ПУТЬ К БЛАЖЕНСТВУ – ДОВЕРИТЕЛЬНОЕ СЛУЖЕНИЕ КРИШНЕ



Эти слова Шрила Прабхупад Бхактисиддханта Сарасвати

Произнес во Вриндаване в дни Картики. 1928 год, пятница, в послеполуденное время.

 

Я не способен предложить свое служение стопам жителей этого Святого Места. И только по милости Шри Гаурасундара, побуждаемый вашей доброй волей, я стою здесь чтобы говорить, единственно ради служения Слугам Шри Гауранги. Только если мы и в самом деле можем служить стопам Преданных Гауранги, кто одним своим милосердным взглядом способны исполнить все наши сокровенные желания, надежды и цели, тогда мы обретем наивысшее благо.

Мы горды собственным эго... Мы с легкостью судим где греховные, а где благочестивые дела, и подумываем при этом, как лучше господствовать над другими полученной властью. Это низменное самовосхваление! Посвятивший себя Гауранге говорит, что все желания побуждающие к деятельности каждый объект этого мира, начиная с обычного столба и заканчивая самым высокопоставленным существом вселенной (Брахмой), все старания ради материальных благ, любое стремление к наслаждению, как, впрочем, и к отречению ради достатка, - лишь вроде-существующее и тленное, то есть переменчивое и зависящее от времени. И когда мы утрачиваем что-либо полученное таким образом, жизнь кажется пустой и бесполезной. Но подобная жизнь схожа с неосуществимыми стараниями распрямить хвост собаки, чье бытие и есть кульминация наслаждений доступных во всех четырнадцати сферах мира материи. Все удовольствия получаемые как плоды материальной деятельности преходящи.

Охваченные чувственным восприятием зрения, слуха, осязания, вкусовых ощущений, мы становимся эго-поклонниками. А в таком состоянии чистая деятельность духа окутывается дремотой, пассивностью. Появляется желание блаженствовать на небесах... И когда подобные стремления усиливаются, мы тяжко грешим отождествлением себя с умом, который лелеет надежду стать наслаждающимся всеми предметами этого мира. Эта склонность себяуслаждения парализует способность дживы действовать в соответствии с ее настоящим предназначением.

Но самой дживе известно, что Шри Кришна - Единая Абсолютная Истина. Шри Нарайана олицетворяет Собой Его Величие. И хотя Нарайана - Высшая Основа Абсолютной Истины, трансцендентные Имя, Облик, Качества и Развлечения Кришны, благодаря их явленному невыразимо сладостному Очарованию, превосходят Величие Нарайаны. В Кришне совершенное Величие обретает зрелость доминированием мадхурйи, прекраснейшей Сладости. Когда же мы перестаем сознавать все это и забываем нашу настоящую личность, мы утрачиваем способность правильно понимать действия Вайшнава и видеть духовную правду, что лежит в основе всей его деятельности. Так мы отдаемся мирской вражде и дружбе, воспринимая временное и иллюзорное как вечное и настоящее.

Кроме того, Кришна - Всезнающий. Материальные объекты не самосознательны, лишь Бог сознательно существует в каждом. Тем не менее, мы живем заблуждением, считая себя Брахманом... Но это лишь когда аргументы-бессмыслицы, стремящиеся искоренить понятие о надчувственном разнообразии бытующем в Абсолютной Истине, захватывают наши помыслы. Деятельность духа парализуется и мысли устремляются за мирскими утехами. Материалистичный ум склонен считать, что даже у стоп Кришны найдутся для него удовольствия... Но все, что у стоп Кришны - духовно и не может быть объектом для наслаждения наших чувств. Однако, стоит туманно проявленной в нас истине увлечься эгоистическими наклонностями, и мы тут же начинаем материальное считать духовным.

Кришна - Блаженство. В Нем вечно обитает совершенное счастье, Он Сам - Олицетворение абсолютного счастья. Природа чувственного знания или наслаждения несовершенна, почему все наши чаяния так никогда и не удовлетворяются полностью. Околдованные восприятием чувств, мы лишь воображаем себе, что счастье может присутствовать в эго-служении или в бытии каивалйи, превозносимом Патанджали.

Поиски счастья являются свойственной душе деятельностью. Но когда в уме пробуждается желание стать счастливым, мы совершаем ошибку, устремляясь на поиски материальных объектов и услад. И, только получив духовное видение Кришны, мы сознаем служение Ему единственной и неизбежно необходимой целью жизни. Пока же мы охотимся за тем, что услаждает нас самих, жизнь превращается в попытки насладиться окружающим миром посредством грубых чувств и участием в бессмысленных спорах. А ведь этот мир создан не ради нашего наслаждения. Когда духовное блаженство явит себя в нас, подобно непрерывно растекающемуся маслу (как масляное пятно на воде), только тогда мы действительно воссоединились с лотосными стопами Кришны.

Такое численное разнообразие, как один, два, три существует лишь в сфере материального разнообразия. И подобное разнообразие преображается в непостижимое Единство в мире духа... Так мы можем оценить, что Единственно Кришна - вечная Истина-Абсолют. Когда понимание сущности Истины и вся наша разумность будут единственно связаны с Ним Одним, тогда мы и утвердимся в подлинно нормальном положении.

