Неуважение ангелов (Иуд. 8.9)



Послание апостола Иуды.

 

Сведения об авторе.

Писатель этого Послания называет себя Иудой, рабом Иисуса Христа, братом Иакова, но трудно решить, кто бы этот Иаков. Западные толкователи считают, что это Иуда Фаддей, или Левий (Мф. 10, 3), один из 12 апостолов и называющийся Иудой Иаковлевым (Лк. 6, 16; Деян. 1, 13). Но как апостол Иуда был скорее сыном Иакова, а не братом, так и писатель послания в заглавии скорее обозначил свое апостольское достоинство, а не родство с Иаковым. Но обо этом автор вообще ничего не упоминает. И даже как бы исключает себя из числа апостолов. Поэтому, речь идет об Иуде брате Гоподнем, сыне Иосифа обручника от первой его жены и брат Иакова – автора первого Соборного Посания. По преданию, он был преемником своего брата Иакова в епископстве церкви иерусаимской и дожил до времени Домициана.

Послание Иуды включено в Мураториев Канон, который восходит к 170 г.. Ориген (183-253 гг.) знал это послание и использовал его, но хорошо знал, что многие оспаривали его принадлежность к Священному Писанию. Тертуллиан, Климент, Амфилохий, Евсевий, все признавали его каноничным.

Иероним из Далмации, создатель Вульгаты, латинского перевода Библии, тоже высказывает сомнения насчет Послание Иуды, и именно у него мы находим одну из причин этих сомнений. В связи с Посланием Иуды интересно отметить, как в нем цитируются, в качестве авторитетных источников, книги, не входящие в Ветхий Завет. В Послании Иуды использованы, как Священное Писание, некоторые книги, написанные в эпоху между Ветхим и Новым Заветами, которые, в общем, никогда не признавались Писанием. Вот два примера. Ссылка в ст. 9 на Михаила, спорящего с дьяволом о теле Моисея, взято из апокрифической книги "Успение Моисея". В ст. 14.15 Иуда подкрепляет свой довод цитатой из пророчества, что обычно делают и другие новозаветные авторы, но Иуда цитирует из Книги Еноха. Но такие ссылки не унижают Священного писания, и не возвышают книг ложных.

Время написания.

Содержание послания не дает нам указаний о времени написания. В послании не упоминается о разрушении Иерусалима. Упоминание об апостольстве Иакова указывает на недавнюю смерть праведника. Скорее всего послание написано между 63-6 годами.

Повод к написанию.

Усиление ересей и лжеучений, против которых боролись ап. Иаков, Петр, Иоанн.

Апостол пишет против зарождающегося гностицизма.

Цель послания предостеречь читателей от этих заблуждений, написать увещание в вере.

Иуда намеревался написать труд об общей для всех нас христиан вере, но ему пришлось отложить это намерение поскольку в христианских общинах появились люди, чье поведение и мысли были угрозой для Церкви (ст. 3). Перед лицом сложившегося положения нужно было не столько думать о распространении веры, сколько призывать христиан к ее защите. Вкравшиеся в Церковь люди прилагали все усилия к тому, чтобы обратить Божью благодать в оправдание открытой безнравственности и отвергали единого истинного Бога и Господа Иисуса Христа (ст. 4). Люди эти были распутниками в жизни и еретиками в вере.

 

Экзегеза.

Отклонение от святости веры - вот тот предмет, который занимает Иуду. Он не говорит о внешнем отделении.

