Фараоны-воители древнего Египта



Глубоко увязший в ближневосточных войнах Египет снова стал великой империей при фараонах-воинах Сети I (1290-1279 до н. э.) и Рамзесе II (1279-1213 до н. э.). Рамзес осуществил грандиозные строительные проекты, завершив колонный зал в Карнаке и скальные храмы Абу-Симбела. Его хвастливые надписи и колоссальные изваяния красноречиво говорят о беспредельной мании величия.

Однако войны Рамзеса истощили силы Египта, и вскоре после его смерти начался период долгого заката. Заключительный этап наступил в X веке до н. э., когда отечественные династии начали чередоваться c чужеземными - ливийской, нубийской, а 660-х г.г. - ассирийской. Последним усилием имперской воли Египет покорил Сирию, но лишь затем, чтобы в 605 г. до н.э. потерпеть сокрушительное поражение о Вавилона при Кархемише и лишиться всех ближневосточных владений.

Окончательный упадок древнего Египта

В 525 г. Египет стал частью Персидской империи. Затем страну завоевал Александр Великий (356-323 до н. э.). Его преемником стал один из его военачальников - Птолемей, чья династия правила вплоть до 30 г. до н. э. Птолемеи оставались греками по языку и культуре, и этот период отмечен постепенной эллинизацией Египта.

Конец независимости Египта пришел со смертью Клеопатры, и хотя некоторые египетские культы оказали заметно влияние на религиозное брожение позднеримского мира, старая египетская цивилизация постепенно угасла, и на смену ей пришла греко-римская культура.

Для того, чтобы воспитание детей было успешным, надо, чтобы воспитывающие люди, не переставая, воспитывали себя.

 

5.Влияние египетской мифологии на культуру и искусство Древнего Египта. 

Отражение мифологии на искусство мы можем увидеть в периоде "Ранее царство". На палетке Нармера отражено представление о мире. 3 яруса мира:

1 ярус: "Пер ауэ" - Фараон - большой дом + Сын неба

2 ярус: на лицевой стороне. Фараон Восточная Европа (высокая фигура)+ф. Нижнего Египта

рабочая полоса

2 части

1 часть - Фараон - новая корона символизирует трон

2 часть - переплетение 2 Египтов( 2 животных)

3 часть - подземный мир.

Египетская мифология отражает развитие Политеризма, что находится в противоречии с социальным устройством

 

 

 

 6. Культура Древней Греции: переодизация и общая характеристика

Период:

1) Крито-микенский (XXVIII-XI до нэ)

2)Гомеровский(11-9 в до нэ)

3) Архаический (8-6 в д нэ)

4) Классический (5-4 в до нэ)

5) Эллинистический (5-2в до нэ)

 

· По каждому перироду

 

 1) Крито-микенский период ( XXX – XII вв. до Р.Х.). По названию двух важнейших культурных центров на территории Древней Греции - остров Крит и город Микены, расположенные на Пелопонесском полуострове.

Уже в 3-м тыс. до Р.Х. на Крите существовала мощная цивилизация царского типа, сходная с деспотиями Ближнего Востока. Она включала в себя систему «дворцовой экономики», сложную чиновничью иерархию, алфавитное письмо, развитую археологическую культуру (производство меди, бронзы, сплавов), ювелирное дело, гончарный круг. Искусство характеризовалось созерцательностью, особенно известна критская фресковая живопись, изображающая женщин, «морские сюжеты». Ряд важных сюжетов древнегреческой мифологии (о Тезее, Ариадне и Минотавре, Посейдоне и Пасифае) связаны с Критом. Критская цивилизация погибла в результате мощного землетрясения, вызванного извержением вулкана Санторин.

Микенская культура известна образцами городской архитектуры, дворцами крепостного типа. В шахтовых гробницах Микен были обнаружены золотые погребальные маски, украшения, оружие. Повышенная военизация микенского общества, вызванная войнами с ахейцами, а также борьбой независимых государств. Города Таринф, Микены, Аргос представляли собой укрепленные поселения. Искусство характеризуется творческой активностью, диалогичностью: широко представлены танец, творчество рапсодов, игра на лире и флейте. Музыка носила сакральный характер. Микенская цивилизация погибла либо вследствие военного вторжения дорийских племен, либо в результате многочисленных гражданских войн между городами-цитаделями и их духовного истощения.