Ныне множество ошибочных значений приписывается слову «devotion» (преданность, самозабвенная любовь). По отношению к родителям, для обозначения верности человеку, для выражения покорности преподавателю и т.д., людьми часто используется слово бхакти. Но корень «бхадж» означает «служить». И если мы достаточно ясно не определимся, каков путь этого служения, наверняка допустим страшную ошибку. Как сказано в Чаитанйа-Чандрамрите:

калах калир балина индрийа-ваири-варгах

шри-бхакти-марга иха кантака коти-руддхах

ха ха ква йами викалах ким ахам кароми

чаитанйа-чандра! йади надийа крипам кароши

«Сейчас Вражды эпоха. Враждебные нам чувства обрели невиданное могущество, и миллионы шипов покрыли путь чистой Бхакти. Я совсем утратил понимание что мне следует делать и в каком направлении следует идти покуда Чаитанйа Чандра являет мне Милость Свою.»

Мы живем в Кали-йугу, в век раздоров. И так уж сложилось, что Самосветящий путь беспримесной преданности сплошь усеян миллионами ранящих шипов, представляющих собой бессмысленные споры и пререкания людей этого мира. В этих условиях абсолютно невозможно обрести восприятие чистой преданности вне милости Чаитанйа Чандры! Шри Чаитанйа Чандра - Сам Кришна. Он Всевышний. А мы не можем постичь Бога, просто поднатужив собственные чувства. Катха Упанишад говорит:

найаматма правачанена лабхйо

на медхайа на бахуна шрутена

йам эваиша вринуте тена лабхйас

ташйаиша атма вринуте танум свам

«Вечное Знание о вездесущей Сверхдуше не обретается ни рассудительностью, ни спорами, ни даже слушанием Вед. Лишь тому Он (Господь) открывает Себя, кого воистину принял.»

Господь вечен. И мы не в силах придти к Нему если не осознаем: Он - Сам Блаженство. Существо, всесторонне ограниченное своим умственным мирком, не может понять Каков Бог, и потому для поклонения избирает что угодно, но только не Бога. Неспособное верно определить субъект и объект наслаждения, как впрочем и природу самого наслаждения, это существо наивно полагает, что мир сотворен дабы всегда одаривать его (это существо) всеми видами удовольствий. Так что материалистичный ум усердствует решительно ради эгоистических услад. Телесно же Кришне не послужишь, это возможно лишь в духе! А всякие там теоретизации об атомах не имеют ни малейшего понятия о таком служении.

В великом многообразии Своих проявлений, Сама Абсолютная Истина отлична от Нарайаны. Нарайана пребывает в Кришне, как проявление Его Величия. И Баладева - проявление Его Личности. Он - всеохватная Сверхдуша. И как только в душе откроет себя Высшее Знание, придет осознание, что Абсолютная Истина - это Кришна. Кроме того, Он - совершенное Блаженство, и никакие проявления обычного Богопочитания не появляются на Его пути. Невозможно совершать доверительное служение Кришне подобным Богопочитанием. Ведь Кришна - вечный и единственный Объект беззаветного служения Своих преданных. Мы не можем служить Ему воображением или душевной чувствительностью... Надчувственное осознание родства с Ним - вот главное! Лишь Кришна - единственный Объект моего служения, и только подобная вера является подлинным величием Вайшнава. Вот высшая потребность в жизни! Мирская слава, полная мыслей о самоуслаждении, отнюдь не привлекательна.

Время истекает... Приближается час вечерней арати. И я не в праве дольше злоупотреблять вашим временем-для-служения. Если будет на то желание Кришны, я вновь постараюсь оказать вам служение... Тысячу нижайших поклонов стопам преданных Кришны!

 

***

 

 

ВСЕОХВАТНОЕ СЛУЖЕНИЕ БОГУ

 

Святые сказали нам, что стремление наслаждаться и желание освобождения, подобны двум ведьмам, что окутывают нас своими чарами. Святые предупреждали, что мы должны не позволить этим ведьмам обольстить и использовать нас. Иначе - время жизни потрачено зря, как омовение в Ганге ради обретения жены (мужа), чья смертная плоть однажды превратится в гноище. Если же мы настолько благословлены, что сияние исходящее от ноготков Кришны осветило наше сердце, тогда мы услышим Звук Его флейты, и, как служанки, возлюбленных Кришной, гопи, отшвырнем прочь все обязанности и побежим туда, где проходит Танец Раса, чтобы узреть Кришну. Когда окажемся там, будь-то мужское или женское тело, оно сгинет вместе с материальной энергией.

Сакхибхекхи думают о Кришне как о Том, Кто приносит их чувствам удовлетворение. Они облачают свои плотские мужские тела так, чтоб быть похожими на одну из Подруг Кришны. Это ни что иное, как самообман и околпачивание окружающих! Однако, такое гниение рассудка не произведет никакого впечатления на тех, в чье сердце проникли лучи того Света, что исходит от ноготков с лотосных стоп Кришны. Шестьдесят тысяч мудрецов, увидев в лесу Дандака Шри Рамачандру, были очарованы Его красотой. И только когда жизнь в их мужских телах подошла к концу, они родились как гопи в трансцендентной Враджа-Дхаме.

Господа! Все вы ищите высшее благо. Отбросьте любое притворство, будь-то облачение себя в какие-то особые одежды, или же искусственное проявление чувств преданности! Оставьте, пожалуйста, попытки «служить по-женски» и всякое женоуподобливание! Отдайте себя на вечное служение Шримати Радхарани, став служанкой Шри Рупы Манджари. Подобно тому, как Радха и Ее Спутницы непрерывно и полностью поглощены служением Кришне, подобно тому, как манджари безраздельно отданы служению Шри Радхе и Ее главным восьми гопи, нам следует стараться служить Шри Кришне, духовному Божеству Любви, удовлетворяя Его Желания, будучи в духовных (!) женских обликах.