Послание Иуды начинается с провозглашения верности Бога и особенности Его заботы о святых, в соответствии с молитвой Иисуса в послании Иоанна 17. Апостол говорит об этом, имея в виду оставление многими святой веры, он адресует это тем, кто был сохранен. Он намеревался написать им о спасении, общем для всех христиан, но он нашел необходимым призвать их твердо подвизаться за веру, однажды преданную святым. Ибо всегда бывает так, что вера искажается отрицанием прав Христа как Господа и Учителя; и таким образом, проявив своеволие, они оскорбляют благодать, делая его источником распада. таковы эти два элемента зла, введенные этими орудиями сатаны - отвержение власти Христа (но не Его имени) и оскорбление благодати с целью удовлетворения их собственных вожделений. В обоих случаях это была воля человека, которую они освободили от всего, что связывало ее. Выражение "Господь Бог" выявляет эту особенность Бога. "Господь", как правило, здесь употребляется не слово "Господь", но деспот, что значит "хозяин". Указывая на зло, вкравшееся незаметно, послание стремится показать им, что осуждение Божие исполняется над теми, кто не живет согласно тому положению, в которое Бог первоначально поместил их. Зло заключалось не только в том, что некие люди проникли к ним - хотя и это по себе было злом, потому что Святому Духу создавались помехи среди Христиан - но, несомненно, в том, что совершенное свидетельство пред Богом, сосуд, содержащий это свидетельство, (как всегда было в случае с иудеями), развратился бы до такой степени, что навлекло бы на него осуждение Божие. И таким образом, это свидетельство стало бы порочным.

Защита веры (Иуд. 3)

Вот он, повод, по которому написано послание. Иуда собирался написать трактат о христианской вере, но до него дошли слухи, что появились порочные и заблудшие люди, распространяющие пагубное учение. В нем росло убеждение, что следует отложить трактат и написать это послание. Иуда в полной мере сознавал свой долг быть стражем паствы Божией. Возникла угроза чистоте веры и он бросился защищать и их и веру. Для этого пришлось отложить работу, над которой он трудился, но часто лучше написать трактат на тему дня, нежели научный труд для будущего. Вполне может быть, что Иуде так уж больше никогда не представился случай написать задуманный трактат, но совершенно очевидно, что, написав это срочное небольшое послание, Иуда принес Церкви много больше пользы, чем если бы оставил после себя большой труд о вере.

Опасность изнутри (Иуд. 4)

 Вот что заставило Иуду отложить работу над богословским трактатом, который он собирался написать, и взяться за перо, чтобы написать это жгучее послание. Опасность грозила Церкви изнутри. Некоторые люди вкрались. Греческое парейсдуейн - очень выразительное слово. Оно употреблялось для характеристики пространных и соблазнительных речей хитрого адвоката, проникающих в умы судей и присяжных; оно употреблялось по отношению к изгнаннику, тайком возвращающемуся в страну, из которой он был изгнан; оно употреблялось для определения медленных и утонченных нововведений в жизнь страны, которые, в конечном счете, подрывали и разрушали законы предков. Это слово всегда указывает на скрытное внедрение чего-то порочного в общество или в ситуацию. Какие-то порочные люди вкрались в Церковь. Это были люди, издревле предназначенные к осуждению; это были нечестивые существа, в мыслях и жизни которых не было места Богу.

Иуда подчеркивает две их характерные черты.

 1. Они обращали благодать Божью в повод к распутству. В греческом тексте употреблено зловещее и страшное слово аселгейа, переведенное в Библии как распутство. Ему соответствует в греческом прилагательное аселгес. Большинство людей пытается скрыть свои грехи; они с достаточным уважением относятся к общим правилам приличия и не хотят, чтобы все видели их грехи. Но человек аселгес настолько утратил представление о правилах приличия, что его уже вовсе не волнует, кто видит его грехи. Он не просто высокомерно и горделиво выставляет их напоказ, он просто может делать публично самые бессовестные вещи, потому что его вообще перестали трогать правила приличия. Эти люди, несомненно, были под влиянием гностицизма и его веры в то, что, коль скоро благодать Божья достаточно безгранична, чтобы покрыть любой грех, человек может грешить сколько хочет. Чем больше будет грехов, тем больше благодать, и потому, зачем вообще думать о грехе? Благодать Божья была извращена и обращена в оправдание греха.

2. Они отвергали нашего единого Владыку Бога и Господа Иисуса Христа.

