Точки, использующиеся в Гёкко-рю



 

Название точки — Расположение — Время поражения — Время наступления последствий

Касуми — Висок — полночь — Смерть через день

Мурасамэ — Сонная артерия (середина) — полночь. 2 часа ночи — Смерть через день. Смерть через 14 дней

Кори — Подъем стопы — полночь. 2 часа ночи — Смерть через день. Смерть через 14 дней

Тэнто — Темя — 2 часа ночи. 2 часа дня — Смерть через 14 дней. Смерть через год

Миойо — Подчревье — 2 часа ночи. 2 часа дня — Смерть через 14 дней. Смерть через год

Гоя (го рин) — Пять точек вокруг центра живота — 2 часа ночи — Смерть через 14 дней

Цукикагэ — Бок туловища — 4 часа утра — Смерть через 20 дней

Токи ното — Сразу над пальцами ноги — 4 часа утра — Смерть через 20 дней

Хидзидзумэ — Над локтем со стороны трицепса — 2 часа дня — Смерть через год

 

Вообще в течение IX–XV веков японские системы рукопашного боя не получили слишком большого развития и часто меняли названия, упоминаясь в различных исторических памятниках и документах как явара, вадзюцу, тайдзюцу, торитэ, коси-но мавари, хакуда, сюбаку, кумиути и др.

Гораздо большее распространение в это время (XI–XV вв.) получила борьба в доспехах — йорои-кумиути . Её создание приписывают Сакаэда Мурамаро (VIII век). При ближайшем рассмотрении комплекса приемов йорои-кумиути и принципов, в нем заложенных, также легко обнаружить влияние материкового Китая. Система представляет собой несложный комплекс подножек, подсечек и некоторых других бросков, в сочетании с простыми ударами в незащищенные доспехом части тела: шею, лицо, подмышки, колени. Кроме того, в йорои-кумиути использовался короткий кинжал-стилет — йороидоси или кабутовари , предназначенный для пробивания доспеха и добивания поверженного врага. Однако необходимо было обладать достаточно высоким мастерством, чтобы во время обоюдного захвата (ёцу-гуми или куми-юти ) левой рукой достать это оружие и поразить противника в уязвимую точку под правильным углом сквозь доспехи. Первой школой, канонизировавшей йорои-кумиути , стала Цуцуми-ходзан-рю (XV век).

На фоне йорои-кумиути интересны упоминания в некоторых источниках школы Сёсё-рю. Специфика этой школы заключалась в развитии исключительной силы и твердости рук, способных пробить металлические пластины панциря и поразить тело врага. Основателем Сёсё-рю, по традиции, считается видный полководец и государственный деятель VII века Накатоми Каматари, но реальные следы системы прослеживаются не ранее ХII века. Известно, что отважный самурайский лидер Минамото Йосицунэ, увидев как-то раз работу мастера Сёсё-рю, был потрясен до глубины души. Успехов в подобном искусстве, когда нужда в йороидоси или кабутовари отпадает совсем, мог добиться только человек, посвятивший закалке ударных поверхностей долгие годы.

Следующей страницей в развитии искусства поражения жизненно важных точек в Японии стала деятельность исторического основателя айки-дзюцу , Синра Сабуро Ёсимицу (XI век), младшего брата Минамото Йосииэ.

По легенде до него это знание передавалось в семье Минамото с очень давних времен от какого-то безвестного буддийского монаха, китайца или японца, в совершенстве владевшего боевыми приемами и умевшего управлять внутренней энергией (хи), воздействуя ею на определенные точки человеческого тела.

Синра Сабуро Ёсимицу был весьма образованным для своего времени человеком, по натуре экспериментатором, к тому же владевшим многими видами воинских искусств. Много времени и внимания он уделял изучению анатомии человеческого тела. Руководствуясь китайскими трактатами по медицине, попавшими в Японию еще в III–VI вв. н. э., он препарировал трупы и изучал расположение жизненно важных точек и зон. Наряду с этим Ёсимицу внимательно наблюдал мир животных и насекомых и в конце концов взял за основу построения движений действия паука, ловко опутывающего паутиной свою жертву. Таким образом, Йосимицу значительно расширил и усовершенствовал перешедшее к нему по наследству фамильное достояние — древнее искусство борьбы. Впоследствии наследники Йосимицу, больше известные под фамилией Такэда, вплоть до XIX века сохраняли в тайне искусство айки-дзюцу , и хотя при Такэда Куницугэ в 1570–1580 гг. айдзу-то домэ («искусство пресечения атаки», другое название айки-дзюцу ) получило новый толчок в развитии, доступ к нему имел только очень узкий круг особо приближенных самураев.

Начиная со второй половины XVI века, с установлением сёгуната Токугава, единоборства без оружия постепенно привлекают к себе все больше внимания представителей самурайского сословия, оказавшихся в условиях новой, сравнительно мирной жизни. Со свойственной японцам любовью к указанию единственного первоистока всякого явления исследователи истории дзюдзюцу в большинстве своем называют основоположником техники саппо китайского мастера Чэнь Юаньбина.

Чэнь Юаньбин предположительно родился в 1587 г. в провинции Чжэцзян, получил хорошее образование и в возрасте 27 лет поступил в знаменитый монастырь Шаолинь, где провел 13 месяцев (1615–1616), обучаясь кулачному искусству. В 1621 г. он приехал в Японию в качестве переводчика при китайском посольстве. Чэнь встретил очень теплый прием и решил навсегда остаться в Стране Восходящего Солнца. В 1625 г. он поселился в монастыре Кокусёдзи в Эдо, где повстречал японского мастера борьбы Фукуно Ситироэмон и двух его учеников — Исогай Дзиродзаэмон и Миура Едзиэмон. Чэнь Юаньбин познакомил их с шаолиньским ушу, в том числе и с приемами поражения уязвимых точек ударами.

