Поездка Митяя в Царьград и самоназначение Пимена.



Почему Дмитрий так держался Митяя? Безусловно, здесь можно усмотреть политический расчет, связанный с желанием получить в главы Русской церкви полностью своего человека, продолжить политику Алексея, доказавшего преимущества от такого главенства в решении острых и разнообразных политических задач. Однако нельзя не увидеть особой привязанности московского князя к человеку, который, если следовать небеспристрастному летописцу, был далеко не лучшим кандидатом в митрополиты. Дмитрий подпал под обаяние Митяя и не хотел никого слушать. Вообще, это типичный пример фаворитизма. В сопровождении многочисленной и пышной свиты, среди которых оказались его недоброжелатели и завистники, с дорогими подарками и деньгами, Митяй через владения Мамая отбыл в Византию. Сам великий князь, бояре и множество народа провожало его в дорогу. Мамай, находившийся в жесткой конфронтации с Москвой, сначала задержал московскую делегацию, но потом посчитал для себя более выгодным отпустить ее ставленника дальше. Более того, темник выдал Митяю охранную грамоту и дал провожатых. Этот любопытный документ выдержан в традициях покровительства церкви со стороны ордынских правителей. Погрузившись в Крыму на суда, Митяй поплыл по Черному морю к Константинополю и уже на виду города цветущий и здоровый Митяй заболел и скоропостижно умер (сентябрь 1379 г.). Его тело перенесли с коробля в лодку, доставили на берег, где похоронили в одном из районов Царьграда. Так бесславно закончился путь человека, который мог бы стать главой Русской церкви. РПЦ так и не признала его своим главой, вычеркнув его имя из списка своих предстоятелей. В свите нареченного митрополита, которая с большой долей вероятности приложила руку к его смерти (пошли слухи, что его то ли задушили, то ли утопили в море), сразу же развернулась жаркая борьба между претендентами на замещение освободившейся вакансии. Одни хотели поставить в митрополиты настоятеля петровского монастыря Ивана, другие – Пимена с Гориц. Более убедительным оказался Пимен (один из трех находившихся в составе делегации архимандритов), который смог завоевать симпатии остальных. Вероятно, ему пришлось много обещать спутникам в благодарность за лояльность. Архимандрит Иван не прекращал обличать Пимена, за что был посажен в железные оковы и на голодный паек. В ходе осмотра имущества и казны Митяя, Пимен и бояре нашли тот самый незаполненный чистый «бланк» с печатью великого князя. Туда и был вписано имя Пимена в место умершего, как кандидата на митрополию от великого князя. Однако назначение, как и предполагалось, потребовало денег. Византийцы не спешили с решением. К тому же, в литовской Руси уже прибывал поставленный греками Киприан. Для Пимена в Царьграде ситуация казалась крайне сложной, но он не остановился ни перед чем. Ради достижения своей цели, ему пришлось не только раздать привезенные подарки и потратить деньги, но и занять под проценты у мусульман и итальянцев (последние хозяева торгово-финансовой жизни слабеющей Византийской империи) много средств, которые он записал на имя московского князя.

Фигура митрополита Киприана.

 Святитель Киприан родился около 1330 года в городе Тырново, столице Второго Болгарского царства. В истории Русской Церкви митрополит Киприан занимает важное место, как деятель на поприще исправления церковно-богослужебных книг и церковных обрядов. В Русской Церкви первоначально принят был студийский устав, обработанный св. Феодором Студитом и господствовавший в Византии до конца XI в., когда там стал входить в употребление церковный устав другого типа, иерусалимский, в XIV в. окончательно упрочившийся на всем Востоке и у южных славян. Русская Церковь стала тогда получать с Востока богослужебные книги, составленные применительно к новым порядкам; во множестве приезжали с Востока и духовные лица, привыкшие к иерусалимскому уставу и применявшие его и в России. Отсюда ряд недоумений, которые принимали иногда острый характер, и необходимость просмотра всего круга богослужебных книг, составленных по началам устава студийского, для исправления их согласно началам устава иерусалимского. Митрополит Киприан много способствовал разрешению этой задачи; но не по силам одному человеку было полное исправление богослужебных книг. В литургических книгах, которые считаются у нас принадлежавшими Киприану или списанными с книг, ему принадлежавших — служебнике и требнике, - Киприаном переведены и отчасти приспособлены к потребностям русской практики только некоторые отдельные части. Несомненна принадлежность свт. Киприану Псалтири (рукопись московской духовной академии).

В общем деятельность свт. Киприана была направлена более на постановку задачи, нежели на осуществление ее в подробностях. Св. Киприану приписываются и некоторые мелкие статьи литургического содержания, частью переводные, частью самостоятельные; но лишь немногие из них могут считаться трудами свт. Киприана. Последний разряд литературных трудов митрополита Киприана образуют его послание к игумену Афанасию, поучение к новгородскому духовенству о церковных службах и послание к псковскому духовенству с наставлением разным предметам служебной практики. Изучение этих произведений св. Киприана имеет важное значение для разъяснения несогласий, возникших при исправлении книг патриархом Никоном; они проливают свет на богослужебные порядки XIV-XV вв. и на их отношение к порядкам, введенным при Никоне.

Свт. Киприан в период своего нахождения на митрополичьей кафедре невольно способствовал укреплению позиций Москвы и великих князей Московских. В 1390-х годах он добился упразднения Галицкой митрополии, сменил почти всех епископов и взял курс на укрепление независимого положения церкви и ее связей с Константинополем, но так и не поддержал московскую великокняжескую власть в конфликте с Литвой.

 


Дата добавления: 2020-04-25; просмотров: 162; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!