Обманутые собственными поверхностными суждениями, многие богини и женщины человеческой расы, Рудрани, Индрани, Брахмани, Варунани, Тара, Бхарати и Сваха, думали: «Мой муж - Рудра, Индра, Брахма, или же кто-то иной средь небожителей или людей.» Однако, когда они постигли свою вечную духовную природу, они осознали Кришну своим единственным вечным супругом, а Шри Радху - Его самой дорогой Возлюбленной. Так что лучший путь служения Кришне - стать служанкой Шримати Радхарани и Ее подруг, Ее служителей.

Те, кто отдали все что имеют Господу, именуются освобожденными. Те же, кто слишком сдержаны в таком жертвоприношении - падшие, безразличные к служению Богу.

тома канака, бхогер джанака

канакер дваре севахо мадхава

каминир кама нахе тава дхама

тахар-малика кевала йадава

вайшнави пратиштха татэ коро ништха

таха на бхаджилэ лабхибэ раурава

«’Твои’ деньги - источник твоего наслаждения! Но деньги обрати во служение Мадхаве. А очаровывать женщин - не твой удел. Кришна - единственный, Кто может наслаждаться ими. Утвердись лишь в одном положении (пратиштхе), в положении Вайшнава. И если не будешь усердствовать в этом, закончишь в аду.» (Вайшнава ке?)

Джхару Тхакур никогда не думал о своей жене как о некоем объекте для собственных услад, но всегда задействовал ее в поклонении Кришне. Все знают историю Билвамангала и Чинтамани. Чинтамани говорила ему: «Если бы ты был столь же сильно привязан к Шри Кришне, как привязан к моему телу из плоти и крови, если бы ты оставил свое влечение к красоте грубой материи, и обратился к прекрасному Облику Божественного Возлюбленного, Кришны, сколь велико было бы твое обретение!» Каждому следует приложить все силы, чтобы постичь этот бесценный совет и отвергнуть отождествление себя с мужской или женской плотью. И как только Билвамангал перестал видеть в Чинтамани женщину, перестал воспринимать ее как объект дарующий ему наслаждение, и начал видеть ее как объект служения, Кришна незамедлительно предстал перед ним в образе трансцендентного Чинтамани.

Идея использовать Кришну для себяуслаждения, совершенно безнадежна. Кришна - Сам Наслаждающийся, но ни в коем случае не источник наслаждения! Гауранга не какой-то там playboy, не нагара, чтоб мы могли наслаждаться Им! Подобное примитивное заблуждение рождено из отвращения к служению. Под влиянием встретившихся ему Гуру, Сомагири, Шилхан Мишры, он (Шри Билвамангал Тхакур) избавился от наивного восприятия Кришны источником его собственного услаждения. И затем он изменил и свое имя, после чего стал известен как Лилашука или Билвамангал.

Подобно тому как и мужчины и женщины предназначены для служения Кришне, деньги так же должны использоваться только в служении Ему. Деньги не следует использовать ни для услаждения плотского начала, ни для раздутия собственного престижа показушным отречением от них. Когда наше осмысление сущего ошибочно, в деньгах мы склонны видеть средство для наслаждения чувств, но к этому вопросу надобно подходить с духовным разумом и использовать деньги как средство служения Богу. Упанишады провозглашают, что, в действительности, все сущее - Брахман; сарвам кхалв идам брахма. Так что когда мы используем деньги в служении Господу, это Брахман в облике денег. Такие деньги духовные, ибо способствуют служению Господу и Его Вайшнавам. Отказ использовать то, что является благом в преданном служении, ни что иное как лживое отречение, пхалгу-ваирагйа. Подобное отречение хорошо разве что для шоу, либо для обретения мирского престижа, популярности. Используйте всю вашу материальную собственность в служении Богу. Но остерегайтесь! Не ищите в преданном служении денег, женщин или славу! Никогда не давайте места алчности, славолюбию, тщеславности, лицемерию, и никогда не совершайте никаких предосудительных поступков!

Да, Джайадев Госвами написал, состоящую из двенадцати глав, поэму Гита-говинда, Шрила Рамананда Рай написал Джаганнатха-валлабха-натаку, Рупа Госвами составил Видагдха-мадхава, Чханди Дас и Видйапати написали множество песен, Прабодхананда Сарасвати написал Радха-раса-судха-нидхи, а Рагхунатх Дас Госвами составил Вилапа-кусуманджали. Кришнадас Кавирадж написал Говинда-лиламриту, а Вишванатх Чакраварти Тхакур Кришна-бхаванамриту. Вы будете способны читать эти книги лишь тогда, когда станете пригодными для погружения в божественную чувственную любовь, что царит в вечных темах этих книг. И пригодность эта проявит себя когда вы полностью избавитесь от власти тех помыслов, что приводят к появлению мирских желаний. Эта сокровищница благословений будет вам открыта, и тогда вы станете настоящими восприемниками ее сокровищ. Когда ваша приверженность служению Кришне абсолютна, тогда ваши естественные, вечные взаимоотношения с Кришной в одном из пяти видов Божественного Родства, открыты для вас. Но, не будучи освобожденным, никто не имеет полномочий служить Кришне. Кришна принадлежит одной лишь Радхарани, и без служения Радхе никто не может быть достойным служить Кришне! Так что развивайте жажду стать служанкой Шри Радхи, Ее рабом, что полон естественной склонностью к обожанию Кришны чувством супружеской любви.

