Сыны Божии и дочери человеческие. 7 страница



[b] Когда наступило утро, Аврам рассек их всех пополам и положил одну часть против другой, только птиц он убил, но не рассек. И налетели на трупы хищные птицы, но Аврам отгонял их.

[c] При захождении солнца крепкий сон напал на Аврама, напал на него ужас и мрак великий. Вновь услыхал он голос Господа: "Знай, когда ты умрешь в доброй старости, потомки твои будут пришельцами в земле не своей, и поработят их, и будут угнетать их четыреста лет, но Я произведу суд над народом, у которого они будут в порабощении; после сего они выйдут [сюда] с большим имуществом… в четвертом роде возвратятся они сюда: ибо мера беззаконий Аморреев доселе еще не наполнилась. Потомству твоему даю Я землю сию!" Тут наступила тьма, дым как бы из печи и пламя огня прошли между рассеченными животными. Господь сказал: "Потомству твоему даю Я землю сию, от реки Египетской до великой реки, реки Евфрата: Кенеев, Кенезеев, Кедмонеев, Хеттеев, Ферезеев, Рефаимов, Аморреев, Хананеев, [Евеев] Гергесеев и Иевусеев". 1

[d] Говорят, что Господь поднял Аврама над Небесным куполом и сказал: "Посмотри на звезды и сосчитай их", – а потом добавил: "Тот, кто стоит под звездой, боится ее; но ты видишь, как она сияет под тобой, поэтому подними голову и сочти себя великим!" 2

[e] Другие считают, что рассеченные Аврамом животные говорили об империях, которым выпала судьба быть покоренными Израилем: телица – Вавилон с тремя царями: Навуходоносором, злодеем Меродахом и Валтасаром; коза – Мидия с тремя царями: Киром, Дарием и Ассуром; овен – Греция с тремя царями: Александром, Калигулой и Антонием. Кроме того, голубка символизировала Исмаилитов, а голубь – Израиль. Если бы Авраам не рассек животных своим мечом, эти империи стали бы очень могущественными, а так они были ослаблены. 3

[f] Азазел, падший ангел, который совратил человечество, явился в обличье грифа вкусить падаль. Он обратился к Авраму: "Что ты делаешь тут на священных высотах, где ни один смертный не может ни есть, ни пить? Уходи прочь, пока небесные силы не сожгли тебя!" Но ангел‑хранитель Аврама сам ответил Азазелу: "Ему положено быть здесь, как тебе положено быть в бездне. Убирайся, ибо тебе никогда не свернуть его с праведно го пути!"4

[g] Именно тогда Господь показал Авраму ад, деспотические империи, Тору и Храм, сказав: "Пока твои дети чтят Тору и Храм, им не грозят ад и пленение. Выбирай, должно Мне наказать их проклятием или рабством!" Целый день Авраам в печали взвешивал грядущее. Наконец, когда ему было видение четвертой захватнической империи, на званной Едом – хотя она тоже должна была пасть, как предыдущие три, и вовеки не восстать снова, – он покинул Господа, предоставив Ему выбор. И Господь выбрал пленение. 5

 

1 Бытие XV, 1‑21.

2 Gen. Rab. 433' Tanhuma Shoftim 11.

3 Gen. Rab. 437; Mid. Agada Gen. 33; PRE, ch. 28.

4 Apocflypse of Abraham, ed. Box, 51–53.

5 Targum Yer. Gen. XV. 1‑11; Gen. Rab. 443–444; Tanhuma Buber Ex. 130; Mid. Agada Gen. 34.

 

1). Беспощадное, судя по приведенным текстам, божество имеет куда больше общего с тем, которое напало на Иакова (Бытие XXXII, 25–33) и пыталось убить Моисея (Исход IV, 24), чем с тем, которое вместе с другими гостями принимали Авраам и Сарра солнечным днем (Бытие XVIII, 11–15). Его присутствие потом было отмечено огненным столбом в пустыне (Исход XIII, 21, etc), и огнем, уничтожившим приношение Илии на горе Кармил (3 Царств XVIII, 38).

