Иисус Христос - Спаситель и Господь



Здесь отмечены важнейшие моменты, касающиеся Иисуса Христа - Спасителя и Господа нашего.

1. Иисус Христос - Избавитель, через Которого люди освободились из уз греха и смерти; Он - непорочный и чистый агнец (1 Пет. 1,19). Когда Петр говорил так об Иисусе, перед глазами его стояли два образа из Ветхого Завета: Образ Страждущего Раба, страданиями которого люди были спасены и исцелены (Ис. 53), и еще больше - образ пасхального агнца (Ис. 12,5). В ту памятную ночь, когда дети Израиля уходили из египетского плена, они должны были взять агнца и заколоть его и помазать кровью на косяках и перекладине дверей в своих домах. Ангел смерти, проходивший по земле египетской и поразивший всякого первенца египетских семей, проходил мимо каждого отмеченного таким знаком дома. С образом пасхального знака агнца связаны две идеи - освобождение из плена и избавление от смерти. Как это не толкуй, ясно одно: Иисус заплатил Своей жизнью и смертью, чтобы освободить людей из уз греха и смерти.

2. Иисусу Христу была предназначена эта роль в предвечных планах Божиих. Еще до сотворения мира был Он предназначен для выполнения того, что Он совершил (1 Пет. 1,20). Это великая мысль: ведь мы иногда думаем о Боге сперва как о Творце и Создателе, а уже потом как о Спасителе, как будто Он сперва сотворил мир, а потом, когда все пошло не так, нашел способ спасения через Иисуса Христа. Здесь же пред нами видение Бога, Который был Спасителем еще до того, как он стал Творцом и Создателем. Спасение не было крайним средством, к которому Он был вынужден прибегнуть, когда дело пошло плохо; оно было предопределено еще до творения.

 3. Петр мыслит в последовательности, общей для всех авторов Нового Завета. Иисус Христос не просто Агнец, преданный на заклание; Он - Воскресший, Он - Победитель Которому Бог дал славу. Новозаветные авторы всегда рассматривают Крест и Воскресение в единстве; редко думают о жертве Христа, не думая при этом о Его победе.

 Своей смертью Иисус освободил людей из уз рабства и смерти, а Своим Воскресением дал им жизнь - такую же славную и вечную, как и Его. Через это торжествующее Воскресение мы обрели веру и надежду в Боге (1 Пет. 1,21). В этом отрывке мы видим, что Иисус - ценою страданий на Голгофе - великий Искупитель, Которому еще до сотворения мира было предназначено Богом стать Спасителем; Он торжествующий Победитель смерти и славный Господь жизни через Свое Воскресение давший людям такую жизнь, которую не может тронуть смерть, и принесший им надежду, которую ничто не может отнять.

Жизнь без Христа

Петр приводит три характерные особенности жизни без Христа. 1. Это жизнь в неведении (1,14). В языческом мире всегда господствовало представление о непознаваемости Бога; люди, в лучшем случае могли на ощупь искать Его тайну. "Трудно, - говорил древнегреческий философ Платон, - исследовать и искать создателя и отца вселенной; и, если бы кто-нибудь нашел его, было бы невозможно выразить его в понятных всем терминах".

 Даже философу представляется трудным найти Бога, а для простого человека Его невозможно даже понять. Аристотель говорил о Боге как о перводвигателе, о первопричине, о которой мечтают все, но которой не знает никто. Древние вовсе не сомневались в том, что существует Бог или боги, но они считали, что существующие боги непознаваемы и они совершенно безразлично взирают на людей и на вселенную. В мире, где не было Христа, Бог был тайной, у Него была сила и власть, но Он никогда не был любовью; и не было никого, к Кому люди могли бы воздеть руки в призыве о помощи или поднять глаза с надеждою.

2. Это жизнь в похотях (1,14). При чтении истории мира, в которой пришло христианство, поражает и отталкивает господствовавшая в его жизни чувственность. В низах общества царила отчаянная нищета, в то время как верхи устраивали обеды и банкеты стоимостью в десятки и сотни тысяч рублей, где подавали павлиньи мозги и соловьиные язычки.