2) Гомеровский (царский) период ( XI – VIII вв.до Р.Х.).Характеризуется упадком культуры: большинство микенских поселений покинуты, замирает деятельность центральных святилищ – храм бога Аполлона в Дельфах, на острове Делосе и на Самосе. Греческое общество отброшено к первобытности. Между тем, этот период вошел в историю какгероический или гомеровский, поскольку он известен по двум поэмам – «Иллиада» и «Одиссея», относящимся к концу IX - началу VIII в. до Р.Х. и приписываемых Гомеру. Своими корнями эпические поэмы Гомера уходят в период Микенской культуры, во времена ахейских героев и аристократических воинских идеалов. Они повествуют о Троянской войне, которая разразилась из-за того, что Парис, сын царя Трои Приама, похитил у спартанского царя Менелая его жену Елену. «Илиада» описывает один из эпизодов троянской войны – ссору предводителя ахейцев Агамемнона и Ахилла. «Одиссея» - поэма о странствиях возвращающегося на родину из-под стен Трои царя Итаки Одиссея. Гомер жил сотни лет спустя после военного похода ахейцев под Трою. Историческое ядро его сюжетов сложилось на основе коллективной памяти потомков победителей Трои, оказавшихся, в свою очередь, побежденными. Дорийское нашествие XII–XI вв. до Р.Х. уничтожило крупные города и разметало ахейцев по Восточному Средиземноморью. Дорийские племена, сокрушив ахейские царства, не стали сами воссоздавать централизованную монархию. Приняв мифы и предания прошлого, послеахейская Эллада создала общественный строй и культуру уже нового, античного типа. Благодаря этому был осуществлен один из крупнейших сдвигов в эволюции культуры.

3) Архаический период ( VII – VI вв. до Р.Х.) начинается с интенсивной колонизации греками побережья Средиземного моря, ростом городов. Крупнейшие среди них – Коринф (25 тыс.жителей), Афины (25 тыс.жителей), Милет (30 тыс.жителей). Начинает формироваться полисная система, создаются институты демократии. Полис был основной формой античного социального мира, это был самостоятельный город-государство. Именно в границах полиса его гражданин чувствовал себя полноправным человеком: она находился под защитой своих богов, покровительствовавших данному городу. Полис представлял собой не только общественную, но и сакральную ценность. С VII в. уже чеканится монета. До этого в качестве денег в Греции использовались быки и металлические бруски. Создается новое законодательство. Борьба с аристократией завершается победой опиравшихся на народ тиранов (например, Периандр из Коринфа, Питтак из Митилены на Лесбосе, Писистрат из Афин и др.).

В конце архаического периода наступил кризис тирании, и в ярде полисов устанавливается демократическое или олигархическое правление. Реформы Клисфена (VI в. до Р.Х.) в Афинах привели к победе демократии в этом полисе.

Архаическая поэзия и музыка .

С VII в. вместо излагающих мифологию эпических поэм, например, космогоническая поэма «Теогония» («Происхождение богов») Гесиода (VII в. до Р.Х.), дидактическая – «Труды и дни» - приходит более индивидуалистическая и анархичная лирика. Известная условная дата рождения античной лирики: 6 апреля 648 г. до Р.Х.: в этот день состоялось солнечное затмение, описанное лириком Архилохом. Более древняя лирика – лирическая песня. Имена древних лирических певцов – Орфей, Мусей, Филаммон, Лин. Греческие поэты стихи не читали, а пели. Среди известных лириков периода архаики можно назвать Анакреонта, жившего на о.Теос в Малой Азии (сер. VI в. до Р.Х.), певца пиров, вина и любви.

Поэт Алкей с острова Лесбос (кон.VII - VI вв. до Р.Х.) создавал военные марши и застольные песни. На о.Лесбос родилась еще одна поэтесса Сапфо, которая писала гимны Афородите, «порабощающей сердце заботами и огорчениями»:

« Снова терзает меня расслабляющая члены люб

Была развита в Греции и хоровая лирика, объединявшая поэзию, музыку и танец. Она стала прообразом греческого театра. Из музыкальных инструментов использовались лира, и ее более совершенный вариант – кифара, авлос (наподобие флейты). Ни полифонии, ни гармонии в нашем понимании греки, по-видимому, не знали. Музыкальные инструменты обычно использовались для сопровождения пения. Выдающимися хоровыми лириками были Алкман, Стесихор из Гимеры, Симонид с Кеоса, Пиндар из Фив.

Изобразительное искусство.

Найдено огромное количество расписных ваз, написанных в геометрическом стиле, например, Дипилонская амфора, найденная в Афинах. Различают чернофигурную и краснофигурную роспись. Некоторые вазы достигали по размерам человеческого роста и являлись надгробными памятниками.

Скульптура.