Лжеучителя считали, что коль скоро тело, будучи материальным, порочно, то людям только казалось, будто у Иисуса было тело, а Он, якобы, был чем-то вроде духа-привидения в зримом образе человека. В греческом, глагол казаться соответствует докейн, и таких людей называли докетисты. Они отрицали, что Иисус Христос воистину был человеком. Во-вторых, они отрицали Его уникальность. Они верили, что между порочной материей этого мира и совершенным Духом, Который есть Бог, существует много промежуточных этапов, а Иисус - лишь один из многочисленных этапов на этом пути. Не удивительно, что это встревожило Иуду. Он столкнулся с ситуацией, когда в Церковь вкрались люди, обратившие благодать Божью в оправдание и даже в повод, чтобы грешить самым бессовестным образом, и отрицавшие, как человеческую сущность, так и уникальность Иисуса Христа.

Ужасные примеры (Иуд. 5-7)

Иуда посылает предупреждение нечестивцам, извращавшим веру и поведение Церкви. Он указывает при этом, что лишь напоминает им о том, что им хорошо известно.

Иуда выбрал эти примеры, чтобы показать, что даже в том случае, когда человек обрел величайшие привилегии, его, тем не менее, может постигнуть гибель, и даже те, кто получил величайшие привилегии от Бога, не могут быть уверенными в том, что им ничего не грозит, а должны постоянно остерегаться заблуждений. Первый пример взят из истории Израиля. Иуда обращается к истории, изложенной в Числ. 13 и 14. Могучая десница Божия освободила народ Израиля из египетского рабства. Что могло быть грандиознее, чем это избавление? Под водительством Божьим народ Израиля благополучно пересек пустыню и дошел до границ земли обетованной. Могло ли быть более грандиозное проявление Его провидения? И вот у самых границ обетованной земли, у Кадеса-Варни, перед началом вторжения вперед были высланы соглядатаи-разведчики. Все соглядатаи, за исключением Халева и Иисуса Навина, вернулись и сказали, что впереди их ждут такие опасности, и населяющие эти земли народы настолько сильны, что им никогда не пробить себе дороги в землю обетованную. Народ отклонил мнение Халева и Иисуса Навина, которые предлагали идти дальше, и принял сторону тех, кто считал, что дело безнадежно. Это был акт очевидного неповиновения Богу и полного отсутствия веры в Него. В результате, Бог решил, что из этих людей никто, за исключением Иисуса Навина и Халева, никогда не вступят в землю обетованную и будут странствовать в пустыне до самой смерти (Числ. 14,32.33; 32,10-13). Эта картина занимала также ум Павла и автора Послания к Евреям (1 Кор. 10,5-11; Евр. 3,18-4,2). Это служит доказательством того, что даже человека, наделенного всеми привилегиями, в конце может ожидать гибель, если он сойдет с пути повиновения и вера его ослабнет.

Судьба ангелов

Второй ужасный пример касается падших ангелов. У иудеев было тщательно разработанное учение об ангелах, слугах Божиих. В частности, иудеи верили, что у каждого народа есть свой, осуществляющий верховное руководство, ангел. В Септуагинте, греческом переводе иудейского Священного Писания, во Втор. 32,8 читаем: "Когда Всевышний давал уделы народам и расселял сынов человеческих, тогда поставил пределы народов по числу сынов Израилевых". То есть, каждый народ получил своего ангела.

 Иудеи верили в падение ангелов; об этом много сказано в книге Еноха, которая часто дает пищу мыслям Иуды.

1. Одни видят причину падения ангелов в их гордыне и мятежности. Эти легенды связаны, в основном, с именем Люцифера, несущего свет, сына зари. В Ис. 14,12 читаем: "Как упал ты с неба, денница, сын зари!" Когда семьдесят посланных на служение учеников вернулись и рассказали Иисусу об успехе своей миссии, Он предостерег их от гордыни: "Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию" (Лук. 10,18). Идея сводилась к тому, что на небе была своя гражданская война. Ангелы восстали против Бога и были сброшены; Люцифер был руководителем мятежа.

