Никогда Не Будь Непочтительным к Гуру



 

«Не пытайся стать гуру, чтобы наставлять других из злости. Не принимай ремесло гуру чтобы погрузиться в пучину этого мира. Однако если ты Мой простодушный слуга, то ты будешь наделен всем могуществом; ничего не бойся». У меня нет страха, ибо мой гурудев услышал это от своего гуру. И по этой причине он принял даже такого закоренелого грешника как я, сказав мне: «По Моему приказу стань гуру и спаси эту землю!» Лишь те, кто никогда не слышали эти слова Гаурасундара, могут сказать: «Как странно! Слушать хвалу в собственный адрес!» Когда гуру объясняет своему ученику одиннадцатую песнь Бхагаватам, то в их понимании это великий грех! Что тогда Ачарйа делает, когда объясняет шлоку: ачарйам мам виджанийам, «Никогда не будь непочтительным к ачарйе. И не думай, что ачарйа равен тебе в каком-то отношении».

 

Гуру Благ как Бог

 

В этих словах Самого Шри Кришны заключено великое благо души, дживы. Ведь если гуру оставит своё место — место ачарйи — то тогда как эти слова будут объяснены. Эту роль ему передал его гурудев. Если он проигнорирует эти обязанности, то будет обречён на погибель за оскорбление святого имени в форме непочтения к гуру. Он будет исполнять свой долг даже несмотря на то, что внешне это выглядит проявлением эгоизма и самодовольства. Когда гуру передает мантру ученику, разве не должен он сказать, что этой гуру-гаятри-мантрой поклоняются своему гуру? Должен ли он вместо этого сказать: «Дай гуру несколько ударов ботинком или хлыстом?» Гуру никогда нельзя порицать. В личности гуру проявлены все божества. Должен ли гурудев умалчивать об этом перед своим учеником во время чтения Бхагаватам? «Лишь для того, кто обладает простодушной преданностью Богу, подобно той трансцендентной преданности, что питал Сам Кришна к Своему Гурудеву, открываются все святые истины». Разве гурудев не должен говорить такие вещи своим ученикам?

«Гуру-пуджа, поклонение гуру, должно предшествовать всему другому. Гуру нужно служить как Самому Кришне. Поклонение гуру всегда занимает особенное положение». Разве гуру оставит своё место, не желая говорить такие вещи своим ученикам? В освобождённом состоянии не видно никаких противоречий, однако обычные глупые люди далеко не всегда способны понять эту простую истину.

 

Бог как Слуга

 

В неком смысле гуру подобен руке, протянутой к телу Бога; того Бога, который вездесущ, всезнающ и всеблажен (сат-чит-ананда-виграха). Своею собственной рукой Бог массирует Свои стопы. В этом случае Бог служит Сам Себе. Бог приходит лично как гурудев чтобы научить служить Себе. Наш гурудев также часть тела Бога. Есть Бог, которому служат, и есть Бог, который служит. Мукунда это Бог, которому служат. А гурудев это возлюбленный Мукунды, который Ему служит. У Господа нет более дорогого возлюбленного, чем наш гурудев. Он тот, кого Господь любит больше всех.

 

Наставления Уму

Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур Прабхупада

 

Наш гурудев сказал: «О мой ум, тебе нет необходимости совершать то, что предписано как религия или запрещено Ведами как безбожие. Попав в этот мир, умножай безмерно желание служить Шри Радха-Кришне во Врадже и непрерывно памятуй о дорогом сыне Шри Шачи, Шри Гаурасундаре, зная, что Он неотличен от сына Нанды, Кришны, и помни о гуру, как о самом дорогом возлюбленном Кришны. В Навадвипа-Ваикунтха-Шветадвипа-Вриндаване никогда не скупись на почтение жителям Навадвипы и Враджа, ибо они служат Гаура- Кришне. Не осуждай ни вайшнавов, ни брахманов.»

Например, если мы садимся есть, но из благовоспитанности берем недостаточно пищи, то не сможем насытится; или если мы обманываем кузнеца в плавке стали, то есть если мы так и не поняли как делать сплав материалов и ощущаем стыд, боясь признаться учителю в своем незнании, то не будем успешны. Подобно этому, если мы желаем служить Богу, но скупимся выказывать почтение Его Близкому, то никогда не будем удовлетворены.

Лицемерные сектанты из псевдо-вайшнавских сект, внутренне лелеющие желание мирской славы, а также многие другие могут подумать: «Какое бесстыдство — занимать положение гуру и слушать хвалебные речи своих учеников». Однако любой вайшнав относится к другому вайшнаву как к объекту преклонения. Если я исполняю свой долг перед гуру и проповедую, и кто-то крикнет мне «Джайа!», то в этом не будет и толики двуличия. Наш гурудева не учил такой неискренности. Махапрабху не учил такому лицемерию. Воля Кришны проявляется через гурудева. Я буду повиноваться этому, несмотря ни на что. Я не буду выказывать непочтение гуру из-за настойчивых требований каких-то глупцов или злонамеренных сектантов. Особенно когда Шри Гурудев наставил меня словами: «По моему приказу стань гуру и спаси эту землю».

