождества все бытие, желая утверждать себя, на деле только уничтожает себя, превращаясь в совокупность таких элементов, из которых каждый есть центр отри­цаний и притом, только отрицаний. Таким образом, все бытие является согласным отрицанием, одним великим “HE”. Закон тождества, по мнению П. Флоренского, действуют не просто как разрушительнал сила, убивает творческое начало в человеке, превращает личность в вещь. А потому победа над этим законом - одно из главнейших условий возрождения духовного измерения человека, становления личности.

Одна из главных пpeтeнзий, предъявленных П. Флоренским к закону тождества, заключается в том, что этот закон, по его мнению, утверждает самотождественность “Я” и, следовательно, самодостаточность “Я”. А это, в свою очередь, считает православный богослов, порождает эгоизм и атеизм. Поставив в тесную, однозначную зависимость рациональное познание, основанное на законе тождества, нравственную и мировоззренческую позицию, П. Флоренский делает вывод, что отказ от эгоизма и атеизма предполагает отказ от закона тождества. Осуществить этот отказ, значит принять иную, более высокую логику отношения к действительности - “логику” вручения своей судьбы в руки Бога. “Трояким подвигом веры, надежды и любви, - пишет он, - преодолевается конечность закона тождества. Я перестаю быть Я, моя мысль перестает быть моей мыслью, непостижимым актом, отказываясь от самоутверждения Я-Я... Как раньше греховная самосуть ставила себя на место Бога, так теперь c помощью божией я ставлю на место себя Бога” (Флоренский П. А. Столп и утверждение истины. С. 68). Заметную роль в обоснова­нии методологии религиозного антиинтeллeктуaлизмa православными богословами С. Булгаковым и П. Флоренским играет принцип антиномизма. С помощью этого принципа они пытаются оправдать, сделать состоятельным неприемлемое, с точки зрения здравого человеческого рассудка, содержание христианского вероучения и, прежде всего, догмат о Божественной Троице. П. Флоренский объявляет этот догмат исходным принципом всей христианской философии. Именно благодаря этому догмату христианство дало видение мира, новый масштаб оценки всего бытия, в том числе и норм человеческого мышления, Догмат о триединстве Бога, согласно Флоренскому, отменяет основной закон логики - закон тождества и утверждает противоречие в качестве главного принципа мышления. Бог единый, в трех лицах, по его убеждению, это воплощенное противоречие. Единосущность лиц Божественной Троицы указывает как на реальное их единство, так и на менее реальное их различие.

Как известно, антиномии - это противоречия между двумя суждениями, умо­заключениями, законами, одинаково обоснованными и логически доказываемыми. Наиболее полно принцип антиномии разработал И. Кант в своей знаменитой “Критике чистого разума”. Антиномии, с точки зрения Канта, обнаруживаются тогда, когда разум пытается выйти за пределы чувственного опыта и познать в принципе непознаваемую “вещь в себе”. Православные богословы С. Булгаков и П. Флоренс­кий приспособили и кантовскую методологию для обоснования положения о неспособности человека рациональным путем постичь трансцендентное начало, конечные тайны бытия. Человек, по их мнению, осужден на постоянную ситуацию антиномизма. Антиномизм “обнаруживает недостаточность сил человеческого разума, который на известной точке принуждения останавливается, ибо приходит к обрыву и пропасти, а вместе с тем не может не идти до этой точки” (Булгаков С.Н. Свет невечерний. С. 39).

Невозможность назвать природу Бога, существование божественной тайны - это один из главных принципов всего христианского иррационализма, Специфика подхода к решению этой проблемы православными богословами, с позиций антино­мизма, состоит не в том, что этот принцип лишь внешне связан с утверждением для чeлoвeчecкoгo ума трансцендентной реальности. Главная же цель всех этих рассуждений доказать, что эта неспособность не просто выражение слабости и ограниченности чeлoвeческого ума, но его принципиальной ущербности, греховнос­ти. Эта противоборственность конечности и бесконечности в греховном разуме или рассудке, есть выражение глубочайшего противоречия коренных норм самого разума в его современном падшем состоянии”. (Булгаков С. Н. Свет невечерний. С. 98). Однако, православные антиинтеллектуалисты не могут остановиться на констатации этой мысли. Греховному, ограниченному логическому мышлению противопоставляется особая духовная способность видения мира. Эта способность имеет различные обозначения - вера, любовь, религиозный опыт и т.д.

Религиозный опыт, вepa, с точки зрения антиинтеллектуалистов, - это не познание в строгом значении этого слова, а непосредственно связь человека с Богом, внутреннее чувство, возникающее из потребности в трансцендентном. Такой взгляд на веру, по их мнению, не позволяет спуститься до трактовки ее как системы идей или институциональных форм выражения, а, напротив, дает возможность рассматривать как живую, постоянно обновляющуяся связь с Иисусом Христом. При помощи религиозного опыта как единственной формы проникновения человека к конечным тайнам бытия религиозные антиинтеллектуалисты стремятся оградить вероучение от критической мысли с позиций данных научного познания. Религиозный опыт, по утверждению С. Франка (1877-1950 гг.), “содержит сознание абсолютного могущества божественной святыни, несмотря на ее эмпирически ограниченную силу. Опыт о верховенстве, всемогуществе святыни является настолько непосредственным, настолько самоочевидным нашему сердцу, что - поскольку мы его вообще имеем - он не может быть поколеблен никакими “фактами”, никакими истинами эмпирического порядка” (Франк С. Свет во тьме. С. 86). В конечном счете, религиозный антиинтеллектуализм приходит к откровенному мистицизму. Религиозный опыт получает истолкование как непосредственное слияние человеческой души с Богом, переход человеческих переживаний, чувств в запредельное, трансцендентное измерение.

 


Дата добавления: 2020-04-25; просмотров: 208; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!