3. Это тщетная, пустая жизнь. Весь ужас ее заключается в том, что у нее нет никакой конечной цели.

Жизнь, заполненная Христом

 Петр отмечает три особенности жизни, заполненной Христом и каждую убедительно обосновывает.

1. Это жизнь в повиновении и святости (1 Пет. 1,14-16). Быть избранным Богом, значит не только проучить привилегии, но и взять на себя огромную ответственность. Петр напоминает древнюю заповедь, составлявшую суть иудаизма: Бог настоятельно требовал, чтобы Его народ был свят, потому что Он свят (Лев. 11,44; 19,2; 20,7.26). Греческое хагиос, святой имеет значение особенный, отделенный. Храм свят, потому что он отличается от других зданий; суббота свята, потому что она выделена по отношению к другим дням, христианин свят, потому что он отличается от других людей. Христианин - Божий человек, избранник Божий. Он избран Богом для выполнения определенной задачи в мире и ему предназначена особая участь в вечности. Христианин избран, чтобы жить ради Бога во времени и с Богом в вечности. В мире христианин должен соблюдать закон Божий и подражать Его жизни. На него возложен этот долг - быть отличным.

2. Это жизнь в страхе (у Баркли: благоговении) (1 Пет. 1,17-21). Благоговение - это чувство, которое испытывает человек, постоянно сознающий, что он живет в присутствии Бога. В этих стихах Петр приводит три причины, почему христианин должен жить в благоговении.

а) Он - временный житель в этом мире. Его жизнь протекает под знаком вечности: он постоянно думает не только о том, где он находится сейчас, но и о том, куда он держит путь.

 б) Он находится на пути к Богу; он действительно может называть Бога Отцом, но он должен помнить, что этот Бог, Которого он называет Отцом, судит нелицеприятно каждого по делам его. Христианин - это человек, который знает, что будет день расплаты; который знает, что он может завоевать или потерять свою участь. Жизнь в этом мире приобретает для него огромное значение, потому что она ведет в жизнь вечную.

в) Потому, что эта жизнь его так дорого оплачена - жизнью и смертью Иисуса Христа, и потому что она так дорого стоит, ее нельзя тратить попросту или разбрасываться ею. Честный человек не транжирит то, что так дорого ему досталось.

3. Жизнь, заполненная Христом - это жизнь в братской любви (1 Пет. 1,22). Она должна проявляться в искренней, сердечной и сильной любви к братьям. Христианин возрожден не от тленного семени, а от нетленного. Это значит, что возрождение человека - дело рук Божиих, мысль, которую Иоанн выразил словами: "которые не от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились" (Иоан. 1,13); но, наиболее вероятно, что это значит, что возрождение христианина есть результат проникновения в него семени слова. Источником этой идеи является притча о Сеятеле (Мат. 13,1-9). Цитату Петр приводит из Ис. 40,6-8, и второе толкование больше соответствует этому тексту. Как бы мы ни толковали эту фразу, значение ее сводится к тому, что христианин возрожден, а так как он возрожден, жизнь Божия пребывает в нем. Величайшей отличительной чертой жизни Божией является любовь, и потому христианин должен проявлять эту Божественную любовь в отношениях с людьми. Христианин живет совершенно особой жизнью, которая наполнена Христом; он никогда не забывает связанных с ней огромных обязательств. Эта жизнь украшена любовью Бога, давшего ей рождение.

Глава 2

Итак, отложив всякую злобу и всякое коварство, и лицемерие, и зависть, и всякое злословие, 2 как новорожденные младенцы, возлюбите чистое словесное молоко, дабы от него возрасти вам во спасение; 3 ибо вы вкусили, что благ Господь. 4 Приступая к Нему, камню живому, человеками отверженному, но Богом избранному, драгоценному, 5 и сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом. 6 Ибо сказано в Писании: вот, Я полагаю в Сионе камень краеугольный, избранный, драгоценный; и верующий в Него не постыдится. 7 Итак Он для вас, верующих, драгоценность, а для неверующих камень, который отвергли строители, но который сделался главою угла, камень претыкания и камень соблазна, 8 о который они претыкаются, не покоряясь слову, на что они и оставлены.

