Свобода совести, является ли она следствием свободы мышления?



– «Совесть есть душевная мысль, интуитивный канал соизмерения деяния человека с божественными принципами развития, принадлежащая человеку, как и все прочие мысли.»

Имеет ли человек право ставить пределы свободе совести?

– «Не более, чем и свободе мысли, ибо одному только Богу принадлежит право оценивать совесть. Если человек через свои законы регулирует отношения человека к человеку, то Бог законами совести регулирует отношения с Богом

Каков результат сковывания свободы совести?

– «Принуждать людей действовать не в согласии с тем, что они думают, – значит превращать их в лицемеров и врунов. Свобода совести есть один из признаков истинной цивилизации и прогресса

Всякая ли вера заслуживает уважения, даже если известно, что она заведомо ложна?

– «Всякая вера заслуживает уважения, если она искренна и побуждает человека творить добро. Вера, заслуживает порицания, есть та, коия призывает к применению методов зла

Позволительно ли порочить веру того, кто думает не так, как мы?

– «Это значит не иметь милосердия и покушаться на свободу мысли.»

Значит ли покушаться на свободу совести, если ставить препоны верованиям, природа коих такова, что они могут будоражить общество?

– «Можно пресечь действия, но глубинная, сокровенная вера, основанная на естественных ценностях  недоступна  внешним посягательствам.»

 

Примечание. Пресекать внешние действия какой-либо веры, когда эти действия причиняют кому-либо вред, это вовсе не значит покушаться на свободу совести, ибо пресечение это оставляет вере её полную свободу.

 

Должно ли из уважения к свободе совести позволить распространение вредных учений или же можно, не ущемляя этой свободы, стремиться вернуть на путь истинный тех, кто был совлечён с него ложными принципами?

– «Определённо, это можно, и даже должно делать; но, по примеру Христа, учите мягкостью и убеждением, а не силой, в противном случае это будет даже хуже, чем вера того, кого хотите убедить. Если и есть что-либо, что было б дозволено навязывать, то это добро и братство всех людей; но мы не считаем, что насилие – средство к тому, чтобы достичь их: убеждённость не навязывает себя, она аргументирует и объясняет.»

Поскольку все учения имеют притязание быть единственным выражением истины, то по каким признакам можно узнать то из них, которое действительно имеет право считаться таковым?

– «Это будет то учение, которое формирует больше людей добра и меньше лицемеров, т.е. претворяет закон любви и милосердия в его наибольшей искренности и чистоте, в самом широком его приложении. По этому признаку вы узнаете, что какое-либо учение хорошо, ибо всякое учение, которое бы следствием своим имело утверждение разъединения и разобщения чад Божьих, установление разграничений, и особого статуса между детьми Божьими, может быть лишь ложным и вредным, не соответствующим замыслам Божьим

 

Свобода воли

Свободен ли человек в своих действиях?

– «Поскольку у него есть свобода мысли, то есть и свобода действия в сотворении и улучшении Мира. Без свободы воли, прощения и милосердия, человек был бы машиной.»

Обладает ли человек свободой воли от самого своего рождения?

– «Свобода действия существует, как только появляется воля к свершению действия. На начальном этапе жизни человека свобода практически сводится к нулю; она развивается и меняет свою направленность вместе со способностями человека. Поскольку у ребёнка мысли находятся в связи с потребностями его возраста, то он направляет свободу своей воли на вещи, ему необходимые и понятные.»

Инстинктивная предрасположенность к совершению тех или иных действий, привносимая духом при рождении человека, не является ли она препятствием к осуществлению свободы воли?

– «Инстинктивная рефлексия предрасположенности человека к каким-либо действиям (инерция привычек поведения) является предрасположением его духа, бывшего у него перед данным воплощением; в зависимости от степени его развитости эта предрасположенность может повлечь его к совершению предосудительных действий, и в этом он будет пособляем духами, коим созвучны те же настроения; но всё же вовсе не существует необоримого вовлечения во зло; если есть воля к противлению. Вспомните, что хотеть значит мочь.» (См. N 361).


Дата добавления: 2020-04-25; просмотров: 121; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!