2). Миф о завете, когда Авраам рассек животных, не был забыт в важном обычае Иерусалимском в VI в. до н. э. Когда Навуходоносор держал осаду, царь Седекия и его придворные поклялись, что освободят иудейских рабов в соответствии с Законом; но когда осада была ненадолго снята, не сумели этого сделать. Иеремия тогда напомнил им о клятве предков: освобождать раба‑иудея через шесть лет после пленения.(Исход XXI, 2). Этот завет, забытый на многие годы, был обновлен в Храме священниками, вождями и свободными подданными Иуды, который прошел между рассеченной надвое телицей. Иеремия предрек, что забывчивость – осквернившая имя Божие – будет наказана рабством для одних и смертью для других, чьи трупы будут съедены хищными птицами и зверями (Иеремия XXXIV, 1‑22).

3). В иудейской Библии завет не был "заключен", но был "рассечен" (karath b'rith – Бытие XV, 18; XXI, 27, etc).; был "секущим" и "черпающим" ('abhar bibh' rith – Второзаконие XXIX, 11); в нем "были" (Иезекииль XVI, 8); и в него "вступали" (4 Царств XXIII, 3). Это доказывает древность обычая, который все еще отправляется племенами малов и баков на юго‑западе Эфиопии: человек, который "рассекает" животное (завет), мажет себя его кровью. В более позднее время у иудеев тот, кто принимает клятву, окропляет себя кровью принесенных в жертву на алтаре животных – "кровью завета" (Исход XXIV, 5–8).

4). Поскольку хищные птицы, упоминаемые в Книге Бытия и Книге Иеремии и символизируют божественное наказание грешников, обычай как бы утверждает: "Если я не иду узкой тропинкой правды, пусть мое тело будет рассечено надвое и пожрут его хищные птицы и звери!" Царь Саул взял пару волов и рассек их на части, а потом послал эти части во все пределы Израильские, что означало: "Так будет поступлено с волами того, кто не пойдет вслед Саула и Самуила!" (1 Царств XI, 7). В греческом мифе завет был заключен поклонниками Елены. Они обещали предпринять совместные действия против того, кто злоумыслит против избранника Елены и, согласно Павсанию, поклялись в этом на рассеченной лошади, священном животном Посейдона. Животные, выбранные Авраамом, были священными и принадлежали трем богам, кроме бога‑быка Эла: телица принадлежала Ханаанейской богине Луны; коза – филистимлянской богине, матери критского Зевса, которую греки знали как Амалтею; овен – шумерскому богу Неба или Аммону, египетскому богу с головой быка.

5). В мидрашистском списке империй "Мидия" означает Персию; а Греция и Рим были объединены для того, чтобы назвать Александра, Гая Калигулу (если, конечно, GSQLGS означает "Гай Калигула") и Антония Пия как греческих царей. Если бы были еще два священных животных, то Александр и два главных притеснителя Израиля из Селевкидов – Антиох Епифан и Антиох Сидет могли бы быть представлены как греки. Помпеи, Калигула и Антоний Пий (138–161 гг. н. э.) – римляне. Рим был назван "Едомом", потому что царь Ирод "Свирепый", захвативший иудейский трон и обласканный императором Августом, был едомитом; и это в какой‑то мере отводило оскорбление от Рима.

6). Во времена Авраама, согласно Книге Бытия, Земля Обетованная была населена не только такими древними народами, как аморреи, ханаанеи, кенеи, рефоимы, но и кедмонеями (bene Kedem, или "люди с Востока"); пришельцами из сирийской пустыни; кенезеями; кланом едомитян (Бытие XXXVI, 11); перисеями (ферезеями – 2 Ездры VIII, 65), тождество которых все еще загадка; хеттеянами; и гергесеев (возможно, QRQShA – союзники хеттеян в войне против Рамсеса II); и евусеями, чье происхождение неизвестно, но чей царь Абду‑Хипа ("раб [богини] Хипы") – см. 10. 10) признал верховную власть Египта в XIV в. до н. э. (см. 27. 6).

7). Символ Израиля, голубь (Осия VII, 11; XI, 11), был не мигрирующим голубем (columba livia), жившим на горах и в пещерах (Иеремия XLVIII, 28 и Песнь песней II, 14), где перелетная голубка (turtur communis) представляет кочевых израилитов и их родичей едомитян.

 

Измаил.