Вторая глава начинается «Итак, отложив всякую злобу и всякое коварство и лицемерие и зависть и всякое злословие, как новорожденный младенцы возлюбите чистое словесное молоко, дабы от него возрасти вам во спасение». В первом послании к Коринфянам апостол Павел укорял их, что вам по времени надо принимать уже жесткую пищу, а мне вас вновь надо кормить молочной и преподавать учение заново, потому что у вас разделения».

Здесь наоборот, для совершенных – чистая пища, чистое словесное молоко, «ибо вы вкусили, что благ Господь, приступая к Нему, как Камню Живому, человеками отверженному, Богом избранному, драгоценному».  Петра хотел, чтобы его читатели так же жаждали духовной пищи, как жаждут младенцы материнского молока. 

Христос в Евангелии от Матфея относит к Себе слова о камне, отверженном строителями. Краеугольный камень – Христос, на котором зиждется церковное здание, Храм. Сами, как камни живые, устрояйте из себя дом Божий, священство святое, чтобы приносить жертвы благоприятные Богу Иисусом Христом. Это образ апостола Павла – не просто храм, зиждемый на краеугольном камне - Христе, но сами христиане – суть живые камни, из которых созидается храм. Образ этот близкий к образам послания к Ефесянам.

 Многоразличные взаимные связи через возрастание каждого возрастают в целом, и появляется образ живых камней, и в этом храме приносятся духовные жертвы, благоприятные Богу.

9 Но вы - род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет; 10 некогда не народ, а ныне народ Божий; [некогда] непомилованные, а ныне помилованы.

Протестанты любят это место, поскольку ссылаются на него, что каждый христианин может священнодействовать. Мы тоже говорим о всеобщем священстве верных, но протестанты понимают его как способность каждого священнодействовать, каждый в силу своего крещения. Как нам понять этот текст? Царственным священством - говорят протестанты- называет христиан не только апостол Петр, но и апостол Иоанн в Апокалипсисе (I, 5; V,10). Как ответить на эти возражения ? недаром апостол Петр посвятил три стиха объяснению методологии прочтения Ветхого Завета. Он сказал, что Ветхий Завет исполняется в жизни Церкви. Здесь речь идет об аллюзии на Ветхозаветные тексты, на 2 текста по преимуществу, Исход и Исаия. По поручению Бога Моисей говорит народу, «что если пребудете верными, то соделаю вас народом царей и священников». У Исаии сказано, что если народ пребудет верным завету, то он будет «избранным уделом Божиим».

 Апостол Павел говорит, то, что было проповедано тогда, должно реализоваться сейчас, зная, что Израиль призван быть народом священников, каждый первенец посвящался Богу, но, вследствие невозможности исполнения заповеди, появилась возможность выкупа первенца, и, было поставлено особое колено священства. С другой стороны, мы видим, что Бог обращается не к Моисею, Аарону и Самуилу, а к народу: если вы все пребудете… И вот апостол говорит, то что было проповедано Израилю, теперь должно исполниться в жизни Церкви.

 «Некогда не народ, а ныне народ Божий». Это не исполнилось в Ветхом Завете, Израиль не смог понести то, к чему был призван « некогда не народ, а ныне народ Божий, некогда не помилованные, а ныне помилованные». Церковь должна стать народом царей и священников, а как единое целое, организм живой, который должен священнодействовать. Главное предназначение священства – принесение жертвы и ходатайство, прежде всего, во всех религиях. Церковь, как род избранный, призвана к ходатайству. Об этом апостол Петр говорит в первой главе, Церковь как храм Божий должна стать домом духовным, священством святым, чтобы приносить жертвы благоприятные Богу.Церковь призвана весь мир принести Богу в жертву благоуханную. Это призвание должно исполниться. А для священнодействий есть иерархическое служение, заповеданное также Иисусом Христом.

11 Возлюбленные! прошу вас, как пришельцев и странников, удаляться от плотских похотей, восстающих на душу, 12 и провождать добродетельную жизнь между язычниками, дабы они за то, за что злословят вас, как злодеев, увидя добрые дела ваши, прославили Бога в день посещения.