 

Полностью Довериться

 

Если я не послушен закону, который пришел ко мне через цепь преемственности наставников, то оскорбление, состоящее в неисполнении наказа гуру, отделит меня от лотосных стоп Шри Гурудева. Но если для того, чтобы исполнить наказ гуру, я должен быть самонадеянным, жестоким, испытывать вечные муки, то я добровольно отдам себя на эти вечные страдания и даже подпишу договор для пущего эффекта. Я не буду слушать других злых и завистливых людей, призывающих меня ослушаться гуру. Я готов пожертвовать собой с неустрашимой отвагой и убежденностью, полностью полагаясь на силу лотосных стоп Шри Гурудева. Я признаюсь в таком высокомерии. Если распылить крупинки пыльцы лотосных стоп моего наставника, то десятки миллионов людей, таких как я, смогут спастись. Нет такого учения в этом мире, нет такого звука во всех четырнадцати мирах, который можно было бы соизмерить с одной единственной пылинкой лотосных стоп моего гурудева. Гурудев, которому я полностью доверился, никогда меня не обидит. Но я никогда не буду слушать слова того, кто хочет причинить мне вред и никогда не приму такую злую личность своим наставником.

В присутствии Шри Чайтаньядева Шри Сварупа Дамодара сказал: «О, Шри Чайтанья, океан милости! Проявление Твоего сострадания легко выдувает из сердца пыль в форме умственной обеспокоенности и сердце очень быстро очищается от всей грязи. Затем в очищенном сердце происходит радостное рождение высочайшей преданности Шри Кришне. Противоречивые толкования шастр (писаний) побуждают ум на полностью противоположные умозаключения, которые приводят лишь к постоянным разногласиям. Лишь благодаря обретению Твоей милости сердце опьяняется эликсиром преданности Богу, тогда как споры на основе различий в понимании шастр выводят из душевного равновесия. Твоя милость побуждает на неустанную преданность, другими словами, она направляет все души-дживы на поиск лишь Кришны, приводя их к вершине истинной гармонии и красоты. О, безграничная доброта, Шри Чайтанья, когда же Твоя всеблагая милость прольется на меня».

Когда Шри Сварупа Дамодара говорил эти слова Шри Чайтаньядеву, Господь не хотел их слушать. Однако, чтобы научить смирению глупцов, Он повел Себя необычно, заметив: «Не стоит такими словами обращаться ко Мне», но Он сказал так не с целью научить лицемерию. Только в невежественном сердце могут возникнуть сомнения. Я понял от моего гурудева, что «я так же ничтожен, как навозная мошка». Однако, когда наш гурудев, по указу своего гуру, по наказу Махапрабху, ведет себя вышеупомянутым образом, может ли кто-то упрекнуть его.

 

Слуга Слуги Бога

 

Лишь когда благодаря нам слушают хвалу Всевышнего Господа, и она влияет на наши сердца, то так мы можем почувствовать свою полную никчемность. Глубина смирения и покорности Вайшнавов учит нас тому, что просто невозможно приблизиться к Богу или Его преданным без подобного смиренного предания. Если мы высокомерны, то, несомненно, будем лишены служения Богу и Его преданным. «Есть люди, которые поклоняются Богу, но не поклоняются Его преданным. Воистину, они высокомерны, и их поклонение Богу ничего не стоит». Если говорить по сути, то поклонение Богу и Его преданным находится на одном уровне. Если та преданность, с которой мы поклоняемся Богу, не пробуждается в нашем сердце по отношению к стопам Его преданных, то в нас нет никакой ценности и мы живем напрасно.

Все преданные наставляют нас в высочайшем служении Кришне. Мы должны быть всегда готовы вымести из наших сердец жесткой метёлкой порочное желание стать преданным Бога лишь чтобы быть почитаемым больше других. Кришна будет милостив к нам и однажды мы будем благословлены благодатным даром преданности Его Божественным Лотосным Стопам и освободимся от подобных злых желаний, от поиска выгоды или почета других. Человек, который свободен от всех таких пороков, будет наделен способностью служить Богу. Безнравственных мужчин и женщин, шудр и всех остальных могут осуждать и презирать в глазах мира за их злодеяния. Но даже такие люди смогут достичь вечного блага, если обратят свое внимание на образ жизни преданных Бога, которые почитают всех и не желают почтения к себе, и изменятся благодаря их примеру и учению. Давайте же завершим эту речь уже процитированными словами: «Есть люди, которые поклоняются Богу, но не поклоняются Его преданным. Воистину, они высокомерные грешники. Их поклонение Богу ничего не стоит».

 

 

***

 

 

Ш ́ ри ̄ ла Бхакт исиддха ̄ нта Сарасвати ̄ Т ̣ ха ̄ кур

Ваиш̣ н ̣ ава ке ?

«Кто подлинный вайшнав?»

 

душ̣ т ̣ а м ана! туми кисера ваиш̣ н ̣ ава ?

