Абсолют, выступающий в роли слуги



Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Прабхупада

 

Об авторе

 

Величайший святой, пионер сознания Кришны, фактически реформировавший и структурировавший движение санкиртаны Шри Чайтаньи Махапрабху. Шрила Сарасвати Тхакур возродил духовное наследие, оставшееся после Шрилы Бхактивиноды Тхакура. Он написал комментарии к важнейшим вайшнавским писаниям, которые легли в основу практики всей сампрадаи. Они отразились впоследствии в трудах его ученика Бхактиведанты Свами Прабхупады, представивших вайшнавизм западным людям. Он также явил институт триданда-санньясы, систему матхов, храмовых центров, где проповедуют и практикуют сознание Кришны. Своим непревзойдённым проповедническим даром и глубочайшим духовным интеллектом Шрила Сарасвати Тхакур привлёк лучшие умы Индии, вдохновив тысячи молодых людей посвятить свою жизнь его Миссии.

Он положил начало мировому распространению сознания Кришны, повелев своим ученикам проповедовать на западе. Одним из них был Бхактиведанта Свами Прабхупада, приехавший в середине шестидесятых годов в Америку. Именно по его милости этот журнал выходит в свет на русском языке. Сам Шрила Сарасвати Тхакур фактически выполнил свою миссию, объявив «войну майе» и всем «измам» этого мира, включая религиозные, явив ему полноразвитый теизм Шри Чайтаньи Махапрабху, основанный на чистом преданном служении гуру и Кришне.

Поиск Бога предполагает наличие духовного поводыря, вполне определенной личности гуру. Если существуют различия между Богом и человеком, значит, должно быть средство, с помощью которого можно видеть эти различия. Этим средством является гуру. Так мы подходим к необходимости ввести третий персонаж во взаимоотношения между Богом и человеком.

В пользу необходимости гуру существует и другой довод. Он связан с самой природой поклонения или подчинения низшего высшему. Если Бог и человек не одно и то же, между ними существуют отношения, они так или иначе соотносятся друг с другом. Отсюда следует идея божественной власти (шакти), с помощью которой абсолютное господствующее начало (Бог), повелевает подчиненным началом (человеком).

Подчиненность — обратная сторона власти. Но между подчиненным и господином существует непреодолимая качественная пропасть. Другими словами, между ними нет ничего общего, поэтому, чтобы они вступили во взаимоотношения, необходимо связующее начало. Чтобы бесконечность связать с нулем, нужна промежуточная величина, которая связана с ними обоими. Такой величиной является гуру, который выступает в роли повелителя по отношению к человеку и подчиненного по отношению к Богу. Гуру обеспечивает как духовные, так и формальные отношения между верховным повелителем и его многочисленными подчиненными.

В качестве абсолютного слуги гуру служит источником для всех подчиненных существ. Он источник жизни для человека и всех одушевленных существ. Благодаря гуру и через него душа имеет возможность служить Богу. Выступая в роли повелителя, гуру позволяет или не позволяет человеку служить Богу. Самому же гуру всегда позволено служить Богу.

Эти обстоятельства необходимо помнить для того, чтобы обрести просветление верой и стать смиренным. Только в таком состоянии можно увидеть в гуру божественное начало.

 

Две Стороны Гуру

 

Теперь обратимся к Самой Реальности. Гуру являет собой две ипостаси — Шри Радхику и Шри Баладеву, которые по-разному служат Шри Кришне. Шри Баладева занимает подчинённое положение перед Шримати Радхарани. Будучи господствующим началом, Он не властен над Шри Радхикой. В сферу Его власти входят живые существа, которых в целом называют дживы. Он — абсолютный повелитель джив. Мироздание делится на две области: низшую часть абсолютного мира (Вайкунтху) и её отражение — материальный мир.

Шри Баладеве напрямую поклоняются обитатели Вайкунтхи. Он также косвенно господствует над жителями материального мира. Творение же и управление материальным, объективным миром возложено на отдельных существ, обладающих божественными качествами. И поскольку Сам Шри Баладева порождает их, они называются пурушами, Его совершенными частями. Пуруши также напрямую не связаны с материальным миром, хотя создают и временно поддерживают его. Творец материального мира, как и его хранитель, непосредственно не взаимодействуют со своим творением.

 


Дата добавления: 2020-04-25; просмотров: 118; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!