2. Вторая идея получила в Писании отражение в Быт. 6,1-4. Здесь идея заключалась в том, что ангелы, привлеченные красотой смертных женщин, оставили небо, чтобы соблазнить их, и так согрешили сами. В первом случае причиной падения ангелов была гордыня, во втором случае - вожделение к запретному.

Иуда берет обе эти идеи и объединяет их. По его словам ангелы не сохранили своего достоинства; это значит, что они претендовали на место, которое было предназначено не для них. Они оставили свои жилища, то есть, пришли на землю, чтобы жить со смертными женщинами.

Предостережение Иуды совершенно ясно. Две вещи привели ангелов к гибели - гордыня и вожделение. Хоть они и были ангелы и обитали на небесах, они, тем не менее, согрешили и заслуживают осуждения.

Людям, читавшим слова Иуды в то время, его идея была понятна, потому что в книге Еноха многое сказано о судьбе этих падших ангелов.

Таким образом, Иуда говорил со своими слушателями и читателями на понятном им языке и в понятных им выражениях, что, если гордыня и вожделение погубили ангелов, несмотря на все их привилегии, то уж людей гордыня и вожделение тем более погубят. Злые люди в Церкви были преисполнены гордыни, считая, что они знают все лучше, чем учит Церковь, и вожделение, обращая благодать Божью в оправдание распутства.

Независимо от того, какие древние идеи лежали в основе слов Иуды, предостережения его сохранят свою силу. Гордыня, претендующая на знание высшее, чем Божье, и вожделение к запретному - вот пути, которые ведут к гибели.

Содом и Гоморра

 В качестве третьего примера Иуда выбрал гибель Содома и Гоморры. Эти города были известны своим греховным поведением и были уничтожены огнем Божиим.

 "Ослепительный блеск Содома и Гоморры отбрасывается на всю историю эпохи Писания". История крайней порочности Содома и Гоморры рассказана в Быт. 19,1-11, а трагический рассказ об их разрушении приведен в непосредственно следующем за этим отрывке (Быт. 19,12-28). Грех Содома - это один из самых ужасных рассказов во всей истории.

 Два ангела пришли к Лоту; в ответ на его настойчивое приглашение они вошли в его дом, как гости. Пока они были там, жители Содома окружили дом, требуя, чтобы Лот вывел им своих посетителей, чтобы они могли познать их. В древнееврейском познать имеет значение физической близости. Так, сказано, что Адам познал свою жену и она зачала, и родила Каина (Быт. 4,1). Жители Содома дома жаждали противоестественной физической близости с Лотовыми гостями.

Именно после этого Содом и Гоморра были стерты с лица земли. По соседству с Содомом и Гоморрой находились города Адма, Евоим и Сигор (Втор. 29,23; Ос. 11,8). Это место находилось в однодневном пути от Иерусалима и люди не забыли этот небесный суд над грехом.

 И вот Иуда напоминает порочным людям судьбу тех, кто в далекие времена попирал нравственный закон Божий. Можно даже допустить, что те, против которых выступает Иуда, тоже спустились до полового извращения - содомии - и извращали благодать Божью для оправдания даже этого. Иуда указывает, что они должны помнить: грех и осуждение всегда идут рука об руку, и когда-нибудь они должны раскаяться.

Неуважение ангелов (Иуд. 8.9)

Иуда сравнивает этих порочных людей с лжепророками, которых осуждает Писание. Во Втор. 13,1-5 сказано, что нужно сделать с "пророками и сновидцами", развращающими народ и совращающими людей с пути верности Богу: такого пророка следует безжалостно убить. Люди, против которых выступает Иуда - лжепророки, сновидцы, обольстители людей, и с ними следует поступать так же.

Их лжеучение имело два последствия.

