Классификация государств. Президент РФ.



Институт президентской власти учрежден путем референдума в 1991 г.В Конституции 1993 внесены существенные изменения по статусу президента, порядку избрания, полномочиям, взаимодействию с другими органами власти.

Согласно положениям главы 4 Конституции Президент России является главой государства. Он непосредственно ни в одну из ветвей власти не входит. Гарант Конституции и представляет нашу страну на международной арене.

Избирается на 4 года путем референдума гражданин РФ с 35 лет, 10 лет проживший на территории РФ, не более чем на два срока.

Функции:

По отношению к исполнительной власти:

  1. Назначает с согласия Думы Председателя правительства.
  2. Формирует Правительство.
  3. Имеет право возглавлять заседания Правительства.
  4. Принимает решение об отставке Правительства.
  5. Является Верховным Главнокомандующим и назначает и освобождает высшее командование ВС

По отношению к судебной власти:

  1. Предлагает Совету федерации кандидатуры на должность судей Верховного, высшего Арбитражного и Конституционного судов
  2. Вносит в Совет федерации предложения о назначении Генерального Прокурора

По отношению к представительной власти:

  1. Назначает выборы Государственной думы.
  2. Распускает Государственную Думу в соответствии и на основании Конституции РФ
  3. Вносит законопроекты в Думу
  4. Имеет право отлагательного вето, т.е. право отклонить принятый думой закон

 

Функции государства:

Государство призвано выполнять в обществе определенные функции. Более того, признаки государства становятся необходимыми для выполнения тех задач, ради которых оно и возникло.

Главная функция (назначение, роль), которую выполняет государство – это выражение и защита интересов населения. Благодаря выполнению этой задачи складывается и поддерживается общественный порядок, сохраняется стабильность (устойчивость) социальной системы.

Государство реализует эту функцию в следующих направлениях и формах.

А) П одавление действий отдельных людей и групп, направленных против установленного общественного порядка. Прежде всего, это борьба с преступностью. Но это может быть также и подавление действий отдельных групп и индивидов, выступающих против существующего социально-политического строя, а именно, борьба с различными религиозными, политическими движениями, партиями, сектами, тайными организациями, призывающими к вооруженному (насильственному) изменению сложившегося порядка;

Б) согласование или примирение не совпадающих или противоположных интересов различных групп населения. В сложноорганизованном обществе социальная стратификация приводит к тому, что между различными слоями могут складываться отношения соперничества, господства-подчинения, эксплуатации-угнетения. Назначение государства состоит в том, чтобы не допустить перерастания различных и несовпадающих интересов в антагонизм (непримиримое противоречие). Такое согласование различных интересов государство осуществляет во всех сферах общественной жизни: от экономики до духовной сферы;

В) Обеспечение защиты своих подданных от внешней угрозы, а также представление общества на международной арене;

Г) Выражение общественного интереса. Иначе говоря, государство осуществляет общую работу по управлению обществом; например, по определению направления пути, по которому оно будет двигаться.

В оценке общего предназначения государства существуют разногласия среди мыслителей, изучавших государство. Их можно сгруппировать в две позиции. Сторонники одной считают, что государство создано обществом и ради общества. Поэтому в его создании были заинтересованы все социальные группы. Цель государства с их точки зрения состоит в согласовании или примирении интересов различных социальных групп.

Сторонники второй позиции считают, что государство на самом деле создано господствующими классами или социальными группами. Поэтому фактически его основной задачей является защита интересов господствующих классов.

Можно сказать, что это спор о сущности государства или о том, что является основной задачей, которую государство должно выполнять и для которой оно появилось на свет. Нетрудно заметить, что все остальные функции зависят от реализации этой главной задачи. Так с точки зрения сторонников второй позиции и в защите от внешних нападений, и в выполнении работы по управлению обществом проявляется стремление государства защитить интересы господствующих социальных групп.

В обеих позициях есть сильные и слабые стороны. С одной стороны, в обществе, расколовшемся на различные группы с различными или несовпадающими интересами, все они будут заинтересованы в наличии независимого органа, призванного урегулировать отношения между ними. Особенно если этот орган ни от кого не зависит и представляет собой силу, стоящую над обществом.