С тех пор якобы и пошло гулять по школам дзюдзюцу искусство саппо .

Действительно, в целом ряде сочинений по дзюдзюцу XVII–XVIII вв. прямо говорится о том, что именно Чэнь Юаньбин передал японцам секретные приемы саппо . Например, в наставлении школы Кюсин ити-рю сообщается: «Говорят, что учение о сикацу («умерщвление и оживление») в Японии происходит от Чэнь Юаньбина из великой страны Мин, это учение — секрет медицины и лечебного массажа ». Однако другие сообщения позволяют подвергнуть сомнению абсолютность права Чэнь Юаньбина на авторство саппо. Так, совершенно независимо от него и его учеников, эта техника была разработана в школе Ёсин-рю , которая как раз и славится своими ударами в уязвимые точки, и также, как и Гёк-ко-рю , входит в обучение Будзинкан .

Предание называет основателем Ёсин-рю врача из Нагасаки Акияма Сиробэй. По легенде, где-то впервые десятилетия XVII в. он отправился в Китай, чтобы углубить свои познания в медицине. Там Акияма пробыл несколько лет, в течение которых, по одним сведениям, изучал приемы хакуда — «безоружных ударов» — у китайского мастера по имени Бо Чжуань, по другим — учился болевым приемам и методам реанимации у некоего У Гуаня. Вернувшись на родину, он основал частную школу боевого искусства, где начал преподавать хакуда. Однако монотонность тренировок, связанная с чрезвычайно скудным арсеналом приемов, привела к тому, что вскоре почти все ученики отвернулись от бывшего врача. Тогда он закрыл ее и удалился в знаменитый синтоистский храм Дадзайфу Тэмман-гу для молений. Как рассказывает легенда, однажды ранним морозным утром Акияма вышел прогуляться в сад. Накануне выпал обильный снег, и у многих деревьев были сломаны ветви, только ива (по другим источникам, вишня) стояла, как ни в чем не бывало — тяжелые комья снега просто соскальзывали с ее упругих ветвей. Говору, Акияма при виде неповрежденных ветвей ивы пережил озарение. В один миг он понял, что противостоять силе силой бесполезно и губительно, нужно уклоняться от атаки, перенаправлять силу противника и использовать ее себе на пользу. Этот всеобъемлющий принцип одоления силы мягкостью и податливостью лег в основу дальнейших исследовании мастера, который вскоре сумел увеличить арсенал своей системы до 303 приемов и создать собственную школу, которая после его смерти получила название «Есин-рю».

Некоторые историки, критически оценивая предание Ёсин-рю, напоминают, что в период, когда Акияма якобы совершил путешествие в Китай, сегунское правительство уже запретило всякие сношения с заграницей. Поэтому, вероятно, этот врач на самом деле никуда не ездил, а черпал свои знания у китайцев, которых было немало в Нагасаки.

Большую, а, возможно, даже главную роль в становлении Ёсин-рю и разработке искусства саппо сыграл второй патриарх школы Оэ Сэмбэй.

Во «Введении» к наставлению «Способы убийства и реанимации школы Ёсин-рю» говорится:

 

«Что касается происхождения способов убийства и реанимации, то говорят, что эти тончайшие знания были получены в эпоху Чжоу одним лишь Пянь Цяо, поэтому-то и точны эти методы лишь в традиции Пянь Цяо. Позднее, в эпоху Троецарствия, эту традицию получил некий вассал и военный чиновник правителя Вэй по имени Цао Цао и благодаря этому обрел великую славу, его традиция и была передана во всей полноте нашей стране. В то время в краю Хи-но дзэн (провинция Хидзэн) в местечке Исахая жил человек по имени Ёсин Сэм-бэй Ёситоки. Он любил кэмпо и искусство бросков и достиг чистейшей утонченной искусности… Получив свиток «Объяснение [строения] тела», переданный вэйским военным чиновником, некогда жившим в Нагасаки, он постиг его тончайшее содержание, назвал его «СЦвитком восьми добродетелей» и основал школу, которую назвал «Ёсин-рю».

 

В «Объяснении [строения] тела» были запечатлены уязвимые точки человеческого тела. Оэ и его ученики провели глубокие исследования в этой области и значительно продвинулись вперед по сравнению со своими бывшими учителями. Они тщательно изучили и описали локализацию уязвимых точек, классифицировали их, присвоили им японские названия и описали эффект воздействия на них. Все эти сведения были обобщены и зафиксированы в «Наставлении относительно «Объяснения [строения] тела»», которое стало главным секретом Ёсин-рю. Некоторые исследователи полагают, что теория «Наставления» — это вершина японского искусства саппо.

Если отказаться от привычных японцам упрощенных «исторических» схем, мы увидим, что в первой половине XVII в., когда в Японии наконец воцарился мир, и доспехи были запрятаны в специальные сундучки, по всей стране активизировались поиски наиболее эффективных приемов безоружного боя. Одновременно и совершенно самостоятельно в разных княжествах от севера Хонсю до юга Кюсю мастера борьбы исследовали броски, болевые и удушающие приемы и удары. Кто-то из них обнаруживал уязвимые точки чисто эмпирическим путем, кто-то получал подсказку от японских или китайских врачей, кто-то находил нужные сведения в книгах по медицине. Вот так и сложилось в своих основах искусство саппо.