Российский философ XX в. Алексей Федорович Лосев (1893-1988)полагал, что основанием античной культуры является интуиция человеческого тела как существенная характеристика бытия. Античное мироощущение, по существу своему языческое, связанное с землей и в существе своем телесное, прежде всего дает опору для земных и телесных утешений, лишая их характера разгула и порочности, но в то же время не уничтожая их во имя чисто духовных идеалов. Тело в античности есть живое и одухотворенное тело. Прекрасное в античности – то, что биологически и жизненно отвечает своей цели, прекрасное – добротное, сильное, здоровое, живое. В античной культуре биологически-прекрасное и было религиозно значимым. Пластическо-скульптурное мировидение отличало всю греческую культуру в целом, но наиболее зримо оно воплотилось в скульптуре. Это так называемые куросы («архаические аполлоны») – фигуры обнаженных молодых людей в характерной позе: с выставленной вперед ногой, руки по швам, кулаки иногда сжаты. Аналогичны изображения женщин (коры), облаченных в длинные одежды (например, статуя Геры на о. Самос ( VII - VI вв. до Р.Х.). До IV в. греки редко изображали женщин, для них образ истинной гармонии духа и тела являл находившийся в центре внимания художников мужчина. Статуи характеризовались условностью. Скульпторы не могли придать статуям гармонии и целостности, что выражалось, например, в «архаической улыбке» - застывшей гримасе куросов и кор.

Философия.

Складывается ранняя – милетская – школа натурфилософии, представители которой задавались вопросом о первоначале всего. Так,Фалес считал, что мир и все живое происходит из воды, Анаксимен – что из воздуха; Анаксимандр выделил некое беспредельное первовещество (апейрон), из которого все произошло.

4) Классический период ( V - IV вв. до Р.Х.) продолжался до установления Филиппом Македонским господства над Грецией в результате победы в битве при Херонее в 338 г. до Р.Х. Классика - расцвет древнегреческой цивилизации. Это золотой век Афин, наивысший подъем античной демократии, время формирования мощной классической культуры античного полиса.

Античная трагедия.

Немецкий философ Фридрих Ницше (1844-1900) в книге «Рождение трагедии из духа музыки» выделил два основных начала, формировавших греческую культуру: аполлоновское и дионисийское. Аполлоновское начало есть чувство меры, мудрого самоограничения. Дионисийское же начало есть «блаженный восторг», выход из размеренного и упорядоченного мира. Греческая культура есть борьба аполлоновского и дионисийского начал и их противоречивое соединение. Аттическая трагедия и рассматривалась Ницше как наивысший синтез дионисизма и аполлинизма.

Культ бога виноделия Диониса стал одним из истоков трагедии. На процессиях в его честь запевала дифирамба (букв. «песнь топора» - обрядовая хоровая песня, сопровождавшая принесение жертвы) постепенно становился актером, а хор – основой греческой трагедии.Трагедия (букв. - «песнь козлов») – шутливое представление, связанное со спутниками Диониса – козлоногими существами – сатирами. Первым афинским трагиком считается Феспид, который на Великих Дионисиях в 534 г. до Р.Х. поставил свою трагедию, использовав наряду с хором актера-декламатора. Затем свои трагедии поставили Фриних и Пратин. Сюжеты для трагедий черпались из греческой истории и мифологии, которые преломлялись и истолковывались в духе Диониса – бога героев.

Первый трагик мировой литературы Эсхил (525-456 до Р.Х.) воспевал победы греков при Марафоне, Саламине и Платеях. Создал более 80 произведений, дошло 7 («Персы», «Семеро против Фив», «Прометей прикованный» и др.). До Эсхила трагедия представляла собой диалог между одним актером и хором. Эсхил ввел на сцену второго актера. Эсхил мыслил еще всецело в религиозных понятиях. Границы правды, справедливости и блага очерчены в его трагедиях богами, вознаграждающими за добро и карающими за зло.

Другой великий трагик Софокл (496-406 до Р.Х.), создал 120 трагедий, дошли 7 («Антигона», «Царь Эдип», «Электра» и др.). Увеличил число актеров до 3-х человек. Воля богов у Софокла прежде всего всесильна, и ее этический смысл сокрыт от смертных. Конфликт трагедий Софокла – в драматическом противоборстве человека и неотвратимого рока, судьбы.

Младший из классических трагиков - Еврипид (484-406 до Р.Х.). Известны его трагедии, написанные в первые годы войны между Афинами и Спартой: «Медея», «Вакханки», «Ифигения в Авлиде» и др. Его интересует внутренний противоречивый мир человека, который вступает в борьбу с жестокими и пристрастными богами. Например, в «Медее» жена предводителя аргонавтов Язона, дочь царя Колхиды Медея, желая отомстить изменившему ей мужу, убивает его вместе со своими детьми и новой супругой. Но преступление не приносит Медее удовлетворения.

Цель античной трагедии состояла в достижении катарсиса души – очищения от страстей через возбуждение сострадания к героям.

В V в. до Р.Х. формируется комедия (от греч. - «совершать шествие»), которая также восходит к дионисийским празднествам. Известными комедиографами были Эвполид, Кратин, Аристофан. До нашего времени целиком дошли только комедии Аристофана (ок.446-ок.385 до Р.Х.): «Облака», «Мир», «Женщины в народном собрании».

Скульптура и архитектура.