Но с другой стороны, создание государства означает возникновение еще одной социальной группы, а именно государственного аппарата. Но это не просто одна из многих социальных групп, а организация, которой общество придало высокий социальный статус. Это означает, что люди, осуществляющие власть, как правило, наделяются высоким престижем и материальным благосостоянием. В результате данная социальная группа приобретает свой особый интерес, который заключается в заботе о сохранении своего привилегированного социального положения. Это приводит к тому, что положение государственного аппарата становится противоречивым и раздирается конфликтом двух интересов. Как член определенной социальной группы чиновник заинтересован в сохранении своего высокого положения в обществе. Как слуга общества он предназначен урегулировать социальные конфликты.

В результате государство часто не примиряет, а умеряет социальные конфликты. «Умерять» означает не ликвидировать конфликт, а вводить его в определенные границы или не доводить до вооруженной борьбы. Умеряя эти конфликты, государство одновременно стремится к самосохранению, воспроизводя для этого те общественные отношения, которые породили само государство. Иначе говоря, если государственные служащие были созданы для решения конфликтов между низшими и высшими классами, то часто они будут стараться не столько их примирять, а даже наоборот, стараться воспроизводить оба этих класса. Потому что пока есть противоречие между социальными группами, есть конфликты, а значит нужно государство. Вот почему сторонники второй позиции верно усмотрели слабое место в учении о государстве как органе для примирения интересов различных групп..

Однако государство защищает не высшие классы. Более того, оно часто карает и представителей высших социальных групп. Достаточно, вспомнить действия Ивана Грозного и Петра Первого. Государство вступает в союз со всеми теми социальными группами, которые заинтересованы в сохранении существующих социальных отношений. Например, в период Французской буржуазной революции 1789 г. против восставшей буржуазии выступили не только феодалы, но и крестьяне (восстание в Вандее). Все они были поддержаны монархией, а именно, королем и его двором. Причина такого союза и заключалась в том, что возникшая буржуазия выступала против самих основ существующего общества. Поэтому все группы традиционного общества, ощущая, что в новом обществе им не будет места, выступили против нее единым фронтом.

Отсюда можно сделать вывод, что государство не всегда осуществляет задачу примирения и согласования противоречивых или противоположных интересов. Часто выполнению его основной задачи препятствует стремление чиновничества как особой социальной группы сохранить свое привилегированное положение в обществе. Поэтому государство скорее умеряет, чем примиряет, конфликты. Но это не означает, что оно всегда встает на защиту интересов только господствующих классов. Скорее, она защищает все те социальные группы, которые заинтересованы в существовании сложившихся социальных отношений, и карает те, кто стремятся их разрушить.

Происхождение государства:

Обращение к причинам возникновения государства помогает понять основные черты и функции данного социального института. Следует отметить, что для обществознания выявить причины возникновения государства означает определить те условия, цели или проблемы, которые с необходимостью требуют его создания для своего решения, а не описать, как и почему возникало каждое конкретное государство в определенном месте и в определенное время.

В архаических или первобытных обществах государство не существовало, потому что в таком институте не было необходимости.

1. Архаические общества, как правило, представляли собой небольшие коллективы людей с низкой производительностью труда. Основной задачей этих обществ была задача выживания. Производство по характеру было простым воспроизводством, поэтому прибавочный продукт отсутствовал. Значит, на содержание государственного аппарата средств не было.

2. Малая численность коллектива, а значит малое количество конфликтов, позволяли вождю совмещать функции управления и ведения собственного хозяйства. Поэтому не было потребности в выделении функции управления в самостоятельную функцию.

 3. Для разрешения возникающих конфликтов достаточно было силы воздействия общественного мнения и традиций. Поэтому не было надобности в создании системы права и специальных органов принуждения к его соблюдению. Причина их отсутствия состояла в том, что общественный интерес, а именно необходимость выживания посредством совместных действий, был очевиден для членов коллектива. Кроме того, разделение труда еще не привело к созданию отдельных социальных групп с несовпадающими или даже противоположными интересами.

Условия возникновения государства.

1. Увеличение численности населения и расширение территории проживания приводит к тому, что лидеру уже трудно совмещать функции управления и ведения собственного хозяйства. Ему просто не хватает времени перемещаться с одного места на другое для решения возникающих конфликтов.

2. Развитие орудий труда и повышение производительности труда создают возможность получения прибавочного продукта, а значит, возможность появления средств на содержание государственного аппарата.

3. Общественная жизнь усложняется. Прежде всего, развивается разделение труда. В результате возникает множество социальных групп (ремесленники, крестьяне, торговцы, интеллигенция), интересы которых перестают совпадать. Это несовпадение интересов увеличивает вероятность конфликтов между ними.