пратиш̣ т ̣ ха ̄ ра торе , нирджанера гхоре ,

тава ‘харина ̄ ма’ кевала ‘каитава’

 

(1) Порочный ум! Ты возомнил себя вайшнавом? Ты притворно воспеваешь Святое Имя Господа Хари в уединении только для того, чтобы снискать ложный мирской престиж, — это сущее лицемерие.

 

джад̣ ера пратиш ̣ т ̣ ха ̄ , ш ́ ӯ карер биш ̣ т ̣ ха ̄ ,

джа ̄ но на ̄ ки та ̄ ха ̄ ма ̄ йа ̄ р ваибхава

канака ка ̄ мини ̄ , диваса - джа ̄ мини ̄ ,

бха ̄ вийа ̄ ки ка ̄ джа , анитйа се саба

 

(2) Эта мирская слава так же отвратительна, как свиной кал! Разве ты не знаешь, что это всего лишь покров иллюзии, накинутый силой Майи? Какой толк постоянно строить планы, как лучше насладиться богатством и женщинами? Все это недолговечно.

 

тома ̄ ра канака , бхогера джанака ,

канакера два ̄ ре севахо ма ̄ дхава

ка ̄ мини ̄ р ка ̄ ма , нахе тава дха ̄ ма ,

та ̄ ха ̄ р — ма ̄ лика кевала джа ̄ дава

 

(3) Ты заявляешь свои права на богатство — потому твои желания мирских наслаждений бесконечно возрастают. Ты должен использовать все свои способности в служении Мадхаве, Владыке всех богатств! Неужели ты будешь потворствовать своему вожделению к женщинам, тогда как все они принадлежат единственному владельцу — Господу Ядаве?

 

пратиш̣ т ̣ ха ̄ ш ́ а ̄ - тару , джад ̣ а - ма ̄ йа ̄ - мару ,

на ̄ пела ра ̄ ван ̣ а джуджхийа ̄ ра ̄ гхава

ваиш̣ н ̣ ави ̄ пратиш ̣ т ̣ ха ̄ , та ̄ те коро ниш ̣ т ̣ ха ̄ ,

та ̄ ха ̄ на ̄ бхаджиле лабхибе раурава

 

(4) Демон Равана (воплощенная похоть) сражался с Господом Рамачандрой (воплощенной любовью), чтобы прославиться. Но оазис обернулся миражом, затерянным в пустыне иллюзорной материальной энергии Господа. Молю, утвердись в решимости достичь уровня вайшнава, стань постоянным и непреклонным. Если ты отвергнешь служение Господу, то, без сомнения, твоя жизнь превратится в ад.

 

хариджана-двеш̣ а , пратистха ̄ ш ́ а ̄ - клеш ́ а ,

коро кено тобе та ̄ ха ̄ ра гаурава

ваиш̣ н ̣ авер па ̄ чхе , пратиш ̣ тха ̄ ш ́а ̄ а ̄ чхе ,

та ̄ ’те кабху нахе анитйа - ваибхава

 

(5) Зачем бессмысленно страдать от расплаты за оскорбления преданных Господа Хари? Попытки занять их возвышенное положение лишь доказывают твое безрассудство. Желание обрести духовное положение легко исполняется, когда мы становимся преданными Господа, ибо вечная слава сама следует по стопам вайшнавов. И эта слава не зависит от временных мирских достижений.

 

се хари-самбандха, ш́ ӯ нйа - ма ̄ йа ̄ - гандха ,

та ̄ ха ̄ кобху ной джад ̣ ер каитава

пратиш̣ т ̣ ха ̄ - чан ̣ д ̣ а ̄ ли ̄ , нирджа ната ̄ - джа ̄ ли ,

убхайе джа ̄ нихо ма ̄ йика раурава

 

(6) Отношения преданного с Господом Хари лишены и следа мирской иллюзии. В них нет ничего общего с материалистичными двуличными отношениями. Так называемый престиж в царстве материи можно сравнить с вероломной, поедающей собак ведьмой, а стремление жить в уединении ради возможности совершать чистый бхаджан — с запутанными тенётами смерти. Пожалуйста, знай, что все, следующие этим путем, живут в аду иллюзии Майи.

 

ки ̄ рттана чха ̄ д ̣ ибо , пратиш ̣ т ̣ ха ̄ ма ̄ гибо ,

ки ка ̄ джа д̣ худ ̣ ийа ̄ та ̄ др ̣ ш ́ а гаурава

ма ̄ дхавендра пури ̄ , бха ̄ ва - гхоре чури ,

на ̄ корило кобху сада ̄ и джа ̄ набо

 

(7) «Я не стану воспевать вместе с вайшнавами имена Господа в киртане, удалюсь в уединенное место и тогда обрету почет». Дорогой ум, что хорошего в этой так называемой славе? Я всегда готов напоминать тебе, что великий Мадхавендра Пури в отличие от тебя никогда не обманывал себя, не допускал, чтобы сокровища его духовного понимания были расхищены.