Большую роль в этом процессе сыграл импорт книг по медицине и военному делу из Китая. Следы их влияния обнаруживаются в самых разных школах дзюдзюцу . Так, в одном из наставлений Синкёку-рю , которая была популярна в княжестве Сэндай, прямо указано на заимствование ряда приемов из своеобразной энциклопедии методов физической культуры и различных искусств «взращивания жизни» (яншэн) начала эпохи Цин «Ванъбао цюаньшу» («Полная книга о десяти тысячах сокровищ»). Из Синкёку-рю эти приемы перекочевали в другие школы дзюдзюцу княжества Сэндай: Асаяма атидэн-рю, Ягю синган-рю и др.

Вторым китайским сочинением, оказавшим влияние на развитие техники саппо, явилась книга «Саньцайту-хуэй» («Собрание иллюстраций трех основ»). Она была привезена в Японию в начале эпохи Эдо и издана под названием «Вакан сансай дзуэ» («Японское и китайское собрание иллюстраций трех основ»). Одиннадцатая глава этой книги называется «Каналы и коллатерали» (кит. «Цзин-ло», яп. «Кэй-раку»). Она содержит учение о системе каналов и коллатералей человеческого тела, которое легло в основу теории школ дзюдзюцу линии Ёсин-рю. Иллюстрации «плотных» и «полых» внутренних органов из этой главы были без изменений пеоенесены в ряд книг по дзюдзюцу.

 

Анатомия человеческого тела по «Саньцай ту-хуэй»

 

Мастера дзюдзюцу эпохи Эдо многое почерпнули из этих и других китайских сочинений по медицине и боевым искусствам. Многие из них стали настоящими специалистами в методах лечения с помощью прижигания, иглоукалывания и поражения жизненно важных точек человеческого тела. В дальнейшем каждая школа дзюдзюцу претендовала на обладание наиболее достоверной и уникальной информацией в этой области, которая была доступна только наставникам и считалась высшим секретом школы. Видимость этого создавали специфические, сугубо внутреннего употребления, названия уязвимых точек. Однако, ввиду того, что теории всех школ, в конечном счете, опирались на одно и то же китайское учение об анатомии и физиологии человеческого тела, под разными названиями в этих школах скрывались одни и те же важнейшие точки и способы воздействия на них. С другой стороны, в результате применения такого экстремального режима секретности позднейшие тексты по дзюдзюцу, созданные в мирное время, когда не было никакой возможности опробовать приемы на практике, пестрят многочисленными ошибками. Предполагают даже, что некоторые наставники специально обманывали своих недостойных учеников, подсовывая им «липовые» сведения. В результате соединения различных способов поражения противника с теорией и практическими методами дальневосточной (изначально китайской) медицины в эпоху Эдо сложилась сложнейшая система приемов воздействия на определенные точки человеческого тела. Она требовала не только тренированного удара и большого боевого опыта, но и досконального знания анатомии и физиологии человека. В тексте начала эпохи Эдо «Свиток устных наставлений о методах убийства и реанимации, которые следует хранить в сердце» школы Такэноути-рю говорится:

 

«Кулачные приемы — редчайшее божественное искусство. Не обладая точными знаниями уязвимых точек, крайне трудно убить противника одним ударом кулака или оживить его (оборотной стороной знания умерщвляющих точек являлось умение реанимировать пострадавшего воздействием на те же или иные точки). Хотя издревле существовали книги со схемами уязвимых точек, из-за того, что они изобиловали ошибками относительно изменений в сезонах и звездах, от них не было толка. Поэтому необходимо внимательно исследовать эти вопросы, изучать древние книги и восполнять их недостатки, ибо, если не знать расположения «плотных» и «полых» внутренних органов, то эффективность кулачных приемов будет невелика».

 

В приведенной цитате предельно кратко и ясно сформулирована суть техники саппо: удар мастера направлен в особую точку, расположенную на поверхности человеческого тела, связанную с определенными внутренними органами, и, в конечном счете, оказывает разрушительное воздействие на внутренние органы.

Как же представляли себе китайские и японские медики, а вслед за ними и мастера дзюдзюцу устройство человеческого тела?

Древнекитайские медики пришли к выводу, что человек и вселенная принципиально тождественны и соотносятся друг с другом как микрокосм и макрокосм, и получили возможность использовать для объяснения различных процессов, происходящих в человеческом теле, учение о принципах функционирования вселенной. Так в китайскую медицину пришли такие важнейшие мирообъяснитсльные понятия как ци  (яп. ки ), инь-ян (яп. ин-ё ) и усын (яп. гогё ), которые занимают важное место и в теории саппо.

Как уже отмечалось, центральное место в построениях китайских космологов и медиков занимает понятие «ци » — некая данность, посредством которой древние китайцы объясняли явления природы. Все, что есть в мире, это ци , и кроме ци и его состояний ничего нет. Утонченная, разреженная ци — дух; сгустившаяся — вещество. Ци в своей первозданной тончайшей природе, еще не знающей полярности отрицательного (темного, женского) — инь и положительного (светлого, мужского) — ян , именуется Изначальной Ци (юань ци). Она абсолютно проста, лишена какой-либо «оформленности» (син) и чужда какой-либо дифференциации.

В силу каких-то неведомых причин Изначальная Ци как бы поляризуется: одна «часть» обретает положительный (ян), а другая — отрицательный (инь) заряд. Таким образом, единая ци становится двойственной, появляется отрицательная ци (инь-ци) и положительная ци (ян-ци).

