Каков был бы характер человека, претворяющего справедливость во всей её чистоте?



– «Истинно справедливый, по примеру Христа: ибо он так же претворял бы любовь к ближнему и милосердие, без коих нет истинной справедливости

 

Право собственности. Воровство

Каково первое из всех естественных прав человека?

– «Право на жизнь: поэтому никто не имеет права покушаться на жизнь своего ближнего, делать что-либо, что могло бы повредить его физическому существованию.»

Право на жизнь, даёт ли оно человеку право собирать на жизнь, чтобы отдыхать, когда он больше не сможет работать?

– «Да, но он должен делать это в семье, как пчела, честным трудом, накапливать в достаточности мер, а не сверх меры, как эгоист. Даже некоторые животные дают ему пример, такой предусмотрительности на «скудный день.»

Имеет ли человек право защищать то, что заработал трудом?

– «Разве Бог не сказал: „Не кради!“? Разве не сказал и Христос, что следует возвращать «кесарю - кесарево?»

Примечание. То, что человек зарабатывает честным трудом, является его законной собственностью, защищать которую он имеет все права, ибо собственность, являющаяся плодом труда, есть право естественное, столь же естественное, как право на жизнь, и на труд.

Желание иметь, обладать, естественно ли оно?

– «Да; но если только для себя одного и для своего личного удовлетворения, то это лишь жадность и эгоизм

– Однако это желание обладать, не вполне ли оно законно, поскольку тот, кто имеет на что жить, никому не в тягость?

– «Есть люди ненасытные и накапливающие безо всякой пользы для кого-либо или просто ради удовлетворения своих страстей. Думаешь ли ты, что Бог благосклонно взирает на это? И, напротив того, собирающий трудом своим с тем, чтобы придти на помощь ближним, претворяет на деле закон любви и милосердия, и Господь Бог благословляет его за этот труд.»

Каков отличительный признак законной собственности?

– «Законна лишь та собственность, что была приобретена без ущерба для других.» (См. N 808).

Примечание. Поскольку закон любви и справедливости воспрещает делать другому то, чего бы не желал для себя, то он тем самым осуждает всякое средство приобретательства, противоположное этому закону.

Право собственности, бесконечно ли оно?

– «Вероятно; всё, что законно приобретено, является собственностью; но, как мы уже сказали, человеческое законодательство несовершенно и часто освящает права условные, каковые природная справедливость не признаёт. Поэтому люди реформируют свои законы по мере того, как совершается их прогресс и справедливость понимается ими лучше. Что кажется совершенным в одном веке, представляется варварством в веке последующем.» (См. N 795).67

Милосердие и любовь к ближнему

Каков истинный смысл слова «милосердие» в понимании Христа?

– «Благожелательность ко всем, снисходительность к чужим несовершенствам, прощение обид, великодушие - как средство прощения и вдохновление к благим свершениям.»

Примечание. Любовь и милосердие суть дополнения закона справедливости, ибо любить ближнего значит принимать его в уважении, делать ему всё добро, что в нашей власти, искренно – от души, не ожидая «наград»; какое нам хотелось бы получить от других. Таков смысл слов Христа: «Человек человеку брат.»

Милосердие в понимании Христа отнюдь не ограничивается милостыней; оно охватывает все отношения, какие мы имеем с ближними нашими, будь они по положению ниже, равны нам или выше нас. Оно велит нам быть снисходительными, прощать им ошибки, потому что сами мы нуждаемся в снисхождении; оно запрещает нам унижать несчастье, как это слишком часто бывает на деле. Если человек богат, то ему выказывают тысячу знаков внимания и почтительности, но если только он беден, то словно бы и не имеют нужды с ним церемониться. Чем плачевнее его положение, тем больше должны помогать «встать с колен», напротив того, чтобы бояться добавить его несчастье через унижение. Действительно искренно добрый, хороший человек, старается возвысить нижестоящего в своих глазах, сокращая дистанцию, их разделяющую, помочь ему стать равным, в его ряду, если он сам этого искренно желает.

Иисус сказал также: «Любите и уважайте, даже врагов ваших; ибо не знаете, насколько они сильны.» Но, ведь любовь к врагам своим разве не противоречит естественным нашим склонностям и не происходит ли враждебность из-за недостатка симпатии между духами?

– «Несомненно, нельзя питать к врагам своим любви нежной и страстной; но он и не это желал сказать; любить своих врагов значит прощать им и воздавать им добром за зло; поощрять благие намерения, рождающиеся в их душе, развивать и укреплять ответные чувства признательности и уважения; тем самым, человек делается Выше, развивается, отрекается от применения методов зла; Месть на месть, око за Око, Ты мне – как я тебе, не решает развитие духовности человека; так как через месть он ставит себя вровень, и даже ниже Врагов своих, и не решает главной задачи – прогресса духа. Идёт против законов Бога.»

Что думать о милостыне?

– «Человек, доведённый до прошения милостыни, деградирует как нравственно, так и физически: оскотинивается. В обществе, основанном на законе Божьем и справедливости, жизнь слабого должна быть вспомоществоваться без унижения его достоинства. Такое общество заботится о существовании тех, кто не может потрудиться, не оставляя их жизнь на жестокую волю случая или случайную добрую волю людей.»

– Так вы осуждаете милостыню?

– "Нет, - не саму милостыню, но методы, как она обыкновенно подаётся. Человек добра, понимающий милосердие так, как учил Христос, опережает несчастного, не дожидаясь ответности, чтобы тот протянул ему руку.

Истинное милосердие всегда великодушно, исполнено добра и благожелательности; оно заключается и в том, как его творят. Услуга, оказанная с деликатностью, обладает двойной ценностью; если же делать её с высокомерием, то хотя нужда и заставляет её принять, но сердце остаётся ею не затронуто.

Помните также и о том, что в глазах Божьих показное действо отнимает у благодеяния всякое достоинство. Христос сказал: «Пусть левая твоя рука не ведает того, что даёт правая»; тем он учит вас, что не следует омрачать милосердие гордыней, надменностью и презрением.

Нужно отличать милостыню от благотворительности. Самый нуждающийся это не всегда тот, кто просит; боязнь унижений удерживает действительно бедного, и он зачастую страждет без жалоб; именно благотворение истинно человечный человек и умеет найти, не выставляя беду на показ.

«Любите друг друга» – в этом весь закон; закон божественный, коим Господь правит мирами. Любовь – это закон притяжения для существ живых и одухотворённых; притяжение – закон любви для неодухотворённой материи.

Всегда помните о том, что дух, какова бы ни была степень его продвинутости, его положение – будет ли то воплощение или развоплощённость, – всегда помещён между тем, кто стоит Выше его, кто направляет и совершенствует его, и тем, кто стоит ниже его и в отношении к кому он исполняет те же обязанности. Будьте же милосердны не только тем милосердием, которое побуждает вас извлечь копейку из своего кошелька, холодно отдаваемую вами тому, кто осмелится её у вас попросить, но и опережайте нищету скрытую. Имейте снисхождение к недостаткам, странностям своих ближних; не презирайте их за невежество и пороки, но просвещайте их, и увещевайте их; будьте мягки и благожелательны ко всем, стоящим ниже вас; будьте такими же в отношении и самых малых существ – и всё это будет послушанием закону Божьему. /Св. Викентий Павел./ "


Дата добавления: 2020-04-25; просмотров: 123; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!