 

тома ̄ ра пратиш ̣ т ̣ ха ̄ , — ш ́ ӯ карера биш ̣ т ̣ ха ̄ ,

та ̄ р - саха сама кабху на ̄ ма ̄ нава

матсарата ̄ - ваш ́ е , туми джад ̣ а - расе ,

ма’джечхо чха ̄ д ̣ ийа ̄ ки ̄ рттана - сауш ̣ т ̣ ава

 

(8) Твоя дешевая репутация то же, что кал свиньи. Обычный честолюбивый человек, подобный тебе, никогда не сравнится с таким возвышенным преданным, как Мадхавендра Пури. Отказавшись от непревзойденного совершенства — совместного киртана, — ты оказался во власти зависти и потонул в темных водах мирского наслаждения.

 

та ̄ и душ ̣ т ̣ а мана , нирджана бхаджан ,

прачаричхо чхоле куйоги ̄ - ваибхава

прабху сана ̄ тане , пар ама джатане,

ш́ икш ̣ а ̄ дило джа ̄ ха ̄ , чинто сеи саба

 

(9) Мой порочный ум, только псевдо-йоги, обманывающие других, становятся прославленными своим уединением. Чтобы спастись от подобных ловушек, молю, с предельным вниманием размышляй над наставлениями, которые Верховный Господь Шри Чайтанья Махапрабху милостиво даровал нам через Шрилу Санатану Госвами.

 

сеи дут̣ и катха ̄ , бхуло’ на ̄ сарватха ̄ ,

уччаих̣- сваре коро хари - на ̄ ма - рава

пхалгу а ̄ ро джукта , баддха а ̄ ро мукта ,

кабху на бха ̄ вихо , ‘эка ̄ ка ̄ р’ саба

 

(10) Не забывай ни на мгновение о двух самых важных принципах, которым Он учил: во-первых, мнимое отречение противоположно подлинному естественному отречению; и во-вторых, душа, оказавшаяся в рабстве материи, в действительности не имеет ничего общего с освобожденной душой. Никогда не совершай ошибки, полагая, что они находятся на одном уровне. Молю, всегда помни об этом, когда воспеваешь святые имена Господа!

 

канака-ка ̄ мини ̄ , пратиш ̣ т ̣ ха ̄ - ба ̄ гхини ̄ ,

чха ̄ д ̣ ийа ̄ чхе джа ̄ ре , сеи то’ ваиш ̣ н ̣ ава

сеи ана ̄ сакта , сеи ш ́ уд дха-бхакта,

сам ̇ са ̄ ра татха ̄ па ̄ й пара ̄ бхава

 

(11) Вайшнав тот, кто больше не хочет быть жертвой хищной тигрицы мирских богатства, красоты и славы. Такая душа в действительности уже не привязана к мирской жизни и становится чистой преданной Господа. Подобное беспристрастное сознание побеждает материальный мир рождения и смерти.

 

джатха ̄ - джогйа бхога , на ̄ хи татха ̄ рога ,

ана ̄ сакта сеи , ки а ̄ ро кахабо

а ̄ сакти - рохита , самбандха - сохито ,

виш̣ ойа - сам ӯ ха сакали ма ̄ дхава

 

(12) Воистину, тот отречен, кто принимает только необходимое для жизни в преданности. Преданный, действующий подобным образом, не становится жертвой болезни материалистичной одержимости. Так, лишенный корысти и способный видеть все в связи с Господом, он воспринимает объекты чувств как самого Господа Мадхаву.

 

се джукта-ваира ̄ гйа , та ̄ ха ̄ то’ саубха ̄ гйа ,

та ̄ ха ̄ и джад ̣ ете харир ваибхава

ки ̄ рттане джа ̄ ха ̄ р , пратиш ̣ т ̣ ха ̄ - самбха ̄ р ,

та ̄ ха ̄ р сампатти кевала каитава

 

(13) Это подлинное отречение, и тот, кто понимает это, необычайно удачлив. Все, что имеет отношение к такому преданному, — личное духовное богатство Господа Хари, проявленное на материальном плане бытия. Тот же, кто воспевает Имя Господа в надежде обрести репутацию великого йога, рано или поздно понимает, что преуспел только в лицемерии.

 

виш̣ ойа -мумукш̣ у , бхогер бубхукш ̣ у ,

ду’йе тйаджо мана, дуи аваиш̣ н ̣ ава

кр̣ ш ̣ н ̣ ер самбандха , апра ̄ кр ̣ та - скандха ,

кобху на ̄ хе та ̄ ха ̄ джад ̣ ер самбхава

 

(14) Ум, молю, сторонись двух видов людей: тех, кто жаждет безличного освобождения из материального мира, и тех, кто стремится наслаждаться материальными объектами чувств. И те и другие — безбожники. Все, что связано с Господом Кришной, полностью принадлежит трансцендентному царству. Эти предметы не имеют ничего общего с материей, поэтому те, кто стремится к мирским удовольствиям или отречению, не могут ни обладать ими, ни отказаться от них.

