Посему, (возлюбленные), препоясав чресла ума вашего, бодрствуя, совершенно уповайте на подаваемую вам благодать в явлении Иисуса Христа.



Послания апостола Петра.

 

В каноне Нового завета, среди 7 соборных посланий два подписаны именем апостола Петра. Относительно первого нет никаких проблем, потому что это послание цитируется мужем апостольским Поликарпом Смирнским, Иринеем Лионским, Тертуллианом, Оригеном, Евсевием. Все считают его Петровым, согласно с каноничностью, апостольского происхождения. На Востоке в конце второго века в самых ранних кодексах Пешито это послание присутствует. Внутренний признак, говорящий о подлинности послания, то, что ключевой идеей послания является мысль о скором втором пришествии Христа. Эта идея доминирует в послании с самого начала и до конца как побуждающий мотив быть твердым в вере и стойким в грядущих испытаниях. А напряженное ожидание второго пришествия было характерно для первого христианского поколения. Позже, по мере того, как шли годы, а пришествия не было, это напряжение спало и перестало доминировать в жизни христиан. Поэтому 1-е послание Петра относится к раннему периоду, то есть ко времени жизни апостолов. Об этом свидетельствует и то, что церковная организация, как она предстает из послания, еще достаточно проста. Не упоминаются епископы и другие иерархические должности, которые впервые упоминаются в пастырских посланиях Павла.

Послание отличается прекрасным греческим языком. На основании этого некоторые исследователи стали утверждать, что послание не может принадлежать ап. Петру. Но в заключении послания говорится: «Сие кратко написал я вам чрез Силуана». Силуан доверенное лицо при написания послания, скорее всего он и владел великолепным литературным греческим языком.

 С авторством проблем не возникает, а возникает проблема, когда послание написано и кому адресовано. Это послание Петрово, но автор пишет Павловым Церквам (1,I), малоазийским. Складывается впечатление, что апостол Петр пишет Павловым церквам, когда апостол Павел уже не имел свободного общения с ними, в общем тоне послания чувствуется стремление ободрить читателей, поддержать их, объяснить причину возникающих гонений и связанных с ними страданий. Послание, видимо, написано, когда апостол Павел в узах и нижняя граница написания послания 64 год. Поскольку по преданию, апостол Петр принял мученическую смерть в Нероновы гонения, вторая волна их 67-68 год – это верхняя граница.

 Вопрос более серьезный – кому оно адресовано. С одной стороны, приветствуются рассеянные в Понте, Галатии, Каппадокии, Асии, Вифинии, «избранные». Сам термин «рассеяние», «diaspora», воспринимался как технический термин. Речь шла о евреях, живущих вне Святой Земли, обратившихся ко Христу. Такой вывод подтверждает то, что в послании очень много цитат из Ветхого Завета, 20 и больше % всего текста, из 105 стихов 23. Так логично мыслить, если читателям знакомо, если они понимают, о чем хочет сказать автор. С другой стороны в послании есть целый ряд эпизодов, которые трудно воспринимать в отношении иудео-христиан. Само перечисление церквей: понтийских, галатийских, каппадокийских, асийских, вифинских, наводит на мысль о том, что речь идет о языко-христианских церквях. В Малой Азии церкви основывал апостол Павел, и нам неизвестно о малоазийских иудео-христианских церквах. Но в послании есть целый ряд мест, которые трудно отнести к иудео-христианам. Например, II, 10, «некогда не народ, а ныне народ Божий, некогда не помилованные, а ныне помилованные». Но иудеи как раз гордились тем, что они – народ Божий. В III, 6 «так, Сара повиновалась Аврааму, называя его господином, вы дети ее, если делаете добро и не смущаетесь ни от какого страха». Иудеи были детьми Сары безусловно, без всякого «если». Особенно странно – I, 14-17 «как послушные дети, не сообразуйтесь с прежними похотями, бывшими в неведении вашем». 18 « зная, что не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов». Но самый странный эпизод это IV 3 «довольно, что в прошлой жизни вы поступали по воле языческой, предавались нечистотам, похотям, пьянству, излишествам, нечестивому идолослужению» - что совсем непонятно, как иудеи предавались идолослужению.

 Поэтому среди исследователей есть две точки зрения, одна говорит о том, что послание написано иудео-христианским церквам Малой Азии, этой точки зрения придерживались святые отцы.

Современные же исследователи, опираясь на эти места, говорят, что речь идет о Павловых языкохристианских церквах, обращение рассеяния он приводит в иносказательном плане, Церковь как новый Израиль, не имущий земли на земле, имеющий Отечество на небесах.

Как всегда, есть третий вариант, что речь о смешанном составе Церкви. Окончательно решить вопрос трудно.

Цель написания послания – утешение Церквей, объяснение им смысла страданий. Если мы принимаем теорию, что это Павловы Церкви, то, возможно, это утешение Павловым церквам, оставшимся.