Но они не остаются в статическом состоянии, а начинают переходить друг в друга, как бы обмениваясь зарядами. В отрицательном сокрыто положительное, а в положительном — отрицательное. Сила ян доходит до предела своей зрелости и переходит в инь, которая, в свою очередь, переходит в ян. Таким образом, ци предельно динамична. Это мощные потоки жизненной силы, жизненной энергии, пронизывающие всю вселенную и формирующие ее. Все в мире столь же динамично. Каждая вещь — процесс, поскольку постоянно претерпевает изменения. Отсюда закон: в мире господствуют «перемены» (и).

Процесс перехода отрицательного в положительное и наоборот постепенен и включает в себя пять фаз, которые, в соответствии с древней традицией, называются «пятью первоэлементами» (у син): это дерево, огонь, земля, металл и вода. Дерево — это зарождающееся ян, огонь — зрелое ян, земля — равновесие ян и инь, металл — зарождающееся инь, вода — зрелое инь. Каждый из пяти первоэлементов представляет собой маркер какого-то классификационного ряда. Иными словами, существуют соответствия между первоэлементами как определенными состояниями ци и различными явлениями, как бы воплощающими в себе эти состояния. Например, в «Наставлении о пяти первоэлементах школы дзюдзюцу Ягю синган-рю» представлена следующая система соответствий.

 

Таблица соответствий с Пятью Первоэлементами (Гогё)

 

 

Пять первоэлементов находятся друг с другом в соотношении взаимопорождения и взаимоуничтожения (взаимопреодоления). Цепочка взаимопорождения первоэлементов выглядит таким образом: дерево порождает огонь, огонь — землю, земля — металл, металл — воду, вода — дерево и т. д.

Цепочка взаимоуничтожения: дерево преодолевается металлом, металл — огнем, огонь — водой, вода — землей, земля — деревом и т. д.

По своей сути, ци — это жизненная энергия, жизненная сила, пронизывающая весь мир, все вещи и все существа. Присутствует она и в человеке.

Ци, пребывающая в теле человека, обозначается различными терминами: чжэнь-ци, юань-ци и др. Это своего рода тончайшая и вместе с тем мощнейшая субстанция, циркулирующая по всему организму, наполняя жизнью каждую клетку, каждый орган, каждую кость или мышцу.

Можно сказать, что чжэнь-ци растекается по всему телу, стимулирует и возбуждает рост и развитие человека, обеспечивает физиологическую деятельность внутренних органов, кровообращение, процессы транспортировки и распределения телесных жидкостей, регулирует и поддерживает температуру тела, защищает организм от воздействия внешних патогенных факторов и т. д.

Ци, присутствующая во внутренних органах, в современной научной литературе называется висцеральной ци. Она включает в себя ци сердца, легких, селезенки, желудка, печени и почек. Чжэнь-ци, циркулирующую по каналам и коллатералям, называют ци каналов — цзин-ци . Ци, циркулирующая в кровеносных сосудах, называется ин-ци . Защитную ци, циркулирующую вне васкулярных тканей тела, называют вэй-ци . Наконец, различают еще цзун-ци , которая запасается в грудной клетке.

Жизненная энергия ци циркулирует по организму по сложной системе каналов и коллатералей (цзин-ло ; яп. кэйраку ). Они связывают воедино внутренние органы, анатомические отверстия, кожный покров, волосы, мышцы и кости.

В систему цзин-ло входят цзин-май (каналы) и ло-май (коллатерали). Цзин-май — это основные «путепроводы», проходящие в глубине тела, а ло-май — их ответвления. Каналы подразделяются на основные и дополнительные.

Основных каналов — двенадцать: ручной канал легких; ручной канал толстой кишки; ножной канал желудка; ножной канал селезенки; ручной канал сердца; ручной канал тонкой кишки; ножной канал мочевого пузыря; ножной канал желчного пузыря; ручной канал перикарда; ручной канал тройного обогревателя; ножной канал желчного пузыря; ножной канал печени .

Дополнительных — восемь.

Согласно учению дальневосточной медицины, внутренние органы человека включают пять «плотных» и шесть «полых» органов. К пяти «плотным» органам относятся печень, сердце, легкие, селезенка с поджелудочной железой и почки. К «полым» органам китайские медики относят желудок, кишечник, тонкую кишку, желчный пузырь, мочевой пузырь и тройной обогреватель. Функция «плотных» органов состоит в приёме и накоплении необходимых для организма веществ, а «полые» органы отвечают за разложение «воды» и «зерна» и преобразования продуктов распада.

Функционирование внутренних органов зависит от состояния висцеральной ци, то есть той части чжэнь-ци, которая, проходя через каналы и коллатерали, поступает во внутренние органы и оказывает на них воздействие. Недостаток ци влечет за собой ослабление ее движущей силы, замедление роста и развития организма и понижение функциональной активности внутренних органов и каналов. Например, если в организме недостает ци сердца, человек ощущает беспокойство, сопровождаемое состоянием тревоги, сердцебиением, бессонницей и навязчивыми размышлениями. В тяжелых случаях возникают симптомы летаргического сна, комы, слабоумия, бреда, возбужденного состояния и т. п. Дефицит сердечной ци приводит к застою крови, который сопровождается побледнением кожи, похолоданием конечностей, головокружением, утомляемостью, одышкой, обильным потоотделением и т. д. Дефицит ци легких вызывает нарушение функции последних и отрицательно влияет на рост чжэнь-ци, что приводит к дефициту ци всего организма. Этому сопутствуют утомляемость, одышка и обильное потоотделение.