 

***

 

 

РЕШИМОСТЬ

По статье в Гаудийe

 

Апатия и решимость -- два полностью противоположных отношения к Хари-Бхаджане. Бывает, что садхане посвящается очень много времени и есть все возможности для общения с Сад-Гуру и Вайшнавами-Маха-Бхагаватами, но никакого продвижения в Хари-Бхаджане не происходит, никакой привязанности к Служению не возникает. Перечисляя в Шри Бхакти-Сандарбхе анартхи, которые являются тому причиной, Шрила Джива Госвами Прабху упоминает шайтхилйу -- небрежность, безучастность. Если в служении присутствуют равнодушие, небрежность, такому служению никогда не стать ни преданным, ни непрерывным. Вера и старание называются утсахой. Если жизнь за жизнью джива совершала тяжелые апарадхи, то даже общение с высочайшими Маха-Бхагаватами, их наставления и множество видов садханы не избавят от безразличности, не дадут утсахи в служении Шри Наме Прабху и твердой решимости совершать Хари-Бхаджан. Энтузиазм, возбуждаемый пратиштхой -- желанием приобрести себе репутацию -- содержит внутри все то же пренебрежение. То возбуждение, которое поднимается в дживе, опьяненной алкоголем пратиштхи, -- наподобие того, как ленивый рабочий решительно поначалу берется за работу, если его подпоить, -- не является настоящим вдохновением Бхаджана: такой энтузиазм с семенем шайтхилйи не поделает ничего.

Шайтхилйа -- одна из форм, принимаемых хридайа-даурббалйей, слабостью сердца. Шрила Тхакур Бхактивинод описывает эту болезнь так: "Сегодня я, пожалуй, еще попринимаю этой пратикулйи, но зато завтра буду избегать изо всех сил", -- когда такого рода слабость появляется в сердце, ничего хорошего за этим не последует. Когда ясно, что то или иное занятие вредит Бхаджане, следует сейчас же отказаться от него, положившись на Милость Шриман Махапрабху. Дридхата (решимость) -- основа садханы. Если не хватает решимости, то садхана не продвинется ни на шаг" (Саджджанатошани, 11.5)

Шайтхилйа ворует время у дел, благоприятных Хари-Бхаджане, решимость же откладывает на потом все бесполезное и вредное для Хари-Бхаджаны, а благоприятное принимает тут же. Не имея решимости, продвинуться на пути Бхакти невозможно. Мы часто принимаем в уме важные и окончательные решения. Как например: не буду больше заниматься асат-сангой, не буду больше грубо обращаться с другими, не буду принимать ни от кого служения, не поддамся на соблазны денег, женского общества и славы, перестану ходить на поводу у языка и желудка, не поддамся чувствам нетерпимости и гнева, буду ежедневно повторять обещанное число кругов Харинамы, буду служить Вайшнавам. Но стоит настать моменту для поступка, и мы уже не в состоянии сдержать свое обещание. Мы отдаем свои благие намерения в жертву безразличию, лености, унынию, озабоченности материальной выгодой и т.п. Мы говорим: "Начиная с сегодняшнего дня я буду в обязательном порядке, каждый день повторять столько-то и столько-то кругов Харинамы", и начинаем воспевать Шри Наму на четках, но только начнет опускаться на нас сон или природная леность начнет требовать свое у тела и ума, и мы уже изменяем недавнему обету. Прячем свое обещание от самих себя за занавеску и начинаем обманывать собственный ум: "Осталось-то совсем немножко -- закончу круги завтра". Наступает завтра, и Харинама откладывается на послезавтра, а когда накопившиеся долги становятся очевидно невыполнимыми, мы окончательно продаемся шайтхилйе и подписываемся под собственным банкротством. Новые и новые измены только укореняют нерадивость и бездушие в Бхаджане, в жизни воцаряется тьма лености и пережевывания жеваного, а светлый мир неотступной верности начинает казаться выдумкой. Тот, кто поддался шайтхилйе, может продолжать по инерции выполнять внешние требования садханы, но это не даст ему решимости и постоянства (найштхиката), которые есть сама жизнь прити -- настоящей любви.

Шрила Тхакур Бхактивинод говорит: "Решимость -- корень садханы. Единственное, что необходимо для Бхаджаны, -- это решимость и простота" (Шри Кришна-карнамрита, 112). В Шаранагати он показывает, с какой решимостью надо отрекаться от всего губительного для Бхакти и принимать все благоприятное (песни 26 и 29):

