Портрет нечестивых людей (Иуд. 12-16)



Этот отрывок - одна из самых ярких обличительных речей в Новом Завете. Она дышит жаром высоконравственного негодования.

1. Они - соблазн на вечерях любви.

Вечеря любви - агапе - одна из ранних характерных черт Церкви. Это была трапеза дружбы и братства, устраивавшаяся в воскресенье. Для многих рабов эта трапеза, возможно, была единственной приличной едой. Но очень скоро суть агапе стали извращать. Это мы можем видеть на примере коринфской церкви. Павел заявляет, что на трапезах любви в Коринфе бывают разделения. Приходящие разделяются на клики и группы; у одних слишком много еды, другие умирают с голода, а для некоторых Вечеря Господня обращалась в попойку (1 Кор. 11,17-22). Когда агапе не трапеза братства, она становится пародией, и очень скоро она больше не оправдывала своего имени.

Противники Иуды сделали пародию из вечери любви. Он пишет, что они "бывают соблазном на вечерях любви" (ст. 12); и это соответствует параллельному отрывку во Втором послании Петра - "срамники и осквернители" (2 Пет. 2,13).

На вечерях любви люди были душевно близки и у них был такой обычай - поцелуй мира, а эти нечестивцы использовали вечерю любви для удовлетворения своей похоти. Ужасно, если люди вступают в церковь и используют возможности, которые дает христианское братство, в своих извращенных целях. Эти люди подобны подводным камням, о которые могло разбиться братство вечерей любви.

В Первом послании к Коринфянам Павел даже говорит, что вечеря любви может быть обращена в пирушку, где всякий поспешает съесть свою пищу (1 Кор. 11,21). Никто не может утверждать, будто знает, что значит быть христианином, если в Церкви он только хочет воспользоваться чем-то и остается в своем замкнутом кружке.

 б) Следующая фраза - "без страха утучняют себя". В греческом тексте буквально стоит: "пасущие себя (смотрящие за собой)". Руководитель церкви должен внимать (смотреть) себе и всему стаду (Деян. 20,28).

Лжепастырь же больше смотрел за собой и заботился о себе, чем об овцах, за которыми он должен был смотреть. Человек, не чувствующий ответственности за других и думающий только о себе, осужден. Таким образом, Иуда осуждает эгоизм, разрушающий братство, и отсутствие чувства ответственности за других.

 3. Нечестивые люди подобны безводным облакам, носимые ветром, которые не приносят дождя, и деревьям в пору сбора урожая, не несущим никаких плодов. Эти две фразы тесно связаны между собой, потому что характеризуют людей, предъявляющих высшие требования, но не приносящих никакой пользы.

Пустые обещания бесполезны, а в Новом Завете ничто не осуждается так бесповоротно, как бесполезное.

Удел непослушания.

Иуда рисует еще один яркий портрет этих людей. Они "свирепые морские волны, пенящиеся срамотами своими". За этим стоит такая картина: после шторма, когда волны долго несут на берег пену и накипь, на берегу всегда остается кромка нанесенных морем водорослей, плавника и разный уродливый мусор. Это всегда не очень приятная сцена. Но картина, оставленная после шторма одним морем бывает намного неприглядней той, что оставляет после шторма другое море. И воды Мертвого моря гонят волны свои на берег, и эти волны выбрасывают на берег плавник, но здесь есть своя особенность. Вода Мертвого моря столь насыщена солью, что она снимает с дерева всю кору и море выбрасывает на берег белый, гладкий, ошкуренный плавник, похожий больше на высушенные кости, чем на дерево. Деяния нечестивых людей подобны этому уродливому мусору, который оставляют на берегу моря волны после шторма, и остатком скелетов, выбрасываемых штормами Мертвого моря. Эта картина отчетливо подчеркивает отвратительный характер деяний противников Иуды.

 Он прибегает еще к одной картине. Нечестивые люди подобны звездам блуждающим, которые заключены во мрак тьмы на веки за непослушание. Эта картина взята непосредственно из Книги Еноха. В этой книге звезды иногда отождествляются с ангелами, и в ней мы находим картину судьбы звезд, которые, в своем непослушании Богу, оставили установленные им орбиты, и были уничтожены.

В своем путешествии по земле Енох прибыл в место, где он "не видел ни неба наверху, ни твердой земли, а лишь хаотическое и ужасное место". Енох продолжает: "И там я видел семь звезд небесных, связанных с ним, подобные громадным горам и горящие огнем. Тогда я сказал: "За какие грехи они связаны и за что они брошены сюда?" Тогда сказал Ириель, один из священных ангелов, бывший со мной, и глава их: "Енох, почему ты спрашиваешь и почему ты жаждешь истины? Это те звезды небесные, которые нарушили заповеди Господа и привязаны здесь до тех пор, пока десятка тысяч лет, навлеченные их грехами, не исчезнут" (Енох. 21,1-6).