При лечении тех или иных заболеваний дальневосточные медики стремятся, прежде всего, устранить дефицит ци в организме, восстановить нормальный баланс инь и ян и свободную циркуляцию ци в каналах и коллатералях тела путем их очищения. К важнейшим методам регуляции ци в организме издревле относятся приемы воздействия на особые точки тела, где, по представлениям дальневосточной медицины, каналы и коллатерали выходят на поверхность. Путем иглоукалывания, массажа и прижигания этих точек, которые называют «цубо», специалисты восстанавливают нормальный ток ци каналах и коллатералях, стимулируют работу внутренних органов. А противоположное по сути, разрушительное воздействие на те же точки используют мастера саппо.

Для эффективного применения техники саппо боец должен был прекрасно разбираться в описанной выше в чрезвычайно упрощенном виде анатомии и физиологии, досконально знать локализацию главных точек цубо, их связи с внутренними органами, правильные способы воздействия на них, обладать «поставленными» ударами и т. д. и т. п.

До наших дней сохранилось немало специальных атласов человеческого тела с обозначенными таких уязвимыми точками — «кюсё » (букв, "«опасная точка», др. термины «саттэн » — «точка убийства», «ансё » — «место-дыра» и т. д.), которые применялись в разных школах дзюдзюцу.

 

Локализация уязвимых точек (из наставления школы Сэйю-рю)

 

Эмпирическим путем были выявлены и затем классифицированы наиболее чувствительные точки, ударами или нажатиями на которые, в соответствии с представлениями дальневосточной медицины, можно прервать ток ци в определенных каналах или, наоборот, чрезмерно активировать его и тем самым нарушить работу определенного внутреннего органа. Так в школе Синто рокуго-рю, основанной в конце эпохи Мэйдзи (1867–1912) мастером Ногути Сэнрюкэн, все точки кюсё разделены на 2 категории: точки «сокуси » — «мгновенной смерти» и «сокуто » — «мгновенной потери сознании».

К первым относятся такие кюсё, как:

уто, рёмо, касуми, дзинтю, канон, мацукадзэ, ситю, мурасамэ, суигэцу, гэцуэй, инадзума, мзйсэй, инно, тэнто, дэнко, битэй;

ко вторым — кёсэн, маэ сякутаку, сэнрю, яко, ути куробуси, кори, докко, хаяути, бандзюн, усиро сякутаку, усиро инадзума, сохи .

Здесь нужно сказать, что, говоря о точках «мгновенной смерти», мастера дзюдзюцу имеют в виду такие точки, поражение которых вызывает тяжелый шок и потерю сознания, но не настоящую смерть. Такая техника применялась дли того, чтобы можно было после схватки реанимировать противника с помощью специальных «приемов оживления» — каппо и захватить его живьем. Японские авторы особо подчеркивают, что в этом проявляется гуманный дух японского дзюдзюцу, в основе которого лежит доктрина симбу фусацу — «божественное воинское искусство не несет смерти». При этом наставники постоянно подчеркивают чрезвычайную опасность приемов саппо и учат, что применять их можно только а самых безвыходных положениях, когда нет возможности спастись бегством, или все иные средства уже исчерпаны.

Для каждой точки кюсё был подобран наиболее эффективный способ воздействия на нее — ударный, нажимной или перетирающе-массирующий, разработаны способы ее «раскрытия» (например, при нормальном положении руки уязвимая точка закрыта мышцами, но если ее выкрутить, то пласт мышц сдвинется, и точка «откроется»), установлен угол воздействия — строго перпендикулярно, снизу вверх, сверху вниз и т. д.

Были разработаны также и весьма изощренные приемы последовательного или одновременного воздействия на несколько точек в соответствии с порядком взаимоуничтожения в системе пяти первоэлементов. Такие методы применялись для облегчения проведения бросков, болевых и удушающих приемов и для причинения тяжелой травмы внутренним органам противника. Эта техника практиковалась в таких школах дзюдзюцу, как Ягю синган-рю, Синкеку-рю, Такэноути-рю и др.

Чтобы читатель мог составить себе представление о том, что же представляли собой «учебники» по саппо, приведу несколько фрагментов из наставления школы Ёсин рю «Иллюстрации к «Объяснениям [строения] тела».

 

Убийство [ударом] в точку «мацукадзэ» — это удар в дыхательное горло, относящийся к уровню Ян (Е-но курай). [Проходящий здесь] канал — это путь движения, по которому ци поднимается вверх и опускается вниз. «Верхняя железа» разделяется на две горловые части — правую и левую [В этой области] у человека проходят две трубки. Одна — путь движения «воды и зерна» (т. е. основных питательных субстанций).

Вторая называется «дыхательной трубкой». Она сообщается с «полым органом» легкие, который расположен на 1 сяку 2 сун (36 см) ниже.

Удар в точку кюу относится к методам убийства Инь. Внизу он пронзает желудок, [через который проходит] путь движения «воды и зерна». Вся пища и питье помещаются в желудок [Подробности] передаются изустно.

Убийство [ударом] в точку ганка («под соском») — это пронзающий удар в «четыре внутренних угла» груди. [Здесь] канал проходит через два органа — легкие и сердце. Следует знать, что, во-первых, [таким] ударом поражается «плотный орган» сердце. Все остальные «плотные» и «полые» органы связаны с этим «плотным» органом сердце, и стоит нанести хотя бы легкий удар [в сердце], как он немедленно отзовется в [всех остальных] органах. Посему следует знать, что [метод поражения сердца] является самым эффективным способом убийства.

Убийство [ударом] в точку инадзума — [это поражение] «полого органа» желчный пузырь. Уровень солнца и луны (т. е. ян и инь), желчный пузырь размещается между «четырьмя листьями» печени, но это отдельные органы. В желудок помещаются «вода и зерно», которые принимает «тонкая кишка». Мочевой пузырь принимает жидкость.