Такое служение обязывает Церковь к особой чистоте и особому состоянию бодрствования и добродетели. Это первый момент – исполнение пророчества. Каждый христианин в силу крещения становится царем, пророком и священником Бога Вышняго. Это тройственное служение реализуется в Церкви, через единства.

Итак будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа: царю ли, как верховной власти, 14 правителям ли, как от него посылаемым для наказания преступников и для поощрения делающих добро, - 15 ибо такова есть воля Божия, чтобы мы, делая добро, заграждали уста невежеству безумных людей, - 16 как свободные, не как употребляющие свободу для прикрытия зла, но как рабы Божии. 17 Всех почитайте, братство любите, Бога бойтесь, царя чтите. 18 Слуги, со всяким страхом повинуйтесь господам, не только добрым и кротким, но и суровым. 19 Ибо то угодно Богу, если кто, помышляя о Боге, переносит скорби, страдая несправедливо. 20 Ибо что за похвала, если вы терпите, когда вас бьют за проступки? Но если, делая добро и страдая, терпите, это угодно Богу. 21 Ибо вы к тому призваны, потому что и Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его. 22 Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его. 23 Будучи злословим, Он не злословил взаимно; страдая, не угрожал, но предавал то Судии Праведному. 24 Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его вы исцелились. 25 Ибо вы были, как овцы блуждающие (не имея пастыря), но возвратились ныне к Пастырю и Блюстителю душ ваших.

 С 13 стиха идет целый ряд практических наставлений. Это похоже на Павловы наставления, но есть и особенностью. У Павла - бинарность (двойной, состоящий из двух компонентов, частей), если говорит мужьям, то и женам, если детям, то и отцам, если старшим, то и младшим. Апостол Петр не всегда соблюдает эту бинарность. Его наставления одновекторные. «Итак, будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа». Царю, как верховной власти (а царь был языческим в это время, объявлял себя богом). «Такова воля Божия: Бога бойтесь, Царя чтите».

Что же, всякая власть от Бога ??? апостол Петр отвечает: «всякая власть от Бога, правители- для наказания преступников и поощрения делающих добро». Вот в чем Божественное установление власти. Об этом говорил апостол Павел: не напрасно на бедре носит начальствующий меч. Он должен наказывать зло. Царя чтите. Из всех этих четырех наставлений последнее самое поразительное, ибо, если послание написал действительно Петр, то царь, о котором идет речь, не кто иной, как император Нерон. Новый Завет учит, что правитель поставлен от Бога для соблюдения порядка среди людей и что его должно уважать, даже если это Нерон.

Если власть начинает поощрять зло и наказывать добро, то такая власть не от Бога. об этом написано в Основах социальной концепции Русской Церкви. Если государство призывает христиан к нарушению христианских норм, к отречению от Бога, то Церковь должна отказать в повиновении. Слуги, со всяким страхом повинуйтесь господам – здесь апостол Петр добавляет, что страдание, которое испытывают рабы, притесняемые от господ, спасительно. Одной из основных тем является страдание. Здесь возникает тема, что мы должны проводить жизнь странников и пришельцев, удаляться от похотей «чтобы они за то, что злословят вас, как злодеев, увидя добрые дела ваши, прославляли бы день посещения». В полном соответствии с апостолом Павлом, Петр говорит « ибо то угодно Богу, если кто, помышляя о Боге, переносит скорбь, страдая несправедливо, ибо вы к тому призваны, ибо и Христос пострадал за нас».