 

[а] Через десять лет после свадьбы Сарра, жена Аврама, поняла, что она бесплодна, и предложила Авраму свою египетскую рабыню Агарь в любовницы. Аврам, которому уже исполнилось восемьдесят пять лет, принял Агарь. Когда Агарь понесла, Сарра пожаловалась Аврааму на обиды, которые она терпит от нее, и он ответил ей: "Вот, служанка твоя в твоих руках; делай с нею, что тебе угодно". Сарра поймала его на слове и стала притеснять Агарь, отчего та убежала в пустыню, где Бог в обличье ангела отыскал ее у источника на дороге к Суру, что между Кадесом и Баредом, и спросил, зачем она там. "Я бегу от лица Сарры, госпожи моей," – ответила Агарь, и Господь повелел ей возвратиться к госпоже и покориться ей, обещав, что она станет матерью многих воинов. Господь сказал еще: "Ты родишь сына и наречешь ему имя Измаил, ибо услышал Господь страдание твое; он будет между людьми, как дикий осел; руки его на всех, и руки всех на него; жить будет он пред лицем всех братьев своих".

Агарь вскричала: "Ты Бог видящий меня!" И назвала источник Беэр‑лахай‑рои. Потом она вернулась к Сарре и, родив Аврааму сына, дала ему имя Измаил. 1

[b] Минуло много лет, Сарра родила Исаака, дитя своей старости, и увидела однажды, как Измаил насмехается над ее сыном. Она сказала Аврааму: "Выгони эту рабыню и сына ее, ибо не наследует сын рабыни сей с сыном моим Исааком". Неприятным показалось это Аврааму, но Господь успокоил его: "Не огорчайся ради отрока и рабыни твоей; во всем, что скажет тебе Сарра, слушайся голоса ее, ибо в Исааке наречется тебе семя; и от сына рабыни Я произведу великий народ, потому что он семя твое".

[c] Авраам встал рано утром, дал Агари хлеба и мех воды и отослал ее вместе с сыном в пустыню Вирсавию. Когда не стало воды в мехе, Агарь оставила отрока под кустом и села вдали, под другим кустом, на расстоянии одного выстрела из лука, приговаривая: "Не хочу видеть его смерть!" Услышал Бог голос отрока, и Ангел Божий с неба воззвал к Агари: "Что с тобою, Агарь? не бойся". Тут Бог услышал голос отрока и сказал Агари: "Встань, подними отрока и возьми его за руку, ибо Я произведу от него великий народ". Открылись глаза Агари, и она увидела колодезь с водою, наполнила мех, напоила отрока. Бог был с отроком; и тот вырос, и стал жить в пустыне Фаран, и сделался стрелком из лука. Мать его взяла ему жену из земли Египетской, и звали ее Мерива, потому что она любила ссориться, хотя другие звали ее Исой Моавитянкой. 2

[d] Говорят, однако, что Сарра, обиженная Агарью, вышвырнула ее из постели Авраама, бросила ей в лицо ее сандалии и так зло посмотрела на нее, что первый младенец Агари, девочка, умерла еще в ее чреве. Она также заставляла Агарь следовать за ней с полотенцами и кадками в дом для омовений. И она зло смотрела на Измаила, который рос таким слабым и иссохшим, что не мог ходить. Поэтому, когда Авраам отослал Агарь прочь, ей пришлось нести Измаила на спине, хотя ему уже исполнилось семнадцать лет или даже двадцать пять; и она так мучилась от жажды, что в мехе вскоре не осталось воды. 3

[e] Некоторые оправдывают Сарру, считая, что Измаил, будучи еще ребенком, выпустил в Исаака стрелу, но промахнулся; а потом он построил алтарь ложному богу, поклонялся идолам, ловил саранчу, ложился со шлюхами, приставал к девственницам. Измаил смеялся над теми, кто говорил ему, что Исаак получит двойную долю старшего сына, когда умрет Авраам, и спрашивал: "Разве не я родился первым?" 4

[f] Но также считается, что Господь открыл источник в пустыне, чтобы спасти Измаилу жизнь. Ангелы возражали ему: "Владыка всемогущий, зачем Ты спасаешь того, кто заставит избранных детей Твоих умирать от жажды?" И Господь спросил: "Сейчас он почитает Меня?" Ангелы ответили: "Он живет в праведности". Тогда Господь сказал: "Я сужу человека по тому, что он есть, а не по тому, что он будет!" 5

[g] He все обвиняют Измаила в пороках и поклонении идолам. Говорят, что Авраам через много лет после того, как прогнал Агарь, сказал Сарре: "Я хочу навестить моего сына Измаила". Но Сарра вскричала: "Прошу тебя, не делай этого!" Однако, видя, что Авраам не сдается, она, боясь, как бы его сердце не ожесточилось против Исаака, взяла с него клятву, что он не сойдет с верблюда, добравшись до шатра Измаила.