1. Они оскверняли плоть. Мы уже видели двоякое воздействие их учения на плоть. Во-первых, в их представлении плоть совершенно порочна и, потому, не имеет никакого значения, а инстинкты тела могут бесконтрольно господствовать над ним.

Во-вторых, благодать Божья прощает все и может покрыть все и, потому, грех не имеет никакого значения, коль скоро благодать все равно простит всякий грех. Грех есть лишь средство, через которое благодать получает возможность действовать.

2. Они презирали ангелов. "Начальства" и "высокие власти" - это названия ангельских чинов в ангельской иерархии. Иуда говорит об этом сразу же после того, как привел, в качестве ужасных примеров, Содом и Гоморру, а часть греха содомлян заключалась в их противоестественном посягательстве на небесных посетителей (Быт. 19,1-2). Люди, против которых выступает Иуда, злословили ангелов.

 Чтобы показать им, как это ужасно, Иуда приводит пример из апокрифической книги "Успение Моисея". Интересно, что Иуда так часто цитирует из этих апокрифических книг. Эти цитаты кажутся нам странными, но во время, когда Иуда писал послание, эти книги широко использовались, и цитаты из них оказывали сильное влияние.

В книге "Успение Моисея" есть такой рассказ. Сама странная история о смерти Моисея изложена во Втор. 34,1-6.

В книге "Успение Моисея" эта история дополнена рассказом о том, что архангелу Михаилу была поручена задача захоронить тело Моисея. Дьявол заспорил с Михаилом о праве владения телом Моисея и основывал свои доводы так: тело Моисея материально, материя порочна и, потому, тело Моисея принадлежит ему, потому что материя - его сфера владения. Во-вторых, Моисей был убийца, ведь он убил египтянина, избивавшего иудеев (Исх. 2,11.12), а если он убийца, то дьявол имеет право требовать его тело.

Иуда подчеркивает здесь вот какой момент: Михаил выполнял поручение, данное ему Богом; дьявол пытался остановить и помешать ему и выдвигал недопустимые требования. Но даже при таком стечении обстоятельств архангел Михаил не посмел произнести укоризненного суда над дьяволом, а лишь сказал: "Да запретит тебе Господь". Если величайший из покорных Богу ангелов не смел произнести укоризненного суда над величайшим из падших ангелов, даже в таких условиях, значит ни один человек не может говорить дурно ни об одном ангеле.

Что говорили люди, о которых писал Иуда, мы не знаем. Может быть, они утверждали, что ангелы не существуют; может быть, они утверждали, что ангелы порочны. Нам этот отрывок мало что говорит, но, вне всякого сомнения, это был серьезный упрек в адрес тех, к кому обращался Иуда.

Евангелие плоти (Иуд. 10)

Иуда отмечает у порочных людей, против которых он выступает, две вещи.

 1. Они критикуют все, что не понимают. Они считают никчемным и неуместным все, что находится за пределами их опыта. О духовном надобно судить духовно (1 Кор. 2,14). Они не могут судить духовно и, потому, не видят духовные реальности и презирают их.

2. Они растлевают себя теми вещами, которые доступны их пониманию. А понимают они плотские инстинкты, общие у них с неразумными животными. Они позволяют этим инстинктам свободно развиваться; их ценности - чисто плотские. Иуда рисует людей, утерявших всякое представление о духовных ценностях и почитающих за норму лишь животные потребности и животные инстинкты. Самое ужасное заключается в том, что первое прямо вытекает из второго. Ужасно то, что ни один человек не рождается без способности судить о духовном, но может настолько потерять ее, что для него духовное вообще перестает существовать.

Но, если человек будет упорно отказываться слышать глас Божий и сделает единственной движущей силой жизни свои инстинкты, то, в конце концов, он будет неспособен слышать глас Божий, и сам станет рабом своих низких инстинктов. Ужасно, если человек дойдет до того, что будет глух к гласу Божиему и не будет видеть благодати, а именно до того дошли люди, против которых выступил Иуда.