Глава 3

1 Также и вы, жены, повинуйтесь своим мужьям, чтобы те из них, которые не покоряются слову, житием жен своих без слова приобретаемы были, 2 когда увидят ваше чистое, богобоязненное житие. 3 Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, 4 но сокровенный сердца человек в нетленной [красоте] кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом. 5 Так некогда и святые жены, уповавшие на Бога, украшали себя, повинуясь своим мужьям. 6 Так Сарра повиновалась Аврааму, называя его господином. Вы - дети ее, если делаете добро и не смущаетесь ни от какого страха. 7 Также и вы, мужья, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни, дабы не было вам препятствия в молитвах. 8 Наконец будьте все единомысленны, сострадательны, братолюбивы, милосерды, дружелюбны, смиренномудры; 9 не воздавайте злом за зло или ругательством за ругательство; напротив, благословляйте, зная, что вы к тому призваны, чтобы наследовать благословение. 10 Ибо, кто любит жизнь и хочет видеть добрые дни, тот удерживай язык свой от зла и уста свои от лукавых речей; 11 уклоняйся от зла и делай добро; ищи мира и стремись к нему, 12 потому что очи Господа [обращены] к праведным и уши Его к молитве их, но лице Господне против делающих зло, (чтобы истребить их с земли). 13 И кто сделает вам зло, если вы будете ревнителями доброго? 14 Но если и страдаете за правду, то вы блаженны; а страха их не бойтесь и не смущайтесь. 15 Господа Бога святите в сердцах ваших; [будьте] всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением. 16 Имейте добрую совесть, дабы тем, за что злословят вас, как злодеев, были постыжены порицающие ваше доброе житие во Христе. 17 Ибо, если угодно воле Божией, лучше пострадать за добрые дела, нежели за злые; 18 потому что и Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, 19 которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал, 20 некогда непокорным ожидавшему их Божию долготерпению, во дни Ноя, во время строения ковчега, в котором немногие, то есть восемь душ, спаслись от воды. 21 Так и нас ныне подобное сему образу крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести, спасает воскресением Иисуса Христа, 22 Который, восшед на небо, пребывает одесную Бога и Которому покорились Ангелы и Власти и Силы.

« так же и жены, повинуйтесь своим мужьям» - это знакомое наставление.

А в отношении к мужьям – интересное дополнение, звучащее как гром среди ясного неба. «Так же и вы, мужья, обращайтесь с женами, как с немощнейшими сосудами, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни, дабы не было вам препятствия в молитвах». В послании апостол Павел говорил, что мужья должны любить жен. Апостол Петр говорит, что мужья должны обращаться с женами благоразумно, потому что объясняет, они сонаследницы вечной жизни.Если не будете обращаться так, будете иметь преткновение в молитве, ваша молитва не будет угодна Богу. Апостол Петр определяет женщин-христианок как сонаследниц благодатной жизни.

 

Для того времени утверждение революционное: женщина не считалась за человека и не имела никаких прав, оказывается сонаследницей вечной жизни. Молитва это общение с Богом, предстояние. Если жена, которая призвана к такому же богообщению, как ты, из-за тебя страдает, молитва твоя не будет угодна. Далее продолжаются наставления, в 14 стихе возникает тема страдания за правду «если вы страдаете за правду, то вы блаженны, чтобы те, кто порицает вас как злодеев, были постыжены, видя ваше доброе житие во Христе». То есть имя христиан должно быть миссионерской проповедью.

 Христианство пришло в мир, в котором господствовали роскошь и упадок. В свете всего этого Петр ратует за человеческие качества, служащие украшением сердца человеческого и являющиеся сокровищем в глазах Божиих. Именно такими сокровищами были украшены святые женщины прошлого. Пророк Исаия назвал Сарру матерью народа Божия (Ис. 51,2); христианских жен украшают те же прекрасные человеческие качества: скромность, смирение и целомудрие; они тоже дочери Сарры и члены семьи народа Божия. Христианок той эпохи подстерегали безудержная расточительность и причуды, на которые они могли пойти из страха перед сумасбродством своих мужей-язычников. Петр призывает их жить в самоотверженном служении, в добродетели и тихой вере: это было лучшее, что могла сделать христианка, чтобы обратить своего мужа ко Христу. Лишь в немногих местах Библии так ярко показаны ценность и смысл прекрасной христианской жизни.