Место написания указано в самом послании: приветствуют вас избранные подобно вам церкви в Вавилоне и Марк, сын мой. Один Вавилон в междуречье, а другой городок в дельте Нила. Ко времени написания послания тот, который был в дельте Нила, был в руинах, и вряд ли речь идет о путешествии апостола Петра по северу Африки. Хотя архиепископ Аверкий пишет, что Петр, когда путешествовал по северу Африки, рукоположил Марка во архиепископа Александрии. Но неизвестен источник этих сведений. Рано появилось символическое толкование Вавилона, Евсевий Кесарийский в своей «Церковной истории»( кн. 2, п. 15) дает толкование Вавилона, как иносказательного имени Рима. Рим, как новый Вавилон. В Священном Писании есть подобная параллель, в Апокалипсисе, вавилонская блудница, которая сидит на семи холмах, упивается кровью христианских мучеников, у которой богохульные слова написаны на челе. Это яркий образ Рима, восставшего на Церковь. Возможно, что послание написано из Рима,такой точки зрения придерживался Иероним, блаженный Феофилакт, Евмений. По видимому, автор знаком с посланиями Иакова, и с некоторыми посланиями апостола Павла. Особенностью этого послания является отсутствие четкого плана. С одной стороны мы видим вступление, молитву, а с другой, практически нет плана, догматической части. Это послание, скорее нравственного характера, хотя есть и догматические части.

Глава 1

«Петр, апостол Иисуса Христа, пришельцам, рассеянным в Понте, Галатии, Асии, Вифинии, по предведению Бога Отца, при освящении Духа, в послушании и окроплении Кровию Иисуса Христа благодать и мир вам да умножатся». Петр, или по арамейски Кефас – это имя дал Симону Иисус Христос, когда призвал его стать Его учеником (Ин. 1, 42). Никто другой в Новом завете не назывался также: Петр, Апостол Иисуса Христа.  Во втором стихе, которым Петр приветствует своих читателей, подобно Павлу: «благодать вам и мир» мы находим интересное троичное исповедание. Речь идет о том, что Отец это источник предведения нашего спасения, которое осуществляется Кровию Иисуса Христа, освящающей силой Духа Святого. Это троичное исповедание вплетено в яркие ветхозаветные аллюзии. Прежде всего, окропление Кровию, очищение, с другой стороны, тема послушания завету и закону, столь важная для Израиля. Здесь послушание с окроплением Кровию Иисуса Христа. Пришельцы (греч. Парепидемоис), значит иностранцы, временные жители. Верующие являются гражданами неба и живут в языческом обществе как иностранцы и пришельцы, помыслы которых направлены к их родной стране.

Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому, 4 к наследству нетленному, чистому, неувядаемому, хранящемуся на небесах для вас, 5 силою Божиею через веру соблюдаемых ко спасению, готовому открыться в последнее время. 6 О сем радуйтесь, поскорбев теперь немного, если нужно, от различных искушений, 7 дабы испытанная вера ваша оказалась драгоценнее гибнущего, хотя и огнем испытываемого золота, к похвале и чести и славе в явление Иисуса Христа, 8 Которого, не видев, любите, и Которого доселе не видя, но веруя в Него, радуетесь радостью неизреченною и преславною, 9 достигая наконец верою вашею спасения душ.  

 Здесь, с 3-9 стих, идет молитва, хвалебный гимн Богу,  в которой автор благодарит Всевышнего за спасение, которое даровано верующим.  Спасение по источнику осознается как дело милости. По существу это возрождение к новой жизни, Воскресением. Слово возрождение указывает на рождение в новую жизнь, на перерождение человека. Важно, что это рождение есть рождение свыше. Участие самого человека в нем также мало, как и при его физическом рождении, рождении по плоти. Это есть исключительно дело милующей человека любви Божией. Это возрождение для всего рода человеческого осуществлено через воскресение Иисуса Христа. Бог возрождает нас к упованию живому. Предмет этого упования – царство Божие, апостол, следуя ветхозаветной традиции, называет наследием, наследством. Но это не земные ценности, как думали иудеи, но наследство это нетленно, чисто, неувядаемо, храниться на небесах. Царство Божие оно не преходяще, не осквернено человеческим грехом (чисто), не подвержено никакой порче и уничтожению (неуведаемо). И наследство на небесах, т.е. духовно и находится в надежном месте.

 А по цели это достижение упования вечной жизни, вечного наследия. Наследие, которое в 5 стихе понимается как наследие Самого Бога, дарованного через веру, и наследие, которое откроется в послание времена. Путь спасения это вера. Поскорбев немного – говорит о временности наших страданий, преходящесть земных испытаний и на незначительность этих скорбей. Бог не дает испытаний сверх наших сил. И скорбе они помогают проийти испытания. Очиститься от грехов, служат к похвале и чести и славе.

К сему-то спасению относились изыскания и исследования пророков, которые предсказывали о назначенной вам благодати, 11 исследывая, на которое и на какое время указывал сущий в них Дух Христов, когда Он предвозвещал Христовы страдания и последующую за ними славу. 12 Им открыто было, что не им самим, а нам служило то, что ныне проповедано вам благовествовавшими Духом Святым, посланным с небес, во что желают проникнуть Ангелы.

