Борьба за митрополичий посох после смерти Алексия.



Дунаева Анастасия, IV курс, история, группа «А»

Положение Русской митрополии в 50-е-70-е гг. XIV в. Митрополит Алексий. Сергий Радонежский

По выписке Н. М. Карамзина из Троицкой летописи мы узнаем, что в декабре 1353 года митрополит Феогност поставил своего наместника Алексия в епископы Владимирские – «а по своем животе благослови его в свое место на Митрополии, и погадав с сыном своим, со Князем с Великим, и с его братьею и с Бояры и с Вельможи, и послаша послы во Царьго-род». В данном сообщении впервые в летописи упоминается имя Алексия, будущего митрополита Руси. Мы также узнаем, что Алексий являлся наместником митрополита Феогноста и с его кандидатурой были согласны как митрополит, так и великий князь. Можно предполагать, что для византийской церкви это был определенный компромисс, вызванный трезвой оценкой сложившейся ситуации. Ибо продолжалась междоусобная борьба князей за великое княжение, сказывалось сильное давление золотоордынского ига, сама Византия входила в полосу кризиса. Православная церковь традиционно всегда опиралась на светскую власть, а русская церковь в рассматриваемый период все больше видела такую опору в московских князьях. Именно поэтому выдвижение представителя московского боярства явилось логичным шагом политики митрополита Феогноста. Несомненно, и самим московским князьям в борьбе за великое княжение было важно заручиться поддержкой церкви, и вполне естественна их заинтересованность в местном митрополите. Они вряд ли бы уже согласились на кандидатуру митрополита из греков, что, конечно, не мог не учитывать митрополит Феогност. Наконец, как мы видели, митрополит Феогност стремился не отклоняться от канонических предписаний.

В 1354 году патриарх Константинопольский поставил Алексия митрополитом Киевским и всея Руси. Обладая исключительным умом и способностями, был фактическим правителем Московского княжества при трёх московских князьях; в 1366 году начал строительство каменного Московского Кремля. Пользовался большой благосклонностью в Орде, где исцелил болевшую глазами ханшу Тайдулу; содействовал тому, что великое княжение Владимирское укрепилось окончательно за московскими князьями.

Во второй половине 70-х гг. Дмитрию пришлось серьезно заняться как никогда требующими того делами Русской церкви. Надо сказать, что некоторая доля вины в том, что в скором времени возникла такая напряженная ситуация в церковной жизни лежала на нем самом. Еще в последние годы жизни митрополита Алексея, который, будучи глубоким стариком, часто болел, его пост стал объектом устремлений различных лиц и сил. Великий князь, как никто оценивший то значение, которое имеет человек, возглавляющий Русскую православную церковь, серьезно задумывался о преемнике митрополита. Наибольший духовный авторитет времени - Сергий Радонежский, но он категорически отказался от предложения стать предстоятелем Русской церкви.

Митяй и его карьерный рост при Дмитрии.

Дата его рождения достоверно неизвестна, но известно место его рождения — город Коломна. Был близок с Великим князем Дмитрием Ивановичем (Донским) и его боярами, однако духовенством воспринимался враждебно. По-видимому, князь заметил его и приблизил к себе в 1366 году, когда в Коломне праздновал свою свадьбу. Источники описывают его как выдающуюся по своим физическим и интеллектуальным качествам личность. В течение нескольких лет он был духовником великого князя и старейших бояр, а также печатником (хранителем печати) великого князя, что являлось привилегией не только и не столько церковной, сколько государственной. После смерти святителя Алексия (Бяконта) преподобный Сергий Радонежский предлагал великому князю Димитрию избрать на митрополичью кафедру суздальского епископа Дионисия. Но великий князь Дмитрий пожелал иметь митрополитом своего духовника Михаила и для этого великий князь принудил его постричься в монашество и занять архимандрию в придворном Спасском монастыре в 1375—1377 годы.

Борьба за митрополичий посох после смерти Алексия.

В конце жизни оказался перед проблемой назначения своего преемника. Очевидно, он, как и великий князь Димитрий Иоаннович, противился навязываемой извне кандидатуре Киприана, заблаговременно назначенного в Константинополе, видя в том победу Ольгерда и неудачу собственной церковной политики (что в тот момент соответствовало действительности, хотя позднее ситуация существенно изменилась).

Идеальным кандидатом мог представляться Сергий Радонежский, и святитель Алексий мог надеяться силой своего авторитета склонить великого князя к согласию на эту кандидатуру. Однако сам преподобный отказался от предложения святителя Алексия — согласно житию, из смирения, но, возможно, он не считал себя вправе оспаривать каноничность решения Вселенского Патриарха и относился к Киприану, с которым его связывали добрые личные отношения, как к человеку, вполне достойному возглавить Русскую Церковь после смерти святителя Алексия. В такой ситуации святитель Алексий, по всей видимости, вынужден был согласиться с кандидатурой великокняжеского духовника и печатника Митяя, предложенной великим князем Димитрием Иоанновичем, хотя и не одобрял поставления первоиерарха из мирян, без продолжительного монашеского искуса. Об отрицательном отношении святитель Алексий к великокняжескому кандидату сообщают источники. «Повесть о Митяе», как доказал Г. М. Прохоров, написана в сентябре – ноябре 1382 года либо непосредственно Киприаном, либо под его руководством. И в ней это противоречие уже было сглажено. Митрополит Алексий не хотел благословлять Митяя, но впоследствии по настоянию князя все же был вынужден это сделать. «Алексий же Митрополит, умолен быв и принужен не посули быти прошенью его, но извествуя Светитительски, паче же пророчески, рече: аз не доволен благословити его, но оже дасть ему Бог и Святая Богородица и Патриарх, и Вселенский Собор...». Еще одно свидетельство о намерении митрополита Алексия в выборе своего преемника дает нам «Житие Сергия Радонежского», составленное его учеником Епифанием, а затем обработанное в середине XV века Пахомием Сербом. По «Житию», митрополит Алексий, чувствуя свою скорую кончину, вызвал преподобного Сергия и предложил ему занять свое место. Но чудотворец, проявив лишний раз свою скромность, наотрез отказался. Видя его непреклонность, митрополит не стал настаивать.


Дата добавления: 2020-04-25; просмотров: 133; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!