«Толстая кишка» — принимает гущу. Так, среди пяти «плотных» органов нет ни одного, который бы что-либо не принимал. Но желчный пузырь стоит особняком, он не принимает муть «воды и зерна» и, находясь меж «листьев» печени, заимствует у нее [тончайшую] «семенную ци», вот такой это орган. Крепость и сила человеческого тела целиком зависят от желчного пузыря. [Эффект от применения этого метода] убийства [ударом в эту точку] проявляется очень быстро, подобно мгновенной [поражающей] силе, поэтому [эту точку] и называют «инадзума» — «молния» [точка инадзума расположена] на начальном канале, управляющем силой человека».

 

Особое внимание было уделено разработке техники ударов. Для поражения точек использовались самые различные позиции руки, локоть, колено, разные части стопы. Для каждой точки была определена своя ударная часть.

В арсенале дзюдзюцу преобладают удары руками, которые бывают двух основных типов: цуки и ути . Цуки — это удар, наносимый строго по прямой, при нем ударная часть как бы вонзается в тело в противника. Ути же наносится с замахом сбоку или по диагонали. Удары цуки наносятся с вкладыванием веса в удар, а удары ути выполняются силой одной руки.

Для постановки ударов применялись различные методы — и отработка в воздух, и обозначение при выполнении парных упражнений, и специальные упражнения с палками, мечами и т. д. В некоторых школах использовались и довольно экзотические способы тренировки.

Существует предание о том, что в школе Тэндзин синье-рю для подготовки рук применялась методика «ёмбу-но ита» — «доска толщиной в 4 бу» (1 бу — 3,03 мм). Суть этой методики состояла в том, что дощечку толщиной в 4 бу клали на пол и разбивали ударом кулака. Поскольку под дощечкой был пол, сделать это было не так уж просто. Одной силы для этого было слишком мало, требовалось еще и владение особой техникой удара.

Уникальным мастерством атэми  прославился дзэнский монах и основатель школы Фусэя-рю по имени Такэда Моцугай (1794–1867), от которого, помимо всего прочего, остались доски для игры в го и столбы с глубокими вмятинами от ударов костями кулака. Не случайно его прозывали Кэнкоцу-осе: «Преподобный Костяной кулак». Такого мастерства он добился, подвешивая вертикально татами и нанося по нему удары руками и ногами.

В школе Ёсин-рю удары руками и ногами тренировали на большом глиняном горшке грубого обжига, который оборачивали толстым ватным одеялом. Если при ударе горшок не опрокидывался, а лопался, считалось, что ученик достиг уровня, позволяющего убить противника, повредив какой-то из его внутренних органов. В теории, при применении такого удара на поверхности тела не должно остаться никакого следа.

Приемы саппо в большинстве школ дзюдзюцу трактуются как вспомогательные, применяемые для облегчения проведения бросков, перехода на болевые и удушающие приемы и удержания. Связано это с тем, что в реальной схватке попасть точно в маленькую точку на теле перемещающегося противника чрезвычайно сложно, а потому боец должен быть готов использовать другие приемы. Кроме того, в виду сложностей с апробированием техники на тренировках, трудно быть уверенным в том, что удар сработает как надо. Поэтому мастера дзюдзюцу и не делают главной ставки на удары и применяют их преимущественно в качестве кариатэ — «ложного удара»), позволяющего пресечь атаку противника, отвлечь его внимание и подготовить другой прием.

Но, с другой стороны, вершиной искусства борьбы практически все школы признают способность сразить противника одним «настоящим ударом» — хон-атэ . Считается, что овладение саппо венчает весь процесс обучения борца, и что мастерское его применение возможно только для специалистов высочайшего класса.

Очень много внимания уделялось изучению техники атэми в дзю-до . Начало этим исследованиям положил сам Кано Дзигоро, который, по сути, совершил настоящую революцию в этой области. Дело в том, что Кано сумел организовать совместные исследования уязвимых точек своего наставника по школе дзюдзюцу Тэндзин синъё-рю Иноуэ Кэйтаро, обладавшего практическими знаниями техники атэми , и профессора Токийского университета Одзава Кзндзи, вооруженного знаниями западной медицины. В результате этих исследований на свет появилась статья «Дзюдзюцу сикацу-но бэн» («Объяснение методов умерщвления и реанимации дзюдзюцу»), опубликованная в 1884 г. в журнале Токийского университета «Гакугэй сирин» («Журнал наук и искусств»), в которой впервые в истории японских боевых искусств был дан анализ локализации 20 уязвимых точек, изучаемых в традиции Тэндзин синъё-рю, и эффективности воздействия на них с точки зрения западной анатомии и физиологии. Поскольку эта статья была опубликована в специальном журнале, выходившем очень маленьким тиражом, для широкой публики она прошла практически незамеченной. А между тем интерес к технике атэми в конце XIX в. стал быстро нарастать, поскольку как раз в это время начали рассекречиваться знания уязвимых точек отдельных школ дзюдзюцу. Первые работы, рассчитанные на широкую аудиторию, в которых приоткрывалась завеса тайны над методами поражения уязвимых точек, принадлежат мастеру школы Тэндзин синъё-рю Инокути Мацуносукэ.