«Ничего лишнего» - принцип, положенный в основу греческого искусства. Скульптуры раскрашивали яркими красками (образ белоснежных статуй возник лишь в эпоху Возрождения). Внимание уделялось пластике тела, а не выражению лица. В самом начале классического периода в скульптуре появился новый стиль, получивший название «суровый».Создатели его: Калон, Главкиад из Эгины, Агелад из Аргоса, Пифагор из Регия.

Идеал человека был воплощен великим Фидием (нач. V в. до Р.Х. – 432-431 гг до н.э.) в больших культовых статуях Афины Парфенос, облицованный золотом и слоновой костью, и Зевса Олимпийского.

Вторым классиком греческой скульптуры стал Мирон (сер. V в. до Р.Х.), передающий напряженное движение (статуя «Дискобол»); экспрессию страстей («Афина и Марсий»).

Третьим великим скульптором был Поликлет из Аргоса (втор.пол. V в. до Р.Х.). Он установил канон, т.е. определил и пластически передал пропорции человеческого тела. Например, его статуя копьеносца Дорифора составлена из математически точных пропорций. Канон Поликлета более ста лет ориентировал скульпторов на идеал могучей величавости, силы и достоинства изображаемой фигуры, на гармонию и равновесие.

Однако уже в позднеклассическую эпоху в IV в. до Р.Х. большей популярностью пользовалась скульптура с гладкими, гибкими, грациозными линиями и нежными лицами. Это проявилось в творчестве Праксителя (ок.390-ок.330 до Р.Х.), его скульптура «Афродита Книдская» стала прообразом многих позднейших изображений богини любви.

Другой известный скульптор Скопас (IV в. до Р.Х.) создал патетический стиль. Его танцующая «Менада» - сгусток энергии, «воплощенная буря». Менады – вакханки в римской традиции – женщины, сопровождавшие Диониса и участвовавшие в его оргиях. Победа дионисийского начала заметна в творчестве Скопаса. Скопас украшал одну из чудес света – гробницу индийского сатрапа Мавзоля.

Под влиянием Скопаса находился Леохар (сер. IV в. до Р.Х.), создатель бронзового оригинала знаменитой скульптуры Аполлона Бельведерского.

Скульптор Лисипп (2-я пол. IV в. до Р.Х.) после изготовления определенной статуи клал в копилку золотую монету, когда он умер, в копилке оказалось 1,5 тыс. монет.У него было поразительное оптическое, а не пластическое восприятие скульптуры как искусства. Лисипп – мастер схватывания мгновенного действия человека. Его статуя «Апоксимен»(юноша, счищающий с себя грязь после состязаний) воплощает гармонию физического развития и внутренней утонченности. Лисипп оставил потомкам прекрасный бюст Александра Македонского.

Строительство храмов.

Греческий храм умеренный по своим размерам. Основной тип храма представлен периптером – храмом прямоугольной формы, окруженным со всех сторон колоннадой. Были и более простые формы: простиль – такой храм имел четыре колонны по фасаду, амфипростиль – храм имел колоннаду с переднего и заднего фасадов. Светские постройки были очень непрочными и скромными. В VIII в. до Р.Х. были выявлены системы пропорции зданий, три ордера. Ордер (в архитектуре) – определенное сочетание несущих и несомых частей стоечно-балочной конструкции, их структура и художественная обработка. Наиболее показательны различия колонн ордеров:

--Дорический ордер имеет простую и строгую колонну, покрытую продольными желобками – каннелюрами), ее капитель (венчающая часть) сделана в виде каменной подушки без украшений. Колонны часто заменялись статуями атлантов. Это суровый мужской стиль (например, храм Посейдона в Пестуме (ок. 460 г. до Р.Х.).

--Ионический ордер имеет колонны, которые венчают женские завитки, локоны. Иногда колонны заменялись статуями девушек (например, портик храма Эрехтейона).

--Коринфский ордер имеет колонны, которые заканчиваются листьями аканфа.

Афины с VI в. до Р.Х. становятся символом высших достижений культуры греков. Один из современников говорил: «Если ты не видел Афин, то ты пень, если видел и не был восхищен, то ты осел, а если по своему желанию их покинул, то ты верблюд». «Верблюд» - одно из самых обидных прозвищ в античности. Акрополь архитектурный комплекс в Афинах, включающий в себя святилище, укрепление, общественный центр, библиотеку, картинную галерею. Окончательное оформление получил приПерикле. Иктин и Калликрат перестроили Парфенон (святилище Афины), аФидий в центре воздвиг ее огромную статую с расчетом, что отблеск острия копья Афины Паллады будет издали виден подплывающим к городу кораблям. Комплекс Акрополь связан с окружающим ландшафтом. Храм сливается с ним. Античные храмы, как и статуи, раскрашивались: вертикальные части – черным цветом, а горизонтальные – красным. Входом в Акрополь служили Пропилеи (архитектор Мнесикл), слева от них –Пинакотека (1-ая картинная галерея), справа – храм Ники Аптерос(Бескрылой): крыльев ее лишили для того чтобы богиня победы никогда не покидала горд.