Авраам отправился в пустыню Фаран и около полудня нашел шатер Измаила, но ни его, ни Агари там не оказалось, а была лишь Мерива, жена Измаила, с младшими сыновьями. Авраам спросил: "Где Измаил?" – "Ушел на охоту," – ответила Мерива. Держа слово, данное Сарре, Авраам не слез с верблюда, но попросил: "Принеси мне попить, дочка, а то я долго добирался и меня мучает жажда". Но Мерива сказала: "У нас нет ни хлеба, ни воды". Она не вышла из шатра, не взглянула на Авраама, не спросила, как его зовут, но шлепнула пару раз сыновей и выругала Измаила. Очень недовольный, Авраам приказал Мериве подойти к нему и, не слезая с верблюда, сказал: "Когда вернется твой муж, скажи ему: "Пожилой человек, который выглядел так‑то и так‑то, приехал из земли Филистимской повидаться с тобой. Я не спросила его имя, но сказала, что тебя нет. А он сказал: "Посоветуй своему мужу заменить этот колышек другим!" С этими словами Авраам уехал. Когда вернулся Измаил, Мерива передала ему слова Авраама, и он понял, что она отказала в гостеприимстве его отцу. Измаил послушался отца, развелся с Меривой и взял другую жену, родственницу его матери Патуму.

Три года спустя Авраам вновь посетил шатер Измаила. Патума выбежала из шатра ему навстречу и сказала: "Мне жаль, что мой господин Измаил сейчас охотится. Входи в шатер, отдохни и подожди его. Ты, верно, устал с дороги". Авраам ответил ей, что не должен сходить с верблюда, но попросил принести ему воды, чтобы он мог утолить жажду. Патума принесла ему воды и уговорила съесть хлеба, что он с радостью сделал, благословив Измаила и возблагодарив Господа. Авраам сказал Патуме: "Когда Измаил вернется, скажи ему: "Приезжал старый человек, который выглядит так‑то и так‑то, из земли Филистимской. Он сказал: "Передай своему мужу, что у него замечательный новый колышек, и его ни в коем случае не надо менять!" Услышав эти слова Авраама, Измаил понял, что Патума отнеслась к его отцу с должным почтением, и отправился вместе с нею, сыновьями, стадами, отарами и верблюдами в землю Филистимскую, где он навестил своего отца и пробыл много дней. Его дом процветал и богател. 6

[h] Измаил встретился с Исааком еще один раз, когда они хоронили своего отца в Хевроне, в пещере Махпела, на поле Ефрона, которое против Мамре. 7

[i] Измаил умер, когда ему было сто тридцать семь лет, и он оставил после себя двенадцать сыновей. Их звали Наваиоф, Кедар, Адбеел, Мивсам, Мишма, Дума, Масса, Хадад, Фема, Иетур, Нафиш и Кедма. Все они стали князьями, и у каждого было селение, откуда его потомки отправлялись в странствия по миру. 8

 

1 Бытие XVI, 1‑16.

2 Бытие XXI, 8‑21; PRE, ch. 30; Sepher Hayashar 69–70.

3 Gen. Rab. 453–454. 570.

4 Tosephta Sola 304; Gen. Rab. 567–568; Sepher Hayashar 69–70; PRE, ch. 30.

5 Gen. Rab. 572–573.

6 Sepher Hayashar 70–72; PRE, ch. 30.

7 Бытие XXV, 9.

8 Бытие XXV, 12–28.

 

1). Этот миф притязания израилитов на более благородное, хотя и более позднее происхождение, нежели у их южных родичей, которые были изгнаны в пустыню женой их отца Саррой. В Южной Аравии имя Агарь имеет значение "деревня", что объясняет, почему ее внуки жили, судя по всему, в собственных деревнях.

Лахай‑Рои, похоже, имеет значение "Источник бараньей челюсти", подобно другим источникам, названным в честь животных: Ен‑Геди – "Источник козленка" (Иисус Навин XV, 62) и Ейн‑Еглаим – "Источник двух телят" (Иезекииль XLVII, 10). В Книге Судей Израилевых XV, 17–19 Самсон, подобно Измаилу, когда им овладевает жажда, напивается из источника, открытого ему Богом и называемого Лехи ("челюсть").

Баред идентифицируется в "Targum Yer." с Халасой, большим городом на пути из Вирсавии в Египет. В Кадесе, который находился к востоку от Бареда, был пророческий источник Эйн‑Мишпат (Бытие XIV, 7).