тува бхакти-протикуло дхорммо йате рой |

поромо йотоне таха тйоджибо нишчой||1

тува бхакти-бохирммукхо-сонго на корибо |

гауранго-биродхи-джоно-мукхо на херибо||2

бхакти-протикуло-стхане на кори босоти |

бхактиро оприйо карййе нахи кори роти||3

бхактиро биродхи гронтхо патх на корибо |

бхактиро биродхи вйакхйа кобху на шунибо||4

гауранго-борджджито стхано тиртхо нахи мани |

бхактиро бадхоко джнано-корммо туччхо джани||5

бхактиро бадхоко кале на кори адоро |

бхакти-бохирммукхо ниджо-джоне джани поро||6

бхактиро бадхика сприха корибо борджджон |

обхакто-продотто онно на кори грохон||7

йаха кичху бхакти-протикуло боли' джани |

тйоджибо йотоне таха, э нишчой вани||8

бхакотибинодо поди' пробхуро чороне |

магойе шокоти пратикулйеро борджджоне||9

Всего, в чем есть что-то противное духу служения Тебе, я буду избегать изо всех сил:1 я не буду иметь ничего общего с теми, кому нет дела до Бхакти, и не буду видеть лица непреданных Гауранге.2 Я не буду жить там, где страдает Бхакти, и никакое занятие не вызовет моего интереса, если оно неприятно для Бхакти.3 Я не буду читать книг, противоречащих Бхакти, и никогда не буду слушать объяснений и лекций, в которых унижают Бхакти.4 Я не признаю за святую землю место, которым пренебрег Гауранга, и мне нет дела ни до праведной жизни, ни до духовного знания, если они препятствуют Бхакти.5 Меня не волнует то время, которое мешает Бхакти, а "родственник", безразличный к Бхакти, -- чужой для меня человек.6 Я откажусь от желаний, препятствующих Бхакти, и никогда не приму пищу из рук непреданного.7 Я клянусь полностью отречься от всего, что вредит Бхакти,8 и, пав к Святым Стопам своего Прабху, я, Бхактивинод, молюсь Ему о силе к пратикулйа-варджане.9

тува-бхакти-онукуло йе-йе карййо хой |

поромо-йотоне таха корибо нишчой||1

бхакти-онукуло йото бишойо сомсаре |

корибо тахате роти индрийеро дваре||2

шунибо томаро котха йотоно корийа |

декхибо томаро дхамо нойоно бхорийа||3

томаро просаде дехо корибо пошон |

ноибедйо-туласи-гхрано корибо грохон||4

коро-дваре корибо томаро себа сода |

томаро босоти-стхоле босибо сорввода||5

томаро себай камо нийого корибо |

томаро видвеши-джоне кродхо декхаибо||6

эи-рупе сорвво-вритти аро сорвво-бхав |

тува онукуло хойе лобхук пробхав||7

тува бхакто-онукуло йаха йаха кори |

тува бхакти онукуло боли' таха дхори||8

бхакотибинодо нахи джане дхорммадхорммо |

бхакти-онукуло таро хоу собо корммо||9

Я буду делать все, что только поможет мне служить Тебе, и делать изо всех сил.1 Пусть мои чувства радуются всему, что есть в этом мире благоприятного Бхакти:2 я стану весь слух, слушая о Тебе, я буду глядеть на Твою Дхаму, превратившись в сами глаза,3 свое тело буду кормить тем, что оставишь мне Ты, буду вдыхать аромат Туласи и цветов, коснувшихся Твоих Стоп.4 Руками буду трудиться для Тебя, поселюсь подле Тебя,5 силу камы вложу в служение Тебе, гнев обрушу на ненавидящих Твоих Бхакт.6 Так все наклонности, все чувства, которые есть во мне, став Твоими слугами, обретут новую, славную жизнь.7 Я верю, в моей жизни благоприятным для Бхакти будет все, что обрадует Твоего Преданного.8 Бхактивинод не знает, что такое религия и что такое грех. Он хочет, чтобы каждый его поступок был ради Бхакти.9

Махаджаны прошлого оставили в своих молитвах великие примеры непоколебимой верности Господу и готовности пойти на все в служении Ему. Многие из таких уттама-шлок собрал Шрила Рупа Госвами Прабху в Шри Падйавали:

деваки-танайа-севаки-бхаван

йо бхавани са бхавани ким татах |

утпатхе квачана сат-патхе'пи ва

манасам враджату дайва-дешитам ||

(Шри Падйавали, 81)

"Теперь, когда я дас Девакинанданы, стану я таким-то или таким-то -- какая разница? Какая разница, направит Провидение мои мысли ко злу или к добру? Я Его слуга, и меня охранит моя верность".

мугдхам мам нигаданту нити-нипуна бхрантам мухур вайдика

мандам бандхава-санчайа джада-дхийам муктадарах содарах |

унматтам дханино вивека-чатурах камам маха-дамбхикам

моктум на кшамате манаг апи мано Говинда-пада-сприхам ||

(Шри Падйавали, 82)

"Пусть люди, разбирающиеся в том, что нравственно, а что без, называют меня глупцом; пусть изучившие тексты Священных Писаний указывают на мои заблуждения; пусть друзья говорят, что я стал ненормальным, а кровные братья отвернутся, решив, что занимаюсь ерундой; пусть люди зажиточные говорят, что я помешанный, а специалисты, умеющие тонко судить о мотивах чужих поступков, сколько угодно объясняют, что все это просто выходящая за всякие рамки гордость, -- все равно, мое сердце уже не в силах даже на мгновение отказаться от этого желания -- достичь лотосных Стоп Говинды".

кшауни-патитвам атхавайкам-акинчанатвам

нитйам дадаси баху-манам атхапаманам |

вайкунтха-васам атхава нараке нивасам

хе васудева мама насти гатис твад анйа ||

(Шри Падйавали, 85)

"О Васудева! Ты можешь сделать меня властелином всей Земли или нищим, ты можешь послать мне великое почтение или полное презрение, ты можешь поместить меня на Вайкунтху или в ад, -- кроме Тебя, у меня нет иного прибежища".