Наука. Философия.

В V-IV вв. до Р.Х. были разработаны почти все разделы элементарной геометрии. Медицина получила теоретическое обоснование в трудахГиппократа (460-377 гг. до Р.Х.). Он разработал систему наблюдения за больными, оставил описание многих болезней, хирургических операций, методов лечения.

Демокрит (460-370 гг. до Р.Х..) ввел в науку понятие атома – качественно однородной частицы материи.

«Отец истории» Геродот (485-425 гг. до Р.Х.), автор «Истории греко-персидских войн» открыл плеяду историков: Ксенофонт (430-354 гг. до Р.Х.), Фукидид (460-400 гг. до Р.Х.), автор «Истории Пелопонесской войны».

В Древней Греции начинает развиваться искусство убеждения –риторика. На рубеже V-IV вв. до Р.Х. заявил о себе выдающийся судебный оратор Лисий (459-380 до Р.Х.), речи которого считаются образцом аттической прозы. Великолепным стилистом был оратор Исократ (436-338 до Р.Х.). В 391 г. до Р.Х. он открыл первую риторическую школу с регулярным платным обучением. Выдающимся оратором был Демосфен(ок.384-322 до Р.Х.).

На протяжении V в. до Р.Х. становился популярным новый рационализм Афинского Просвещения. Во главе его стояли софисты, защищавшие среди прочего и тезис о недоказуемости существования богов. Человек, учили софисты, опирается на то, что ему полезно, а не на религиозные верования. Софисты отвергли поиски абсолютной истины и призвали учиться практическим искусствам. Греческая система образования и воспитания называлась «Пайдейя»и объединяла гимнастику, грамматику, риторику, поэзию, музыку, математику, географию, историю. Но великий греческий философ Сократ (469-399 до Р.Х.) подверг подобное образование критике. Знание, утверждал Сократ, должно не только приносить пользу, но и давать основания подлинной нравственности. Подобные основания могут состоять только в знании того, что есть добро. Сократ призывал человека к самопознанию и предложил«майевтику» – искусство ведения спора, в процессе наводящих вопросов рождается истина.

Ученик Сократа Платон (427-347 до Р.Х.) разработал системное учение об идеях, известны его диалоги «Пир», «Федон», «Тимей» и др.

Следующий великий мыслитель, учитель Александра МакедонскогоАристотель (384-322 до Р.Х.) создал философские основания целой системы наук: метафизики, физики, логики, психологии, этики, риторики, экономики и др. Его работы «Метафизика», «Риторика», «Политика», «Физика» и др.

5) Эллинистический период ( III – I вв. до Р.Х.). Начало этого периода – 338 г. до Р.Х. – год военной победы Македонии над Грецией. Конец эпохи эллинизма считают 31 г. до Р.Х., когда после победы римского императора Октавиана над Антонием и Клеопатрой перестало существовать последнее эллинистическое государство – эллинистический Египет. Эллинистический период завершает историю самостоятельного развития культуры древней Греции. В эпоху эллинизма центры производства и торговли переместились на Восток. Греция почти обезлюдела и превратилась в страну бедную и незаметную. И хотя в ней сложились две новые политические организации: Ахейский и Этолийский союзы, все крупные культурные центры располагались за пределами собственно Греции. Главными эллинистическими государствами было царство Птолемеев в Египте, царство Селевкидов в Сирии, царство Антигонидов в Македонии и Греции.

Эллинистическая культура – это не только культура Греции под верховенством Македонии и Рима: это греческая культура, распространившаяся благодаря завоеваниям Александра Македонского(356-323 до Р.Х.) далеко на юг, в Африку, и на восток, в Азию. Возникает особая синкретическая культура, в которой греки были уже не этническим, а социально-культурным явлением. Человек перестал быть гражданином суверенного города-государства и превратился в подданного, затерянного среди сотен тысяч ему подобных. Патриотизм сменяется космополитизмом (отечество – весь космос), крушением расистских предрассудков по поводу различий между греками и варварами.

Помимо космополитизма, принципиальными чертами эпохи эллинизма стали: индивидуализм и фатализм.

Религия приобретает личностный характер. К другим ее проявлениям относятся:

--Скептицизм (культ богини Тюхе, богини Случая, Фортуны), который утверждает, что миром руководит безжалостный слепой случай;

--Обращение к царям как к высшим заступникам в земной жизни(«Другие боги далеки, или у них нет ушей, или они не существуют»), укрепились царские культы.

--Смешение традиционных греческих культов с восточным учением(мистерии Исиды, Исида отождествлялась с Деметрой; Амон – с Зевсом, Осирис – с Дионисом).

Философия. Проблемы этики и морали.