Судьба блуждающих звезд типична для судьбы людей, преступающих заповеди Божий и идущие, так сказать, своим путем. Все это Иуда подтверждает пророчеством, но и пророчество взято из Книги Еноха. В оригинале отрывок звучит так: "Се, идет Он с тьмами святых (Ангелов) Своих - сотворить суд над всеми, уничтожить всех безбожных и осудить всякую плоть за все дела их безбожности, которые они безбожно совершили, и за все жестокости, которые безбожные грешники высказали против Него" (Енох 1,9).

Эта цитата вызвала много проблем в связи с Посланием Иуды и Книгой Еноха. Нет никакого сомнения в том, что в эпоху Иуды, и в эпоху Иисуса Христа, Книга Еноха была очень популярна, и что ее, конечно, читал и знал каждый набожный иудей. Первоначально новозаветные авторы, желая подтвердить свои слова, прибегали к цитатам из Ветхого Завета, как к Слову Божию. Следует ли нам тогда считать Книгу Еноха Священным Писанием, коль скоро Иуда использует ее, как книгу какого-нибудь пророка? Или же нам следует присоединиться к точке зрения Иеронима, одного из выдающихся отцов Церкви, что Послание Иуды нельзя считать Писанием, потому что в нем использована, как Писание, книга, которая, в сущности, не является Писанием? Не стоит тратить время попусту. Дело просто в том, что Иуда - набожный иудей - знал и любил Книгу Еноха и вырос в кругах, где она пользовалась уважением и даже почтением и, совершенно естественно, берет из нее свои цитаты, зная, что его читатели узнают их и отнесутся к ним с уважением. Он просто делает то, что все новозаветные авторы, потому что каждый автор, в любую эпоху, должен говорить с людьми языком, который они понимают и знают.

В ст. 16 Иуда приводит еще три характерные черты нечестивых.

 1. Это ропотники, вечно недовольные жизнью, которую предназначил им Бог. В этом портрете Иуда употребляет два слова, одно из которых было очень хорошо знакомо читателям-иудеям, а другое - читателям-грекам.

а) Одно из них - гонгустес. Этим словом характеризовали недовольные голоса ворчунов, ропщущих, и именно это слово часто употребляется в греческом переводе Ветхого Завета, когда речь идет о том, что дети Израиля роптали против Моисея, когда он вел их через пустыню (Исх. 15,24; 17,3; Числ. 14,29). Само звучание этого слова передает глухое ворчание и злобное недовольство мятежников. Нечестивые люди эпохи Иуды - это двойники ропщущих детей Израиля в пустыне, сердито жалующихся на руководящую руку Божью.

б) Второе - мемпсимойрос. Оно состоит из двух греческих слов, мемфасфап, что значит порицать, сваливать вину, и мойра - предопределенная, уготованная судьба. Мемпсимойрос - вечно недовольный своею жизнью человек.

2. Иуда снова и снова делает ударение на одном моменте - поведение этих нечестивых определяется их желаниями. Самодисциплина и самообладание не значат для них ничего; нравственный закон для них лишь бремя и помеха; честь и долг - пустые слова; у них нет никакого желания служить и никакого чувства ответственности. Они ценят лишь наслаждение и свои изменчивые желания.

3. Они говорят горделиво и высокомерно, но в то же время готовы пресмыкаться перед великими, если ожидают от этого для себя выгоды. Такие люди вполне могут одновременно быть напыщенны в отношениях с теми, на кого хотят произвести впечатление, и льстивыми подхалимами с теми, в ком они видят важную персону. Нечестивые, против которых выступает Иуда, прославляют себя и льстят другим, если того требует обстановка - такие есть и в наше время.

 17 -19 Характерные черты заблуждения (1) (Иуд. 17-19)

Иуда показывает, что всего этого можно было только ожидать. Еще апостолы предупреждали, что в последнее время появятся такие нечестивые, которые теперь появились в Церкви. Он говорит своим читателям и слушателям, что должно было ждать в Церкви появления заблуждений. В этом отрывке мы тоже видим некоторые особенности нечестивых людей.

1. Они поносят добродетель и их поведение определяется их нечестивыми желаниями. Эти два качества идут рука об руку. Эти люди, против которых выступает Иуда, полагали, что тело, будучи материальным - порочно, и, потому, не имеет никакого значения если человек будет удовлетворять все его желания. Они утверждали далее, что, коль скоро благодать и милосердие могут простить любой грех, грех не имеет никакого значения. Но у этих еретиков была еще третья особенность: они полагали, что являются прогрессивными мыслителями и считали старомодными тех, кто соблюдал старые нравственные нормы. Такая точка зрения не исчезла и сегодня. И сейчас есть такие, которые считают, что однажды принятые нравственные нормы и нормы верности, особенно в сфере половых отношений, совершенно устарели.

2. Но нечестивые отличаются не только этим. Они отделяют себя от единства веры Они - плотские создания, не имеющие духа. И это один из самых важных моментов: создавать барьеры, вызывать разделение в Церкви - это всегда грех. А эти люди создавали барьеры двоякого рода.