В 1887 г. он опубликовал книгу «Дзюдзюцу кэн бо дзукай хикэцу» («Иллюстрированное разъяснение секретов дзюдзюцу, фехтования мечом и палкой»), в которой привел рисунки с указанием уязвимых точек, расположенных на лицевой и задней поверхностях человеческого тела. Тремя годами позднее, в 1890 г., Инокути опубликовал книгу «Будо дзукай хикэцу» («Иллюстрированное разъяснение секретов боевых искусств»), в которой дал подробную локализацию 7 наиболее важных уязвимых точек. В этих книгах мастер излагал вопрос об атэмивадза с опорой на представлении традиционной дальневосточной медицины, и соответствующие разделы практически без изменений переписал из старого текста «Тэндзин синъё-рю Xитo-но маки» («Свиток «Человек» по школе Тэндзин синъё-рю»), восходящего к древней традиции школы дзюдзюцу Рёин-рю. Появление этих книг Инокути Мацуносукэ стимулировало активность других специалистов. Во второй половине 80-х — первой половине 90-х гг. XIX в. книги по атэми выходят одна за другой: «Дзюдзюцу сикацу бэнран» («Краткое руководство по технике умерщвления и реанимации дзюдзюцу») Мияути Кисеи, «Дзюдзюцу хидэи каппо» («Секретные методы реанимации дзюдзюцу») Мацумото Мино, («Подробное разъяснение методов реанимации в японском дзюдзюцу»), Моринага Хэйдзи, «Дзюдзюцу атэми кацу-но хо» («Методы атэми и реанимации дзюдзюцу»), Фудзимура Киндзиро и др. Также, как и в первых работах, их авторы излагали традиционные представления об уязвимых точках.

Настоящий прорыв в исследовании вопроса произошел в 1896 г., когда Инокути Мацуносукэ издал свой самый знаменитый труд — книгу «Сикацу дзидзай сэккоцу рёхо. Дзюдзюцу сэйрисё дзэн» («Полный курс физиологии искусства дзюдзюцу: методы убийства, реанимации, лечения вывихов и переломов»), которая обобщила все достижения японских исследователей того времени. В этой работе Инокути полностью отказался от традиционных дальневосточных представлений о физиологии человека, которые излагал в своих предыдущих книгах, и на основе исследований профессора Одзава Кэндзи детально рассмотрел вопросы локализации уязвимых точек, возможного физиологического эффекта и эффективности воздействия на них с позиций западной анатомии и физиологии. Таким образом, Инокути сделал достоянием гласности те материалы, которые еще за 12 лет до этого получили в свое распоряжение дзюдоисты. Продолжил и углубил исследования Инокути ученик Кано Дзигоро, обладатель 7-го дана дзюдо, в предвоенный период директор центра Кодокан, профессор медицины Ямада Ко. В довоенных выпусках журнала «Дзюдо», который издавался Кодоканом, он опубликовал целый ряд статей о технике атэми : «Атэми» («Ударная техника»), «Уто-но атэ» («Поражение уязвимой точки уто»), «Техника тоатэ» («Техника поражения противника с расстояния»), «Сатто касуми» («Смертельная точка касуми»), «Тэнтоно сацу» («Убийство ударом в точку тэнто»), «Хоккёку-но сацу» («Убийство ударом в точку хоккёку») и «Мурасамэ Мацукадзэ-но сацу» («Убийство ударами в точки мурасамэ и мацукадзэ»). Во всех этих статьях сэнсэй Ямада давал подробное описание локализации точек, их анатомии и физиологии, объяснял характер воздействия на данные точки и степень его эффективности. До настоящего времени эти публикации считаются классическими работами на тему атэми .

Изучив физиологический эффект нанесения ударов в различные уязвимые точки человеческого тела, Ямада Ко установил, что, «если исключить травмы, которые влекут за собой смерть противника, такие, как, например, кровоизлияние в черепную коробку или повреждение жизненно важных внутренних органов в целом, применение техники атэмивадза:

— в 53 % случаев влечет за собой обморок, потерю сознания или шоковое состояние;

— в 25 % случаев — травмы опорно-двигательного аппарата: паралич, растяжение, вывих, перелом кости и др.;

— в 20 % — кровотечение из носа, рваные раны и др.;

— в 2 % — нарушения зрения, слуха и т. д.»

Кроме того, он подтвердил существование техники «отсроченной смерти»: «Существуют также такие приемы атэми , о которых говорят: «Час сна — смерть через три дня». Так называют приемы, эффект которых может варьироваться от чрезвычайно легкого, кратковременного обморока до смертельного, исхода в результате вторичного шока, аневризмы или разрушения клеток печени через три дня, три месяца и т. д. после применения техники атэмивадза».

Наконец, во второй половине 60-х гг. XX в. обладатель 5-го дана по дзюдо, сотрудник научно-исследовательской лаборатории спорта при Токийском педагогическом университете, профессор медицины Асами Такааки провел серию практических экспериментов с нанесением реальных ударов в уязвимые точки человеческого тела. Во время этих опаснейших экспериментов дзюдоистам, которые выступали в качестве «подопытных кроликов», завязывали повязкой глаза, а каратисты без всякого предупреждения наносили им удары в различные уязвимые точки, после чего фиксировались изменения в работе дыхательной системы, показаниях электроэнцефалограммы, фиксирующей волны, излучаемые мозгом, и электрокардиограммы. Удары в полную силу наносились по 3 точкам сокуто (удар по ним влечет потерю сознания) и 7 точкам сокуси  (поражение их влечет смерть). Результаты этих исследований были опубликованы в 4-м выпуске «Бюллетеня научно-исследовательского общества Кодокан дзюдо» («Кодокан дзюдо кагаку кэнкюкай кисё»).

В Кодокан дзюдо используются удары руками, ногами и головой.