Школа Эпикура (341-270 г. до Р.Х.), его работа «Трактат о Природе». Школа «философов Сада» возникла в Афинах в конце VI в. до Р.Х. и располагалась в постройке в саду (огороде), в предместье Афин. Счастье, по эпикурейцам, это вытеснение страдания и беспокойства. Все живое стремится к удовольствию, но истинное наслаждение есть отсутствие страдания и состоит в овладении внутренними инстинктами, а не в удовлетворении их, и добродетель – средство для достижения счастья. Счастье для Эпикура – это атараксия, невозмутимость. Для ее достижения следует освободиться от трех видов страха: страха перед богами, страха перед необходимостью, страха перед смертью.

Стоицизм. Основатель – Зенон из Китиона (ок. 336-264 до Р.Х.) в Афинах в конце IV в. до Р.Х. Не будучи афинянином, Зенон не имел права арендовать целое здание, поэтому он проводил свои занятия в портике - открытой с одной стороны галерее на колоннах или столбах. В греческом языке слово «портик» - stoa, и последователи Зенона – стоики. Для стоиков цель жизни – достижение счастья. Счастье состоит в том, чтобы следовать природе. В природе царит необходимость. Человек, обладая разумом, можем осознать эту необходимость судьбы – в этом и состоит его свобода. Не уклоняться от мира, а наоборот, полностью принять его не только физически, но и душевно, идти навстречу необходимости. Путь к счастью преграждают аффекты, чувства, страсти. Выход – аскеза, бесстрастие. Счастье – это апатия, величественный покой души, бесстрашие перед миром.

Скептицизм. Основатель Пиррон из Элиды (ок.360-ок.270 до Р.Х.).Сомневались во всем, и в стоицизме, и в эпикурействе. Воздержание от суждений и есть суть жизни афасия.

 

 

· Общая характеристика (совсем общая)

Античная Греция не была отягощена азиатской традицией, хотя древним грекам и были знакомы достижения культуры народов Востока. Усвоив культурный опыт Египта и Вавилона, они определили свой собственный путь социально-политического развития, в философских поисках и в художественно-эстетическом осмыслении мира.

Антропологическое противоречие духа и тела решено было античной культурой в пользу последнего, придав ей «телесный» стиль. Современные исследователи усматривают корни этой «телесности» в античном рабстве. В рабовладельческом обществе ни полноценность человека, ни сам человек не могли быть поняты, а потому человек и его духовная жизнь осмысливались по типу физических тел или вещей. Так конструируется все античное мировоззрение: наука, религия, философия, искусство, общественно-политическая жизнь. Античный гуманизм прославляет лишь физическое совершенство человека, но субъектность личности, ее духовные возможности еще не раскрыты. Эталоном гармонии было тело человека. Даже греческие боги — прежде всего вечные совершенные тела. Отсюда вытекает соразмерность пропорций греческой архитектуры, расцвет скульптуры. Показательным выражением телесности античного гуманизма было исключительное положение физической культуры в системе воспитания. Однако в античном обществе признавалась биосоциальная природа человека, закрепленная в формуле Аристотеля: «Человек — животное общественное». Тело осмысливалось как эстетический символ греческого города-государства, «полиса». Древние греки пытались через тело и благодаря ему воспитывать в себе соответственно гармонические духовные качества, усматривая в нем наличие чувства и ума в их взаимном единстве и противоречии, но слабое развитие индивидуальности личности не позволило греческой культуре отразить высоты проявления человеческой эмоциональности и духа. Возвеличивая тело, в целом античные искусство и культура, как и на Востоке, решали противоречие между личным и общественным в пользу последнего. Личность считалась полезной обществу лишь благодаря своим гражданским добродетелям. Противоречия объекта н субъекта как сторон человеческой личности можно назвать главным нервом античной культуры. Если во взаимоотношениях с социумом личность находила какой-то выход, то по отношению к судьбе и личность, и общество были лишь объектами, слепыми орудиями Рока. Идея неумолимости Рока тесно связана с античным рабством, ибо в античном мире свободные люди мыслили себя рабами общего мироустройства. Единичные прорывы человеческого духа в античной культуре не стали парадигмой античного мировоззрения, не выразили его сути.

 

7. Этапы эволюции древнегреческой мифологии ( наверное, лучше почитать лекцию в «Зарубежной литературе», но скинула то, что нашла в интернете)

· Доолимпийский хтонический период развития закладывает самые основы греческой мифологии, которые не дошли даже до VI века до н.э. Он делится на два этапа, первый их которых – фетишизм. Так как это самый древний этап формирования и развития мифологии, то время не оставило от первоначального образования следов в современной мифологии. Древние греки того времени (практически первобытные создания) не разделяли сущность предмета, его идею от его самого, то есть фетиш от его идеи. Они видели во всем окружающем мире магическую силу и считали ее тождественной тому, в чем она живет. В структуре и концепции той древней мифологии царила дисгармония и несоответствие, так как фетишизм был стадией собирательно-охотничьего хозяйства. На фетишей переносились социальные функции общинно-родовой формации, создавая между фетишами определенные иерархическо-родственные связи. Как я уже сказала, демоническое существо (т. е. магическая сила), живущее в предмете, никак не отделяли от самого предмета, и поклонялись ему. Например, Зевс первоначально был каменной пирамидой, которой поклонялись в городе Сикионе (Пелопоннес), а на Ликейской горе в Аркадии – колонной. А Геру в Феспиях (Беотия) представляли как обрубок древесного ствола, а на острове Самос – в виде доски. Фетишизм этих богов указывает на их исключительную древность и глубокие корни.