4. Разделение труда приводит не просто к возникновению разных социальных групп. Возникает социальное неравенство, а именно деление на богатых и бедных. Оно усиливается отношениями эксплуатации и угнетения, когда высшие социальные группы начинают использовать труд низших социальных групп, существовать за счет их труда и неэквивалентной его оплаты. Интересы таких социальных групп не просто перестают совпадать, но становятся противоположными. Это обостряет конфликты между высшими и низшими социальными группами.

5. Увеличение численности населения и территории, а также возникновение социальных групп с несовпадающими и противоположными интересами приводит к исчезновению общего интереса, который когда-то сплачивал людей. Поэтому общественное мнение и традиции не уже способны воздействовать на такое общество. А) Традиции, сформировавшиеся, когда подобных конфликтов еще не было, уже не могут дать ответ на новые наболевшие вопросы. Возникает потребность в создании системы права, чтобы регулировать новые взаимоотношения между людьми. Б) Общественное мнение уже не может заставить людей выполнять правила общественной жизни. Мнение низших классов, конечно, не обладает авторитетом для высших классов. Возникает потребность в создании специальных органов воздействия.

Понятие политики

С возникновением государства, с особым местом, которое оно занимает в обществе, возникает новая черта общественной жизни – политика и политические отношения. Политика – отношения между социальными группами по поводу достижения, удержания и использования государственной власти.

Политический характер действия социальных групп приобретают в следующих случаях:

1. Между социальными группами могут возникать разные отношения: экономические, социальные, духовные. Так, когда одна социальная группа выступает организатором производственного процесса, а другая - исполнителем, то они вступают в экономические связи. В процессе этих связей между группами могут возникнуть отношения сотрудничества или эксплуатации-угнетения. Как правило, существование одних классов за счет труда других и неравномерность распределения благ приводят к конфликту между ними. Для его разрешения могут использоваться различные методы, например, переговоры между рабочими и предпринимателями или вооруженное столкновение между администрацией и рабочими. Но как только одна из групп для решения своих проблем обращается за помощью к государству, а именно, просит издать законы, которые урегулировали бы взаимоотношения рабочих и предпринимателей, или просит его применить силу для усмирения противодействующей стороны, возникает отношение, которое можно назвать политическим. Таким образом, использование государства как посредника для решения экономических, социальных и духовных проблем, создает политическое отношение между социальными группами.

2. Кроме того, какую-нибудь социальную группу может не устраивать ее роль в управлении обществом. Тогда она будет создавать свою партию, чтобы участвовать во властных отношениях. Это и называется «заняться политикой». В отличие от ситуаций первого типа здесь государство используется не как средство, а как цель, потому что социальная группа хочет участвовать в управлении обществом и осуществлении властных отношений через своих представителей. Тем самым борьба с другими социальными группами за право участвовать в государственной жизни также порождает политические отношения.

Итак, политика может возникать только там, где существует государство. Причины возникновения политических отношений связаны с особым местом, которое оно занимает в обществе. Между группами возникают конфликты, которые они своими силами решить не могут, для их решения используется сила государства, а значит, возникает политика. Но хотя государство и было создано обществом для урегулирования взаимоотношений между различными социальными группами, из-за возникновения своего особого интереса, эти цели оно не всегда осуществляет. Поэтому у социальных групп возникает настоятельная необходимость оказывать воздействие на государство, чтобы напомнить ему о своем существовании. Поскольку у чиновников существует свой частный интерес, на них приходится оказывать давление, чтобы заставить выполнять общественное предназначение.

В современных демократических обществах роль политики еще более возрастает, поскольку правительство в них, как правило, формируется в результате конкурентной борьбы социальных групп и партий, выражающих их интересы. Поэтому у социальных групп современного общества нет иного выхода, как участвовать в осуществлении политической власти или «заниматься политикой», если они желают выразить и отстоять свои интересы.

Политическая система общества.

В результате возникновения и развития политических отношений формируется политическая система общества. Политическая система общества или политическая организация общества — организованная на единых принципах совокупность взаимодействий (отношений) политических субъектов, связанных с осуществлением власти (правительством) и управлением обществом.  Политическая система – это посредник во взаимоотношениях между социальными группами, между обществом и государством; это совокупность узаконенных средств, посредством которых социальные группы общества урегулируют свои отношения друг с другом, выражают и отстаивают свои интересы.