Уроки истории (Иуд. 11)

 В поисках параллелей к порочным людям своего времени Иуда обращается теперь к истории иудейского народа, и берет из нее три примера отъявленных грешников.

 1. Во-первых, это Каин, убийца своего брата Авеля (Быт. 4,1-15). В иудейской традиции Каин символизировал две вещи.

а) Он был первым в человеческой истории убийцей и, как сказано в Книге Премудрости Соломона "неправедный погиб от братоубийственной ярости" (Прем. 10,3). Вполне возможно, что Иуда подразумевает здесь, что те, кто вводит в заблуждение других, являются убийцами душ человеческих и, тем самым, духовными наследниками Каина.

б) Но в иудейской традиции Каин стал символизировать нечто большее. У Филона Александрийского он символизирует эгоизм. А в учении раввинов он выступал как циник. В иерусалимском Таргуме в его уста были вложены слова: "Нет ни суда, ни судьи; нет иного мира; добродетельным не будет великой награды, а нечестивцам не будет мести. Жалости и сострадания нет ни в творении, ни в управлении миром".

Для иудейских мыслителей Каин был циничным и материалистически мыслящим скептиком и безбожником, не верившим ни в Бога, ни в нравственный порядок на земле, и позволявшим, потому, все, что ему хотелось.

Таким образом, Иуда обвиняет своих противников в том, что они оказывают открытое неповиновение Богу и отрицают нравственный порядок мира. И сегодня остается истиной, что человек, вставший на путь греха, должен считаться с Богом и убедиться в том, что никто не может безнаказанно игнорировать господствующий в мире моральный порядок.

 2. Во-вторых, Валаам. В ветхозаветном мировоззрении, в иудейском учении и даже в Новом Завете (Отк. 2,14) Валаам является позорным примером людей, учивших Израиль грешить. В Ветхом Завете есть две истории о Валааме. Одна совершенно понятна, живописна и драматична. Вторая менее вразумительна, но гораздо ужасней, и именно она оставила отпечаток на иудейском мировоззрении и учении.

Первая история изложена в Числ. 22-24. В ней рассказывается о том, как Валак пытался побудить Валаама пять раз, предлагая ему большое вознаграждение, проклясть Израиля, мощи которого он боялся. Валаам отказался сделать это, но его жадность проявилась при этом очень ярко и было совершенно ясно, что удержал его от сделки лишь страх перед тем, что может причинить ему Бог. Уже здесь Валаам выступает как отвратительный тип. Вторая история изложена в Числ. 25. Израиль был совращен и стал поклоняться Ваалу, что привело к ужасным и отталкивающим нравственным последствиям. Как мы узнаем позже (Числ. 31,8.16) ответственным за это совращение был Валаам, и его жалкая смерть явилась карой за то, что он учил грешить других.

Из всей этой истории Валаам стал символом двух вещей.

 а) Он символизировал жадного человека, готового грешить ради получения награды.

б) Он символизировал порочного человека, повинного в величайшем из грехов - учить грешить других. Таким образом, Иуда говорит о порочных людях своего времени, что они готовы уйти с пути праведного ради выгоды, и они учат грешить других. Грешить ради выгоды - это плохо, но хуже всего - учить грешить других.

3. И, наконец, Корей. Его история приведена в Числ. 16,1-35. Грех его заключался в том, что он восстал против руководства Моисея, когда сыны Аарона и колено Левия стали священниками народа. Корей не мог принять это решение и согласиться с ним; он сам добивался положения, на которое не имел права, но он сам и его сообщники погибли ужасной смертью. Корей символизирует человека, отказывающегося признать авторитет и претендующего на то, на что не имеет права.

Таким образом, Иуда обвиняет своих противников в том, что они оказывают открытое неповиновение законным властям и авторитетам Церкви, предпочитают идти своим путем, вместо того, чтобы идти путем Божиим. Мы должны помнить, что если мы присвоим себе что-либо из гордыни, это будет иметь гибельные последствия.


Дата добавления: 2020-04-08; просмотров: 83; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!