По мере развития производящего хозяйства греки начали интересоваться вопросами производства вещей и их составом, их смыслом и принципами их строения. Тогда-то в мифологии появилось понятие разделения идеи фетиша от его самого. Магическая сила, которая ранее была слепой и беспорядочной, теперь стала приобретать черты – каждый магический сосуд и его наполнитель (т.е. предмет, который являлся содержателем этой магической силы и сама магическая сила) теперь стали разными вещами. Ранее сущность погибала при уничтожении предмета, в котором обитала, но теперь она могла самостоятельно отделяться от него и жить долгое время после его уничтожения. Тогда-то и совершился переход ко второму этапу в хтоническом периоде – анимизму (anima – душа, animus – дух). Он характерен ускоренным развитием демонизма в мифологических пластах – появление демона как самостоятельного существа стало своеобразной революцией в развитии. Магические артефакты – дома демонов – представляли огромную ценность и представляют ее и поныне. Но сила древнегреческих демонов все еще была беспорядочна. Тератологические мифы повествуют о страшных существах, символизирующих силы земли, таких, как Тифон, Тартар, титаны, эринии, циклопы, гекатонхейры, Цербер. В мифах того времени также часто присутствует миксантропия, т. е. соединение черт человека и животного. Яркий пример тому – кентавры, Сфинкс, сирены, дриады. Все это показывает, что греки тогда еще не избавились от представления себя как неотъемлемой части природы, сохраняли нецивилизованное сознание. Обобщение тератологии и миксантропии в результате дало образ праматери-земли, Великой богини-матери, что имело значение в этот и в эллинистическо-римский период, когда происходило возрождение архаики.

· Следующий период в развитии – героический. Он также разделяется на два этапа – ранний героизм и поздний героизм, различия в которых не столь явственны, чем между фетишизмом и анимизмом, но все же не менее заметны. Ранний героизм связан с переходом к патриархату в истории Греции. Именно во время этого этапа закладывается первая ступень развития героики – появляются герои, которые расправляются с чудовищами, спасая народ от опасных созданий. Происходит символическая победа человека над природой – раньше природные силы были непобедимы и имели неоспоримую власть, и было выгодно быть их частью. Теперь же, когда стены города давали надежную защиту, человек мог больше не бояться природы и хищных животных и жить отдельно. Появляются вторичные обители для духов – святилища и храмы. Небо отождествляется с Олимпом, горой выше облаков, на которой живут боги. Совершаются подвиги многими мифическими героями: Аполлон убивает пифийского дракона и основывает на этом месте свое святилище, уничтожает двух чудовищных великанов Ота и Эфиальта, Кадм побеждает дракона и создает на поле боя Фивы, Персей избавляет народ от Медузы, Беллерофонт убивает Химеру, Мелеагр – каледонского вепря. Совершает свои 12 подвигов и Геракл. Теперь беспорядочной силой богов верховодит Зевс, исправляя хаос, царивший в мифологии. Зевсу подчиняются все божества, ему подвластны жизни людей, все стихийные силы в его руках. Также во время раннего героизма утончается восприятие, исчезает дикость и чудовищность образов. Например, нереиды, океаниды, наяды, дриады и другие духи природы больше не представляются в виде ужасных природных кошмаров, карающих стихийными бедствиями, они становятся поэтичными и умиротворенными созданиями, которые просто являются частью природы. Появляются божества нового плана – оформившиеся вторичные образы Великой Богини-матери, такие, как Афродита, богиня любви и красоты, Афина – богиня мудрости и справеддивости, Гестия, богиня домашнего очага. Гера становится покровительницей брака и моногамной семьи, даже Артемида, сохранившая древние охотничьи функции, превратилась в образец дружелюбного и сердечного отношения к людям. Раньше магическая сила, демоны и природа в целом были направлены против человека и были страшными и непонятными, недоступными пониманию, теперь же многие существа и предметы стали человекоподобными, даже человечными, созданными в помощь людям и направленными к ним. Люди научились использовать природные ресурсы, ориентироваться в природе, видеть и воспевать ее красоту. Даже Зевс, грозный владыка, молниями рассеивающий тьму ночи, могущественней которого не было, стал внимать и прислушиваться к людям и порой исполнять их желания. Нимфы стали предметом восхищения и примером красоты. Богами патриархального уклада жизни становятся Афина и Аполлон, славившиеся мудростью, красотой и художественно-конструктивной деятельностью. Таким образом, можно заключить, что на этапе раннего героизма в людях начал развиваться эгоцентризм, и под него стала перестраиваться мифология. А появление безопасности ориентирования в природе отразилось в победах над тератологическими чудовищами.