 Самое сложное место – отрывок о схождении во ад. «Ибо, если угодно воле Божией, лучше пострадать за добрые дела, нежели за злые. Потому что и Христос чтобы привести нас к Богу, пострадал, был умерщвлен по плоти, но ожил Духом, Которым Он находящимся в темнице, сойдя, проповедовал. Некогда непокорным, ожидавшим гнев Божий во дни Ноя, во время строения ковчега, в котором немногие, 8 душ спаслись. Так и нас, ныне подобных сему образу крещения плотской нечистоты омытия, но обещанием Богу доброй совести, спасаемы воскресением Иисуса Христа, Который, взойдя на небо, пребывает одесную Бога, Которому покорились ангелы и власти и силы. Итак, как Христос пострадал за нас плотью, то и вы вооружитесь той же мыслью». Кольцевая композиция – заканчивается темой страданий Христа. Это единственное место, где прямо говорится о сошествии Христа во ад. В послании к Римлянам и к Ефесянам есть косвенные упоминания – Кто восшел на небеса, прежде сошел в преисподние земли.

На протяжении 5-6 стихов апостол Петр переплетает между собою три темы: тема страданий, которая начинает и заканчивает, тема схождения во ад и проповеди Христа во аде. С 20 стиха возникает тема Ноева ковчега, которую предваряет тема крещения. Казалось бы, это три различных темы, но апостол увязывает их воедино. « Находящимся в темнице Духом сойдя, проповедовал» («темница» - перевод еврейского «шеол», это не место мучений, а место пребывания душ всех людей до момента сошествия Христа во ад).

Тема страданий вводит тему сошествия во ад, потому что Христос сошел во ад через страдания. Страдания оказались для Христа средством продолжения проповеди, на сей раз уже в темнице. То, что само по себе ужасно – страдание Христово, открыло возможность проповеди среди духов. Интересно, что Он ожил Духом, Которым, сойдя, сущим в темнице благовествовал. Кажется, что апостол Петр утверждает, что человеческая душа Христова сошла во ад в Духе Святом. Когда душа человеческая отделилась от человеческого тела, Божество было соединено и с телом, поэтому оно не видело истления, и с человеческой душой, которая в Духе Святом сошла во ад и проповедовала там. Страдания – средство схождения во ад.Цель же схождения во ад – проповедь во аде. Книга игумена Иллариона (Алфеева) «Христос – победитель ада» - в ней свидетельство церковных авторов, богослужебных текстов, Предания Церковного о том, кому проповедовал Христос во аде и каков был эффект этой проповеди. Если читать только 3 главу, кажется, что Христос проповедовал только допотопному человечеству – возникает образ Ноя и его ковчега. Но в IV главе, 6 стих сказано о всех. Две мысли – эффект проповеди Христа во аде.

Мы сейчас чаще говорим, что Христос извел из ада уверовавших в Него праведников, или тех, кто ждал пришествия Христова. Епископ Илларион выделяет 4 точки зрения, засвидетельствованные святоотеческими мыслями, о том, что Христос опустошил ад. Ад остался пуст.