а) Как мы уже видели, даже на вечери любви у них были свои клики и группы. Своим поведением они постепенно разрушали братство и товарищество в церкви. Они образовывали кружки, чтобы исключить людей из братства, вместо того, чтобы создавать кружки для того, чтобы включить людей в братство.

б) Но они шли еще дальше. В раннехристианской Церкви были определенного сорта люди, смотревшие на людей по-особому и делившие их на два класса. Чтобы понять это, мы должны обратиться к греческой психологии. Древние греки выделяли в человеке тело (сома), душу (псухе) и дух (пневма). В представлении греков сома - попросту здание, материальное строение тела. Псухе понять несколько сложнее. В представлении древних греков душа, псухе - это телесная жизнь; все живое имело душу, псухе. Пневма, дух - это нечто совсем иное. Им обладает только человек и это делает его мыслящим существом, близким Богу, способным говорить с Богом и слышать Его. Эти люди далее утверждали, что у каждого человека есть псухе, но лишь у немногих, лишь у действительно интеллектуальных, у избранных, есть пневма, и, потому, лишь эти немногие могут подняться до настоящей религии. Остальные же должны довольствоваться более низким уровнем религиозных переживаний.

 И, поэтому, они делили людей на два класса. Были псухикой - физически живых, но духовно и душевно мертвых. Их можно было бы назвать плотскими созданиями. В представлении древних такие люди жили исключительно жизнью плоти и крови; им были недоступны умственное развитие и духовная жизнь, духовные переживания.

Лишь пневматикой было доступно умственное познание, истинное знание Бога и подлинные духовные переживания. Тем самым, эти люди создавали базу для установления интеллектуальной и духовной аристократии над человеческим обществом. Эти люди, считавшие, что они-то принадлежат к пневматикой, полагали, что на них не распространяется действие обычных законов, регулирующих поведение человека.

 Простые люди, может быть, и должны соблюдать принятые нормы; они же сами стояли выше всего этого. Для них грех вообще не существовал; они были столь передовыми, что могли делать все, что им вздумается, и от этого они не станут хуже.

Иуда берет слова этих людей и обращает их против них же. "Это вы, - бросает он им, - псухикой, находящиеся во власти плоти. Вы не имеете ни духа, пневма, ни истинного знания, ни ощущения Бога". Иуда заявляет этим людям, что, хотя они и считают себя единственными истинно религиозными людьми, у них вообще нет истинной религии. Те, которых они презирают, в сущности, лучше них самих. Что касается этих так называемых интеллектуалов и высокодуховных типов, то истина заключается в том, что они хотели грешить и потому извращали религию и обращали ее в оправдание греха.

20 -21 Христианские черты добродетели (Иуд. 20.21)

 В предыдущем отрывке Иуда отмечал характерные черты заблуждения. Здесь он отмечает характерные черты добродетельного человека.

 1. Добродетельные строят свою жизнь на фундаменте святейшей веры. Другими словами, жизнь христианина основана не на том, что он создал сам, а на том, что он получил. Веру он получил по длинной цепи. Иисус передал веру апостолам, от апостолов она перешла к Церкви, а мы получаем ее от Церкви. В этом есть нечто удивительное. Это значит, что наша вера - это не просто чье-то личное мнение, а откровение, полученное от Иисуса Христа, и сохраненное в Его Церкви, передавшееся в ней дальше от поколения к поколению, всегда под наблюдением и руководством Святого Духа.

2. Добродетельный человек - молящийся человек. Смысл религии заключается в признании нашей полной зависимости от Бога, а молитва - это акт признания, и обращение в случае необходимости к Богу за помощью является доказательством этой зависимости.

Молиться, говорит Иуда, должно Святым Духом. Имеет же он в виду вот что: наши молитвы часто бывают эгоистичными и слепыми. Лишь тогда, когда мы полностью отдаем себя в распоряжение Святого Духа, желания наши становятся чистыми и молитвы наши правильными. Истина заключается в том, что мы, христиане, должны молиться Богу, но лишь Он может научить нас как молиться и о чем молиться.

 3. Добродетельный человек сохраняет себя в любви Божьей. Здесь Иуда имеет в виду старые заветные отношения между Богом и Его народом, как они описаны в Исх. 24,1-8. Бог обратился к Своему народу и предложил им быть их Богом, а им - Его народом; но эти отношения были поставлены в зависимость от принятия и исполнения ими данного Им закона. Тот, кто хочет сохранить близость и единство с Богом, обязательно должен приносить Ему свою любовь и свое абсолютное послушание - одно не отделимо от другого.

4. Добродетельный человек находится в ожидании. Он ждет пришествия в милосердии, любви и силе Иисуса Христа, ибо знает, что Он принесет ему жизнь вечную, то есть жизнь Самого Бога.


Дата добавления: 2020-04-08; просмотров: 96; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!