Шлока Шрилы Ишвары Пурипада о решимости в Нама-Севе:

йога-шрутй упапатти нирджджана-вана-дхйанадхвасамбхавитах

свараджйам пратипадйа нирбхайамайи мукта бхаванту двиджах |

асмакам ту кадамба-кунджа-кухара-пронмилад индивара-

шрени шйамала-дхама нама джушатам джанмасту лакшавадхи ||

(Шри Падйавали, 18)

"Пусть, убежденные словами Писаний, брахманы, кшатрийи и вайшйи с помощью аштанга-йоги, изучения Вед, отшельничества, паломничества по святым местам и тому подобного уверенно достигают освобождения из этого мира, -- мы -- слуги Имени Кришны, чья синего лотоса красота восходит близ кадамбовых рощ, и потому нас не пугают даже тысячи новых рождений".

Шрила Прабодхананда Сарасватипад так говорит о своей решимости в служении Шри Чайтанйачандре:

патанти йади сиддхайах каратале свайам дурллабхах

свайан ча йади севаки бхавитум агатах сйух сурах |

ким анйад идам эва ва йади чатурбхуджам сйад вапус

татхапи мама но манак чалати Гаурачандран манах ||

(Шри Чайтанйа-чандрамритам, 64)

"Самые недостижимые мистические совершенства могут сами собой оказаться у меня в руках, все небесные существа могут придти, чтобы служить мне, -- что говорить об этом -- мое собственное тело может стать четыреруким, но мой ум ни на мгновение не оставит Шри Гаурачандру ".

нанйад вадами на шриноми на чинтайами

нанйад враджами на бхаджами на чашрайами |

пашйами джаграти свапане'пи нанйат

шри радхика-ручи-винода-ванам винахам ||

(Шри Навадвипа-шатакам, 71)

"Я не буду говорить ни о чем другом, ни слушать, ни думать ни о чем другом, я оттуда никуда не уйду, ничему другому не буду служить и не буду искать прибежища где-то еще -- один только лес Того, для Кого прекрасна Шри Радхика, будет перед взором моим и наяву и во сне".

Такую же решимость навечно остаться там, где живет Шри Гаура, показал своей жизнью и своим вани Шрила Бхактивинод Тхакур:

охе бхаи, сомосто садхоно порихори' |

гауро-стхолашрой коро читто дридхо кори' ||

практоно-басона-боше томаро хридой |

шориро-бочоно-чешта корибе нишчой ||

бором ами нободвипе кхорпоро дхорийа |

швопочо-поллите бхроми бхикшаро лагийа ||

тотхапи сукрити-лобдхо дурллобхо шорир |

онйотро лоите иччха нахи кори стхир ||

(Шри Навадвипа-шатакам, перевод на Гаудийу, 54, 55)

"О брат, оставь все виды садханы и прими прибежище на Земле Господа Гауры с решимостью остаться здесь навечно. Ведь все равно сердце твое, одолеваемое накопившимися страстями, заставит тебя что-то делать и о чем-то говорить. Так пусть лучше я буду в Навадвипе с кружкой в руке просить милостыни по деревням чандалов, чем решусь забрать свое такое редкое, по такой удаче обретенное тело куда-то в другую страну".

Мы много слышали о том, с какой решимостью, с какой самоотверженностью совершали свою Бхаджану Вайшнава-Сарвабхаума Шрила Джаганнатха Дас, Шрила Тхакур Бхактивинод, Шрила Гаура-Кишор Дас Госвами, Шрила Прабхупада. Этому "писателю" выпало благословение получить пример апракрита решимости от Гурудева, Шрилы Бхакти Прамода Пури Дев-Госвами. Это было ночью, в Шри Майапуре, когда я дежурил в комнате Шрилы Гурудева. Гурудев болел и не мог заснуть целую ночь. (Какова природа его "болезни"? Какова природа его бессонницы? По утрам приходили люди, и Гурудев признавался им: "ночью не мог заснуть". Люди сочувствовали, делились собственными проблемами, советовали лекарства и особые диеты, потом уходили. Но однажды я слышал, как Шрила Гурудев говорил Преданному: "ночью не мог заснуть. Я лежу ночью и обхожу все места в Навадвипе, во Врадже и в Кшетре -- в этих трех Дхамах. Иногда всю ночь мысленно объясняю стих Бхактйа санджатайа Бхактйа [Бха: 11.3.30-31, это тот стих, который печатается на первой полосе Настоящего из номера в номер]".) В третьем часу ночи Шри Гурудев наконец заснул, но тут же проснулся, и я помог ему сходить в уборную. Вернувшись, он лег, собираясь снова отойти ко сну, но вдруг спросил меня: "Который час?" Было три с минутами. Каждое утро Шрила Гурудев поднимается в это время, ополаскивает лицо, руки и стопы, читает молитвы и начинает воспевать Наму на четках Шрилы Прабхупады. Я ответил: "Три часа столько-то минут". Гурудев взял фонарик и посветил на часы, которые все время стоят на его постели справа. И тогда, после всей бессонной и тяжелой ночи, он очень поспешно, с очень большим трудом, даже задыхаясь, сел в постели, сказал мне: "надо пытаться", ополоснул руки из панчапатры и взял джапа-малу.