Следующая тема – проповедь о Крещении. Проповедь во аде была спасительна для тех, кто там находился, так же как для нас спасительно Крещение. Это некий параллелизм – действие Христа во аде, для тех, кто не мог креститься и наше крещение. Страдание – схождение во ад, проповедь спасительная для духов, крещение – спасительное для нас. Тема прославления – очень близкая к Павловой, некая параллель с посланием к Колоссянам: взойдя на небо, пребывает одесную Бога, которому покорились ангелы и власти и силы. В послании же к Колоссянам Он сказал, что подверг их позору и поруганию – более резко. «итак, как Христос пострадал за нас плотию, то и мы должны жить с тою же мыслию, это пример для нас. Страдающий плотью перестает грешить. Что бы остальное время жить уже не по человеческим похотям, но по воле Божией». «Ибо достаточно, что вы в прошедшее время жизни поступали по воле языческой. Потому они и дивятся, что вы не участвуете с ними в том же распутстве и злословят вас». Вместе с апостолом Павлом апостол Петр говорит об активности греха. В послании к Римлянам говорится о том, что грешащие не только сами грешат, но и делающих одобряют. Здесь апостол говорит, что тех, кто не делает греха, не просто не оставляют в покое, но и злословят и гонят. Они дивятся, что вы не участвуете с ними в том же распутстве и злословят вас – говорит апостол. Но они дадут власть Имеющему вскоре судить живых и мертвых. Это традиционная для апостольского восприятия напряженность эсхатологических ожиданий и уверенность в скором втором пришествии Христа. «Ибо для того и мертвым было благовествуемо, для того, чтобы они, подвергшись суду, по человеку плотию, жили по Богу духом». Ряд толкователей считает, что мертвые по духу надо понимать иносказательно, как непросвещенные светом истинной веры, те, кто грешат и мертвы по духу. А те, кто уверовал, духом ожили. Страдания, которым подвергаются не участвующие в делах греховных, нужны для того, чтобы жить по Богу духом. «Впрочем, близок конец всему». Дни действительно последние, говорит апостол. В конце IV главы апостол Петр приводит некоторые высказывания о конце света, которые во втором послании будут развиты в целый апокалипсис Петров. « Возлюбленные, огненного искушения, для испытания вам посылаемого, не чуждайтесь как приключения для вас странного, но, как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь в появлении славы, возрадуетесь и восторжествуете». Что имеет в виду апостол Петр, будущее ли огненное прещение, о котором будет идти речь во втором послании, когда стихии сгорят и звезды упадут, или он имеет в виду волну Нероновых гонений и страдания римских христиан, сожигаемых. Главное, что апостол ободряет, страдания ваши не напрасны, вы участвуете в Христовых страданиях – это тоже Павлова мысль. «радуйтесь, при явлении славы возрадуетесь и восторжествуете». В послании к Филиппийцам: «вам дано не только веровать во Христа, но и страдать за Него». Вы облагодатствованы этим. Здесь важное дополнение: дабы никто не принял христиан за утонченных мазохистов, которым только дай пострадать, апостол говорит: если злословят вас за имя Христово, то вы блаженны, ибо Дух славы Божией почивает на вас. Страдание за имя Христа есть блаженство. В послании Иакова сказано, что «испытанный и оказавшийся верным получит венец жизни». Здесь сказано, что «Дух славы Божией будет почивать» а о таких: теми Он хулится, а вами прославляется. «Только бы не пострадал кто из вас как убийца, или вор, или злодей, или посягающий на чужое». То есть не всякое страдание спасительно, если ты сотворил зло и наказан, как уголовный преступник, то ничего спасительного в этом нет- говорит апостол Петр. Но если как христианин, то не стыдись, а прославляй Бога за такую участь. « Ибо время начаться суду с дома Божия, если же прежде с нас начнется, то какой же конец не покоряющимся Евангелию Божию». Что значит дом Божий? Это зависит от того, какую точку зрения мы примем относительно адресата. Если это иудео-христианские читатели, то речь идет об Израиле, если языко-христианские – о Новом Израиле. Если праведник едва спасается, то нечестивый и грешник куда денется?

В V главе продолжаются наставления. Было большое наставление о страдании, о сошествии Христа во ад, а теперь – наставление пастырям. 5 стих: также и младшие повинуйтесь пастырям (Синодальный перевод не понятен. А как же, старшие не должны повиноваться пастырям? До какого возраста младшим повиноваться, и с какого возраста «начинается свобода»). А в греческом тексте – младшие, повинуйтесь пресвитерам, в первом значении, «старцам», то есть старшим, а не пастырям. Пастырям же и младшие и старшие должны повиноваться. «Итак, смиритесь под крепкую руку Божию и вознесет вас, трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища кого поглотить». Это образ, который мы видели в послании к Ефесянам, именно поэтому христианин должен быть готовым воином Христовым : чресла препоясать, шлем одеть, меч взять духовный. «Бог же всякой благодати, призвавший вас в вечную славу во Христе Иисусе, Сам, по кратковременном страдании, да совершит вас, да утвердит, да укрепит, да сделает непоколебимыми». Апостол верит, что страдания будут краткими и Бог поддержит и укрепит. «Ему слава и держава во веки веков, аминь». Послание Петрово написано через Силуана. В деяниях апостольских мы его видели под именем Сила.

 


Дата добавления: 2020-04-08; просмотров: 124; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!