 

ма ̄ йа ̄ ва ̄ ди ̄ джана , кр ̣ ш ̣ н ̣ етара мана ,

мукта абхима ̄ не се нинде ваиш ̣ н ̣ ава

ваиш̣ н ̣ авера да ̄ са , тава бхакти - а ̄ ш ́ а ,

кено ва ̄ д ̣ а ̄ кичхо нирджана - а ̄ хава

 

(15) Философ-имперсоналист не признает Кришну объектом преданности, и так, с безосновательной гордостью кичащийся своим воображаемым освобождением, он осмеливается критиковать истинных преданных Господа. Ум, ты — слуга вайшнавов, и должен надеяться обрести преданность. Зачем же ты с тревогой взываешь ко мне, пытаясь доказать превосходство уединения?

 

дже пхалгу-ваира ̄ ги ̄ , кохе нидже тйа ̄ ги ̄ ,

се на ̄ па ̄ ре кобху хоите ваиш ̣ н ̣ ава

хари-пада чха ̄ д ̣ и’ , нирджаната ̄ ба ̄ д ̣ и ,

лабхийа ̄ ки пхол , пхалгу се ваибхава

 

(16) Тот, кто отказывается от вещей, которые могут быть использованы в служении Господу, гордо называет себя отреченным, но такая позиция, к сожалению, никогда не позволит ему стать вайшнавом. Отказ от служения лотосоподобным стопам Господа Хари и жизнь отшельником в уединении — подобной практикой можно стяжать лишь ничтожное богатство самообмана.

 

ра ̄ дха ̄ - да ̄ сйе рохи , чха ̄ д ̣ и бхога - ахи ,

пратиш̣ т ̣ ха ̄ ш ́ а ̄ нахе ки ̄ рттана - гаурава

ра ̄ дха ̄ - нитйа - джана , та ̄ ха ̄ чха ̄ д ̣ и мана ,

кено ва ̄ нирджана - бхаджана - каитава

 

(17) Всегда служи Шри Радхе и держись в стороне от порочной змеи чувственных мирских удовольствий. Слава участника киртана Господа не предназначена для чьей-либо честолюбивой жажды самоутверждения. Ум, почему же тогда ты отказываешься быть вечным слугой Радхи и вместо этого стремишься к уединению, чтобы, предавшись обману, практиковать так называемый бхаджан?

 

браджа-ва ̄ си ̄ - ган ̣ а , прача ̄ рака - дхана ,

пратиш̣ т ̣ ха ̄ - бхикш ̣ ука та ̄ ра ̄ нахе ш ́ ава

пра ̄ н ̣ а а ̄ чхе та ̄ ра , се - хету прача ̄ ра ,

пратиш̣ т ̣ ха ̄ ш ́ а ̄ - хи ̄ на - ‘кр ̣ ш ̣ н ̣ а - га ̄ тха ̄ ’ саба

 

(18) Величайшие из проповедников Господа — вечные обитатели Враджа Драмы — подобны бесценным сокровищам! Они не молят о никчемной мирской репутации, столь желанной для живых мертвецов. Враджа-васи, воистину, полны жизни и проповедуют, чтобы вдохнуть жизнь в ходячие трупы материального мира. Песни, которые враджа-васи поют во славу Господа Кришны, лишены и тени желания славы.

 

ш́ ри ̄ - дайита - да ̄ са , ки ̄ рттанете а ̄ ш ́ а ,

коро уччаих̣- сваре харина ̄ ма рава

ки ̄ рттана - прабха ̄ ве , смаран ̣ а свабха ̄ ве ,

се ка ̄ ле бхаджана - нирджана самбхава

 

(19) Вечное упование этого скромного слуги Радхи и Ее возлюбленного Кришны — киртан, и он молит всех во всеуслышание воспевать имена Господа Хари. Надмирная сила совместного воспевания сама по себе пробуждает память о Господе и Его божественных деяниях в соответствии с духовной индивидуальностью личности. Только тогда становится возможным погрузиться в уединение и предаться сокровенному поклонению Их Светлостям!

 

***

 

 

В защиту Джайва-Дхармы

 

У дживы нет никакого независимого положения рядом с Богом. Между нею и Центром всегда огромное расстояние, где Сварупа-Шакти Господа разворачивает Лилу в Его наслаждение. Поток Лилы никоим образом не зависит от волеизъявления обычного живого существа. Джива не только не в состоянии влиять на ход Лилы, что-либо в ней остановить или начать нечто подобное, она даже не может иметь какого-либо полного представления о происходящем. Невообразимость действительного очевидна. Зависимость дживы непреодолима. Однако джива -- раба Лилы, потому -- чиста и духовна.

В самом факте существования дживы нет ничего порочного. Она изначально чиста и благородна, ибо берет свое начало в идеях Сварупа-Шакти.

В некоторых случаях даже изысканными блюдами, приготовленными мастерской рукой, невозможно поклоняться Вишну и Вайшнавам. Когда явлению таких гастрономических изысков предшествуют мысли о собственном удовлетворении или расчет на любую выгоду, кроме надежды на преданность без всяких условий, то такая пища является скверной, даже если она чиста визуально с бытовой или вегетарианской точки зрения. Такое подношение осквернено породившей его идеей. Все грубое есть происшедшее из тонкого. Если идея коварна, то даже замаскированная в красивые и хорошо пахнущие грубые формы, она не сможет похвастаться своим целомудрием.