10-12 стихи, в них автор считает целесообразным изложить методологию своего послания. В послании более 20 % объема – цитаты из Ветхого Завета.

«К сему то спасению относились исследования и изыскания пророков, которые предсказывали назначенную вам благодать». Итак, апостол говорит, что это спасение было предвозвещено издревле пророками.

 «Исследуя, на которое и на какое время указывал сущий в них Дух Христов, когда Он предвозвещал Христовы страдания и последующую за ними славу».

Он говорит, что пророчества богодухновенны, и Христоцентричны. Вот смысл Ветхого завета, Христос. В Евангелии от Иоанна (V): исследуя Писания, вы думаете иметь через них жизнь вечную, а они свидетельствуют о Мне. У апостола Павла есть близкие мысли. Итак, писание христоцентрично, то, что пророчествовали древние пророки, было пророчеством о Христе.

 «Им открыто было, что не им самим, а нам служило то, что ныне проповедано вам благовествовашими Духом Святым, посланным с небес, во что желают проникнуть Ангелы». Лик Христов открыт нам Духом Святым. Апостол покажет - Ветхий завет христоцентричен. Вопреки логике, которой мы привыкли в посланиях апостола Павла - после молитвы часть догматическая – мы встречаем чисто практические указания, как проводить жизнь свято и непорочно. Здесь еще раз возникает тема спасительной Крови Предвечного Агнца. Апостол говорит, что кровь Христа, как чистого и непорочного Агнца, предназначена еще прежде создания мира. Апостол, как в послании к Ефесянам, сопрягает два плана бытия, предвечный, желание Бога спасти род человеческий Кровию Иисуса Христа, и это желание реализуется во времени: предназначенный еще прежде создания мира, но явившийся в последние времена для нас. Последнее время, полнота времен, это время проповеди христианской и Евангелия.

« Явившийся в последнее время для нас, уверовавших через Него».

Посему, (возлюбленные), препоясав чресла ума вашего, бодрствуя, совершенно уповайте на подаваемую вам благодать в явлении Иисуса Христа.

1. Препояшьте чресла ума вашего. Петр умышленно выбрал такой яркий оборот. На востоке мужчины носили длинные ниспадающие одежды, мешавшие при быстром движении или больших физических усилиях, а вокруг пояса - широкий ремень и, если нужно было сделать большое Физическое усилие, они подтыкали полы своих одежд под этот пояс, чтобы получить свободу движений. В русском языке этому выражению соответствует засучить рукава. Петр говорит своим читателям и слушателям, чтобы они были готовы к большим умственным усилиям: они не должны довольствоваться нетвердой и непроверенной верой, они должны взяться и продумать все проблемы. Может быть им придется даже отбросить кое-что как ненужное, может быть они сделают ошибки, но в конечном счете у них будут свои убеждения и своя вера, которые уже никто и ничто не сможет отнять у них.

2. Бодрствуйте [у Баркли: "будьте трезвыми"]. В греческом, как и в русском, слово трезвый может иметь два значения: воздерживающийся от пьянства, в буквальном смысле слова, и здравомыслящий, рассудительный. Люди должны быть стойкими против опьяняющих напитков, и против ядовитых идей; они должны обо всем судить здраво и справедливо. Христианин легко может вдруг увлечься тем или этим, или поддаться последнему крику моды. И Петр призывает христиан сохранять в важных вопросах твердость и непоколебимость верующего человека.

3. Совершенно уповайте на подаваемую вам благодать в явлении Иисуса Христа. Величайшая особенность христианина заключается как раз в том, что он живет надеждой, и потому, что у него есть надежда, он способен выносить выпадающие ему в жизни искушения и невзгоды. Человек, убежденный в разумности происходящего, может выдержать борьбу, жизненные битвы и длительное физическое напряжение. Для христианина самое прекрасное и самое лучшее впереди. Он испытывает благодарность за прошлое, с твердостью переносит трудности настоящего и совершенно уверен в том, что лучшее - впереди, во Христе.

 14 Как послушные дети, не сообразуйтесь с прежними похотями, бывшими в неведении вашем, 15 но, по примеру призвавшего вас Святаго, и сами будьте святы во всех поступках. 16 Ибо написано: будьте святы, потому что Я свят. 17 И если вы называете Отцем Того, Который нелицеприятно судит каждого по делам, то со страхом проводите время странствования вашего, 18 зная, что не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, 19 но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца, 20 предназначенного еще прежде создания мира, но явившегося в последние времена для вас, 21 уверовавших чрез Него в Бога, Который воскресил Его из мертвых и дал Ему славу, чтобы вы имели веру и упование на Бога. 22 Послушанием истине чрез Духа, очистив души ваши к нелицемерному братолюбию, постоянно любите друг друга от чистого сердца, 23 [как] возрожденные не от тленного семени, но от нетленного, от слова Божия, живаго и пребывающего вовек. 24 Ибо всякая плоть - как трава, и всякая слава человеческая - как цвет на траве: засохла трава, и цвет ее опал; 25 но слово Господне пребывает вовек; а это есть то слово, которое вам проповедано.


Дата добавления: 2020-04-08; просмотров: 220; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!