Все удары разделяются на 3 типа:

1) цуки — тычковые удары,

2) ути — рубящие, хлесткие удары,

3) кэри — удары ногами.

Траекториям ударов большого внимания в дзюдо, как и в большинстве старинных школ дзюдзюцу, в отличие от каратэ, не уделяют, поскольку главным в ударе считается наличие определенных качеств, а не формы (хотя последняя, конечно же, существует).

Эти качества суть следующие:

1) скорость удара , как указывает Ямада Ко, «эффективность удара в технике атэмивадза определяется по формуле:

 

I = M·V2/2

 

 

где М — масса, а V — скорость,

 

именно поэтому обладатель 10-го дана учитель Мифунэ Кюдзо и говорит, что «сила — это скорость», чем больше предмет, чем он тверже, чем выше скорость удара этим предметом, тем эффективнее удар»;

2) точность удара , удар должен поражать, во-первых, определенную уязвимую точку, а, во-пторых, приходиться строго под прямым углом к поверхности мишени;

3) в ударе должна использоваться правильная ударная форма руки , ноги или головы , обеспечивающая максимальную жесткость и точечность воздействия;

4) правильное вложение в удар всего веса й силы , что возможно только при условии полной согласованности действий рук, бедер и ног и высокой скорости, что, в свою очередь, возможно только при условии сохранения равновесия;

5) правильный момент нанесения удара , боец должен понять ритм дыхания противника и нанести удар в момент окончания его выдоха, на вдохе;

6) отдергивание бьющей конечности после удара , после удара боец должен отдернуть руку с той же скоростью (а лучше с еще большей скоростью), с какой наносил удар, чтобы приготовиться к следующим действиям, поэтому отрабатывать удары нужно обязательно в сочетании отдергиванием.

Эффективность удара зависит еще от нескольких факторов:

1) степень уязвимости точек различна, одни из них более чувствительны, другие менее;

2) различные виды ударов оказывают различное воздействие на уязвимые точки противника;

3) максимальная разрушительная мощь удара достигается при сочетании пробивного воздействия с вращательным движением, как, например, при ударе сильно сжатым кулаком с вкручиванием;

4) эффективность удара повышается, если мишень столь же тверда, как, например, черепная коробка, или столь же толста и велика, как туловище.

Как указывает Ямада Ко, «удар оказывает на внутренность мишени пробивное и побочное воздействия… Что касается побочного воздействия, то поражаемые части тела, содержащие мягкие, богатые жидкостью органы, такие, как черепная коробка, содержащая головной мозг; длинные трубчатые кости, в которых хранится костный мозг, грудная клетка, окружающая легкие, мочевой пузырь, наполненный мочой, полный после еды желудок, сердце в фазе расслабления, а также такие ранимые органы как печень, селезенка, почки, испытывают сильное сотрясение на клеточном уровне и повышение в них давления жидкости. Кроме того, удары могут привести к прободению, разрыву и другим травмам внутренних органов, что влечет за собой выделение мокроты, мочи и кала с примесью крови, сотрясение головного мозга, кровоизлияние в черепную коробку и т. д. Сильный удар в область живота вызывает сотрясение внутренних органов. Кроме того, косвенным образом он может повлечь за собой травму легких ».

Для эффективного применения техники атэми требуется спокойствие, хладнокровие и точный расчет. «Все приемы атэмивадза должны применяться решительно, бесстрашно (муи), без сомнений (муги), с полной самоотдачей (муити) и вложением всей силы (мутай), т. е. в состоянии «му» — «отсутствия Я», с опорой на знания дистанции (маай), постановки дыхания (тёсоку), координации движений (тесэй), усвоенные в процессе неустанных тренировок в дзюдо. Однако не приходится спорить о том, что реальный размер ущерба, который может быть причинен противнику с помощью техники атэми, зависит от многих факторов смелости исполнителя, его натренированности, мастерства, ловкости и др. », пишет сэнсэй Ямада.

Таким образом, овладение техникой атэми как бы венчает овладение всей борьбой дзюдо, и мастерское ее применение оказывается возможным только для специалистов высочайшего класса.

Базовые формы ударов отрабатываются в комплексе Сэйреку дзэнъё кокумин тайику-но ката — «Ката национальной физкультуры», основывающейся на принципе правильного использования психических и физических сил, с которым мы планируем познакомить читателей в ближайших выпусках сборника. Но в других ката дзюдо и в разделе самозащиты используются и удары, отличные от базовых вариантов, Уязвимые точки, используемые в технике атэми, называются «кюсе» или «цубо». Последнее название указывает на их принадлежность к точкам, на которые осуществляется воздействие методами иглоукалывания н прижигания.

Согласно тексту «Исинпо» («Методы врачевания сознания»), написанному в 985 г. Тамбой Ясуери, для прижигания моксой и иглоукалывания используются 660 точек, а по данным трактата «Синкюсуйе» («Важнейшие избранные места из иглоукалывания и прижигания») таких точек 213. В процессе своих исследований уязвимых точек, используемых в технике атэми, профессор Ямада установил, что на срединной линии человеческого тела находятся 36 точек цубо, по обеим сторонам от нее располагается еще 102 точки цубо, и 1 точка находится в области слепой кишки. Суммировав эти цифры, мы получаем общее число уязвимых точек — 139, которое почти полностью совпадает с числом наиболее важных точек, используемых в иглоукалывании и прижигании. Названия и локализация всех этих точек даны в таблице и на рисунках 1 и 2.

 

Таблица локализации болевых точек в дзюдо согласно Ямада Ко

 


Дата добавления: 2020-04-25; просмотров: 232; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!