Гурудев болеет не потому, что в организм попала инфекция, и не потому, что "он берет на себя карму учеников". Что может чья-то карма сделать Шри Нитйананде Прабху? Что могут микробы или время сделать Шри Нитйананде Прабху, Который Частью Своей Части творит и время, и пространство материального мира? Не этому маленькому, но гордому существу говорить о том неизвестном блаженном чувстве к Кришне, которое проявляется в видимом для нас теле Преданного как болезнь. Однако есть еще одна сторона, о которой мне нельзя забыть никогда. Его болезнь -- это его со-страдание мне. Пара-духкха-духкхи -- "Несчастный несчастьем других" -- так молятся Шри Гуру, Шри Санатане Госвами Прабху. Ученики и не-ученики видят Гуру через свою готовность служить ему. Никунджа-йуно рати-кели-сиддхйай... татрати-дакшйад ати-валлабхасйа; сакшад-дхаритвена... прабхох прийа -- таким видит Шри Гуру Ачарйа Шрила Вишванатх Чакравартти Тхакур. Такой начинающий, как я, который и Писания-то читает, чтобы найти в них, "что можно", а не "что нужно", будет видеть Шри Гуру больным и старым. ("Если ты видишь, что Гуру болеет, проклинай свои глаза, -- сказал мне однажды Шри Гуру. -- Гуру -- Ашрайа-виграха. Он не может болеть".) Но и такой, видимый моими слепыми глазами Шри Гуру, своим примером будет учить меня, что в любое время суток, в любом месте, в каких угодно страданиях, его Господь -- Кришна-Нама, и больше никто и ничто. Мы как самые распустившиеся школьники: стоит появиться хоть какой-то отговорке, хоть какому-то оправданию, и мы радостно сдаемся шайтхилйе. Что-то не так с кем-то, кто живет рядом со мной, или в теле что-то заболело, или надо срочно позвонить кому-то на всякий случай -- и эти выдуманные проблемы, эти полувыдуманные заболевания становятся для нас богом над богами и начинают распоряжаться нашей Кришна-Бхаджаной. Как же так, приняв и проповедуя, что "мы Его вечные слуги", я "временно не могу" совершать свое вечное служение?

Садхака (предполагается) сделал Прему единственной целью своей жизни. Почему же по своей решимости я проигрываю даже обычному Наполеону, стремящемуся завоевать несколько участков суши? Когда его армия встала перед Альпами, Наполеон простер перед собой руку и закричал: "Вперед! Нет никаких Альп!" Попробуйте самого среднего человека попытаться оторвать от объектов его наслаждения. Вы можете давать ему десятки и сотни наставлений о тленности этого мира, о бренности его тела, о непривязанности, о том шансе, который предоставляет человеческая жизнь, вы можете приводить ему самые наглядные примеры адхйатмика, адхибхаутика и адхидайвика страданий, но он пойдет и будет продолжать жить, как ему хочется. Вы не сможете повлиять на его решимость -- не сможете потому, что у него есть прити к этим вещам и занятиям. Если он изменит своему прити, как он будет жить? Потому-то и говорится, что решимость и постоянство -- жизнь настоящей любви. И наоборот: дефицит решимости наблюдается там, где отсутствует прити. Поэтому Ачарйа молится:

вишойе йе прити эбе ачхойе амар |

сеи-мото прити хоук чороне томар||1

виподе сомподе таха тхакук сомобхаве |

дине дине бриддхи хоук намеро пробхаве||2

пошу-покши хо'йе тхаки сворге ба ниройе |

тобо бхакти роху бхактибинодо хридойе||3

(Шри Гитавали, Шикшаштака, 4)

Пусть будет у меня такое же прити к Твоим стопам, как мое теперешнее прити к тому, что приятно моим чувствам.1 Пусть ни страдания, ни счастье не смогут поколебать моего прити, и пусть оно растет день ото дня под теплом Намы.2 Пусть я буду животным, пусть я буду птицей, пусть я буду в раю, пусть я буду в аду, -- лишь бы Твоя Бхакти жила у Бхактивинода в сердце.3

Но решимость в Шри Хари-Бхаджане, в отличие от корыстной решимости, не является упрямством ума. Такая решимость -- благословение Сварупа-Шакти. Апракрита решимость появляется в искреннем, свободном от апарадх сердце по милости Шри Гуру и его посланников -- Вайшнавов. Но то, что она приходит по милости, не означает, что достаточно просить о милости на словах и ждать, пока все "произойдет само собой". Следует решительно принимать милость Шри Хари-Гуру-Вайшнавов. У падшей дживы нет сил исполнить наставление Шри Гуру, но эта сила вместе со всеми благословениями содержится в самом наставлении. Общество великих Преданных и память об их примере дают такую решимость. Шрила Тхакур Бхактивинод пишет:

"Путь, по которому счастливо и беспрепятственно прошли когда-то святые, и есть тот путь, что без ненужных мучений приведет нас к высшему благу. Пусть тот, кто молится о благе, отправится на поиски этого пути. Когда говоришь и размышляешь о пути великих святых прошлого, в сердце поднимаются решимость, вдохновение и радость. Невозможно описать, какую ананду мы испытываем, обсуждая Бхаджану Шри Рупы, Санатаны, Шри Даса Госвами и Шри Харидаса Тхакура. Когда йаваны истязали Шри Харидаса Тхакура, тот сказал (Чай: Бха: Антйа 16.94, 113):

кхондо кхондо хои' дехо йай йоди пран |

тобу ами бодоне на чхади Харинам ||

э собо джибере Кришно! корохо просад |

моро дрохе ноху э-собаро опорадх ||

"Если мое тело разрубят на куски и жизнь уйдет из него, даже тогда я не перестану воспевать Имя Хари. О Кришна! Будь милостив ко всем этим дживам! Пусть они будут невиновны в том, что мучают меня". С такой решимостью, сострадая всем живым существам, непрерывно искать прибежища у Шри Харинамы и есть путь Махаджан прошлого. Новых путей не бывает" (Шри Саджджанатошани 11.6).