· На этапе позднего героизма чувствуется влияние литературной обработки. Практически утрачивается страх перед богами, люди теперь даже бросают им вызов неверием, неповиновением и несогласием. Салмоней, например, и вовсе объявил себя Зевсом и стал требовать подобающих почестей. Диомед вступил в рукопашный бой с Аресом. Кассандра, получив от Аполлона свой дар предвидения, отвергла бога, за что была наказана. Делаются распространенными проклятия.

Вот, в принципе, и все касательно периодов развития древнегреческой мифологии. Дальнейшее развитие мы прослеживать не будем, так как в дальнейшем она перестает быть религией, и становится уже политической историей, а затем уже и мифологией.

 

 

8. Афины. Акрополь - наивысшее достижение древнегреческой архитеркуры.

 

Наивысшие достижения древнегреческой архитектуры связаны с ансамблем Афинского акрополя. В этот период Афины становятся во главе созданного ими Морского союза с целью объединения всей Греции. В осуществлении своих политических целей они широко используют средства идеологического порядка, в том числе искусство и архитектуру. При правителе Афин Перикле, в 440-х годах, предпринимается создание архитектурного ансамбля Акрополя — общественного и культурного центра города Афин и всего Афинского государства (ил. 20), на месте разрушенного персами. Во главе работ был поставлен Фидий — крупнейший скульптор того времени. В состав творческого коллектива вошли лучшие зодчие — Иктин. Калликрат, Мнесикл, Архилох и другие. Созданный их усилиями ансамбль Афинского акрополя является высшим выражением художественного гения греков и одним из наивысших достижений мирового монументального искусства.

Афинский акрополь — природная скала удлиненной формы с плоской вершиной. Размеры ее около 300 метров по длине, 130 (максимально) но ширине, уровень верхней площадки над морем — 156 м. Подъем на верхнюю площадку — с узкой западной стороны, обращенной к морю.

Впервые поселение на верхней площадке Акрополя возникло еще в догреческие времена. В VII — VI веках до н. э. здесь уже существовали храмы, разрушенные позже персами. В отличие от более раннего времени, теперь, в V веке до н. э.. было решено создать единый, взаимосвязанный ансамбль.

Первое сооружение, которое встречает поднимающихся на Акрополь — входные «ворота» — Пропилеи (архитектор Мнесикл; 440 — 432 гг. до н. э.), к которым вела тропа, развертывавшаяся серпантином по склону скалы. Основная часть Пропилеи состояла из двухколонных портиков, завершавшихся фронтонами — западного и располагавшегося за ним восточного. Оба портика — дорические, но внутри их, с двух сторон центрального прохода,— ионические колонны. Таким образом, в этом сооружении впервые применены два ордера — дорический снаружи, ионический внутри. Справа и слева от западного портика находились неравные по размерам павильоны пинакотеки (картинная галерея) и библиотеки. Вследствие этого Пропилеи приобрели асимметричный характер. Впечатление асимметрии усиливается наличием на правой стороне ската холма, завершенного Пропилеями, небольшого (высота колонн — 4,065 м) храмика — амфипростиля, посвященного Нике Аптерос — Бескрылой Победе. Это необычайно гармоничное сооружение (архитектор Калликрат; 449— 421 гг. до н. э.), изящное, тонко проработанное во всех деталях, поставлено на пиргосе — выступе скалы, обработанной подпорной стенкой.
Пройдя Пропилеи, поднявшись на Акрополь, видишь перед собой несколько правее, в отдалении, главный храм — Парфенон, посвященный богине Афине — покровительнице города Афины (архитекторы Иктин и Калликрат; 447 —432 гг. до н. э.); перед ним, чуть левее, возвышалась гигантская бронзовая статуя Афины Промахос (Афины Воительницы), созданная Фидием, а за ней виднелся второй по размеру храм — Эрехтейон (архитекторы Архилох и Филокл, 421—407 гг. до н. э.), посвященный Афине Полиаде и Посейдону, двум главным божествам Афин. Его название связано с именем древнейшего легендарного царя и героя Афин — Эрехтея.

Ансамбль Афинского акрополя асимметричен. В чем причина этого? Изучение ансамбля, знакомство с его историей, сопоставление с другими ансамблями Древней Греции приводят к выводу, что в комплексе нет ничего случайного, все продуманно и по-своему логично. В основу ансамбля заложены два последовательно проводимых принципа, которым следовала древнегреческая архитектура времени расцвета: первый принцип — гармоническое равновесие масс и второй — восприятие архитектуры в процессе постепенного, «динамического» ее обхода.

 

   

 


Дата добавления: 2020-04-25; просмотров: 239; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!