Рассмотрим основные элементы, которые составляют политическую систему общества.

1. Политические организации, среди которых наиболее важную роль играют: а) собственно политические организации, обладающие политической властью или стремящиеся к ней (государство, партии); б) частично политические организации или такие организации (институты), для которых использование политической власти - только одна, к тому же не всегда главная сторона их деятельности (профсоюзы и т.д.).

2. Политические отношения. Под ними понимаются отношения, которые складываются между государством и обществом (социальными группами) или между социальными группами по поводу использования государственной власти. Они включают в себя: а) «горизонтальные» отношения или отношения между равноправными участниками политики: классами, нациями, партиями, государствами; б) «вертикальные» отношения или отношения в процессе осуществления политической власти (например, подчинение районной администрации областной и так далее вплоть до президента). Это отношения, в которых одна сторона имеет право и возможность приказывать другой.

3. Существенным элементом политической системы являются политические принципы и нормы. Они составляют ее нормативную основу. Насколько отличаются друг от друга политические режимы (например, тоталитаризм и политический плюрализм), настолько же различаются принципы и нормы, лежащие в основе функционирования соответствующих политических систем.

Указанные нормы регулируют политические отношения, придавая им упорядоченность, определяя желательное и нежелательное, дозволенное и недозволенное с точки зрения укрепления политической системы. Правда, в каждом обществе могут быть и такие социальные силы, которые придерживаются иных, нежели господствующие, политических принципов и норм, которые в случае их реализации дестабилизировали бы существующую систему. Ясно, например, что принципы диктатуры пролетариата или принципы и нормы демократического централизма, признаваемые (или признававшиеся) коммунистическими партиями, несовместимы с существующими ныне в западных индустриальных обществах политическими системами.

Через политические принципы и нормы получают официальное признание и закрепление определенные социальные интересы и политические устои. В свою очередь при помощи этих принципов и норм политико-властные структуры доводят до сведения общества, социальных групп, отдельных индивидов свои цели, обоснование принимаемых политических решений и определяют своеобразную модель поведения, которой будут руководствоваться все участники политической жизни.

Политическое сознание (идеология) и политическая культура. Политическое сознание - это совокупность сложившихся в обществе представлений обычно в форме идеологии о месте и роли государства, партий, общественных организаций, о возможностях общества повлиять на власть. Политическая культура представляет собой ценности политической жизни, прежде всего, идеалы государственного устройства и его в обществе, а также нормы, призванные регулировать взаимоотношения общества и политических институтов.

Можно сказать, что политическая культура - это представления общества о том, как следует социальным группам взаимодействовать с государством, каковы обязанности государства по отношению к обществу и наоборот, что должны делать политические партии и общественные организации. Политическая культура - это представления о том, что считается для общества «нормальным» во взаимоотношениях с политическими институтами, а что следует изменить или уничтожить, степень следования общества и политических сил политическим нормам.

Политическая культура различных обществ отличается друг от друга. Например, в одном обществе может считаться недопустимым для политического деятеля публично демонстрировать свое богатство или близкое знакомство с представителями криминальных структур, а в другом - на это не обращают внимание. Показателем политической культуры является отношение общества к методам воздействия на государство. Например, в обществах традиционных типичными являлись восстания, бунты, просьбы как единственно возможный способ заставить государство обратить внимание на бедственное положение низших классов.  

Сложившаяся политическая культура будет определять отношение общества к власти, а также характер его действий по отношению к ней. Это называют политическим поведением. Оно может быть активным, когда члены общества интенсивно вмешиваются в дела власти, создают общественные организации, чтобы отстаивать свои интересы, заботятся о своих правах. Но социальные группы могут быть пассивными, во всем надеяться на мудрость власти, ждать, когда ее органы вспомнят об их нуждах.

Политическое поведение также может быть организованным и стихийным. Организованным значит осуществляющимся через существующие политические институты (узаконенные или неузаконенные), планируемым, с осознанием целей и задач. Стихийным значит спонтанным, обусловленным ситуацией и являющимся следствием эмоциональных состояний, а не планируемых действий. Чем больше стихийность, тем более рациональные мотивы действий, осознанность и продуманность своих интересов, институализированные формы их выражения уступают место чувствам, страстям, эмоциям. Преобладание стихийности, как правило, приводит к обострению конфликтов между классами общества, преобладанию методов насилия для их решения.

Функции политической системы:


Дата добавления: 2020-04-08; просмотров: 72; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!