Решимость приходит в общении с Махабхагаватой -- с тем, кто олицетворяет примеры верности и решимости, приведенные в этой статье. В Бхагавате Шри Хавих говорит Махараджу Ними (11.2.53):

три-бхувана-вибхава-хетаве'пй акунтха-

смритир аджитатма-сурадибхир вимргйат |

на чалати бхагават-падаравиндал

лава-нимишардхам апи йах са вайшнавагрйах ||

"Кроме лотосных Стоп Шри Хари в этом мире нет ничего настоящего", -- тот, кто убежден в этом настолько, что даже реальная возможность контролировать все три мира ни на мгновение не отвлечет его от лотосных Стоп Шри Бхагавана, -- величайший Вайшнав, Маха-Бхагавата". Маха-Бхагавата настолько излучает эту убежденность, что заражает ей даже тех, кто просто находится рядом с ним. Мы все чувствуем это подсознательно, и, когда наступает упадок в духовной жизни, мы ищем средства или же просто мечтаем: "В Индию, в Дхаму, к Гуру Махараджу". И действительно, стоит некоторое время пожить в Матхе, имея возможность придти и поклониться Гурудеву, и влияние Дхамы и Вайшнава возвращает утерянный вкус к духовной жизни. Но потом опять наступает депрессия, и наступает именно потому, что полученное от Шри Гуру, полученное от Махабхагаваты мы не стараемся сохранить. В общении с неверующими или в бездуховном общении с Гуру-братьями неизбежно наступает апатия, шайтхилйа. Мы довольствуемся инъекциями энтузиазма под добровольным наркозом, вместо того, чтобы дорожить Милостью Сварупа-Шакти, защитив себя обществом верующих Преданных. Мы не забудем о Милости только тогда, когда есть друг, с которым можно говорить о Гуру и Вайшнавах, с которым вместе можно "искать путь, по которому шли великие святые", не боясь, что тебя уличат в проповеднической позе. А влияние Махабхагаваты будет ощутимо и на огромном расстоянии, если мы стараемся жить ради него, если мы следуем словам Шрилы Нароттама Тхакура: дридхо кори' дхоро нитаир пай -- "Крепко (дридхо) держись за Стопы Нитая".

Если слепо подражать тому, что делают Гуру и Вайшнавы, настоящей решимости не достичь. Если нет прити, нет желания доставить им удовольствие, решимости не хватит надолго. Жестокое упрямство в подражании Гуру не имеет ничего общего с решимостью, происходящей из любви. Скорее, решимость, в которой отсутствует прити, -- характерная черта асура. Это то, что называют иногда словом "фанатизм". Хиранйакашипу и Равана -- крайние примеры твердой решимости, лишенной прити к Вайшнавам и Вишну.

Настоящей решимости всегда сопутствует простота. "В Бхаджане необходимы только решимость и простота". Но простота, лишенная прити к Вайшнаву и Хари, -- не достоинство, а анартха. Когда падшую дживу "по простоте душевной" считают аватарой или гуру и решительно становятся ее последователями, подобная "наивность" -- одна из тяжелых болезней сердца.

Решимость и дайнйа -- смирение, чувство собственного ничтожества -- не являются чем-то несовместимым. Решимость в прити не ожесточает сердца, а наоборот, расплавляет его, заставляет его литься. Гордость парализует чувство сердца, а дайнйа делает его естественным и спонтанным, текущим. Шрила Гурудев дал нам вечную молитву: мат-тулйо насти папатма.... Тем самым он запретил мне искать грешника, который был бы хуже меня, искать апарадхи, который был бы хуже меня. После этой молитвы можно просить о прити: йуватинам йатха йуни....

Мой Гуру-брат говорил так: "Главное в Бхакти-йоге -- это совершать ее здесь и сейчас". Апатия -- это когда пратикулйа-варджанам откладывают на потом. Если я хочу отказаться от неблагоприятного завтра или даже сегодня вечером, я не откажусь от него никогда. Завтра всегда останется завтра. Так же и Хари-Бхаджана, "которой я займусь через сорок минут, а сейчас немного Майа-Бхаджаны", не состоится ни через час, ни через год. Только решимость сейчас и здесь принять Милость Шри Хари-Гуру-Вайшнавов сделает Хари-Бхаджану возможной.

'джибоно-сомапти-кале корибо бходжон,

эбе кори грихо-сукхо|'

кокхоно э-котха нахи боле виджно-джон,

э дехо потононмукх ||

***

'cомсаро нирввахо кори' йа'бо ами бриндабон,

рино-трой шодхибаре коритечхи суйотон||'

э ашай нахи пройоджон |

эмоно дураша-боше, йа'бе прано обошеше,

на хоибе дино-бондху-чороно-себон ||

(Шри Калйана-калпатару, 4)

"Бхаджаной займусь в конце жизни. Сейчас, пока есть силы, надо позаботиться о семье", -- у кого есть разум, не скажет так никогда. Тело может пасть в любой момент.

"Когда выполню свой долг перед семьей, тогда и уйду во Вриндаван. Сейчас надо постараться исполнить свой долг перед теми, кто дал мне это тело, перед теми, кто дал мне образование, перед теми, кто меня кормил и одевал", -- пожалуйста, не думай так. Жизнь кончится, но из-за таких гиблых идей ты так и не сделаешь ничего для лотосных Стоп Дина-бандху.

 

***

 

 

ПРОСТО ПОВТОРЯЙ ПРАВДУ


Дата добавления: 2020-04-25; просмотров: 134; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!