А джива -- дух от духа Сварупа-Шакти. Они очень близки и дружны. Они как делают одно дело и устремлены в одном направлении. Однако Сварупа-Шакти абсолютна, джива же -- относительна. Ничтожность дживы не материальна, не унизительна. Джива ничтожна в том смысле, что сама по себе не является Абсолютной Истиной, но она и не фикция. Когда мы говорим, что джива -- раба Лилы, то имеем в виду любовь как рабство, которому рады. Джива -- подчиненный принцип, субпотенция. Она может принять руководство Йогамайи и осуществить свое предназначение, но не иначе, как добровольно. Джива свободна, но лишь в пределах собственной относительности.

Если же живое существо делает выбор в пользу суверенитета в служении Богу, то, учитывая волю дживы и ничуть не ущемляя ее свободу, Йогамайа предстает перед ней в своем аспекте, который не осуществляет водительства в служении. Джива остается один на один со своим выбором. Что ожидает ее, так это полное забвение о Боге, ибо Йогамайа больше не указывает ей на Шри Бхагавана. Отныне Нитйа-Лила скрыта от дживы, ибо последняя избрала участь начать собственную. Так живое существо получает возможность проявлять абсолютную инициативу, а не быть ведомым. Вот только джива ничем абсолютным не обладает, и ее неспособность к самостоятельности берет над ней верх.

Потеря сознания Бога обрекает живое существо на полную дезориентацию. Джива неизбежно облекается в слепое самомнение (аханкара) и ложное представление о сущем (моха). Отныне и во веки вечные она будет угнетаема сильной нуждой в самоутверждении (пратиштха), отныне и навсегда она будет больна уверенностью, что такое утверждение себя возможно, и более того -- является ее (дживы) высочайшим предназначением.

Не в состоянии изменить своей служебной природе, джива озабочена поклонением самой себе. Являя в этом деле невообразимые творческие способности (наследуемые, конечно же, из бесконечного арсенала Сварупа-Шакти), джива старается установить торжество единственно имеющейся у нее гипотезы собственного наличия: "Человек -- высшее проявление материальной природы". Джива вынуждена бороться за собственную верховность (хотя она даже и не подозревает -- с кем). Постоянное состояние осуществления неосуществимого вводит живую сущность в депрессию страха перед будущим, сожаления о прошлом и уныния в настоящем. То, что джива считает своими естественными правами и потребностями, -- не более, чем плод воспаленного ума. Ее вера в то, каково "я" и каково "мое", не имеет никакого основания в Реальности. Реальность же осуществляет Свои высокодуховные планы, и джива об этом даже не догадывается. И это понятно, ибо откровение Реальности отвергнуто с самого начала:

прапйапи дурллабхатарам манушйам вибудхепситам  |

йайр ашрито на говиндас тайр атма ванчиташ чирам ||1

Брахма-вайвартта

Поэтому Шаранагати -- самопредание -- есть сама основа естественной добродетели души, а гоптритве варанам -- обретение водительства и защиты свыше -- сама суть Шаранагати. В различных ситуациях гоптритве варанам проявляет себя как принятие благоприятного (анукулйасйа санкалпах), отвержение неблагоприятного (пратикулйа-виварджджанам), как твердая вера в защиту Господа (ракшишйатити-вишвасах), как подношение себя и моего во славу Господа (атма-никшепах) и как смирение (карпанйам). По этим проявлениям мы можем судить, насколько Высшее руководство принято дживой. Такое руководство возможно лишь в особой проводящей среде, создаваемой Шраддхой (верой). Вера -- вечная спутница дживы. Джива существует веруя. Джива невозможна без веры, хотя бы уже потому, что в любом положении живое существо имеет дело с превосходящими его представления силами:

саттванурупа сарввасйа шраддха бхавати бхарата  |

шраддха-майо'йам пурушо йо йач чхраддхах са эва сах  ||

Гита 17.3

Нет джив, лишенных веры, это невозможно. Где вера, там и джива. Положение души определяется положением тех, от кого она считает себя зависимой.

В любом случае вера имеет под собой какую-то основу. Люди, верующие истинно, живут Верой, имеющей основой СЛОВО, изошедшее из уст Тех, кто правит в вечных сферах бытия. Они сделали выбор верить СЛОВУ, исходящему из уст Верховного Господа и всех тех, кто уполномочены Им. Они сделали этот выбор -- жить верой -- и никакие спецэффекты под общим названием "опыт" не в состоянии сбить их с верного пути. Их вера -- по ту сторону эфемерных представлений о том, что такое "я" и что такое "мое". Никакие силы природы не в состоянии сокрушить их веру, их вера не имеет претензий на что-либо в этом мире. Они знают, что опыт вторичен, что по мере изменения нашего сознания меняет свой облик и то, что мы видим.