2). Очень близкая параллель сложным взаимоотношениям Авраама, Сарры и Агари есть в Законе Хаммурапи: "Если мужчина берет в жены жрицу – naditum (храмовую жрицу, которой нельзя иметь детей) – и если она дарит своему мужу рабыню, чтобы та носила его детей, а потом рабыня требует такого же почета, как ее госпожа, из‑за детей, которым она дала рождение, жрица не должна продавать ее, но может вернуть ее в ее прежнее положение". Швыряние обуви на некую собственность – обычай, подтверждающий обладание собственностью (Руфь IV, 7; Псалтирь LIX, 10). Сарра кидает сандалию в лицо Агари, чтобы напомнить ей о ее положении.

3). Авраам делает Измаилу обрезание, когда тому уже исполнилось тринадцать лет (Бытие XVII, 25) – обрезание было ритуалом эпохи, предшествовавшей матриархату, – а Исаак родился примерно через год (Бытие XVIII, 1‑15; XXI, l ff), что делает Измаила старше на четырнадцать лет. Поскольку Измаил показан ребенком, которого Агарь кладет под куст, то мифограф более позднего времени исправил это несоответствие, объяснив, что Сарра сглазила Измаила и он весь высох. То, что он ловил саранчу, возможно, означает, что Сарра предполагала замысел Агари заменить ее в чувствах Авраама: согласно эфиопской "Kebra Nagast", дочь фараона использовала саранчу и алую нить, чтобы соблазнить царя Соломона.

4). Пустыня Фаран, где жил Измаил, находится в Северном Синае. Большая часть из двенадцати измаилитских племен, упоминаемых здесь, упоминается в других источниках; однако непохоже, чтобы это была прочная конфедерация. В Книге Судей VIII мидиане названы измаильтянами, хотя в Книге Бытия XXV, l ff Медан назван единокровным братом Измаила. Наваиоф и Кедар, старшие сыновья Измаила, упомянуты Исайей XLII, 11; LX, 7; Иеремией XLIX, 28; Иезекиилем XVII, 21. Территория Наваиофа находится к востоку от Мертвого моря; территория Кедар – восточнее территории Наваиофа, в Сирийской пустыне. Наваиоф, хоть это и маловероятно, был отождествлен с набатеями. Территория Хадада неизвестна, но сам Хадад был ханаанейским богом Бури. Кедма означает "люди с Востока", возможно, из Сирийской пустыни.

5). Адбеел, Масса и Фема известны по документам ассирийского царя Тиглатпаласара III (VIII в. до н. э.) как Идиба'илиты, Мас'а и Фема – арабские племена. В документах Ассурбанипала (VII в. до н. э.) есть названия племен Су‑му'‑ил, или Измаил, чьим царем был Уате или Иауте, и Кедар, чьим царем был Аммулади. Тиглатпаласар возложил на аравийское племя Идиби'лу охранять египетскую границу и после завоевания филистимлян отдал ему двадцать пять из их городов. Фема – это оазис в Северной Аравии, называемый до сих пор Тайма. Дума, по‑видимому, Адумату, оазис и форт в Сирийской пустыне, завоеванные Сеннахерибом. Мивсам и Мишма (1 Паралипоменон IV, 25) называются сынами Симеона, и можно предположить, что израильтянское племя Симеона, которое обитало к югу от Иудеи, ассимилировало их хотя бы частично.

6). Иетур и Нафиш упоминаются в 1 Паралипоменон V, 19 вместе с Надавом и агарянами как племена, с которыми воевали трансиорданские израильтяне Рувим, Гад и полуплемя Манассии. В том же тексте (V, 21) отмечается, что агаряне пасли скот и разводили верблюдов. Иосиф, святой Лука и Отцы Церкви упоминают Иетуреян, или Итуреян (Itouraiot). Их территория граничила с Едомом (Идумеей), и в 104 г. до н. э. царь Аристовул Асмонейский аннексировал часть ее, тогда же насильно обратив итуреян в иудаизм. Лет через шестьдесят они двинулись на север и заняли часть горного Ермона и Сирии, где в евангельские времена правил Филипп Тетрарх, сын Ирода. Их лучники служили вспомогательным воинством у римлян и упоминаются Вергилием и Цицероном, которые называют их "самым свирепым народом на земле".


Дата добавления: 2020-04-25; просмотров: 118; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!