Задание 6. Определите, о какой функции философии идет речь в тексте



"От физика нельзя требовать, чтобы он был философом; но можно ждать от него философского образования, достаточного для того чтобы обоснованно отделять себя от Вселенной и снова объединяться с ней в более высоком смысле. Он должен создать себе метод, соответст­вующий наглядному представлению; он должен оберегаться превратить наглядное представление в понятие, понятия в слова и обходиться с этими словами так, будто это предметы; он должен быть знаком с ра­ботой философа, чтобы доводить феномены до самого философского охвата"(И.В.Гете)

Задание 7. Проанализировав тексты для анализа выведите закономерности и различия в понимании философии в разные эпохи.

Тексты для анализа

Зотов А.Ф. Феномен философии: О чем говорит плюрализм философских учений. //Вопросы философии. 1991. №12.

Дайте ответ на вопросы:

- Какие перспективы мировоззрения на рубеже тысячелетий видит А.Ф. Зотов в своей статье?

- Каким из путей, выделенных А.Ф. Зотовым как возможные, по вашему мнению, пошло человечество в начале XXI века?

- Согласны ли Вы с такой трактовкой?

Никифоров А.Л. Является ли философия наукой //Философские науки. 1989. № 6.

Дайте ответ на вопросы:

- Является ли философия наукой?

- Должна ли философия быть наукой?

- Каким критериям научности соответствует философское знание?

- Согласны ли Вы с точкой зрения философа?

3. Статьи М.К. Мамардашвили «Как я понимаю философию» и «Быть философом – это судьба»

Дайте ответ на вопросы:

- Кто такой философ?

- Почему люди философствуют?

- Что такое философский акт?

- Как соотносятся философия и жизнь, философия и личный опыт?

- Что такое «реальная философия» в отличие от «философии учений и понятий»?

Работу М. Хайдеггера «Что такое философия?»

Дайте ответ на вопросы:

- раскройте понимание философии как «традиции», как пути разума

- как связаны сущность философии с соответствующим понятием – языковым знаком?

- что значит «греческая сущность философии»?

Ортега-и-Гассет Х. Что такое философия?

Дайте ответ на вопросы:

- как связана философия с рациональным и иррациональным?

- какова философская традиция?

- как понималась философия в разные эпохи?

- что изучает философия, к чему стремиться?

- каковы источники философии?

 

Диоген Лаэртский (1 пол. III в.)

"Занятия философией, как некоторые полагают, начались впервые у варваров: а именно у персов были их маги, у вавилонян и ассирян -халдеи, у индийцев - гимнософисты, у кельтов и галлов - так называе­мые друиды и семнофеи (об этом пишут Аристотель в своей книге "О ма­гии" и Сотион в XXIII книге "Преемств"); финикийцем былОх, фракий­цем - Замолксис, ливийцем - Атлант...

И все же это большая ошибка - приписывать варварам открытия эллинов: ведь не только философы, но и весь род людей берет начало от эллинов. В самом деле, достаточно припомнить, что именно среди афи­нян родился Мусей, а среди фиванцев - Лин.

Мусей, сын Евмолпа, первый, по преданию, учил о происхождении богов и первый построил шар: он учил, что все на свете рождается из Единого и разрешается в Едином...

Лин, по преданию, был сыном Гермеса и музы Урании; он учил о происхождении мира, о путях солнца и луны, о рождении животных и растений. Поэма его начинается так:

Было время, когда все в мире явился вместе...

Отсюда и взял Анаксагор свое учение, что все в мире возникло со­вокупно и лишь потом явился Ум и внес в это порядок...

Вот таким образом началась у эллинов философия, самое имя ко­торой чуждо варварской речи...

Сторонники варварского происхождения философии описывают и то, какой вид она имела у каждого из народов.

Гимнософисты и друиды, по их словам, говорили загадочными из­речениями, учили чтить богов, не делать зла и упражняться в мужестве; гимнософисты презирали даже смерть, как свидетельствует Клитарх в XII книге.

Халдеи занимались астрономией и предсказаниями.

Маги проводили время в служении богам, жертвоприношениях и молитвах, полагая, что боги внемлют только им; рассуждали о сущности и происхождении богов, считая богами огонь, землю и воду; отвергали изображения богов, в особенности же различение богов мужского и женского пола...

Египтяне в своей философии рассуждали о богах и о справедливо­сти. Они утверждали, что началом всего является вещество, из него выделяются четыре стихии и в завершение являются всевозможные живые существа... Они считают, что мир шарообразен, что он рожден и смертен; что звезды состоят из огня и огонь этот, умеряясь, дает жизнь всему, что есть на земле; что затмения луны бывают оттого, что луна попадает в тень земли; что душа переживает тело и переселяется в другие; что дождь получается из превращенного воздуха; эти и другие их учения о природе сообщают Гекатей и Аристагор— Полезных для человека жи­вотных они считают богами; говорят также, что они изобрели геомет­рию, астрономию и арифметику. Вот что известно об открытии филосо­фии.

Философию философией (любомудрием), а себя философом (лю­бомудром) впервые стал называть Пифагор, когда спорил в Сикионе с Леонтом, тираном Сикиона или Флиунта...; мудрецом же, по его словам, может быть только бог, а не человек. Ибо преждевременно было бы фи­лософию называть "мудростью", а упражняющегося в ней - "мудрецом", как если бы он изострил уже свой дух до предела; а философ ("любо­мудр") - это просто тот, кто испытывает влечение к мудрости. Мудрецы назывались также софистами ("мудрствователями"), и не только муд­рецы, но и поэты: так называет Гомера и Гесиода Кратин в "Архилохах", желая похвалить этих писателей.

Мудрецами почитались следующие мужи: Фалес, Солон, Периандр, Клеобул, Хилон, Биант, Питтак; к ним причисляют также Анахарсиса Скифского, Мисона Хенейского. Ферекида Сиросского, Эпименида Критского, а некоторые и тиранна Писистрата. Вот кто были мудрецы.

Некоторые философы получили наименование по городам, на­пример, элейцы, мегарики, эритрейцы и киренаики; некоторые по мес­там занятий, например, академики и стоики; некоторые по особенно­стям занятий, например, перипатеки-гуляющие; некоторые - в насмеш­ку, например киники-собаки; некоторые по предрасположению, напри­мер, евдемоники - искатели счастья; некоторые по образу мыслей, на­пример, филалеты-правдолюбцы; некоторые по именам своих наставников, например, сократики, эпикурейцы и прочие.

Наконец, одни философы называются физиками, за изучение при-- роды; другие - этиками, за рассуждения о нравах; третьи - диалектика­ми, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии: физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика - о жизни и о свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики и для этики. До Архелая (включительно) существовал толь­ко один род - физика; от Сократа, как сказано выше, берет начало эти­ка; от Зенона Элейского - диалектика" (Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. - М., 1979. С. 63-68).

Дайте ответ на вопросы:

- Какие проблемы интересовали первых философов?

- Что такое философия с точки зрения Пифагора?

- Какие части в философском знании выделяет Диоген Лаэртский?


Дата добавления: 2020-04-08; просмотров: 852; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!