То, что называют словом "опыт" и обычно противопоставляют слову "вера", есть не что иное, как слепое наскакивание ложно устремленного эго на установленный миропорядок. Неудивительно, что в мире царит отрицательный опыт, и превентивные меры -- в повестке каждого дня. Охрана, оборона, самооборона, анти-террор, антисемитизм, антисептик, анти-СПИД, противозачатие, противоугон, контрразведка и прочее -- с чего бы это? А с того все это, что не по Сеньке шапка. "Как же так?! -- выносит свое суждение из опыта человек, лишенный суждения иного происхождения, -- Это же наша планета! Это же наша жизнь! Кто здесь еще более активен и сознателен, чем человек? Мы -- единственная контролирующая сила и т.п." Человек как бы требует свое, законное, подобающее его положению, а в итоге? Куда бы он ни бросил свой взгляд, все заряжено агрессией и противостоянием. Силы природы, собственные психика и тело, сообщества людей, зверей и насекомых, окружающая среда и сочетание звезд -- во всем заложена потенция страдания; отовсюду грозит опасность, и грозит в любой момент.

Конечно, опасности для самой дживы нет никакой. Живое существо не страдает в материальном мире и не наслаждается. А вот то, что действительно страдает, так это его представление о самом себе, кто такой "я" и каково оно, "мое". Те, кто обладают истинной верой, никогда не видят какой-либо дисгармонии между опытом и Словом Божьим. Их мнение о себе такое же, как и мнение Бога о них, и какой-либо конфликт между опытом и верой становится невозможным. То, что они видят в своей жизни и жизни других, лишь иллюстрирует слова Священных Писаний. Но без руководства Писаний и Тех, Кто стоит за ними, иметь правильное представление о том, что происходит вокруг -- невозможно.

Состояние дживы примерно такое же, как и состояние душевнобольного, мнящего себя -- для примера -- Майклом Джексоном. Такой больной весьма обижен на главврача за то, что тот не просит у него автограф. И когда лже-Джексон, желая, безусловно. всяческого блага, пытается сам расписать халат главврача или его машину, то некорректное поведение санитаров затопит его ум искренним негодованием. Врач -- нормальный человек и не обязан потакать галлюцинациям психов. Он ищет пути, чтобы напомнить больному о его нормальной жизни, о том, кто он на самом деле, о его родных, о его профессии, привычках, о его месте в реальной жизни, где уже не будет санитаров, которые, косясь, ожидают от него малейшей ошибки, чтобы бросить в изолятор. Врач мечтает о том, что когда-нибудь, быть может, после долгих курсов всяких терапий и еще чего-то подобного, пациент начнет его слушать, слушать, слушать, и -- верить, верить, верить. И когда врач увидит в нем хотя бы проблески психического здоровья, только тогда они смогут обнять друг друга. И только тогда все эти неестественные страдания от невозможности примешать дурь к нормальному течению жизни испарятся, как туман при восходе солнца. Иначе -- это мир пыток и перерывов между ними, ибо еще никому не удавалось осуществить теорию ложного эго на практике, подчинить материю себе и остаться ее господином, или, иначе сказать, -- стать Богом. Это факт. Это опыт. Это каждодневный опыт 6 миллиардов человек на этой планете, которым нужен не столько судья, сколько врач.

Когда критическая масса обиды на Все за то, что Им невозможно распоряжаться, переходит все терпимые границы, тогда ложное эго может раздуться от обиды и лопнуть, являя на свет сияющую сущность татастха-шакти. Джива смеясь и рыдая объявляет о своей непричастности ко всему. "Покой и воля! Покой и воля!" -- кричит джива и бросается вниз головой в огонь различных подвигов в надежде никогда-никогда их больше не совершать. Но для того, чтобы получить хоть какое-то представление о своей истинной и счастливой причастности, ей надо склонить свое ухо к устам Сварупа-Шакти (Шри Гурудева). Так свободный ото всех видов иллюзии Шри Шукадева Госвами был благословлен Шримад Бхагаватой, обратив свой слух к устам Шри Вйасадевы.

Опознать голос Сварупа-Шакти, Шри Гуру, Жизни, устремляющей к Богу, среди какафонии этого мира не так уж и сложно, если быть бдительным, т.е. честным. Тот голос, тот звук, который дает ясное понимание того, что есть что, который дает ощущение внутренней свободы от болезненной необходимости в самоутверждении и озаряет для дживы ее вечную перспективу, не может быть голосом смертного мира что_

тасмад гурум прападйета джиджнасух шрейах уттамам  |

шабде паре ча нишнатам брахманй упашам ашрайам  ||

Бха: 11.3.21

В то же время: паричарййа-йашо-лабха-липсух шишйад гурур на хи.2

Когда Иисус Христос говорит, что он есть Путь, Истина и Жизнь, и что никто не приходит к Отцу иначе как через него, то это лишь указывает на незыблемую, непреходящую славу Шри Гуру, Божественного Посредника между дживой и Бхагаваном. Пришествие Шри Чайтанйадева определено как явление Свайам Бхагавана Шри Кришны, показавшего то, как Он Сам служил бы Кришне. В этом смысле Его явление -- скорее откровение о Шри Радхе, Его Изначальной и Единственной Слуге, Высшем Прибежище и Верховном Гуру всех шакти и джив. Поэтому о Махапрабху говорят:

гуру-рупа-харим гаурам радха-ручиручавритам  |

нитйам науми навадвипе нама-кирттана-нарттанайх ||3

Шри Прапанна-дживанамрита 1.3

Когда в ответ на вопрос Шри Санатаны Госвами о том, кто есть я, Шриман Махапрабху определил положение живых существ как спутников и вечных слуг Шри Кришны (джибера 'сварупа' хай кришнера 'нитйа-дас' -- Чч Мадхйа 20.108), то это и есть истинное эго, сообщенное устами Шри Гуру. Всех, кому посчастливится соединить с этими словами свою веру, ждет успех:

самсаре'смин маха-гхоре моха-нидра-самакуле  |

йе харим шаранам йанти те критартха на самшайах ||4

Брихан-Нарадийа

Все, кто отправились этим путем с верой, -- придут:

шри чайтанйа-прабхум ванде бало'пи йад ануграхат  |

тарен нана-мата-граха-вйаптам сиддханта-сагарам ||5

Чч Ади 2.1

Все, даже хромые калеки и перегруженные ослы, устремившие свои шаги навстречу звуку, исходящему из уст Махапрабху, достигли цели:

самудрам дустарам йасйа дайайа сукхам уттарет  |

бхаракрантах кхаро'пй эша там шри чайтанйам ашрайе ||6

Шрила Санатана Госвамипад

Где же те лихие всадники, ускакавшие не той дорогой? Нет ничего удивительного в том, что иногда приходится видеть, как Сознание Кришны пытаются подтасовать под потребности обитателей этого мира, рекламируя Вайшнавизм как некую субкультуру в ряду других культур. Попытки поставить религию на службу человечеству были всегда. И даже время от времени такая крепко замешанная реклама (главное -- знать рецепты и пропорции) бравирует своим проповедническим доходом. Не будьте причастны к этому доходу! Такой доход имеет сутенерскую природу.

Скажем же правду: Сознание Кришны приходит и вторгается в самую глубинную, в самую сокровенную сферу жизни всего живого -- в сферу веры (шраддха-майо'йам пурушо йо йач чхраддхах са эва сах). Эта вечная религия приходит и вторгается, как оккупант, прямо в президентский дворец, а не рассылает взятки продажным чиновникам в надежде на признание со стороны иноземных держав. Это революция, переворот, а не "смиренные" мечтания о паре-тройке мест в узурпаторском правительстве наших сердец.

Когда к человеку приходит вера в истины высшего порядка, то волкодав материального опыта, всю жизнь державший своего хозяина за глотку, на глазах превращается в замордованную шавку, шарахающуюся по сторонам, случись чего тявкнуть. В присутствии такой веры низший опыт не сможет существовать, не воспев славу; он будет вынужден покончить с собой. Сознание Кришны рассчитывает лишь на такое вторжение, и не на какие компромиссы нет шансов.

тринад апи суничена тарор апи сахишнуна  |

аманина манадена кирттанийах сада харих  ||

на дханам на джанам на сундарим

кавитам ва джагад-иша камайе  |

мама джанмани джанманишваре

бхаватад бхактир ахайтуки твайи  ||

Такая перемена, такой переворот! Все остальные якобы ценности рухнут. Такова культура Сознания Кришны. Те, кто придут на такой призыв Махапрабху -- уже востребованы из этого мира. Истинные религии и их святые приходят не просто для того, чтобы накормить нищих или избавить мир от наркомании, и даже не для того, чтобы возвести храмы до небес. Они приходят, чтобы уничтожить препятствия между мной и моим вечным благом. В этом мире им не о чем больше беспокоиться. Это мир должен беспокоиться о них. С любовью. Такова Джайва-Дхарма, вечное призвание души.

 

Примечания

 

1 Те, кто, получив человеческое тело, желанное даже для деват, самых могущественных обитателей этого мира, не вручили себя Говинде, навеки остались обманывать самих себя.

2 Ожидающий от учеников служения, почета, денег -- никогда не Гуру (слова Вишну-смрити, приводятся в Шри Хари-Бхакти-виласе 1.35).

3 Вечно склоняюсь перед Шри Хари, Который в Навадвипе есть Гуру и Гаура -- скрытый желанием и сиянием Радхи, поет и тацует Имя.

4 Из тех, кого во тьме самсары одолевают призраки и сон, принявшие прибежище у лотосных Стоп Хари, достигли всего, и в этом нет сомнений.

5 Поклоняюсь Шри Чайтанйе Прабху, по милости Которого даже глупый может с легкостью пересечь океан сиддханты, кишаший прожорливыми аллигаторами всевозможных учений.

6 Даже этот изнуренный бременем осел принял своим прибежищем святые Стопы Шри Чайтанйи, по милости Которого нескончаемый океан мирского существования счастливо оказывается далеко позади.

***

 

 


Дата добавления: 2020-04-25; просмотров: 130; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!